Авторские статьи

Прицепная техника: спрос сохраняется…

Прицепная техника: спрос сохраняется…

Начало года для рынка прицепов и полуприцепов сложилось весьма неплохо: были отмечены определенный рост и положительная динамика. Более того данная тенденция, несмотря на некоторый спад продаж в марте, сохранялась до конца первого квартала.

 

Так, в статистических выкладках RAMR (Russian Automotive Market Research) по этому поводу были приведены следующие данные: «продажи новой прицепной техники в январе-марте 2020 года составили 7,11 тысяч единиц, что на 8,4% больше результата января-марта 2019 года.

 Но уже к маю ситуация изменилась, и не в лучшую сторону. За пять месяцев – с января по май – было продано новых прицепов и полуприцепов 10,89 тысяч единиц, что на 4,1% меньше результата января-мая 2019 года.

А к концу мая (по данным RAMR) продажи новых прицепов сократились на 11,7% по отношению к маю 2019 года и составили 1,88 тысяч единиц.

Впрочем, независимо от всех статистических «спадов и подъемов», ведущие производители настроены оптимистично – их продукция всегда в тренде, и даже при снижении спроса у компаний-лидеров обязательно найдется, что предложить и чем привлечь потребителя. Кстати, о последнем – смотрины прицепной техники на прошлогодней сентябрьской выставке «Комтранс» показали, что совершенствованию самых различных моделей прицепов и полуприцепов, как говорится, нет предела. Сегодняшний покупатель без каких-либо проблем получает укомплектованный новейшим оборудованием и различным электронными наворотами (для получения информации и управления) прицепной подвижной состав.

 

Динамике вопреки

У рынка, как известно, свои «законы» - бывает, например, что отрицательная динамика не особо отражается на снижении продаж той же прицепной техники, более того у ведущих брендов они могут и подрасти или, как минимум, остаться на прежнем уровне.

Что, собственно, и подтверждается при сравнении показателей продаж в 2018 и 2019 годах.

«По итогам 2019 года рынок новых прицепов и полуприцепов показал отрицательную динамику (-2,6% к 2018 г.) и составил 32,34 тысяч единиц.

В 2019 году лидер рынка – бренд SCHMITZ – реализовал 4,44 тысячи прицепов, что на 8,3% больше результата 2018 года. Второе место у ТОНАР: продажи прицепов этой марки выросли на 22,3%. Далее идет марка НЕФАЗ, реализация прицепов которой в 2019 году осталась на уровне 2018 года». (данные RAMR).

 

Рынок новых прицепов, ТОР-10 брендов, январь-декабрь 2019 г./2018 г., тыс. ед.

Бренд

Январь-декабрь 2018 г.

Январь-декабрь 2019 г.

Динамика продаж, %

SCHMITZ

4,10

4,44

8,3

ТОНАР

2,33

2,85

22,3

НЕФАЗ

2,52

2,52

0,0

KRONE

3,49

2,35

-32,7

KAESSBOHRER

1,17

1,59

35,9

KOEGEL

1,67

1,22

-26,9

WIELTON

1,00

1,03

3,0

СЕСПЕЛЬ

1,08

1,00

-7,4

GRUNWALD

0,94

0,83

-11,7

ТСП

0,61

0,66

8,2

ТОР-10

18,91

18,49

-2,2

Другие

14,29

13,85

-3,1

Всего

33,20

32,34

-2,6

Источник: Russian Automotive Market Research

Кстати, не меняются предпочтения российского потребителя прицепной техники в типах кузова прицепов – в лидерах по-прежнему с небольшими колебаниями (данные 2019/2018 гг. в тыс. ед.) остаются тентованный и самосвальный. (диаграмма 1).

Возвращаясь в год текущий, следует отметить, что апрель, в целом завершившийся ощутимым падением продаж (по данным RAMR до 28,8% по отношению к апрелю 2019 г.), тем не менее, принес трем брендам их увеличение.

