Авторские статьи

Корпоративный автопарк

Корпоративный автопарк

Сегодня в этом сегменте российского автомобильного рынка, начиная с 2016 года, наблюдается некоторый подъем.

 

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

И связан он, как отмечают эксперты, с появлением новых решений, продуктов и технологий. Так, заметные сдвиги в положительную сторону произошли, например, в сфере корпоративных услуг и продаж.

 

Если сравнивать статистические выкладки, то в не самые худшие для отрасли 2007-2008 годы доля корпоративных продаж составляла приблизительно 7%, а в настоящее время, подрастая не слишком быстрыми темпами, она приближается к 14%.

 

Конечно, данные «проценты» – достижение чисто отечественное: в развитых странах показатели в этой сфере существенно выше. Например, в США более 25% всех автопродаж приходятся на корпоративных клиентов, в Германии и Великобритании они достигают почти 60%.

 

Стоит отметить и тот факт, хотя он общеизвестен, что львиная доля корпоративных продаж приходится на Москву. Что, впрочем, «не есть хорошо», так как показывает очень слабое развитие этого вида бизнеса в регионах. Но, и опять сошлемся на экспертов, процессы, происходящие в индустрии, всё же обнадеживают.

 

 

Когда есть спрос, и предложение найдется

Чем же сегодня привлекают, и какие выгоды сулят владельцам автопарков, производители и продавцы авто. Ответить на этот вопрос не составит особого труда. Это, в первую очередь, различные программы и продукты, и, безусловно, скидки. Последние, в зависимости от того какая компания их предлагает, иногда бывают и весьма высокими.

 

Однако, информацию о происходящем в сегменте корпоративных продаж, конкретно и в деталях, всегда лучше получать, что называется, из первых рук.

 

Вот что рассказал в нашей недавней беседе операционный директор АГ «Авилон» Александр Никонов.

 

Первое, что он выделил, это то, что флит-индустрия (fleet - в данном случае переводится с англ. как парк - прим. авт.)  в 2017 году в целом показывает рост.

 

Так, по итогам полугодия АГ «Авилон» зафиксировал увеличение корпоративных продаж на 28%, доля корпоративных продаж составила 32%. В основном рост на рынке корпоративных продаж происходит за счет массовых брендов, в компании ситуация по массовому сегменту следующая: Ford - 30%, Volkswagen - 22%, Hyundai - 10%.

 

- Сегодня рынок корпоративных продаж в премиальном сегменте, что, в общем, не новость, показывает отрицательную динамику, – подчеркнул он, – но мы наблюдаем совершенно иную динамику на примере бренда Mercedes-Benz по LCV – рост здесь составил +109% по отношению к июню 2016 года.

 

И, пожалуй, показательным примером в этом сегменте может служить реализация крупного заказа для компании-перевозчика на 400 единиц в качестве общественного транспорта для жителей Подмосковья. В числе поставленных заказчику Мерседесов – 100 автомобилей Sprinter Classic Мерседес-бенц (маршрутное такси) оснащены специальным оборудованием, что позволяет пассажирам с ограниченными возможностями перемещаться с надлежащим комфортом.

 

Сегодня, ставя задачи в сфере развития бизнеса, серьезные компании вряд ли откажутся от использования каких-то новых инструментов и технологий. Отметив «объемность» этой темы, Александр Никонов сказал, что в «Авилоне», например, преимущественно специализируются на индивидуальных решениях для своих клиентов. Процесс выстроен следующим образом. Вначале специалисты компании формируют финансовое предложение по сделке: подбирается наиболее оптимальная схема приобретения автомобилей, в зависимости от запроса заказчика – прямая закупка, финансовый или операционный лизинг. Далее организуется транспортировка авто, с учетом географию региона, в котором они будут эксплуатироваться. Безусловно, учитывается и предназначение этих автомобилей. Для заказчика также разрабатывается индивидуальное предложение по сервисному обслуживанию и trade in автомобилей корпоративного парка. Сотрудники компаний, приобретающие машину в личное пользование, получают персональные скидки. Впрочем, по индивидуальному запросу, им могут быть дополнительно предоставлены и другие услуги.

