Авторские статьи

Обновленное семейство «Урал»

Обновленное семейство «Урал»

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Автомобили из Миасса на протяжении десятилетий ассоциируются в сознании с достаточно архаичными капотными грузовиками, отличающимися неприхотливостью и чрезвычайно высокой проходимостью, что и определило довольно узкую нишу для их использования. Ввиду последовательно проводимой «Группой ГАЗ» программы по обновлению модельного ряда началось производство модели «Урал NEXT», которая обзавелась и дорожной версией, о перспективах которой ведутся многочисленные дискуссии.

 

 

Особенности и основные характеристики новинки

Унификация компонентной базы, которой в «Группе ГАЗ», являющейся собственником уральского автозавода, уделяют особое внимание, логично привела к использованию в новом дорожном грузовике кабины, изначально появившейся на «Газели NEXT». К ключевым отличиям кабины можно отнести капотную компоновку и несколько иное оснащение, обусловленное наличием межколёсного и межосевого дифференциалов.

 

К началу производства покупателям предложены две базовые модификации – дорожный самосвал и седельный тягач со спальным отсеком. Первый комплектуется довольно скромным мотором ЯМЗ-536 рабочим объёмом6,65 л, и мощностью328 л.с., второй оснащён двигателем ЯМЗ-653 (он же лицензионный Renault dCi11) объёмом11,12 л. при мощности420 л.с. Оба двигателя – рядные 6-цилиндровые дизельные, одного уровня экологичности, и если во втором случае характеристики выглядят даже несколько избыточно, то в случае с самосвалом несколько смущает довольно малый рабочий объём новинки, хотя это может послужить и демонстрацией технических достижений конструкторов, сумевших получить столь неплохую отдачу.

 

Не многие помнят, что нынешняя попытка выпустить дорожное семейство уже не первая, поскольку автозавод вполне успешно продвигал в середине «нулевых» свои автомобили, оснащённые выпускаемой по лицензии бескапотной кабиной от IVECO TurboTech родом из 80-х. Эта кабина по-прежнему используется в семействе «Урал-Р», а благодаря рестайлингу, выглядит вполне современно и по сей день. Тем не менее, ряд экономических факторов, а также прямая конкуренция с «Камазом» обусловили низкий спрос на дорожные автомобили этого семейства, ввиду чего завод на время отказался от данной затеи.


Ключевым преимуществом новинки разработчики называют кабину, полностью отвечающую современным требованиям, однако если в случае с «Газелью NEXT» и «Газоном NEXT», её параметры кажутся оптимальными, то для использования в более тяжёлом сегменте конструкция нуждается в доработке. Если говорить о самосвале, то капотная компоновка идеально подходит для северных условий и работы на открытой местности, где маневренность уходит на второй план, для дорожных же моделей важнее рациональное использование габаритной длины. Принимая во внимание данный фактор, инженеры сделали углы поворота управляемых колёс значительно больше, что позволило максимально приблизить показатель радиуса разворота к современным камазовским моделям.

 

Существует и другая сложность, связанная с капотной компоновкой – невозможность полностью загрузить переднюю ось, обеспечивая допустимую развесовку. Для решения этой проблемы самосвальный кузов был вплотную придвинут к кабине, а его передняя стенка сделана вертикальной. При этом за фальшбортами скрывается ещё одна особенность, направленная на распределение массы груза – наклонное днище кузова с углублением по направлению к передней оси.

 

Помимо этого, если взглянуть на рисунок 1, на котором представлены общие компоновочные схемы Урал 583109 и Урал 73945, становится понятно, что для того, чтобы максимально приблизить кузов к кабине, инженерам пришлось серьёзно изменить кинематику подъёмного механизма, перенеся гидроцилиндры под грузовую платформу.

 

 

Общие компоновочные схемы Урал 583109 и Урал 73945

 

Таким образом, установка кабины, изначально разработанной для лёгкого коммерческого грузовичка, привела к необходимости серьёзных компоновочных доработок дорожного самосвала. Ещё одной особенностью модели, унаследованной от «Газели NEXT», является сильный наклон лобового стекла в угоду аэродинамике, которая для нового Урала, с учётом его максимальной скорости в 90 кмв час, не особенно важна, однако такое решение сокращает полезный объём внутри.


