Авторские статьи

Новый тягач DAF XF — особенности, потенциальные конкуренты

Новый тягач DAF XF — особенности, потенциальные конкуренты

Новый голландский лесовозный тягач DAF создан на базе флагманской разработки DAF XF. Он ориентирован на эксплуатацию в условиях России, выдерживая большие нагрузки и значительные перепады температур. Создатели называют базовую модель лучшим грузовиком в серии XF с момента создания линейки в 1997 г. В своем роде новинка это крепкий, экономичный, стильный и высокоорганизованный европейский «американец».


Выставка «Комтранс-2019» стала событием для лесозаготовительной отрасли, ведь новый лесовозный тягач от компании DAF Track существенно превосходил все ранее используемые в России модели. Повторная демонстрация голландского лесовоза состоялась на профильной выставке в Вологде «Российский лес».

Представленный грузовик полностью выполнен на основе магистрального тягача, имеющего колесную формулу 6х4. Это подчеркивает рамки использования лесовоза. Он создан не для поездок по лесам, но отлично справляется с рабочими задачами по доставке древесины от склада до потребителя. Учитывая значительность расстояний, лесовоз позволяет с комфортом преодолевать 400-500 км, обеспечивая безопасность движения и комфорт водителя.


В лесовозе реализована современная кабина, разработанная с учетом пожеланий профессиональных дальнобойщиков. Лесовоз укомплектован инновационными системами безопасности, что в сочетании с мощным двигателем MX13 т пневматической подвеской делает работу на тягаче максимально комфортной.
Масса грузовика – 33 тыс. кг, полная загрузочная масса автопоезда составляет 61 т. Межсервисный интервал для реалий российской эксплуатации составляет 100 тыс. км.

Конструктивные особенности лесовоза


Двигатель

Переоборудование магистрального грузовика под лесовоз учитывает специфику работы. Так, движение с полной загрузкой ставит условие в бесперебойной работе мотора большой мощности и объема, способного без надрыва тащить за собой более 60 т груза.
Выбор конструкторов пал на мотор МХ13 с рабочим объемом в 12,9 л, соответствующий экологическому стандарту Евро5. В Европе все грузовики должны соответствовать только нормам Евро6, Евро6+. Несмотря на название мотора PACCAR (США), выпуск их налажен на территории Голландии, в рамках производства DAF Track. Другие моторы из этой серии хорошо зарекомендовали себя в России, и проблем с расходниками и запчастями по ним нет.

Двигатель отличается от своих предшественников устройством топливной системы и механизмом ГРМ. Топливная аппаратура дает высокое давление распыла до 2500 бар. Лесовоз, рассчитанный для продаж на российском рынке, предусматривает меньшую чувствительность к сернистой солярке. С расчетом на повышение экологичности двигателя используется изменяемая геометрия направляющего аппарата турбокомпрессора.
Блок двигателя выполнен из чугуна высокой прочности. Для удобства ремонта используются сменные мокрые гильзы. Кованая стальная рама коленвала увеличивает жесткость конструкции и надежность крепления мотора.


Узлы объединяются по функциональному принципу (например, теплообменник + термостат + корпус масляного фильтра; впускной коллектор + головка блока и т.п.) Уменьшение количества деталей делает двигатель менее чувствительным к высоким нагрузкам, увеличивая его эксплуатационный период.

Достоинством мотора считается компрессионный тормоз мотора с гидравликой, который, задействуя одновременно трансмиссионный тормоз-замедлитель и заслонку на выхлопе, позволяет эффективно беречь тормозные накладки, бережно подтормаживая на спусках. Двигатель с настройкой 483 л.с. взят для лесовоза не случайно, создавая запас для обеспечения ресурса мотора.

Необходимость надежной эксплуатации в условиях севера сказалась на выборе дополнительных опций. Так, устанавливаются оптимальные для России аккумуляторы с емкостью в 230 А.ч., с утепленным ящиком для батареи, а также встроенным теплообменником в системе охлаждения. Благодаря этому в морозы АКБ теряют меньше энергии. Упрощение разогрева двигателя реализовано электронагревателем (230 В), а в случае проблем с электросетями предусмотрена работа предпускового двигателя на солярке.

