Авторские статьи

Российский рынок LCV укрепляет позиции

Российский рынок LCV укрепляет позиции

 

Показатели продаж на рынке легких коммерческих автомобилей в прошлом, 2017 году можно, без преувеличения, назвать впечатляющими.

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Как отмечают все без исключения эксперты и аналитики российский авторынок, и, в первую очередь, сегмент LCV, в течение трех кварталов показывал уверенную поступательную динамику.

 

Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам сентября увеличились на 17,9% и составили 148 371 машину. По итогам девяти месяцев 2017 года российский авторынок вырос на 10,6% до 1 129 374 автомобилей.

 

Не преувеличивая успеха, но подчеркивая, прежде всего, достижения в сфере продаж легкого коммерческого транспорта, председатель комитета автопроизводителей АЕБ  Йорг Шрайбер заявил:

 

- Восстановление российского автомобильного рынка продолжилось в октябре с результатом, превышающим прошлогодний на солидные 17%. Это уже восьмой месяц положительной динамики подряд, что является самым продолжительным периодом непрерывного роста рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей с 2012 года. Конечно, размер сегодняшнего рынка далек от рекорда, достигнутого в том году. Однако радует то, что при текущих темпах восстановления годовые продажи в 2017 году имеют хороший шанс достичь уровня, на котором был рынок в 2015 году.

 

 

Несменяемые лидеры

То, что ведущие позиции в сегменте малотоннажного коммерческого транспорта удерживают российские производители – не новость. Лидерство это, при всех спадах и подъемах, сохраняется на протяжении многих лет.

 

Другое дело, какие качественные и количественные изменения по сравнению с годами прошедшими происходят в номенклатуре продукции, предлагаемой основными игроками на поле LCV соотечественникам-потребителям.

 

Есть и еще одна очень важная деталь. Во многом развитие сегмента отечественных LCV, по мнению многих специалистов авторынка, будет зависеть от того насколько действенной в этой важной для российской экономики сфере будет господдержка. Чиновники из Минпромторга считают, что запушенные для поддержки отечественного автопрома госпрограммы на определенных этапах очень хорошо себя зарекомендовали. И почти оптимально, полагают в министерстве, их эффективность проявилась в текущем году.

 

Однако по поводу положительного влияния на развитие отечественного автопрома, и, в частности, на отечественный сегмент LCV, есть и другие мнения – не столь оптимистичные. В пресс-службе «Группы ГАЗ», например, заявили, что в компании «тестировали «сегментарные» лизинговые субпрограммы, и реакция клиентов показала очень низкий эффект: дополнительная скидка, которая дается в рамках лизинговых субпрограмм, не будет стимулировать новые продажи коммерческого транспорта, а уйдет небольшому количеству крупных клиентов, которые и так готовы покупать автомобили в лизинг».

 

Тем не менее, специалисты ряда компаний не просто считают, а уверены, что господдержка способна обеспечить дополнительный рост продаж в сегменте LCV в пределах 4-5% по итогам 2017 года.

 

Эксперты традиционно сравнивали трехквартальные показатели 2017 года в сегменте легких коммерческих авто с показателями за аналогичный период года предыдущего. Например, из данных, приведенных аналитическим  агентством «Автостат» в середине октября, следует, что рынок LCV в России вырос за три квартала 2017 года, согласно данным «Автостат Инфо», на 21% к аналогичному периоду прошлого года. В количественном выражении объем рынка легких коммерческих авто увеличился в годовом сравнении с 61 112 до 73 977 единиц.

 

Эксперты агентства отмечают ощутимо, на 22,8%, выросшую реализацию новых LCV российских марок на отечественном авторынке за три квартала 2017 года. Как показали проведенные исследования, за отчетный период этого года в России продажи российских LCV составили 53 131 единицы, а годом ранее — 43 278 единиц.

 

И, конечно, отдельной статьей в них были представлены модели-лидеры продаж.

