Авторские статьи

Коммерческий транспорт - 2018

Коммерческий транспорт - 2018

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

За семь месяцев 2018 года продажи коммерческой техники – грузовиков, автобусов и легких коммерческих автомобилей – показали весьма неплохие результаты.

 

Это, по сути, стало своего рода подтверждением прогнозов большинства экспертов российского авторынка. Напомним, что о положительной динамике в сфере продаж того же коммерческого автотранспорта заговорили весной 2017 года и в среде производителей и дилеров, отмечая при этом реальную возможность дальнейшего развития наметившейся тенденции.

 

 


Наша справка: сбыт в сегменте коммерческого транспорта в 2017 году оказался на 28 % выше, чем годом ранее.


 

 

Государство поспособствует, но умеренно

В текущем году основными драйверами роста рынка продаж коммерческой техники, по формулировке аналитиков Russian Automotive Market Research, стали реализация отложенного спроса, накопившегося за кризисные годы, и госпрограммы стимулирования рынков.

 

В числе последних аналитики агентства, как, впрочем,  и большинство их коллег, выделяют следующие:

- государственную  программу  льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники;

- программы «Свое дело» и «Российский тягач»;

- стимулирование спроса на автобусы и технику для жилищно-коммунального хозяйства, которые работают на газомоторном топливе;

- программу  «Первый автомобиль» (для легковых и легких коммерческих автомобилей).

 

Но нельзя сбрасывать со счетов и ряд факторов негативного влияния на рынки коммерческой техники – это, прежде всего, слабый экономический рост и повышение цен на автомобили, вызванное увеличением размера утилизационного платежа и ослаблением курса рубля в текущем году. Сюда можно добавить повышение ставки НДС до 20%, что также отрицательно скажется на рынке коммерческой техники – рост цен на автомобили после принятия подобных решений, как правило, неизбежен.

 

Последнее без внимания власти вряд ли оставят – господдержка действующих программ в следующем году, конечно же, сохранится, и будет она, как и в году текущем, адресной. И, похоже, не очень «щедрой»: по словам главы Минпромторга, объем поддержки спроса на автомобили в 2019 году составит 10 млрд. рублей.

 

 

Грузовики: КАМАЗ, ГАЗ и остальные

Именно в таком порядке, что не новость, расположились (по объемам продаж) на российском рынке автопроизводители. Так, флагман российского автопрома КАМАЗ занимает треть рынка новых грузовых авто - их продажи в январе-июле 2018 года составили 14,6 тысяч единиц (+2,8%). Реализация грузовиков другой российской марки – «ГАЗ» – за этот же период выросла на 4,2% и достигла 5 тысяч единиц.

 

Но, как отмечают аналитики Russian Automotive Market Research, несмотря на то, что по итогам 7 месяцев продажи новых грузовиков показали рост (+16 % к аналогичному периоду прошлого года), темпы роста рынка продолжают замедляться – реализация в июле текущего года сократилась на 7,7 % к июлю 2017 года. И в общей сложности за прошедшее полугодие  отечественные бренды (КАМАЗ, ГАЗ и УРАЛ) потеряли 6% рынка.

 

Что касается перспектив, то, например, лидер рынка КАМАЗ, по намеченному на 2018 год бизнес-плану, намерен реализовать 43 тысяч грузовиков, из них 37 тысяч – на российском рынке, 6 тысяч – на рынках зарубежных стран. Компания продолжает реализацию инвестиционных проектов, к примеру, готовится вывести на российский рынок новые грузовые автомобили семейства К5 в 2019 году. Кроме того, в рамках Петербургского международного экономического форума-2018, проходившего в конце мая, КАМАЗ и Минпромторг РФ подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК), который направлен на развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и Mercedes-Benz и создание новых двигателей Р6.

 

На долю иностранных брендов на рынке новых грузовых автомобилей приходятся более скромные показатели:  лидирующий Volvo занимает 8,7% рынка, а не менее популярная марка Scania – 7,1%. Реализация грузовиков данных марок за семь месяцев 2018 года составила 3,8 тысяч единиц (+46,2%) и 3,1 тысяч единиц (+29,2%), соответственно.

 

Следует отметить, что в июле этого года Scania запустила на своем заводе в Санкт-Петербурге серийное производство грузовой техники нового поколения по технологии мелкоузловой сборки CKD. В планах компании выпустить к концу года около 400 самосвалов нового поколения. Российский опыт будет использован при запуске CKD-сборки на заводах Scania по всему миру.

 

В ТОП-10 самых продаваемых марок на российском рынке также вошел Минский автомобильный завод (МАЗ), который в этом году приступил к серийному производству грузовиков экологического класса «Евро-6».

 

 Динамика продаж новых грузовых автомобилей, январь-июль 2018 г./январь-июль 2017 г., тыс. ед.

 

 

 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей, январь-июль 2018 г./январь-июль 2017 г., тыс. ед.

Марка

Январь-июль 2017 г.