Борьба с пылью осуществляется через воздушный двухступенчатый фильтр с забором воздуха с верха кабины (примерно 4 м). Фильтрация ведется предварительная, через лабиринтный «циклон» в трубе воздухозаборника и защитный экран в радиаторе.
Учитывая большой тоннаж машины и неровности дорог, сохранность нижнего радиаторного бачка и поддона картера обеспечивается толстым перфорированным стальным листом.
Дополнительно мотор PACCAR MX13 имеет оптимизированные заводские настройки топливной системы. Специальная ЭКО-программа позволяет экономить топливо, «душа» обороты двигателя. Она нивелирует желание водителя раскочегарить двигатель посильнее. Программа включается автоматически и убирается водителем принудительно.

Коробка передач

Мощному мотору под стать и новое поколение оригинальных коробок передач ZF Traxon. Крутящий момент передачи составляет 1500-3000 Н.м., позволяя удовлетворять потребности тягачей автопоездов до 250 т. Трансмиссия комплектуется 16 передачами с возможностями прямой и повышаемой. Коробка передач рассчитывается в среднем на 2500 Н.М., выдерживая гораздо более высокие нагрузки.
Коробка ZF Ecosplit16S оборудована пневмоусилителем переключения передач, имеет охладитель масла, рассчитанный на тяжелые эксплуатационные нагрузки. Немецкое однодисковое сцепление выполнено в усиленном варианте. За счет применения электронной системы защиты сцепления блокируется трогание автомобиля на высоких передачах, защищая диск от сжигания.

Особенность коробки передач лесовоза заключается в проходимости ведущего моста на задней тележке, с возможностью механической блокировки межколесных дифференциалов. Такой ведущий мост – гордость DAF. Компания производит широкий ассортимент мостов, создавая на своем производстве как гипоидные, так и типично самосвальные изделия.
Лесовоз создан на фирменном шасси 6х4, с передаточным числом редукторов для 480 л.с. – 3,78. Это дает большой клиренс, надежность при езде по лесным дорогам.

Особенность коробки передач ZF Traxon заключается в комбинировании базовой коробки с дополнительными модулями:
Traхon Hybrid - гибридный модуль с электрическим двигателем, выполняющим функцию генератора;
Traxon Dual - базовая трансмиссии с управляемым сцеплением и гидротрансформатором, выполняемая быстрее, чем у ZF AS Tronic;
Traхon Torque – рассчитан на трогание с места и маневрирование на малых скоростях без повреждения сцепления;

Переключение передач выполняется быстро, без прерывания мощностного потока, направленного на ведущие колеса. Это важно для лесовозов, используемых в большегрузных автопоездах. Эта уникальная коробка передач будет устанавливаться в ближайшее время и на российские КАМАЗы поколения К5.

Ходовая часть

Лесовозы отличаются повышенной прочностью и длиной колесной базы, ведь они рассчитываются на перевозку длинномерной древесины. На модели FAT 6x4 колесная база имеет длину в 5,55 м с задним свесом в 3,2 м. Увеличены высота и толщина лонжеронов, составляя 310 м и 8,5 мм соответственно. Таким образом рама становится двойной, выполненной по схеме «лонжерон в лонжерон». Для сравнения, тяжелые КАМАЗы имеют высоту лонжеронов 280 мм со вставкой в 262 мм; VOLVO и Ford Cargo – 260 мм. Renault Premium выпускает лонжероны в 260 мм по высоте, а китайская компания Dongfeng использует двойные рамы 310 мм высоты с 7,5 мм толщиной профиля.

Современная технология сбора рамы позволяет закреплять все траверсы и кронштейны высокопрочными болтами. Лесовоз комплектуется массивным противоподкатным брусом, причем каждый лонжерон представляет собой интегральный цельнолитой кронштейн, связывающий в единую систему кабину, рессоры и ГУР. Такая конструкция улучшает управляемость тячагом, уменьшая перемещение и скручивание лонжеронов.
Лесовоз оснащен прочной передней осью на 9 т с трехлистовыми рессорами. «Ушастая» балка для переднего моста выгнута вниз по отношению к вращению колес со смещением в 112 мм по вертикали. Такая конструктивная особенность подвески рассчитана на лесные просеки.

