Авторские статьи

КАМАЗ: шаг вперед

КАМАЗ: шаг вперед

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Флагман отечественного грузового рынка не раз привлекал внимание новостных служб в связи с обновлением модельного ряда, спортивными достижениями или визитом членов правительства. Помимо этого, предприятие, как и другие отрасли национальной экономики, пытается переориентировать свою производственную программу в направлении наращивания экспортного потенциала.

 


Производственная программа и её влияние на показатели экспорта
Такому подходу способствует сохранение невысокого курса рубля, ввиду чего продукция автогиганта стала доступнее на внешних рынках. Также повышению интереса со стороны иностранных покупателей способствовала масштабная программа обновления модельного ряда, осуществляемая с привлечением зарубежных партнёров. В качестве примеров такого сотрудничества можно отметить не так давно запущенный в серию «Камаз NEO», получивший кабину от Mersedes-Benz, а также двигатель Daimler и иные компоненты от ведущих мировых брендов. Как отмечают представители транспортных компаний, результатом такой интеграции стал грузовой автомобиль, максимально приближенный по своим потребительским и эксплуатационным параметрам к моделям иностранного производства, но по существенно меньшей цене.

 

Тем не менее, у руководства предприятия существует понимание того, что с использованием хоть и проверенных, но всё же устаревших решений иностранных партнёров рассчитывать на завоевание внешних рынков не приходится. Именно поэтому активно готовятся к запуску в серию грузовики с принципиально новой кабиной, также созданной в кооперации с Daimler, которые будут оснащаться и современным двигателем проекта Р6, построенном в тесном сотрудничестве с компанией Liebherr.

 

Преимуществом нового мотора стала возможность применения современных технологий повышения эффективности и снижения объёма вредных выбросов, что открывает широкие перспективы для сертификации и поставок даже в европейские страны. Шестицилиндровый рядный дизельный мотор учитывает основные тенденции в мировом моторостроении и обладает широким диапазоном настроек мощностных показателей (от 380 до550 л.с.). Такие конструктивные особенности позволяют использовать мотор в различных модификациях грузовиков, чему способствуют и умеренные габаритные размеры.

 

Стоит отметить, что Р6 создан на основе двигателя, предназначенного для стационарных установок, ввиду чего конструкторы полностью переработали его силовую структуру, стремясь снизить большую массу и одновременно – увеличить жёсткость блока цилиндров. Уже внедрена система преобразования энергии выхлопных газов в крутящий момент, передаваемый на коленвал. Агрегатируется новый мотор с автоматической коробкой передач ZF, что приближает его к иностранным моделям, но делает малопривлекательным с точки зрения стоимости и сложности последующего обслуживания. Традиционные образцы 740-го семейства по-прежнему остаются на конвейере, но их целевая группа – внутренний потребитель. По сравнению с ними Р6 не только компактнее, но и технологичнее, поскольку содержит на 150 деталей меньше. Каждый цилиндр имеет собственную крышку, а не единый блок, что позволяет обслуживать их по отдельности, упрощая ремонт в пути, а заявленный ресурс должен достигать 1,5 млн. км.

 

Комфорт водителя обеспечивается не только современными системами, но и внутренними размерами кабины от последнего поколения Mercedes-Benz Actros, которая открывает потерянный заводом сегмент магистральных тягачей.


Такой подход в производственной программе, в совокупности с активным участием в спортивных состязаниях мирового масштаба, обеспечивает не только широкую известность, но и потенциал для наращивания экспортных позиций и переориентирования структуры поставок с ближайшего зарубежья на развитые западноевропейские и азиатские рынки.

 


Экспортный потенциал на фоне макроэкономических тенденций

Как было отмечено, снижение курса рубля дало мощный импульс поставкам российских грузовиков за рубеж. В то же время стабилизация этого показателя наглядно демонстрирует, что это временное преимущество. Оно будет поэтапно нивелироваться как макроэкономической ситуацией, так и усилением конкурентной борьбы в бюджетной ценовом диапазоне.