Январь-июль 2018 г.

Динамика продаж, %

KAMAZ

14,2

14,6

2,8%

GAZ

4,8

5

4,2%

VOLVO

2,6

3,8

46,2%

SCANIA

2,4

3,1

29,2%

MAN

2

2,6

30,0%

MERCEDES-BENZ

2,4

2,4

0,0%

MAZ

2

2,1

5,0%

DAF

1,7

1,7

0,0%

URAL

1,5

1,6

6,7 %

ISUZU

1,5

1,5

0,0%

Другие

2,5

5,2

108,0%

Всего

37,6

43,6

16,0 %

 

 

Автобусы: приоритет – российским маркам

Поставки российских городских автобусов, по мнению ряда экспертов, сегодня превышают две трети от общего объема, что говорит об устойчивом и при этом довольно высоком спросе на отечественные модели.

 

Отмечается также, что рынок новых автобусов хоть и постепенно, но наращивает обороты и показывает неплохую динамику продаж. Так, за январь-июль текущего года он вырос на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего за семь месяцев в России было реализовано 7,1 тысяч новых автобусов. В июле, правда, их продажи сократились на 3,7% и составили 0,8 тысяч единиц.

 

Здесь, наверное, стоит упомянуть, что о каком-то равномерном поступательном росте продаж на автобусном рынке последние несколько лет, говорить не приходится.

 

Так, по данным Russian Automotive Market Research, в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) рынок сбыта новых автобусов вырос на 10%, что кажется не столь значительным показателем после 30,5% роста в 2016-м. Такой весьма ощутимый «процентный перепад» по мнению экспертов, был связан с предстоящими спортивными мероприятиями международного уровня.

 

Безусловным лидером на отечественном автобусном  рынке в настоящее время является ПАЗ. Более половины продаж  (53,5%) новых автобусов в январе-июле 2018 года пришлось на эту отечественную марку. Объем реализации автобусов Павловского автобусного завода за семь месяцев этого года вырос на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. В текущем году ПАЗ начал серийный выпуск новых модификаций автобусов «Вектор Next»: для маломобильных пассажиров, для междугородных перевозок и на газовом топливе.

 

Аналитики также отмечают, может и небольшой, но устойчивый рост на российском рынке  количества автобусов китайских марок – YUTONG, HIGER, GOLDEN DRAGON, KING LONG. Их совокупная доля рынка увеличилась с 6,2 % в январе-июле 2017 года до 9,4 % в аналогичном периоде 2018 года.

 


 

 

 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых автобусов, январь-июль 2018 г./январь-июль 2017 г., тыс. ед.

Марка

Январь-июль 2017 г.

Январь-июль 2018 г.

Динамика продаж, %

PAZ

3,6

3,7

5,6%

LIAZ

1

1,2

20,0%

NEFAZ

0,3

0,4

33,3%

MAZ

0,3

0,4

33,3%

YUTONG

0,2

0,4

100,0%

VOLGABUS

0,2

0,4

100,0%

KAVZ

0,1

0,2

100,0%

HIGER

0,09

0,1

11,1%

GOLDEN DRAGON

0,02

0,09

350,0%

KING LONG

0,07

0,08

14,3%

Другие

0,2

0,1

-86,4%

Всего

6,1

7,1

16,4%

 

 

Легкие коммерческие авто: ГАЗ лидирует, а УАЗ сдает позиции

Ситуация в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) в целом выглядит неплохо: за отчетный январско-июльский период 2018 года продажи новых LCV увеличились на 5,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Всего в России в течение семи месяцев было реализовано 66,8 тысяч новых LCV.

 

В июле2018 г. продажи новых легких коммерческих автомобилей составили 8,9 тысяч единиц (+0,6 % к июлю2017 г.).

 

Из данных, предоставленных Russian Automotive Market Research, следует, что марка ГАЗ -  лидер в сегменте LCV -  по итогам семи месяцев 2018 года заняла немногим больше 40% российского рынка новых легких коммерческих автомобилей, а прирост ее продаж составил 9,8 %. В мае Горьковский автозавод представил новые модели спецтехники, созданные на базе автомобилей поколения Next – фургон-рефрижератор и изотермический фургон.

 

А вот продажи другого крупного игрока рынка LCV – УАЗа – продолжают сокращаться. За январь-июль 2018 года реализовано 11,7 тысяч автомобилей марки УАЗ, что на 18,8% меньше результата аналогичного периода прошлого года.

 

Данный спад во многом связан с происходящими на предприятии преобразованиями. К тому же основные ресурсы компании в настоящее время направлены на глубокую модернизацию нынешнего и нового поколений внедорожника Patriot.

 

Но все это не помешало УАЗу в этом году представить прототип грузовика с гибридной силовой установкой, разработанного совместно с ФГУП «НАМИ», а также новое исполнение модели «Профи» – промтоварный фургон. 