 

На вопрос о прогнозах, хотя бы на среднесрочную перспективу, Александр (со ссылкой на мнение специалистов компании) сказал, что к концу 2017 года в индустрии, скорее всего, сохранится стабильность без какого-либо значительного всплеска и рост на уровне результатов 2016 года.

 

У противоположной стороны – компаний-владельцев корпоративных автопарков задачи, понятное дело, несколько иного порядка. Например как, с минимумом издержек, добиться во вверенном парке слаженной работы на всех уровнях, как решить те же топливные проблемы и т.д.

 

 

В оптимизации мелочей не бывает

На прошедшей в самом конце июня конференции «Управление корпоративным парком» как раз и обсуждались различные варианты повышения эффективности работы автопарков. И, конечно, одной из центральных была тема оптимизации затрат на содержание автопарка.

 

Главным в этой очень важной составной в работе любого корпоративного автопарка, по мнению одного из спикеров мероприятия – руководителя транспортного управления компании «Pony Express» Ивана Лукина, сегодня становится выверенная, отлаженная во всех деталях транспортная политика. И охват её, как показала практика, гораздо шире, чем просто оптимизация каких-то отдельных направлений в автопарковом хозяйстве.

 

- Но, как нередко бывает в любом начинании, в изложенное на бумаге, реальность вносит свои коррективы, – заметил он. – Уже прошло полтора года, как было принято решение по предложенной концепции, разработана и утверждена документация, а некоторые проблемы остались нерешенными до сих пор.

 

Не все, как выяснилось, в транспортной политике связано с финансовыми и, в частности, затратными показателями. Например, еще на стадии разработки программы, вдруг стало очевидным отсутствие минимально утвержденных требований к комплектации автомобилей. А это, с учетом специфики парка коммерческого транспорта, чревато возникновением ряда проблем, и, не в последнюю очередь, в сфере безопасности дорожного движения. Были выявлены и другие упущения – отсутствовали нормы эксплуатации автомобилей, что приводило к искажениям при формировании бюджета, не было единого документа с нормами и правилами для персонала автопарка. И, например, в последнем случае, как отметил спикер, пришлось в срочном порядке разрабатывать документацию, и главными критерием при ее составлении были предельная понятность для каждого сотрудника его действий. Убыстренными темпами пришлось решать проблему реализации старой техники, так как предстояли закупки новой.

 

- Сегодня управляющему современным корпоративным автопарком, – подчеркнул Лукин, – в своей деятельности постоянно приходится сталкиваться с множеством различных вызовов, для нейтрализации которых, собственно, и необходима продуманная транспортная политика.

 

О значении правильного выбора поставщика топлива говорил руководитель транспортного департамента компании «Mercury» Андрей Селиванов. Заметим, что тема эта остается актуальной для владельцев корпоративных парков до сих пор.

 

Спикер сразу подчеркнул, что «топливный блок» также является важной частью транспортной политики, проводимой руководством парка. А рекомендации в этой сфере не новы: профессионалы, занятые в этом сегменте авторынка знают, что многое зависит от наработанных связей и условий эксплуатации транспорта. Но, главное – уровень сервиса и дополнительных услуг, и, конечно, цены и льготы, которые готова предложить топливная компания. И в дальнейшем, если начавшееся сотрудничество устраивает стороны, выстраиваются уже прочные партнерские отношения на перспективу.

 

Да, особой новизны в обсуждаемых темах и проблемах на мероприятии не было. Кроме этой последней конференции довелось побывать на двух предыдущих. И поэтому невольно обращаешь внимание на «повторяемость» в некоторых дискуссиях и выступлениях.

 

Однако, в любом случае,  возможности у компаний, владеющих автопарками, сегодня существенно расширились. Более того, вовсе не обязательно иметь собственный автопарк для  перевозок пассажиров или грузов – привлекательных предложений со стороны достаточно. Правда, внедряются появившиеся на российском авторынке инновации, в сегменте корпоративных автопарков крайне медленно.

 

 

Этот всеобъемлющий Fleet

Заимствованный англицизм «fleet» уже стал привычным в среде профессионалов корпоративного автобизнеса. Флит-сегмент, флит-индустрия, по сути, заменили русскоязычный аналог – «корпоративный автопарк». Флит-менеджмент и сопутствующие ему новые решения и технологии в сфере телематики, операционного лизинга, каршеринга – сегодня у всех на слуху. Вот только воспользоваться всеми их разрекламированными преимуществами в российских компаниях не особо спешат.