Что касается седельного тягача, то результат компромиссных решений проявляется здесь во всей красе. В первую очередь, такому автомобилю, особенно при наличии спального отсека, необходима высокая крыша, позволяющая вставать в полный рост, а также выполнять роль обтекателя для полуприцепа. Кроме того, вызывает некоторое недоумение и сам спальный отсек, выполненный на основе обычной двухрядной кабины от «Газели NEXT», с сохранением боковой двери.


Мосты для новой линейки закупаются в Китае на заводе SHAANXI, коробка передач также импортная – ZF, в базе предлагается аудиосистема, доступен и кондиционер. Подвески как у самосвала, так и у тягача – рессорные со стабилизаторами поперечной устойчивости. Хотя для последнего явно необходимы пневматические баллоны и эффективная подвеска самой кабины.


Видимо, маркетологи решили, что вместо прямой конкуренции с другими автозаводами целесообразнее освоить небольшую, но пустующую нишу капотных дорожных машин, которую неоднократно планировал занять и «Камаз», демонстрируя капотные вариации своих серийных моделей, так и не добравшихся до потребителя.

 


Перспективы новой линейки

Несомненно, автомобили с колёсной формулой 6х4 востребованы рынком, но количество модификаций, а также их потребительские качества должны неуклонно расти. Так, в планах на 2019 год конструкторами «Урала» заявлено появление пневмоподвески, о необходимости которой, особенно для седельного тягача, мы уже говорили. Кроме того, остаётся открытым вопрос со спальным отсеком для данной модели, поскольку на выставке «Комтранс-2017» демонстрировался куда более продуманный вариант с высокой крышей и интегрированным закабинным спальным отсеком привычного формата.

 

Вообще, седельный тягач в дорожном исполнении вряд ли найдёт своего массового покупателя, поскольку по целому ряду показателей не дотягивает до магистральных собратьев иностранного производства. Попытки реализовать такую идею в виде «капотника» Урал-6464, полученного в результате стыковки кабины от IVECO и стеклопластикового оперения, проявили важный недостаток первой, а именно – недостаточная ширина. Несмотря на то, что кабина NEXT является достаточно свежей разработкой, её габарит в 2068 ммдля магистрального тягача явно мал и в существующей вариации меньше, чем у заокеанских моделей на 150 мм. При этом габариты автомобиля позволяют без труда увеличить этот показатель до 2500 мм, по крайней мере в спальном модуле, производство которого планируют наладить в Миассе. В оправдание можно сказать, что кабина рационально скомпонована, а благодаря вертикальным боковинам ширина используется по максимуму.


Несмотря на то, что коробка передач получила тросовый привод механизма переключения, позволивший сместить её рычаг на центральную консоль и сделать переключения лёгкими и избирательными, прорабатывается и возможность выпуска модификации с АКПП.
Отдельным направлением является переход на альтернативное топливо, в частности – метан. Сложностей в данном вопросе возникнуть не должно, поскольку на заводе уже выпускается внедорожное семейство CNG. Единственной проблемой может стать только размещение газовых баллонов на самосвале, у которого традиционное место между кузовом и кабиной практически отсутствует. Несмотря на то, что метан дешевле дизельного топлива в 2,5 раза, перспективы таких модификаций остаются под вопросом, поскольку основная сфера их применения – работа в городе, в том числе и в коммунальных службах, где ценят компактность и маневренность. В то же время не до конца загруженная передняя ось обеспечивает возможность установки более тяжёлого навесного оборудования и отвалов комбинированных дорожных машин. Кроме того, при капотной компоновке упрощается задача установки кранов и манипуляторов на автомобильную платформу, позволяя сместить их ближе к носовой части машины, увеличивая максимальную грузоподъёмность, так что свой покупатель, пусть и немногочисленный, у новинки найдётся.