 

Заметим, что отрицательная динамика продаж в январе-июле 2018 года была характерна не только для УАЗа, но и для марки Toyota (-21,1% к январю-июлю2017 г.). В феврале марка прекратила поставки микроавтобусов Hiace в Россию. Автомобиль, рассчитанный на перевозку двенадцати пассажиров, предлагался с бензиновым 2,7 – литровым мотором мощностью160 л. с. или с 3,0-литровым турбодизелем (144 л. с.).

 

А вот бренд Mitsubishi в рассматриваемом периоде, напротив, увеличил реализацию своих легких коммерческих автомобилей на 220%.

 

Сохранила лидирующие позиции среди иномарок компания Ford: продажи LCV этой марки на российском рынке увеличились на 51,4 %. Дилерам Ford в июле поступили обновленные микроавтобусы и малотоннажные фургоны Ford Tourneo Custom и Ford Transit Custom с дополненной функцией автоматического запирания дверей при начале движения и их автоматической разблокировки в случае ДТП.

 

Марка Peugeot, входящая в группу PSA, также показала положительную динамику  9,1 % к аналогичному периоду прошлого года.

 

В марте нынешнего года калужский завод «ПСМА Рус» запустил производство коммерческих фургонов Peugeot Expert по полному циклу. Решение о расширении модельного ряда автомобилей, производимых в России, соответствует стратегическому плану компании и направлено на укрепление ее позиций на российском рынке.

 

 Динамика продаж новых LCV, январь-июль 2018 г./январь-июль 2017 г., тыс. ед.

 

 

 

 

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых легких коммерческих автомобилей, январь-июль 2018 г./январь-июль 2017 г., тыс. ед.

Марка

Январь-июль 2017 г.

Январь-июль 2018 г.

Динамика продаж, %

GAZ

25,4

27,8

9,8 %

UAZ

14,4

11,7

-18,8%

FORD

3,7

5,6

51,4%

LADA

4,7

4,8

4,3 %

MERCEDES-BENZ

3,5

3,9

8,6%

VOLKSWAGEN

3,6

3,8

8,3%

MITSUBISHI

0,5

1,6

220,0%

TOYOTA

1,9

1,5

-21,1%

PEUGEOT

1,1

1,2

9,1%

VIS

0,9

1

11,1%

Другие

3,4

3,7

8,8%

Всего

63,1

66,8

 

5,9%

 

Положительная динамика (за исключением двух марок) и рост продаж в сегменте LCV в чем-то и закономерны – эта техника востребована всегда и, прежде всего, малым и средним бизнесом. Кстати, при общем уменьшении на 6% доли экспорта коммерческой техники в производстве в 2017 году, за первые четыре месяца 2018 года экспорт новых легких коммерческих автомобилей, произведенных в России, увеличился на 17,7% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 818 единиц, что, безусловно, можно отнести хоть к небольшим, но плюсам на общем экспортном фоне.

 

 


По всем выкладкам экспертов, экспорт и импорт автобусов и грузовых автомобилей в страны Дальнего зарубежья и ЕАЭС  по итогам 2017 года  серьезно сократился по отношению к 2013 году.


 

 

По данным из отчета Russian Automotive Market Research, в структуре российского экспорта LCV 65,6% приходилось на марку ГАЗ. Основными странами-получателями автомобилей марки ГАЗ были: Украина, Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан. Также большая доля экспорта принадлежала автомобилям марки УАЗ – 26,3%. Доля экспорта новых легких коммерческих автомобилей производства «АВТОВАЗ» составила 6,4%. LCV Тольяттинского завода преимущественно поставлялись в Республику Узбекистан.

 

 

 

 

Но есть и еще один показатель «негативного свойства», актуальный для российского потребителя, которого мало волнуют проблемы экспорта-импорта. Это – так называемые средневзвешенные цены на новые LCV.

 

Как отмечают аналитики Russian Automotive Market Research, за шесть месяцев2018 г. средневзвешенные цены на новые легкие коммерческие автомобили (LCV) увеличились на 8,11% по сравнению с аналогичным периодом2017 г.

 

Среди ТОП-10 региональных рынков наибольший рост средневзвешенных цен был зафиксирован в Ханты-Мансийском автономном округе, Краснодарском крае и Свердловской области – на 14,9%, 14,01% и 13,43%, соответственно. При этом лидерами по динамике финансовой емкости стали Ханты-Мансийский автономный округ (+34,34%), Самарская (+33,37%) и Нижегородская (+29,41%) области.

 

 

 

 

Завершая небольшой обзор итогов полугодия на российском рынке продаж коммерческой техники, отметим, пожалуй, только то, что, несмотря на возникающие  «перепады»  и существующие проблемы, он в последнее время показывает уверенный рост. Автопроизводители также, с учетом сложившегося спроса, наращивают обороты: по итогам семи месяцев 2018 года в России было выпущено 978,2 тысяч автомобильных транспортных средств, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2017 года. В общем, процесс восстановления отрасли продолжается.



Опубликовано: 24.09.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.