Авторские статьи

Концепты инновационных грузовиков

Концепты инновационных грузовиков

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Концептуальный транспорт всегда привлекает к себе внимание не только своим футуристическим дизайном, но и теми возможностями и функционалом, который он предлагает. В контексте грузового транспорта модели должны быть не только эффектными внешне и нестандартными по конструкции, но и весьма практичными и безопасными, учитывая специфику грузоперевозок.
В данном обзоре речь пойдёт о наиболее интересных и перспективных концептах, вполне способных в скором будущем стать повседневной реальностью.

 



Starship
Данный проект, задуманный корпорацией Shell и Air Flow Truck, стал важным шагом к повышению эффективности грузовых автоперевозок. Внешне напоминающий скоростной поезд, углепластиковый тягач имеет на своей крыше солнечную батарею на 5000 Вт, способную подзаряжать 48-вольтный аккумулятор. От основной батареи функционирует не только сам грузовик, но и его система кондиционирования, бытовые приборы, бортовое оборудование.


Заставляет двигаться концепт 15-литровый 400-сильный 6-цилиндровый двигатель с крутящим моментом в 2 508 НМ. Фирменное масло Shell, абсолютно синтетическое, с высококачественными присадками, защищает мотор от коррозии, износа, налета, позволяет экономить топливо при перепадах температур.


Благодаря особенно тщательной работе над аэродинамическими характеристиками и облегчением массы этой модели, грузовик во время пробега продемонстрировал потрясающе низкий расход горючего – всего 26,3 литра на сотню километров, что стало эталоном экономичности в области грузоперевозок. Немало поспособствовали достижению столь рекордных показателей и шины с низким сопротивлением качению.

 

Во время испытаний с полезной нагрузкой в более 18 000 кг3 концепт преодолел3700 кмвдоль тихоокеанского побережья. Начальник отдела инновационных технологий Shell Роберт Мейнуоринг сказал:

 

- Компания гордится тем, что Starship совершил свой подвиг именно в реальных условиях эксплуатации, на американских трассах. А его успешное завершение поставило новые стандарты экономичности топлива.

 


Freightliner Supertruck

Американское министерство энергетики почти 10 лет назад бросило вызов всем производителям грузовиков – разработать максимально эффективную и экономичную модель, которая дала бы новый толчок экономике. Daimler Trucks North America не побоялось трудностей, собрало специалистов всевозможных национальных университетов и лабораторий и создало концепт, ставший экономичнее на 115% и аэродинамичнее эталонного на 54%. Такими показателями Suрertruck обязан особенной, снижающей клиренс подвеске, жалюзи на радиаторной решетке и выдвижной шторке между прицепом и тягачом, облегченной рамной конструкции, шинам, препятствующим качению, а также закрытым колесным аркам.

 

Гибридный двигатель, работающий на дизеле и электричестве, повторно применяет не только рекуперативное торможение, но и тепловую энергию. А покрывающая всю поверхность крыши солнечная батарея обеспечивает необходимое количество энергии для функционирования прицепа-рефрижератора, затрачивая всего 19,3 литра топлива на сотню километров при немалом весе в 29,5 тонн.

 

Потрудилась команда и над формой грузовика, в мельчайших подробностях прорабатывая компьютерную 3D модель. Процесс занял более полугода, но усилия стоили полученного результата – каждая поверхность и изгиб оптимизированы настолько, что сопротивление ветру сведено к нулю.

 

Глава исследовательской группы Дерек Роц подчеркнул:

- Проект изначально планировался не как разработка супер-тягача, а как повышение грузовых перевозок в целом.

 

Man Concept S
Krone и MAN, проектируя свой концепт, озаботились не только экономичностью, но и снижением опасных выбросов в атмосферу. Результатом стал аэродинамически обтекаемый тягач с полуприцепом, соединенным с трейлером AeroLiner.


Футуристический автопоезд получил обтекаемые формы, уменьшенные боковые зеркала, функциональное и разумное устройство топливного бака, а также вмонтированный в крышу спойлер, сглаживающий пробел между прицепом и тягачом для свободной циркуляции воздуха вдоль борта грузовика. Даже шины на концепт установлены нестандартные, а специально разработанные брендом Continental с адаптацией к внешнему виду и дизайну. Они имеют длительный срок эксплуатации и пониженное сопротивление качению.

 

- Создавая современные, технологичные шины для магистрального грузовика, Continental снова принимает участие не только в увеличении экономичности грузового транспорта, но и в экономии мировых ресурсов, – заявляет глава отдела по исследованию и разработке грузовых шин Гирт Роик.