Новый лесовоз оснащается дисковыми тормозами для всех осей, с пневматической задней подвеской, самостоятельной для каждой оси без общего балансира. Пневмоподвеска уменьшает износ шасси и позволяет меньше разбивать дорожное покрытие при порожней езде. Все ведущие оси рассчитаны на 13 т, с четырьмя пневмобаллонами на ось. Допускается легальное увеличение нагрузки до 19 т. Соединения направляющих элементов в задней подвеске сделаны на сайлентблоках, что добавляет надежности и облегчает обслуживание.

Кабина

В модели FAT 6x4 использована флагманская разработка кабины DAF Trucks. Все конкуренты также ставят на лесовозы кабины со спальными местами, рассчитанными на отдых водителя.
Для лесовоза DAF используется кабина Space Cab, немного уступающая по размерам «хиту» – кабине Super Space Cab. Этот выбор обоснован требованиями к работе лесовоза. Излишняя высота крыши ограничивает работу гидроманипулятора.
Спальное место водителя оборудовано пружинным матрасом, а под нижней спальной полкой предусмотрены отсеки для хранения личных вещей.

(кабина)

Рабочая зона отличается эргономичностью и продуманным до мелочей комфортом. Множественные регулировки рулевой колонки позволяют выполнить подстройку по наклону и высоте, а клавиша пневмофиксатора вынесена на внешний кожух. «Умный» многофункциональный руль отделан кожей с выведенными для удобства круиз-контролем и аудиосистемой.
Пассажирское и водительское кресла отличаются богатством исполнения, с пневмоподвеской Super Air. Это позволяет подолгу не покидать рабочее место, работая без усталости. Сиденье обшивается текстилем трех видов, но возможен выбор долговечной в эксплуатации кожаной обшивки. Базовая комплектация предусматривает подогрев сидений, а дополнительно опционно устанавливается вентиляция.

(рабочее место водителя)

По умолчанию отделка приборов выполнена пластиком, стилизованным под алюминий и древесину ценных пород. Рабочий дисплей позволяет вести настройки на 32 языках, включая украинский и белорусский. Лесовоз имеет электроподъемники дверей, зеркала с подогревом, многочисленные отсеки для предметов, ночной замок для безопасного отдыха водителя.
В модели реализована автоматический кондиционер, поддерживающий заданную температуру воздуха в кабине. Крыша оборудована стеклянным люком, двигающимся за счет электропривода. Климатическая установка защищена дополнительным фильтром пыльцы, прогоняющим воздух через угольную прослойку.
Современные лесовозы используют систему отопления, основанную на использовании остаточного тепла от двигателя. Такого отопления хватает на два часа. Затем используется жидкостный автономный обогреватель на 6 кВт. В сильные морозы автономка выступает как подогреватель предпуска, сохраняя двигатель.
У лесовоза-конкурента Mercedes-Benz Acrtos система отопления, использующая остаточное тепло мотора, продумана не до конца, кабина быстро выстужается. Как этот момент реализован инженерами DAF, пока неясно – превзошли они конкурентов или остались на их уровне. Это покажет только практика эксплуатации в условиях сильных холодов.
Подвеска кабины четырехточечная, на пружинах. Технически грамотное исполнение уменьшает воздействие ветра, раскачивающего кабину при обгонах, и дает большую уверенность при езде по проселочным российским дорогам и просекам.



Конкуренты

Действительными конкурентами сортиментовозов (лесовозов) в настоящий момент являются Scania G480, Volvo FH 6х4, MAN TG S 6х6, Mercedes-Benz, IVECO. Отечественная линейка лесовозов представлена КамАЗами моделей 8527/43118/65111/4310, МАЗами 6312/6303/5443/6317, КрАЗами М16.1Х/М19.2R/64372/6233М6/255-Л, Уралам-4320. Они постепенно вытеснили из эксплуатации Tatra, Renault Trucks, Ford.



Опубликовано: 14.09.2020, Автор:
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.