Авторские статьи

Ждем Mercedes Sprinter

Ждем Mercedes Sprinter

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Особенностью рынка лёгких коммерческих автомобилей всегда являлась востребованность, даже в сложных экономических условиях. Ярчайшим примером и доказательством этого является феноменальный успех отечественной «Газели» в середине 90-х годов прошлого века. При этом, несмотря на то, что российский рынок открыт для иностранных автопроизводителей уже на протяжении нескольких десятилетий, его потенциал по-прежнему остаётся весьма высоким. Именно поэтому Mercedes, едва анонсировав появление нового поколения Sprinter, уже определил сроки начала реализации в России.

 


Появление новинки как попытка смены приоритетов в маркетинговой политике компании

По заверению представителей компании, новинка появится на европейском рынке в первой половине 2018 года, а до России доберётся уже к сентябрю. С учётом того, что нынешнее поколение автомобиля не отличается демократичной ценой (базовая версия фургона стоит почти 2 500 000 руб.), а планы по повышению доступности не декларировались, новому коммерческому автомобилю придётся непросто. Дело в том, что линейка моделей от потенциальных конкурентов весьма обширна, что позволяет выбирать между бюджетными решениями и продукцией именитых автокоцернов. Определённую роль при этом играет и наличие на отечественном рынке и бюджетной модели от самого Mercedes-Benz — это собираемый в Нижнем Новгороде Sprinter Classic, который уже завоевал свою рыночную нишу, хотя и подпортил репутацию марки качеством первых образцов, а также низкой коррозионной стойкостью кузова. Таким образом, на затянувшемся спаде продаж компания — производитель стремится предоставить возможность выбора между проверенным временем и относительно доступным, но морально устаревшим автомобилем, и наиболее современным флагманов линейки, который практически одновременно стартует как в Европе, так и в России.

 

Если принять во внимание тот факт, что за последние пару лет отечественный рынок автотранспорта несколько стабилизировался, а объёмы продаж немецкой компании продолжали снижаться (как видно из диаграммы, представленной на рисунке), возникла необходимость изменения дилерской политики. Это обусловлено тем, что отрицательную динамику демонстрировало как текущее поколение коммерческих автомобилей, так и собираемые в России «классические» версии, так что потребность в обновлении модельной линейки вполне очевидна.

 

 

График 1. Динамика продаж Mercedes-Benz на фоне общерыночных показателей

 


Стоит отметить, что основные надежды компании связаны даже не с европейским, а с североамериканским рынком, который демонстрирует положительную динамику в сегменте LCV на протяжении длительного периода.

 


Технические особенности модели и её конкурентные преимущества
В настоящее время о новинке известно не так много, тем не менее очевидно, что она получит традиционную турбодизельную версию с мотором относительно малого объёма, что позволит сократить эксплуатационные издержки. Кроме того, анонсируется и полностью электрифицированная модификация, запас хода которой должен составлять 200-250 км. Как сообщил руководитель подразделения Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег, новое поколение автомобиля порадует покупателей не только современным дизайном, выполненном в ключе новейших моделей компании, но и богатым оснащением и отделкой. Исходя из этой довольно скудной информации, можно с уверенностью говорить о высокой технологичности платформы и использовании в ней массы электронных систем.


Помимо этого, автомобиль станет ещё просторнее, что должно найти отражение и в показателях грузоподъёмности. Как полагают специалисты, новинка будет использовать некоторые элементы экстерьера представленного годом ранее концепта Vision Van. Кроме того, не исключается заимствование сложной системы головного освещения, построенной с использованием LED-технологий. Отдельное внимание будет уделяться и системам безопасности водителя и пассажиров, чтобы занять ведущие места в классе по данному показателю. Для транспортных компаний несомненным преимуществом станет оснащение автомобиля системой мониторинга корпоративного автопарка. Дополнительным преимуществом станет и появление в модельной линейке бортовой версии.

 

Стоит отметить, что новую платформу для данного автомобиля компания разрабатывает самостоятельно, в отличие от нынешнего поколения, базирующегося на одной базе с Volkswagen Crafter.

 


Конкурентная борьба или заполнение свободных рыночных ниш

Как бы ни парадоксально звучало, но основным конкурентом новинки станет давно известная модель Sprinter Classic, базирующаяся на устаревшей платформе T1N. Дело в том, что ключевой особенностью отечественного рынка коммерческих автомобилей является то, что наибольшей популярностью пользуются модели, отличающиеся надёжностью и доступной ценой, при этом во главу угла ставится ремонтопригодность и неприхотливость. Если рассматривать новейшие фургоны от немецкого производителя, то они требуют строжайшего соблюдения технического регламента, обслуживания исключительно в авторизованных центрах, оснащённых дорогостоящим сервисным оборудованием, а также имеют ряд слабых мест, сконцентрированных в электронных модулях и сложных узлах.

 

Помимо этого, не отличаются надёжностью и современные двигатели. Так, используемый на последнем поколении Sprinter ОМ651 требует ремонта гораздо чаще, чем тот же ОМ646, устанавливаемый на версию Classic. Стоит отметить, что последний локализован в России и собирается на мощностях Ярославского моторного завода. Что касается стоимости обслуживания, то для обоих автомобилей она ощутимо дороже конкурентов, поэтому решающим фактором становится именно частота визитов на сервис. Помимо этого, не лучшим образом складывается и ситуация с требовательностью современных моторов к качеству топлива и смазочных материалов, с которыми в России дела обстоят не лучшим образом, так что сфера деятельности нового Sprinter автоматически формируется вокруг крупных городов и сети федеральных автодорог.