 

О том, как складывается сегодня ситуация в этой сфере, также весьма подробно разъяснил мой собеседник Александр Никонов.

 

И начал он с операционного лизинга, так как именно это направление, по его мнению, демонстрирует  постоянный прирост, и на текущий момент является одним из наиболее динамично развивающихся инструментов финансирования и аутсорсинга корпоративных парков. По статистике «Авилона» наблюдается положительная динамика и прирост сделок с компаниями операционного лизинга (ОЛ) более чем на 30% за январь-июнь 2017 по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

 

Большая часть западных компаний, до недавних пор имеющих в собственности крупнейшие корпоративные парки, либо уже перешли на операционный лизинг, либо рассматривают данную возможность в ближайшей перспективе. Во многом данная тенденция связана с унификацией процессов «локальный офис – европейская штаб-квартира» той или иной компании. Но и элемент максимального удобства также является немаловажным – с заказчика снимаются все заботы о корпоративном парке, начиная от закупки, сервисного обслуживания и заканчивая реализацией авто после окончания его жизненного цикла.

 

- По нашим ожиданиям, доля операционного и финансового лизинга будет увеличиваться, вытесняя традиционную форму владения автопарка. Большая часть автопроизводителей также декларирует рост доли лизинговых продаж внутри корпоративных, – заметил он. – С ростом сегмента операционного лизинга позиции компаний, занимающихся традиционным флит-менеджментом (обслуживание автопарка, водители или автомобильный back office) постепенно ослабевают, изживая себя, так как большая часть предоставляемых услуг уже входят в сервисы операционного лизинга.

 

По имеющейся информации, крупных компаний, которые сегодня пользуются услугами чистого флит-менеджмента, можно пересчитать по пальцам рук.

 

Что касается каршеринга, то сегодня это новое интересное направление краткосрочной аренды, впервые появившиеся в Москве в 2013 году с компании Anytime, и наиболее активное развитие показавшее в 2015 году уже с новыми игроками – «Делимобиль», «Белка Кар», You Drive, Car5.

 

Однако в настоящее время каршеринг – сервис исключительно для розничных клиентов. 

 

Но, завоевав любовь и доверие розничного заказчика, сервис начинает смотреть и в сторону корпоративных клиентов, предлагая использование автомобиля в качестве аналога традиционного корпоративного парка или корпоративного такси. 

 

Подобный опыт уже довольно давно и успешно существует на европейском рынке, позволяя компаниям снижать затраты на содержание парка, лизинговые платежи за авто и пользоваться сервисом по мере необходимости.

 

 


Наша справка. По прогнозам компании LeasePlan, в 2017 году численность парка каршеринговых авто в России – более 5 тыс., а в 2018 – 7 тыс. Драйверами развития рынка каршеринга станут инвестиции частных компаний, стремление людей экономить на текущих расходах, распространение операционного лизинга, а также меняющееся отношение населения к собственности. Автомобиль в собственности простаивает до 90% времени, и люди все чаще задумываются об эффективности и стоимости его использования.

Сравним популярность каршеринга в разных частях света. В Северной Америке каршерингом пользуются более 1,2 млн. человек, в Европе – почти 1 млн., рынок также активно развивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В России, по данным опросам «Авто mail.ru» пока около 60% населения знают о каршеринге и более 50% не готовы психологически променять личный авто на арендованный. В Северной Америке каршерингом пользуются более 1,2 млн. человек, в Европе – почти 1 млн., рынок также активно развивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В России, по данным опросам «Авто mail.ru» пока около 60% населения знают о каршеринге и более 50% не готовы психологически променять личный автомобиль на арендованный.


 

 

- Для России каршеринг – это все-таки пока что-то совсем новое и неизведанное, – заметил Александр Никонов, – и по нашим наблюдениям не стоит ожидать в ближайшее время бума каршеринга в компаниях с большим корпоративным парком, скорее это прерогатива небольших предприятий, где транспорт используется в редких случаях и по мере необходимости.

 

Ну что ж, как говорится, каждой компании своя «прерогатива», очевидно одно – правильный выбор того или иного из предлагаемых решений делает корпоративный автобизнес более успешным.



Опубликовано: 13.02.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.