Продажи прицепов НЕФАЗа выросли на  16,7% до 0,21 тысяч единиц. Еще у двух брендов из топовой десятки – УСТ и ПЛАНЕТА – на 11,1% до 0,10 тысяч единиц и на 66,7% до  0,05 тысяч единиц, соответственно.

Кстати, изменения в сфере продаж происходят достаточно быстро. В том же мае на рынке прицепной техники происходит смена лидеров: ТОНАР «отодвигает» компанию SCHMITZ традиционно, удерживающую лидерство по всем позициям на российском рынке в течение многих лет, на второе место.

Майские продажи российской компании выросли на 28,6% и составили 0,36 тысяч единиц. Заслуживает, кстати, внимания и тот факт, что ТОНАР оказался на первом месте и по итогам пяти месяцев текущего года.

Отменные результаты, показала в мае еще одна российская компания - НЕФАЗ, занявшая вторую строчку. Продажи техники этого бренда выросли на целых 60% до 0,16 тысяч единиц.

А SCHMITZ, переместившийся на третью позицию, также (как и НЕФАЗ) продал 0,16 тысяч единиц прицепной техники, но результат для бессменного лидера явно неутешительный(-40,7%), если сравнить его с майскими показателями прошлого года.

В продолжение темы «отрицательной и положительной динамики» не лишним будет упоминание и о состоянии производства прицепной техники.

Аналитики RAMR, например, отметили, что ее производство по итогам первого квартала этого года достигло 9,26 тысяч единиц, что на 12% больше результата аналогичного периода 2019 года.

Положительная динамика производства отмечена среди прицепной техники категории О2 (технически допустимой максимальной массой свыше 0,75 т., но не более 3,5 т.), категории О3 (3,5 т < ТДММ < 10 т.), прицепов и полуприцепов тракторных, а также прицепов-  и полуприцепов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей.


 

В денежном выражении

Итоги пяти месяцев этого года, отражающие уровень средневзвешенных цен, финансовую емкость рынка прицепной техники и достижения брендов в денежном выражении в сфере продаж уже подведены.

И здесь опять  сошлемся на информацию, предоставленную нам экспертами RAMR: «в январе-мае 2020 года лидером по финансовому результату стал SCHMITZ. На покупку прицепов этого бренда в отчетном периоде было потрачено 4,1 млрд руб. Далее следует бренд ТОНАР, продажи прицепов которого в денежном выражении составили 2,6 млрд руб. Также в первую тройку вошел KRONE с финансовым результатом 1,6 млрд руб.

Несмотря на сокращение средневзвешенной цены, наибольший рост продаж прицепов в денежном выражении отмечен у бренда СЕСПЕЛЬ (+43,4%). По итогам пяти месяцев 2020 года продажи прицепов СЕСПЕЛЬ в количественном выражении выросли на 43,9%.

Спрос на прицепы НЕФАЗ по итогам января-мая вырос на 26,3%, а средневзвешенная цена увеличилась на 8,1%. В связи с этим рост продаж новых прицепов данной марки в денежном выражении составил 36,5%».

Отдельно стоит отметить показатели компании СЕСПЕЛЬ. Достижения этого российского бренда – статья особая. Рост продаж новой прицепной техники этой марки в первом квартале показал рекордную прибавку в 138,7%.

Кстати, заметим, что СЕСПЕЛЬ (по данным RAMR) является лидером в сегменте прицепной техники в кузове цистерна по сохранности (через 3 года эксплуатации) остаточной стоимости с результатом 86,1%.

На вторичном рынке прицепной техники финансовые результаты за пятимесячный период 2020 года у тройки лидеров более существенные. Спрос на подержанные прицепы, судя по подведенным RAMR итогам, значительно превышает спрос на новые.  При выборе российский потребитель, конечно же, отдает предпочтение известным зарубежным брендам.

И, в первую очередь, технике SCHMITZ – многолетнего лидера в продаже прицепной техники и на вторичном российском рынке, с очень внушительной, кстати, его долей в 30%. Напомним, что с 2013 года компания собирает все популярные и, соответственно, всегда востребованные  модели прицепной техники в России.