Если посмотреть на диаграмму ниже, становится очевидно, что основными покупателями продукции ПАО «Камаз» являются страны СНГ, Таможенного союза, ближнего зарубежья, а также небогатые государства Латинской Америки и Азии.


 


Такая структура поставок – наследие предыдущих лет, нуждающееся в переориентировании, причём в ближайшее время. Именно на этом фоне и были озвучены планы компании утроить экспорт за пять лет. При этом стоит учитывать, что традиционная агрегатная база предприятия базируется на разработках ещё советского периода, а более современные модели – на иностранных компонентах, существенно повышающих стоимость готовой продукции, что потребует обеспечения иных конкурентных преимуществ перед поставляемыми моделями. Рафаил Гафеев, гендиректор внешнеторговой компании автопроизводителя, заявил:

 

- Если год назад на многих рынках мы приблизились к ним (прим. – китайским производителям), то сейчас из-за укрепления рубля цены на нашу продукцию стали на 20–25% выше, что значительно ослабило наши позиции.
В планах на ближайшее будущее – наращивание поставок в Латинскую Америку, Азию, Индонезию и Африку. Кроме того, осваивается выпуск автомобилей с правым рулём для выхода на новые рынки.


По мнению аналитика «ВТБ капитал» Владимира Беспалова, ПАО «Камаз» в настоящее сремя обладает достаточным потенциалом для увеличения поставок за рубеж, при этом ценовое преимущество будет являться основополагающим. В то же время генеральный директор Сергей Когогин в одном из интервью заявил, что продукция компании нацелена на премиум-сегмент, ввиду чего основное конкурентное преимущество Камаза ставится под сомнение.


Несмотря на очевидные достоинства, обусловленные сотрудничеством с ведущими мировыми брендами, Камаз для развитых стран является экзотическим грузовиком, эксплуатация которого в коммерческих целях сопряжена с множеством рисков, которые и должна была нивелировать низкая закупочная цена. Не стоит забывать и о реализуемой санкционной политике, которая в любой момент может перекрыть не только продажи грузовиков, но и обеспечение уже закупленной техники запасными частями. В подобных условиях переход в премиальный сегмент выглядит несколько необоснованно, поскольку для развивающихся рынков дорогая техника – непозволительная роскошь.

 

Если обратиться к цифрам, то в 2016 году на внешние рынки было поставлено 6220 грузовиков, обеспечив прирост в 10%, по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году показатели продаж не обеспечили сохранение подобной динамики, но это не стало препятствием для разработки концепции, предусматривающей продажи 18 000-19 000 машин на внешних рынках. В прошедшем году был отмечен спад поставок на 19%, причём это касалось как новой техники, так и запасных частей. Планы на 2018 год при этом достаточно скромные — в бизнес-план заложена величина в 6,5 тыс. грузовиков, так что реализация масштабных планов пока остаётся под вопросом.
Несмотря на масштабную спортивную программу и успехи заводской команды, достигнутый положительный имиджевый эффект пока не даёт должной финансовой отдачи. И здесь сказывается экспертное мнение, основанное на том, что разница между гоночным болидом и товарной продукцией слишком велика. В таких условиях использование новой кабины, коробки передач и двигателя в проекте К5 позволит приблизить оснащение серийных машин к спортивной агрегатной базе. А это уже непосредственное доказательство превосходства продукции в экстремальных условиях, положительно сказывающееся на экспорте.

 


Расширение партнёрских связей
В ближайшей перспективе озвучены планы по началу поставок в Египет ввиду стабилизации экономических связей после затяжного перерыва. При этом в первом полугодии 2017 года в краткосрочной динамике на первое место по закупкам челнинской техники стала Куба. Во втором полугодии крупная партия была поставлена во Вьетнам, также был реализован проект поставки в Сенегал 600 образцов техники.


