Авторские статьи

Российский рынок новых грузовиков

Российский рынок новых грузовиков

Динамика развития грузового автопарка – важнейший индикатор экономической ситуации в стране, поэтому опубликованные данные «Автостата» о существенном подъёме продаж новых грузовиков представляет немалый интерес в профессиональной сфере.

 

 

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Так в январе 2017, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года продажи выросли на 25,5%, что является одним из наиболее значимых показателей за несколько лет. Примечателен тот факт, что коммерческий автотранспорт – это дорогостоящее приобретение, не доступное для многих организаций даже в кредит, а с учётом кризисных явлений и вовсе становится рискованным ходом. Виду этого анализ причин этого положительного явления может продемонстрировать основные векторы экономических трансформаций, а также свидетельствовать о преломлении ситуации и выхода из сферы стагнации. Попробуем проанализировать специфику российского парка грузовых автомобилей и необходимость его развития.

 


Структура российского парка грузовых автомобилей и её влияние на прогнозируемую динамику продаж

В первую очередь, прежде чем говорить о коренном переломе в ситуации, стоит отметить, что положительная динамика достигнута на крайне непродолжительном временном интервале, а количественное выражение показателей роста и вовсе выглядит не так уж оптимистично. Так, лидер продаж – КамАЗ достиг показателя в 1500 проданных автомобилей, что не так уж и много, учитывая производственные мощности и ассортимент продукции завода. Тем не менее, январская статистика свидетельствует об острой необходимости обновления автопарка, которая осуществляется вопреки рыночным тенденциям.

 

Итак, если принять во внимание тот факт, что, согласно официальной статистике, более 60% грузовых автомобилей в России старше 15 лет, то очевидна необходимость обновления, игнорирование которой может привести к острому дефициту не рынке грузоперевозок.

 

Кроме того, стоит учесть тот факт, что в нашей стране распространена практика переоформления спецтехники на документы от списанных или разбитых автомобилей, а также сборка рабочих грузовиков из старых деталей. Этот факт приводит к тому, что во многих случаях ситуация с возрастом и состоянием автотранспорта намного серьёзнее, чем это демонстрирует официальная статистика. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать необходимость скорейшей модернизации парка, обратимся к диаграмме, представленной на рисунке.

 


 


Конечно, первоначальный анализ показывает, что лидирующие позиции на рынке занимают отечественные автопроизводители, что особенно показательно в рамках программы импортозамещения, однако тот факт, что в тройку лидеров входит ЗИЛ с показателем 15,5%, существенно ухудшает общую картину. Дело в том, что этот автозавод прекратил своё существование несколько лет назад (попытки выпускать несколько грузовиков в год из оставшихся машинокомплектов на базе смежных предприятий – не в счёт), а на протяжении пяти лет до момента объявления банкротства продажи не выдерживали никакой критики. Это свидетельствует о том, что парк грузовиков морально и технически устарел, а также сильно изношен. На этом фоне даже КрАЗ с его долей в 1,7%, при том что официальные поставки в Россию прекращены ещё в начале 2014 года, не может существенно ухудшить показатели. Кроме того, доля отечественных производителей на рынке обусловлена фактически монопольным положением ещё с советских времён, так что нынешние темпы продаж даже не компенсируют вывод из эксплуатации имеющейся техники.

 


Положительная динамика как показатель выхода из кризиса или временное явление в краткосрочной перспективе?

С учётом сказанного, обратимся к официальным данным и попробуем разобраться в первопричинах январского роста продаж. Если принять во внимание показатели лидеров рынка, то преобладание отечественных марок обусловлено целым рядом факторов.

 

Во-первых, падение курса рубля сделало иномарки практически недоступными для большинства предприятий.

 

Во-вторых, ужесточение кредитной политики банков в конце 2014 года привело к необходимости аккумулирования денежных средств и формированию отложенного спроса.

 

В-третьих, износ имеющейся техники предопределил острую потребность в обновлении парка, которое необходимо осуществлять вне зависимости от текущих тенденций.

 

И в-четвёртых, 2016 год стал довольно успешным для сельского хозяйства и смежных отраслей ввиду завоевания экспортных позиций и сбора рекордного урожая, что уже к концу года предопределило наличие дополнительных финансовых активов у сельхозпроизводителей.


В качестве положительного аспекта, который повлиял на увеличение доли продаж отечественных грузовиков, выступает и то, что российские производители вовремя провели модернизацию модельного ряда и представили несколько актуальных новинок, которые по соотношению «цена-качество» имеют неплохие показатели. В первую очередь, это выход на рынок новой линейки рядных дизелей 530 серии от Ярославского завода, модернизация грузовиков КамАЗ за счёт активного использования комплектующих иностранного производства, а также выход нового поколения среднетоннажных автомобилей ГАЗ.

 

Помимо этого, косвенными факторами, способствующими формированию такой ситуации, стал факт ухода с российского рынка марки КрАЗ, а также существенное удорожание автомобилей МАЗ, обусловленное стремлением руководства Беларуси максимизировать валютный товарооборот между нашими государствами.

 

Если же рассмотреть структуру продаж в разрезе модельного ряда, то становится очевидным, что некоторые положительные явления в экономике пока ещё не достигли столь значимых величин, чтобы оказывать влияние на автомобильный рынок в целом. Так, наиболее продаваемой моделью стал самосвал КамАЗ 6520, активное использование которого обусловлено реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов в области инфраструктуры и дорожного строительства, а также подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.

 

Следующей по популярности моделью стал КамАЗ 43118, эта полноприводная модификация активно используется в добывающей сфере, а также закупается для армейских нужд.