 

Так, повышенным спросом среди LCV российских марок пользовалась модель «ГАЗель NEXT»:17 590  авто этой модели были приобретены с января по сентябрь, что на 43,5% превысило объемы прошлогодних продаж. Вторую строчку в рейтинге  заняла «ГАЗ-3302 ГАЗель» с 7589 авто, проданными также за три квартала года. На третьем месте в сегменте закрепился «УАЗ-3741»: за отчетный период было продано 6304 авто этой модели.

 

В топовую пятерку российских моделей рынка новых LCV вошли LADA Largus и «УАЗ-3909». С января по сентябрь спрос на фургон Largus вырос на 42,4%, а объемы продаж составили 5729 единиц. Показатели продаж «УАЗ-3909» также выглядели вполне достойно – 4270 автомобилей, что на 44% больше, чем годом ранее.

 

В «Автостате» среди самых продаваемых легких коммерческих авто по результатам января-сентября 2017 года выделили также следующие модели: «ГАЗ-3221 ГАЗель» (2137 ед., -1,8%), «ГАЗ-2752 Соболь» (2108 шт., +2,5%), «УАЗ-2206» (2050 авто, +8,6%), а также «ГАЗ-2705 ГАЗель» (1924 ед., -6,6%) и «УАЗ-3303» (1109 авто, -12,6%). Весьма наглядно – по маркам и моделям LCV – сравнительные показатели отчетных периодов 2016-2017 гг. отражены и в таблицах агентства «Автостат».

 

 

 

 

 

А, в общем, что очевидно по всем проведенным подсчетам, отечественные бренды в сегменте легких коммерческих авто занимают сегодня более двух третей продаж на российском авторынке. И безусловным лидером здесь является ГАЗ. Отметить стоит также тот факт, что отрыв у компании от ближайших преследователей в этом году весьма солидный.

 

В статистических данных того же «Автостата» отмечается, что, например, в сентябре доля отечественных LCV, произведенных ГАЗом, составила 47% в общем объеме рынка коммерческих автомобилей. В этом же месяце было продано почти 4 тысячи единиц легкого коммерческого транспорта, что на 14% больше, чем в прошлом году.

 

Для сравнения: сентябрьские продажи LCV у занимающего 2 место УАЗа составили 1,2 авто. Разница, как видим, довольно существенная.

 

Впрочем, в сфере продаж месяц на месяц не приходится: эксперты отмечают, что в августе продажи коммерческой техники от ведущих российских  производителей значительно превысили сентябрьские.

 

 

Версии на выбор, новинки под заказ

Кстати, в тройку лидеров продаж LCV в сентябре (впервые в том году) вошел Ford (см. приведенную выше таблицу). Компания в полном смысле слова резко нарастила темпы, увеличив продажи на почти на 73% – до 710 авто.

 

Заметим, что успехи Ford не случайны – в августе, например, компания заняла пятое место в топовой пятерке ведущих компаний на российском рынке LCV. В таблицах за август – показатели продаж в топах марок и моделей.

 

 


 

 

И, похоже, что сдавать позиции на российском авторынке  в сфере LCV известный американский бренд не собирается. Более того – он их усиливает. Как сообщили в пресс-службе Ford Sollers, продажи коммерческих фордов в России выросли в октябре на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, составив в единичном исчислении почти 5 тысяч автомобилей. Особо отмечалось, что спрос на микроавтобусы и фургоны Ford Transit в октябре вырос на 72%, что в количественных показателях составило 1,13 тысяч  проданных автомобилей. Если же отсчитывать с начала года, то реализация коммерческих авто  Ford Transit выросла на 65% до 7115 единиц. Весомо отметилась компания и на выставке Comtrans 2017: пять версий Ford Transit были представлены на смотровой площадке.

 

Отдельного упоминания заслуживает также продемонстрированный на выставке микроавтобус Ford Tourneo Custom. Основное предназначение этого автомобиля -  с классным дизайном и многовариантностью в трансформации салона – бизнес-перевозки.

 

Небольшой экскурс в историю продвижения Ford LCV на российском рынке был бы не полным без упоминания нового сервиса Ford Telematics, также представленного на Comtrans 2017. В этом IT-продукте учтено практически всё для оптимизации затрат на содержание автопарка, и, в частности, скрупулезно продумана и отработана функция контроля действий водителя и движения авто.