Поэтому, неудивительно, что на рынке подержанной прицепной технике на первой позиции в тройке лидеров SCHMITZ с превосходными показателями продаж: по итогам января-мая 2020 года на покупку подержанных прицепов данного бренда в январе-мае было потрачено 6,4 млрд. рублей. Продажи, занявших в этом сегменте второе и третье места KRONE и KOEGEL, в денежном выражении составили 3,7 млрд. рублей и 1,2 млрд. рублей соответственно. У всех трех брендов отмечена отрицательная динамика продаж и финансовой емкости.

Положительная динамика финансовой емкости сохранилась лишь у трех брендов – ТОНАР, СЗАП и WIELTON. По итогам пяти месяцев рост продаж подержанных прицепов ТОНАР в штуках составил 18,1%, СЗАП – 10,9%, WIELTON – 1,7%.

Безусловно, стоит отметить еще один, стандартный, но очень важный показатель финансового состояния рынка прицепной техники – его емкость и средневзвешенные цены.

Если в этой сфере исходить из статистики RAMR, то получается, что «в январе-мае 2020 года емкость рынка новых прицепов и полуприцепов составила 27 млрд. рублей, что на 3,4% меньше, чем в январе-мае 2019 года.

Отрицательная динамика финансовой емкости связана с сокращением продаж новых прицепов на 4,2%.

По итогам января-мая 2020 г. продажи подержанных прицепов упали на 10,6%. Кроме того, снизилась и средневзвешенная цена на них (-0,8%). В связи с этим финансовая емкость вторичного рынка прицепной техники сократилась на 11,3% и составила 29 млрд. рублей».

Для сравнения (и более наглядно) показатели средневзвешенной цены и емкости рынка новой и б/у техники в январе-мае 2019 и 2020 года представлены в двух таблицах.

 

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка новых прицепов, январь-май 2020 г./2019 г.

Показатель

2019 (январь-май)

2020 (январь-май)

Прирост/убыль, %

Средневзвешенная цена, руб.

2 524 886

2 545 972

0,8

Емкость рынка, млн руб.

28 683

27 713

-3,4

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Таблица 3

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка подержанных прицепов, январь-май 2020 г./2019 г.

Показатель

2019 (январь-май)

2020 (январь-май)

Прирост/убыль, %

Средневзвешенная цена, руб.

1 017 390

1 009 596

-0,8

Емкость рынка, млн руб.

33 331

29 573

-11,3

Источник: Russian Automotive Market Research

 


Аналитики RAMR также отметили, что тройку лидеров по финансовым результатам в сегменте новой прицепной техники возглавила Московская область. В данном регионе по итогам января-мая 2020 года было продано новой прицепной техники на 3,2 млрд. рублей. А емкость рынков Республики Татарстан и Москвы, вошедших в тройку лидеров, составила 2,6 млрд. рублей и 1,5 млрд. рублей соответственно.

В топовой десятке регионов рост финансовой емкости отмечен в Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской области и Пермском крае. Продажи новых прицепов в штуках в Татарстане по итогам пяти месяцев 2020 года выросли на 114,0%, в Ханты-Мансийском АО – на 18,2%, спрос на прицепы в Челябинской области и Пермском крае увеличился на 37,9% и 71,2% соответственно.

На вторичном рынке прицепной техники наибольшая финансовая емкость в отчетном периоде отмечена в Московской области – 1,9 млрд. рублей. Также в лидирующую тройку вошли Краснодарский край и Санкт-Петербург, где на покупку прицепной техники с пробегом было потрачено 1,8 млрд. рублей и 1,4 млрд. рублей соответственно.

Кстати, отдельного упоминания, на наш взгляд, заслуживают апрельские рейтинги региональной емкости рынков прицепной техники. Они  представляют определенный интерес, прежде всего, потому, что при общей отрицательной динамике и спаде спроса, в отдельных регионах продажи прицепов выросли, причем весьма ощутимо. 