Следующий шаг – удлинение на 0,9 м колёсной базы, с целью расширения линейки устанавливаемых надстроек, а также выпуск моделей с усиленными мостами для повышения грузоподъёмности.


Конструкторский потенциал завода направлен и на разработку тяжёлых четырёхосных машин, ранее также выпускаемых на базе бескапотного семейства.
Обилие иностранных комплектующих уже не раз играло злую шутку с отечественными автозаводами, особенно при столь сильной волатильности курсов, ввиду чего ещё на стадии проектирования конструкторы заложили возможность оснащения дорожных грузовиков полностью отечественными моторами семейства ЯМЗ 6566 и ЯМЗ 6567. Это V-образные дизельные моторы – результат глубокой модернизации легендарного ЯМЗ 236 объемом 11,15 л, имеющего мощность от 230 до 330 л.с. Связано это с тем, что тот же ЯМЗ-653 спустя 10 лет производства на территории России имеет уровень локализации всего 20%.


- Для нас дорожная гамма – это новый вызов и новые возможности. Ключевыми преимуществами «Урал Next» 6х4 должны стать надежность – за счет применения современных агрегатов, комфорт для водителя – его обеспечивает кабина «Next», а также новая энергоемкая подвеска, лучшая пассивная безопасность – за счет капотного исполнения кабины, эффективность эксплуатации – за счет использования современных экономичных двигателей, рациональной кинематической схемы трансмиссии и оптимальных параметров грузоподъемности.  – Заявил Управляющий директор АО «АЗ «УРАЛ» Виктор Кадылкин (цитируем по РЕЙС.РФ).

 


Вопросы эксплуатации

Как отмечают разработчики новинки, ЯМЗ-536, установленный на самосвал, является одним из самых современных двигателей в России. Он вполне способен конкурировать с серийной продукцией иностранных производителей, в первую очередь – по показателям экономичности. Это достаточно лёгкий и компактный мотор — последнее его качество особенно важно, поскольку в довольно просторном моторном отсеке, спроектированном так, чтобы вместить более массивные V-образные силовые установки, значительно облегчается ремонт и обслуживание.


Помня о стремлении перевозчиков сократить расходы, «Урал» 6х4 способен работать также и в составе автопоезда с прицепом массой до 15 тонн.

 

Несмотря на кажущееся сходство, рама дорожного самосвала заужена в задней части, чтобы обеспечить использование мостов с двухскатной ошиновкой без выхода за допустимые показатели ширины. Как заверяют конструкторы, это никоим образом не сказалось на устойчивости и сопротивляемости скручиванию, особенно при поднятом кузове.


Несмотря на то, что в середине «нулевых» именно китайские мосты были основным источником нареканий в плане качества, предполагается, что в новом грузовике используются более надёжные их аналоги, ведущие свою родословную от лицензионной продукции именитых европейских производителей.
Сидение водителя подрессорено, справа от него в самосвале установлен двухместный диван, а в тягаче – такое же кресло, оснащённое подвеской. Дополнительный комфорт призван обеспечить и круиз-контроль. Общим для всех капотных грузовиков достоинством являются высокие показатели пассивной безопасности, что также делает новый «Урал» привлекательнее на фоне конкурентов.

 

Что касается седельного тягача, то при должном уровне доводки и доработки пока ещё сырой компромиссной конструкции у покупателей появится возможность по достоинству оценить и аэродинамические показатели новинки.

 

Подводя итог, можно отметить, что представленные дорожные версии грузовиков из Миасса, несмотря на ряд конструктивных просчётов, представляют собой интересные разработки, нацеленные на относительно слабо заполненную нишу капотных машин. Возможность выбирать между моторами трёх семейств и различными вариациями оснащения уже сейчас обеспечивают варьирование цен в широких пределах, а проведённая перед запуском модернизация производства позволяет рассчитывать на должный уровень качества и надёжности.



Опубликовано: 05.04.2019, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав , Теги: Урал,



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.