 

В общем, пополняется, и довольно активно, отечественный рынок легкого коммерческого транспорта и современными телематическими сервисами, и различными модификациями уже существующих моделей, и, конечно, новинками. Причем не только зарубежных брендов, но и отечественных. Ведущие автокомпании, представляя новинку, стараются не затягивать с ее серийным запуском – конкуренция, а у потребителя появляются более широкие возможности выбора.

 

Запросы своего потребителя, понятное дело, лучше знают российские производители LCV, и к тому же свой высокий процент в объемах продаж они набирают, выставляя более низкие цены на продукт, чего не могут себе позволить их зарубежные коллеги.

 

Например, новый фургон Lada Largus – ориентировочно его продажи запланированы АвтоВАЗом на первую половину следующего года – наверняка составит конкуренцию аналогичным иностранным коммерческим авто, так как цены на него будут в любом случае ниже.

 

Ценовая политика – штука серьезная. Эксперты, например, считают, что новый «УАЗ Профи» вполне может «подвинуть» на конкурентном поле за счет разницы в ценах ту же «Газель Бизнес». Как говорится, все познается в сравнении.

 

И еще об одной новинке. Компания Renault выпускает на российский рынок новую модель сегмента LCV – Renault Dokker, и уже анонсировала прием заказов.

 

В пресс-службе компании сообщили, что появление этого авто в России происходит в рамках расширения линейки легких коммерческих автомобилей и новой бренд-стратегии Renault под слоганом: «Моя страна. Мой бизнес. Мой Renault».

 

Также было отмечено, что у россиян будет возможность выбора из двух предлагаемых вариантов новой модели Dokker. Первый, Dokker – пятиместный грузопассажирский автомобиль для частного или профессионального использования. Второй, Dokker Van - коммерческий фургон для представителей малого и среднего бизнеса.

 

И опять – о конкуренции. Выгодное отличие нового авто от конкурентов, как подчеркивают французские автопроизводители, заключается в его повышенной вместительности и многофункциональности кузова. Оснащенность в обоих вариантах широкими сдвижными дверями дает возможность проводить погрузочно-разгрузочные работы в сжатые сроки, в стесненных условиях.

 

В сообщении, поступившем из российского представительства Renault, отмечалось, что новая модель будет доступна в дилерской сети в декабре 2017 года по цене от 819 000 рублей за Renault Dokker (5-местная грузопассажирская версия) и от 814 000 рублей за Dokker Van (коммерческий фургон). И, как полагают эксперты, оба авто новой модели Dokker будет пользоваться неплохим спросом у российского потребителя. Как, впрочем, LCV, и в том числе новые модели, других не менее известных зарубежных брендов, нарастивших объемы продаж за три квартала 2017 года.

 

Агентство «Автостат» в связи с этим приводит следующие данные. Высоким уровнем продаж за январь-сентябрь прошлого года на российском рынке отметились такие компании как Volkswagen,  продавший 3954 машины (+13,6%), Peugeot – 1555 единиц (+48%), Hyundai - 1309 ед. (+20,3%), Citroen - 1298 авто (+52%).

 

Такая вот статистика, свидетельствующая о том, что российский рынок LCV развивается, и, отметим, весьма неплохими темпами.

 

 

В европейской шестерке

В завершение небольшого обзора российского LCV-сегмента стоит, пожалуй, коротко остановиться на том, как выглядит этот сегмент на общеевропейском фоне.

 

Но вначале о том, что показали подсчеты (за август) специалистов АСЕА. В представленных ими данных отражено, что всего на европейском рынке LCV было продано 129 869 автомобилей, что на 0,3% больше по сравнению с августом 2016 года.

 

Место России в приведенной таблице европейского рейтинга к августу не поменялось  – она занимает шестую позицию, а по сути делит пятое место с Италией.

 

 

 

 

Оптимизма же нашим производителям легкого коммерческого транспорта должен добавить, на наш взгляд, сам факт пока еще присутствия России в европейских рейтингах. Значит замечают, значит совместный бизнес и партнерские отношения будут развиваться и дальше, а это – главное.



Опубликовано: 08.08.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.