Таким образом, потенциальными покупателями новейшего поколения могут стать представители премиального сегмента коммерческих перевозок, для которых к ключевым показателям деятельности относится и респектабельность автопарка. Для данной категории потенциальных клиентов несомненным достоинством будет тот факт, что новинку не планируют собирать в России, а будут импортировать из Германии.

 

Наиболее близким конкурентом новинки из моделей других производителей можно назвать Ford Transit, хорошо знакомый отечественным транспортникам, но утративший былую доступность, перекочевав в сегмент дорогостоящих микроавтобусов. Несмотря на то, что автомобиль собирается в России, это не сделало его стоимость более привлекательной, и стартует она с отметки в 1,9 млн. руб. К потенциальным преимуществам нынешнего поколения можно отнести высокую стоимость на вторичном рынке, что повышает остаточную цену при расчёте амортизационных отчислений. Этому способствует доступность технического обслуживания, высокая надёжность, а также относительная дешевизна запасных частей. Топливная экономичность также является дополнительным стимулом к приобретению Transit.

 

Следующим конкурентом новинки можно назвать Citroen Jumper, который не отличается выразительным дизайном, но подкупает достаточно высокой надёжностью и рекордно низкой стоимостью ремонта и обслуживания. Межсервисный интервал, например, зафиксирован на отметке в 20 тыс. км. пробега, в то время как у Mercedes он составляет только 15 тыс. км. К минусам же модели можно отнести относительно низкую популярность на вторичном рынке и, соответственно, более низкую цену последующей продажи, что обусловлено утвердившимися ранее стереотипами о специфичности конструкций французских машин, а также их невысоком ресурсе.

 

Как заявил Олег Ткаченко, начальник управления корпоративных продаж ГК «Автомир», «несмотря на то, что Transit и Jumper экономичнее Sprinter Classic, за счет высокой остаточной стоимости и популярности на вторичном рынке Mercedes-Benz остаётся более привлекательным и выгодным предложением».


Citroen Jumper имеет целый ряд соплатформенных автомобилей, в том числе Fiat Ducato и Peugeot Boxer, что существенно упрощает поиск авторизованного сервисного центра, а также запасных частей и расходных компонентов.

 

Если попытаться провести прямые параллели с представленными на рынке брендами, то непосредственного соприкосновения ценовых ниш практически не наблюдается. Фактически, новое поколение Sprinter предназначено для замены нынешнего и поддержания технологического лидерства в сегменте. Как таковые, особенности конкурентной борьбы с выходом данной версии не изменятся, поскольку Mercedes занимает нишу, в которую другие производители стремятся не подниматься.

 


Перспективы нового поколения Sprinter в текущей экономической ситуации

Учитывая тот факт, что российские транспортники переживают не лучшие времена, появление дорогостоящего автомобиля в секторе коммерческих грузоперевозок вызывает обоснованные опасения. Разумеется, пик кризиса уже миновал, и востребованность наиболее бюджетных решений в виде отечественных «Газелей» и китайских микроавтобусов серьёзно снизилась. Это обусловлено тем, что экспертное сообщество признаёт тот факт, что при низкой первоначальной стоимости, эксплуатационные расходы в данном сегменте чрезвычайно высоки, и это несмотря на низкую стоимость ремонта и запасных частей. Решающим фактором является именно частота простоя ввиду поломок и более частого сервисного обслуживания, а в случае с китайской продукцией – ещё и время поиска необходимых компонентов.


Несмотря на появление модели Газель Next, имеющей в своём арсенале широкую номенклатуру комплектующих иностранного производства, обеспечить должный уровень надёжности пока не удаётся. Что же касается заявленной стоимости владения, которая на 20-30% ниже, чем у конкурентов, то данный показатель достигается именно благодаря разнице в первоначальной цене, которая отличается от прямых конкурентов именно на озвученную величину.
Как показывают результаты маркетинговых исследовании, наблюдается постепенный переход лидерства из сверхбюджетного сегмента, который был призван решить проблему замены отслуживших своё машин в условиях ограниченности финансовых активов, к сегменту иномарок средней ценовой категории, предоставляющих должный уровень надёжности и комфорта. В данных условиях определённый интерес возникает и к устаревшим моделям, производство которых стимулируется доступной ценой и имиджем марки. Однако стремление получить максимум от инвестирования в обновление автопарка не позволяет получить высокие объёмы продаж в данном секторе. Ввиду этого особое внимание привлекают именно новинки, стоимость которых не превышает аналогичную величину для лидеров рынка. Mercedes к последним не относится, так что ожидать феноменального спроса на последнее поколение коммерческой линейки не приходится. Вероятно, с улучшением экономической ситуации пропорционально изменится и востребованность новинки, пока же дизайн и роскошная отделка кабины не являются важнейшими преимуществами для отечественных покупателей. Если же говорить о массовости, то наиболее перспективным направлением деятельности стало бы кардинальное обновление бюджетного Sprinter Classic, вплоть до смены его платформы.

 

Если рассматривать декларируемую версию на электротяге, то здесь также не всё так просто. Относительная дешевизна традиционных источников топлива, а также потребность в значительно большем пробеге и жёсткие климатические и эксплуатационные условия делают данную модификацию малорентабельной, ориентированной на обслуживание нужд экопарков и природоохранных зон в крупных городах.

 

Подводя итог, можно отметить, что Mercedes-Benz – это премиальный бренд, не ориентированный на массовость и широту сфер применения, это касается и коммерческого автотранспорта. Если же рассматривать новейшее поколение Sprinter, то изменить нынешний рыночный расклад оно не в состоянии. Очевидно, что его появление в России – это стремление сохранить престиж марки и продемонстрировать техническое превосходство.



Опубликовано: 25.07.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.