Авторские статьи

Номер один в лизинге

Номер один в лизинге

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Лизинг коммерческого транспорта сегодня по праву считается наиболее развитым сегментом рынка лизинговых услуг в стране.

 

Он выгоден и приносит хорошие доходы лизинговым компаниям. Что подтверждают, в частности, и последние статистические выкладки – более 70% всех лизинговых компаний работают в настоящее время именно в этом сегменте.

 

И потребители, – индивидуальные предприниматели и компании, занятые в сфере различного рода перевозок, – также не в накладе: для них это, пожалуй, самый оптимальный среди прочих инструмент, дающий возможность без проволочек и на приемлемых финансовых условиях пополнить автопарк.

 

Большим плюсом для лизингополучателей при выборе компании является и факт отсутствия на рынке автолизинга монополистов – доли крупнейших лизинговых  компаний не превышают одиннадцати процентов. Отсюда, и наличие довольно жесткой конкуренции, которая только «на руку» потребителю. Лизинговые компании не скупятся, в полном смысле слова, на предоставление своим клиентам целого ряда услуг, в том числе дополнительных, с набором весьма привлекательных льгот.

 

 

Программное обеспечение

Сокращение господдержки спроса на автотранспорт почти в три раза (в 2018 году – 31,9 млрд. рублей, в 2019 году – 11,9 млрд. рублей) коснулось и средств, выделяемых на развитие автолизинга. В текущем году на реализацию программы льготного лизинга отводится 4,9 млрд. рублей. Государство продолжит поддерживать российский лизинг и автопроизводителей, но в урезанном виде.

 

В силе остается и так называемое Постановление 518. Напомним, что «в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 518 поддержка оказывается российским компаниям, предоставляющим лизингополучателям единовременную скидку по уплате авансового платежа». Региональная скидка (субсидия) составляет от 10 до 15% от цены техники.  И отметим, что в данном проекте участвуют более восьмидесяти российских компаний.

 

Непосредственное отношение к пролонгации Постановления 518 имеет и успешное сотрудничество, в том числе в сфере автолизинга, Минпромторга и Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА).

 

Как следует из опубликованной в феврале этого года Ассоциацией информации «в ОЛА ежемесячно будут готовить отчет на основании данных лизинговых компаний о совершенных сделках с техникой по программе льготного лизинга в рамках Постановления 518. Отчет будет отправляться в департамент сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России. Благодаря отчету Минпромторг РФ сможет своевременно спрогнозировать потребность в финансировании, а также детально спланировать кассовый план Департамента».

 

В материале ОЛА также уточняется, что с инициативой поручить сбор данных Лизинговой Ассоциации выступил Минпромторг. И данную инициативу в совете организации поддержали.

 

Сегодняшний российский лизинговый рынок остается емким и, соответственно, привлекательным для всех его участников. Весьма активно развивают лизинговый бизнес на российском авторынке и зарубежные автопроизводители, создавшие в сегменте специальные компании. Среди них, например, такие известные бренды как Volvo и Scania.

 

Достойную конкуренцию им, понятное дело, составляют российские производители. В первую очередь, КАМАЗ, активно продвигающий на лизинговом рынке свои программы и постоянно увеличивающий число льгот и услуг. Кстати, не менее активно работают в сегменте лизинга коммерческого транспорта и универсальные лизинговые компании. Подробнее об этом несколько ниже.

 

Сегодня, как отмечают эксперты, в российских регионах наиболее востребована (в лизинг) серийная техника. На ведущих позициях – бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи, самосвалы, прицепная техника, прицепы, полуприцепы и автофургоны, автобусы известных зарубежных и отечественных брендов: Merсedes, Volvo, Scania, MAN, Renault, IVECO, DAF, Hitachi, Komatsu, Bomag, JCB, Case, Caterpillar, Claas, КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ.

 

Так что у российского потребителя в настоящее время с возможностями выбора, как представляется, проблем нет.

 

Однако проблемы на самом рынке автолизинга есть, например, абсолютно не развит сектор страхования коммерческих рисков. С его появлением и нормальным функционированием в том же региональном автолизинговом бизнесе появятся, как уверяют эксперты, и серьезные проекты, реализация которых даст возможность лизингодателям выстраивать отношения с клиентами на более прочной основе. Что касается лизингополучателей, то четкость и мобильность в работе компаний, наверняка привлечет еще больше желающих в регионах воспользоваться приобретением транспортных средств в лизинг.

 

Следует также отметить, – при том, что любой рынок это как взлеты, так и спады, – что доля лизинговых легких коммерческих и грузовых автомобилей в корпоративных продажах в 2018 году по сравнению с 2017-м, может быть и несущественно, но сократилась.

 

- На корпоративных рынках грузовых автомобилей, легких коммерческих автомобилей и прицепов в 2018 г. наблюдалась тенденция – уменьшение доли лизинговых автомобилей на 4,5%, 5,9% и 0,4% соответственно.

 

Как отметили аналитики Russian Automotive Market Research (RAMR) в презентации «Тренды автомобильного и лизингового рынка», исключение составили автобусы, где доля техники, выданной в лизинг юридическим лицам, по итогам 2018 года выросла на 0,7%.

 

 

 

 

В общем, что очевидно, определенные проблемы на лизинговом рынке пока остаются, но и ресурсы для их решения есть, а это – главное.

 

 

Объемные портфели лидеров

Успешность ведущих компаний в лизинговом бизнесе в сегодняшних российских реалиях несомненно определяется тем, насколько они смогли просчитать и учесть конкретные потребности различных категорий клиентов. И, соответственно, исходя из этого, выстроить и сформировать свои программы. Ведь от того, насколько действенными окажутся последние, непосредственно зависит и наполняемость так называемого лизингового портфеля.