В Татарстане, например, продажи новых прицепов увеличились в три раза. В  Ханты-Мансийском автономном округе прирост продаж составил 22,2%. В то время как в Московской области было зафиксировано падение спроса на новые прицепы на 65,8%.

 

Импорт с турецким акцентом

Обилие предложений на внутреннем рынке от компаний, в том числе и зарубежных, производящих прицепную технику в России, поставки из других стран не отменяет – они продолжаются.

Но, по данным, приведенным на сервисе ТСВТ информационно-аналитического агентства SeaNews, импорт прицепов и полуприцепов ощутимо сократился: в 2019 году в Россию было ввезено 17,9 тыс. единиц прицепной техники (-26,9% к 2018 году), что в денежном выражении составило 368,3 млн. долларов (-26%).

Отметили эксперты и то, что прицепная техника поступала на российский рынок из 40 стран. Причем более половины продукции было поставлено из Германии, а основными пунктами назначения были Москва, Тульская, Смоленская, Калининградская и Московская области и Санкт-Петербург.

Но сокращение поставок из-за рубежа, причем существенно, коснулось и немецких поставщиков: по итогам 2019 года поставки прицепов и полуприцепов в Россию из Германии в штучном выражении снизились на 44% до 6,3 тыс. единиц, в денежном – на 37,8% до 212,5 млн. долларов.

Однако на фоне общего снижения значительно увеличился ввоз техники из Турции – на 65% до 2,5 тысяч единиц. Большая часть продукции была направлена в Москву, Тульскую область и Татарстан.

По всему похоже, турецкие производители очень серьезно нацелились на освоение российского рынка прицепной техники. На последнем «Комтрансе», например, был отмечен «наплыв» прицепной техники турецкого производства. И у специалистов, конечно, была возможность вплотную ознакомиться с техникой, представленной ведущими турецкими брендами, просчитать все возможности ее продвижения и востребованности в различных структурах отечественного рынка.

 

Прорывные технологии брендов

Магистральное направление на российском рынке прицепов и полуприцепов было и остается за ведущими зарубежными производителями. И пока несменяемым лидером здесь, о чем уже упоминалось, остается компания  Schmitz Cargobull. Лидерство одного из ведущих мировых производителей прицепной техники вполне закономерно – это, прежде всего, планомерная и четкая работа всех его подразделений: эксперты компании просчитывают и определяют на перспективу запросы потребителей в тех или иных отраслях промышленности и сельского хозяйства. И, пожалуй, одним из главных аспектов деятельности Schmitz  является постоянное внедрение различного рода новых разработок, как технических, так и технологических, которые, что очевидно, во многом облегчают работу пользователей прицепной техникой компании.

О чем, в частности, свидетельствует появление на российском рынке нового автопоезда (демонстрировался на «Комтранс 2019») - изотермического полуприцепа S.KO COOL длиной 16,8 метра. Опуская описание ряда технических нововведений, делающих его более совершенным, чем предыдущие модели полуприцепов, коротко  отметим основные преимущества данного «гиганта» для потребителя. Во-первых, большая (на 25%) длина полуприцепа позволяет разместить те же поддоны в, соответственно, большем количестве. Во-вторых, ощутимо (почти на четверть) сокращается число рейсов, но, понятное дело, не объемов перевозимых грузов. И, в-третьих (как следствие), снижаются расходы топлива, а стало быть, - экологическая составляющая, - токсичные для окружающей среды выбросы.

Но об одном важной, на наш взгляд, детали, показывающей, кстати, почему он стал «лучшим полуприцепом 2019 года в России» упомянуть стоит обязательно. Модель рефрижератора C.KO Cool 16.8 – чемпиона «Комтранс 2019» оснащена самыми современными гаджетами, позволяющими контролировать уровень заданных параметров и управлять многими опциями полуприцепа. Цифровые технологии, так сказать, в действии.