Все эти меры позволили снизить топливный расход на 20%, а заодно и существенно уменьшить уровень выброса СО2.
Может автопоезд похвастаться и качественными средствами безопасности: помощниками при экстренном торможении и защите от раскачивания, контролем давления в шинах и снижением опорной нагрузки, несколькими видеокамерами.

 



Future Truck (Mercedes-Benz)
Внешний вид этого концепта, хотя и отсылает в недалекое будущее, все же достаточно привычен глазу. Разработчики изрядно потрудились над уменьшением коэффициента лобового сопротивления, а заодно заменили традиционные огромные зеркала на компактные видеокамеры.
Достаточно холодный экстерьер переходит в непривычно уютный интерьер. Создатели грузовика решили обеспечить водителей, вынужденных долгие часы и дни проводить в дороге, максимально возможным комфортом. Поэтому в салоне имеются уютные деревянные полы и единственное кресло водителя, обеспечивающее больше пространства в кабине. Для второго же пилота предусмотрен отдельный мягкий уголок, где можно поспать или просто отдохнуть по окончании своей «смены».

 

Но не все это привлекло столько внимания к концепту именитого автопроизводителя, а автономная система управления. Большое количество датчиков и сенсоров, которыми оснащен автомобиль, непрерывно сканирует дорогу и всю окружающую обстановку, передавая данные электронным системам и помощникам. Пока радары контролируют дорогу, стереокамера сканирует пространство на 27 градусов по вертикали и на 45 – по горизонтали, чтобы отслеживать соблюдение своей полосы, дорожных знаков, движущихся и стационарных объектов, пешеходов. Имеется и радар дальнего действия, обладающий обзором в 18 градусов и дальнозоркостью в 250 метроввперед. Его назначение – сообщать водителю о непредвиденных ситуациях, требующих ручного управления. В это время ближний сканер контролирует все происходящее на 45 градусов и в 70 метрахвблизи грузовика. И, наконец, концепт может даже обмениваться информацией с соседями по дорожному движению, получая сведения о пробках или авариях.
О том, водитель или компьютер управляет грузовиком, можно узнать по светодиодной подсветке, закрепленной в области радиаторной решетки. Она обладает способностью изменять свой цвет в зависимости от того, в чьих руках находится руль.



Iveco Z Truck Concept
Итальянский производитель разработал если не эталон экологичного грузовика, то максимально приближенную к этому показателю модель. Двигатель Z Truck на400 л.с. работает на сжиженном природном газе био-метане (допустима также заправка обычным сжиженным газом), не имеет в своей конструкции ни аккумулятора, ни топливного водородного устройства. Для работы концепт использует систему рекуперации теплоты выхлопных газов, что снижает потребление топлива на 33%. Дополнительно способствуют экономии, обладающие низким противодействием качению шины от Michelin и имеющее сверхнизкую вязкость масло. А резервуары для топлива с многослойной теплоизоляцией обеспечивают магистральный тягач непревзойденную дальностью хода в2 200 км, на 60% превосходящей серийный флагман Stralis NP.

 

Облик межпланетного корабля отлично подчеркивает руль с изобилием полезных функций в виде штурвала и заменяющий приборную панель интерактивный дисплей. Панорамное зеркало заднего вида эффектно заменено гигантским цифровой панелью. Информацию о дорожной обстановке и работе всех автомобильных систем водитель сможет считывать с лобового стекла, на которое она будет проецироваться.

 

За стабильное поведение тягача на дороге отвечают многочисленные передовые технологии, 29 из которых запатентованы производителем. Разработчики предполагают, что в дальнейшем по мере эксплуатации грузовика роль водителя будет сведена к минимуму, переквалифицировав его в бортового логистического оператора. То есть, дальнобойщику придется лишь проложить маршрут до цели, все остальное за него сделает автоматика.
Пока же умные системы будут выполнять свои задачи, водитель сможет отдохнуть в минималистичном, но комфортном салоне. Кресло пилота установлено на подвешенной платформе, сглаживающей неровности трассы, а за фальш-панелью скрывается уютная комната со складной кроватью, душевой кабиной и умывальником, мини-кухней с холодильником, а также интерактивной стеной, воспроизводящей мультимедийные файлы.
Таким образом, если производители не остановятся на достигнутом и в условиях всемирной борьбы за сохранение топливных ресурсов и охрану окружающей среды дадут своим концептам шанс на существование в реальных условиях, то экономичность, экологичность и производительность грузоперевозок вырастет в разы. Инженеры и ученые объединенными усилиями способны создать принципиально иной мир грузового транспорта — безопасного, не выделяющего опасных выбросов, высокотехнологичного и при этом внешне крайне привлекательного.



Опубликовано: 12.02.2019, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Ответить
13.02.2019 21:42  неизвестный

Зачётно



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.