 

И на третьем месте расположился новый среднетоннажник от Группы ГАЗ, популярность которого обусловлена ликвидацией завода ЗИЛ как основного конкурента, а также отсутствием иностранных моделей в этом ценовом сегменте.

 

Как видим, несмотря на хорошие показатели в сельскохозяйственном секторе, модели для аграрного сектора в статистике продаж занимают далеко не лидирующие места. Что же касается остальных сфер применения, то ввиду определённых политических факторов они не могут выступать в качестве объективных индикаторов экономического развития.

 


Прогнозы на будущее и специфика сформировавшейся конъюнктуры

Что же касается общеэкономических трендов, то очевидно, что при кризисном обрушении показателей даже инвестиционные проекты, реализуемые на государственном уровне, не позволили бы достичь положительной динамики. В качестве основной движущей силы, обусловливающей рост продаж грузового автотранспорта, эксперты называют увеличение объёмов грузоперевозок, который наблюдался на протяжении всего предыдущего года и по данным Росстата составил примерно 2%. Кроме того, выявлена существенная активизация малого и среднего бизнеса, а также усиление роли регуляторов, позволившее отечественным транспортникам расширить свою долю рынка.


Как предполагают эксперты консалтинговой компании Market Guide Agency, в 2017 году увеличение объёмов грузоперевозок за счёт товаров народного потребления может обеспечить ёще больший подъём отрасли. Что же касается роста объёмов продаж, то, как заявила Юлия Кислова, если у компании, работающей со сборными грузами, есть стремление вывести свой бизнес на федеральный уровень – надо понимать, что в существующей конъюнктуре это можно сделать только при наличии достаточно крупного собственного парка транспортных средств.

 

Стоит отметить, что в условиях кризиса, а также учитывая тот факт, что срок эксплуатации коммерческого автотранспорта хотят ограничить на законодательном уровне, многие перевозчики стремятся сократить свои издержки, что невозможно осуществить без обновления автопарка, перехода на более эффективные и экономичные модели. И в этом проявляется некоторое противоречие, поскольку инвестировать в собственное развитие пока по силам лишь крупным игрокам.

 

Однако, как показывает статистика, неплохой рост продемонстрировали именно представители среднего и малого бизнеса. Это обусловлено более гибким подходом к формированию сборных грузопотоков, а также динамичным ценообразованием, которое в условиях крупной компании реализовать крайне сложно. По мнению Алексея Безбородова — директора исследовательского агентства InfraNews, в нынешних условиях клиенты предпочитают экономить на стоимости доставки, пренебрегая при этом логистическими преимуществами крупных перевозчиков.


Пока же, основываясь на краткосрочных прогнозах, можно говорить о сохранении некоторой положительной динамики в сфере продаж грузового автотранспорта, обусловленной тем, что транспортные компании являются одними из немногих добросовестных лизинговых заёмщиков в России. Не стоит забывать и про огромный отложенный спрос, поскольку в 2015-2016 годах падение продаж составило 52%, при том, что средняя стоимость одной единицы возросла на 40%, что связано с постепенным сокращением отечественной агрегатной и компонентной базы.

 

По планам автопроизводителей, в 2017 году будет произведено не менее 70 тысяч новых грузовиков, а планы на реализацию составят 74 тысячи единиц. Такая специфика рынка обусловлена тем, что иностранные производители по-прежнему не в состоянии предложить конкурентоспособную цену за свою продукцию, а отечественные компании в рамках импортозамещения постепенно локализуют производство компонентов, тем самым удерживая привлекательную стоимость.

 

Немаловажную роль в стабилизации рынка коммерческого автотранспорта эксперты отводят и фактору роста инвестиционной стабильности за счёт подорожания нефти и роста курса рубля. Кроме того, активная реализация государственных программ также позволит обеспечить сохранение положительной динамики. Сдерживание же показателей роста, очевидно, будет обусловлено удорожанием содержания, эксплуатации и обслуживания коммерческих автомобилей.

 

Свою роль в этом сыграет и введение системы «Платон», и расширение программы платных автодорог, а также повышение стоимости топлива и страхования техники. Виду этого часть средств вместо того, чтобы направляться на модернизацию, будет резервироваться на различные административные сборы и регулярно возрастающие штрафы. Учитывая это, представитель SBS Consulting Дмитрий Бабанский полагает, что негативные тенденции в сегменте тяжёлых грузовиков положительно отразятся на продажах среднетоннажных моделей, таких как GAZon Next, а также двухосных грузовиков от КамАЗа, которые не подпадают под влияние «Платона». Что же касается тяжёлой техники, то для этого класса автомобилей характерно как наиболее резкое сокращение продаж во время кризиса, так и наиболее интенсивное восстановление после этого, так что в целом структура рынка крайне сложно прогнозируема.


Таким образом, продолжительность положительных явлений в сфере продаж грузового автотранспорта напрямую зависит от общеэкономической ситуации, поэтому, основываясь на данных продаж за первый месяц 2017 года, а также на прогнозах экспертов, говорить, с высокой долей вероятности о выходе из кризиса пока не приходится. Естественно, что транспортная сфера, несмотря ни на какие стагнационные явления, будет обновляться, ключевой вопрос в этой ситуации заключается в том, поспеют ли темпы обновления за старением и выходом из строя морально и технически устаревшего автопарка. В подобной ситуации весьма действенными мерами было бы снижение фискальной нагрузки на перевозчиков, однако реалии таковы, что это повлечёт спад в сопутствующих сферах, так что наибольшие надежды сейчас возлагаются на сокращение внутренних издержек и повышение эффективности перевозчиков.



Опубликовано: 27.10.2017, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.