У известного на российском рынке бренда Krone (входит в «большую европейскую тройку») тоже есть что предложить отечественному потребителю. И, прежде всего, это отлично оснащенная, с цельнорамным шасси последняя модель рефрижератора Cool Liner Duoplex Steel. В конструкции данного полуприцепа его создатели  постарались по возможности облегчить работу перевозчика: например, передняя стенка, защищена (внутри) четырьмя дистанционными профилями с большим сечением, что позволяет по пределу обеспечивать поступление воздуха, конструктивно учтено и то, что по максимуму обеспечивает незатруднительное обслуживание и уборку в полуприцепе.

Отметим и тот факт, что Krone наладил выпуск полуприцепов с увеличенной длиной (до 16,5 м.) еще в 2014 году.

Хорошим спросом на российском рынке сегодня пользуется прицепная техника марки Kögel, компания также входит в «большую европейскую тройку». Ее основную продукцию - шторные и шторно-бортовые полуприцепы – отличает «пожизненная» антикоррозийная защита, которую обеспечивает катафорезная и термическая обработка с полным погружением.

Прицепная техника российских производителей сегодня также, как принято говорить, в тренде. И лидерство здесь на протяжении ряда лет сохраняет компания Тонар. Среди основных преимуществ компании, в первую очередь, следует выделить такие как невысокая стоимость обслуживания, быстрая окупаемость эксплуатируемой техники, а также наличие большого количества сервисных центров и магазинов запчастей.

Если говорить о достижениях в производственной сфере, то, конечно, следует упомянуть о диверсифицированном подходе в выпуске продукции: компания производит тентованные, шторные и шторно-бортовые полуприцепы с тремя и четырьмя осями. Производство на 70% роботизировано, на 90% выпускаемой техники устанавливаются осевые агрегаты с дисковым тормозом собственного производства, что обеспечивает большую эффективность при торможении и меньшем нагревании. Так что добротно укомплектованное производство – это и хороший задел на перспективу для ведущего российского производителя полуприцепной техники.

К тому же, заметим, шторные полуприцепы ТОНАР-97461 и ТОНАР-974611ДН – флагманские модели компании пользуются хорошим и устойчивым спросом.

 

Российские производители в сфере оснащения прицепной техники «умной» электроникой стараются не отставать от зарубежных коллег. Тем более, что сделать это не так-то и сложно – вся «начинка», устанавливаемая на те же полуприцепы, импортная.

Например, оборудование, которым оснащена  последняя модель  НЕФАЗа – 16,5-метровый рефрижератор 93341ОК7 - от одного из лучших его производителей – компании ThermoKing. У перевозчика также есть возможность использования различных приложений, того же Bluetooth, что позволяет контролировать все процессы, происходящие внутри и вне рефрижератора.

Немаловажно, кстати, и то, что даже сталь для изготовления мощной рамы использовалась шведская марки SB-700.  Создатели данной модели рефрижератора отмечают, что конструкционные особенности рамы (по всей длине «рефа») как нельзя лучше отвечают нашим условиям эксплуатации.

Последние, безусловно, учитывают и зарубежные производители – практически у всех иномарочных брендов производства размещены в России. Что, кстати, позволяет им оперативно реагировать на те или иные изменения на рынке прицепной техники.

К тому же сегодняшняя  обстановка в стране складывается не лучшим образом, так что для ряда российских и зарубежных компаний улавливание запросов рынка на типы техники становится вопросом выживания.

И сложно сказать сохранится ли спрос на прицепную технику в том порядке, как он «выстроился» (по типам техники) в не самом благополучном 2019 году, когда в лидеры вырвались тентованные прицепы, и далее, по списку, «выстроились» самосвальные, бортовые, автоцистерны, изотермические, рефрижераторы, а завершили его фургоны с платформами.

Напомним, что компании, уловившие наметившуюся тенденцию, несмотря спад спроса, сумели сохранить и даже нарастить продажи техники.

Ну а в завершение этого небольшого обзора - табличный прогноз от аналитиков RAMR до 2025 года.

 


 

Подготовил А.Заболотский

 

  

   

  

 

       

 

   

  


 

  

 

 

 

 

 

 



Опубликовано: 25.11.2020, Автор: ЗАБОЛОТСКИЙ Андрей
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.