Проявляют интерес и страны Восточной Европы, ориентируясь на закупки наиболее современных машин, отвечающих экологическому классу «Евро 6». Разрабатываемые праворульные автомобили уже имеют потенциальных покупателей в Индонезии и ЮАР.


Для внешних рынков масштабная интеграция иностранных компонентов в технике из Набережных Челнов — это не только повышение стоимости, но и одновременно – повышение привлекательности ввиду наличия единой агрегатной базы для грузовиков разных производителей в совокупности с высокой надёжностью и уровнем доверия к мировым брендам.


В настоящее время автозавод входит в сотню ведущих экспортёров страны, занимая 86 позицию в рейтинге, при этом входя в десятку поставщиков машиностроительной продукции и занимая 13-место в списке несырьевых экспортёров.

 

Стоит отметить, что поставки за рубеж — это не только фактическая продажа, далеко не всегда привлекательная ввиду логистических сложностей, но и обеспечение обширного рынка запасных частей и клиентов для сервисного обслуживания. Именно поэтому ПАО «Камаз» стремится заключать комплексные контракты на свою технику. В качестве примера можно рассматривать недавнее начало поставок грузовиков в Мьянму, которое включает не только продажу и сервисное обеспечение, но и обучение местных специалистов. Пробная партия, направленная в адрес компании Panthera Motor Co, была ориентирована на частные компании и выявление специфики спроса, в последующем планируется выход и на государственный уровень.

 

В соответствии с подписанным в мае 2017 года меморандумом о взаимопонимании начаты поставки грузовиков на Филиппины, которая предполагает продажу 1000 машин до 2020 года.


Согласно новой концепции, повышение конкурентоспособности должно обеспечиваться не за счёт применения бюджетных решений, а за счёт организации сборки в ведущих странах-импортёрах. Так, в 2017 году были поставлены первые 100 машинокомплектов для сборки в Узбекистане на мощностях компании UzAutoTrailer. При успешной реализации данного проекта планируется создание совместного предприятия и выход на более значимые объёмы.


Аналогичное производство в Казахстане действует с 2001 года, а выпускаемые там грузовики даже получили собственное название – Isker, по наименованию компании-партнёра. С 2005 года партнёрство было расторгнуто и сборкой стало заниматься подразделение СП «КАМАЗ-Инжиниринг».

 

С 2014 года анонсировались планы по созданию сборочной площадки в Азербайджане, но кризис не позволил реализовать намеченное. Успешно работают площадки во Вьетнаме, Индии и Пакистане, ориентированные на выпуск продукции классического семейства с установкой надстроек различного назначение местного производства. Единичный выпуск организован также для рынков Ирана, Колумбии и Литвы.

 

Эксперты отмечают, что перспективы вышеперечисленных сборочных площадок сильно зависят от рыночной конъюнктуры и способности автозавода гибко перестраивать предлагаемую модельную линейку. Современные тенденции демонстрируют, что на этих же рынках уже реализованы проекты по производству более современных машин от мировых брендов, так что перед Камазом может встать задача переоснащения и организации сборки нового семейства К5.

 

Из наименее удачных направлений можно отметить Украину, где экономическая ситуация и таможенные ограничения резко ударили по объёму поставок.

 

Стоит понимать, что экспорт – это обязательное условие выживания Камаза, поскольку внутренний спрос не способен обеспечить загрузку имеющихся мощностей. В прошедшем году было произведено почти 39 тыс. грузовиков, что больше запланированного объёма, но примерно вдвое меньше проектных показателей.

 

Основываясь на имеющихся данных, можно отметить, что география сотрудничества российского автозавода будет расширяться в уже обозначенных направлениях, ориентируясь на небогатые рынки развивающихся стран. Диверсификация поставок, при этом, возможна только после кардинального обновления модельного ряда, запланированной на ближайшие годы.



Опубликовано: 10.10.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.