 

И, конечно, как работают проекты под кодовым названием «программа-портфель», в первую очередь, можно отследить на примере компаний-лидеров.

 

Так, в 2018 году лизинговый портфель компании «КАМАЗ» вырос почти вдвое, и на начало этого года составил 24 млрд. рублей. Добавить к этому можно только то, что российский автогигант в 2018 году за все время своей деятельности в сфере автолизинга показал запредельно – без какой-либо натяжки – высокий результат. Его клиенты получили почти 3 тысячи грузовых авто вместо запланированных 1900 машин. Достижение столь высоких показателей в лизинговой сфере стало возможным, благодаря продуманным и четко разработанным программам.

 

Например, как сообщили в пресс-службе «КАМАЗ-ЛИЗИНГ», участники программы «Старый друг» могут на крайне льготных условиях приобрести автотранспорт в лизинг. В числе предоставляемых привилегий – сокращенные сроки рассмотрения заявки и заключения договора, сниженная стоимость финансовой услуги и уменьшенный до предела пакет документов.

 

Еще одна программа компании «Лизинг от производителя» сформирована исключительно (и, кстати, очень выгодна) для представителей малого и среднего бизнеса. При ее создании исходили, прежде всего, из соответствия продуктов и условий размерам и возможностям бизнеса клиентов.

 

Для сокращения времени рассмотрения и оформления лизинговых сделок «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» внедряет систему «Электронный лизинг», существенно ускоряющую обмен документами между лизингодателем  и клиентом, вне зависимости от месторасположения последнего.

 

Не на последнем месте у компании и развитие регионального лизингового направления: в течение прошлого года продолжалось активное сотрудничество с дилерскими центрами КАМАЗа, представленными во всех регионах России. Такой подход делает доступным лизинг от производителя в любой, даже самой отдаленной, точке страны.

 

Также были открыты филиалы «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» в Москве, Петербурге и Иркутске.

 

Следует отметить и эффективность «взаимодействия» программ – существенную поддержку лизинговой деятельности КАМАЗа оказали субсидии (в рамках льготной госпрограммы) Минпромторга.

 

Другой лидер в сегменте лизинга коммерческого транспорта – автолизинговая компания «Европлан» также значительно увеличила объемы своего лизингового портфеля. Как сообщили в пресс-службе компании, он (портфель) вырос с 60,9 млрд. рублей на 31 декабря 2017 года до 84,4 млрд. рублей на 31 декабря 2018 года.

 

В прошлом году «Европлан» заключил 33 тысячи договоров лизинга автотранспорта.

 

- Наибольшей популярностью и спросом в сегменте коммерческого транспорта пользовались среднетоннажные грузовики и автобусы, несколько меньшей – тяжелые грузовики, тягачи и полуприцепы, – сообщил генеральный директор компании Александр Михайлов.

 

Он подчеркнул, что продвижение собственной программы компании (после окончания государственной поддержки в апреле 2018 года), заключавшееся в спецпредложениях по лизингу коммерческого транспорта, дало очень хорошие результаты. И, более того, по популярности обошло ряд предыдущих проектов. В этом году компания продолжает активно участвовать в государственных лизинговых программах.

 

«Европлан» является участником адресных программ льготного автолизинга, по которым можно получить субсидии до 12,5% при лизинге грузовых автомобилей по программам «Российский тягач», «Российский фермер», «Своё дело» и до 15% по программе субсидирования дорожно-строительной и коммунальной техники.

 

Основное направление в автолизинговой деятельности компании – работа с малым и среднем бизнесом. И здесь, как отметили в «Европлане», очень хорошо зарекомендовали себя партнерские программы с ведущими автопроизводителями и дилерами. Сотрудничество положительно сказывается на возможности предоставить клиентам более выгодные для него опции – нулевое удорожание, минимальный обязательный аванс, сниженные ежемесячные и выкупные платежи и ряд других. И, что немаловажно, эти комфортные во всех отношениях системы расчетов действуют сегодня во всех российских регионах. Так что успешное ведение бизнеса компании во многом связано с тем, что она смогла по максимуму «приблизить» продукт к клиенту, с добавленным к нему весомым пакетом различных льгот и услуг.

 

 

В основе реформы – саморегулирование

Сравнительно недавно стало известно, что в самой ближайшей перспективе российский рынок лизинга ожидают большие перемены – грядет реформа. Предстоящие изменения, понятное дело, коснуться и сегмента автолизинга.

 

В главном финансовом регуляторе России – Центробанке вдруг (как оно нередко у нас бывает) обратили внимание на то, что оказывается, существует целый ряд проблем, мешающих лизинговым компаниям проводить финансовые операции в соответствии с законами РФ. И было принято решение о реформировании лизинговой отрасли к 2021 году, с упором на саморегулирование лизингодателей, что, иными словами, означает значительное снижение участия государства в лизинговой деятельности. Также планируется создание саморегулируемой организации (СРО).

 

Предполагается, что данная организация совместно с банком России займется выработкой стандартов отрасли и будет отслеживать их выполнение. Инициаторы перехода на саморегулирование считают, что бизнес получит не только новые стандарты и самостоятельный правовой статус, но и станет более прозрачным и доступным для лизингополучателей.

 

Удастся ли в полной мере использовать опыт и наработки СРО, действующих на многих рынках, в сфере того же российского автолизинга, предстоит узнать через несколько лет.

 

А пока понятно, что регуляторам предстоит нелегкая кропотливая работа над созданием системы, в которой будут не просто учтены, а сбалансированы различные, и иногда диаметрально противоположные, интересы всех игроков российского лизингового рынка.



Опубликовано: 10.09.2019, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.