Авторские статьи

Tatra в России

Tatra в России

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

Тяжёлые грузовики из Чехии в последние годы всё реже встречаются на российских дорогах, в подавляющей массе это экземпляры, сохранившиеся ещё с советских времён, когда ежегодно в СССР поставлялись сотни автомобилей, работавших на грандиозных стройках в Сибири.

 

К сожалению, как и большинство машиностроительных предприятий постсоветского пространства, автозавод Tatra оказался в тяжёлом положении, лишившись основного заказчика в лице Советского Союза. Тем не менее, на протяжении последних десятилетий руководство компании не оставляет попыток вернуть свою долю теперь уже российского рынка, используя такой ресурс, как репутация производителя прочных и долговечных грузовиков, заработанная на закате социализма.

 


Затянувшиеся сложности и потенциал роста

Стоит отметить, что за прошедшие с момента распада СССР почти 30 лет поставки как таковые не прекращались. Проблема в том, что их объёмы крайне невелики и зачастую даже не попадали в ежегодную статистику. Тем не менее, строительный бум второй половины нулевых годов не оставил без внимания и мощные грузовики из Чехии, которые, несмотря на объективные сложности с организацией снабжения запасными частями и сервисного обслуживания, нашли определённое количество заказчиков.

 

Негативно сказывалось на продажах в России и то, что грузовики Tatra в классическом исполнении морально устарели и не позволяют говорить об ощутимом превосходстве над продукцией отечественных заводов. Ключевым преимуществом данной техники осталась хребтовая рама и независимая подвеска, что является довольно редким решением, особенно для грузовых автомобилей средней ценовой категории. Не менее экзотичен для сегодняшних реалий и дизельный двигатель с воздушным охлаждением, который требует тщательного соблюдения режима эксплуатации.

 

В конечном итоге ввиду как экономических, так и технологических и организационных сложностей грузовики Tatra перешли в разряд экзотики коммерческих грузоперевозок. Если проанализировать объёмы продаж импортной техники за 2016 год, данные о которой представлены на рисунке 1, становится ясно, что чешская марка едва входит в десятку наиболее распространённых моделей.

 

 

Диаграмма 1. Объём реализованных в 2016 году в России грузовиков иностранного производства

 

Если же рассматривать абсолютное выражение, то за 2016 год в России было продано всего 24 грузовика Tatra. Тем не менее, данные автомобили по-прежнему воспринимаются большинством перевозчиков как полноценная иномарка бюджетной серии, к положительным чертам которой можно отнести определённую уверенность в надёжности и ресурсе. Это позволяет занимать более выгодную позицию по сравнению с китайскими автопроизводителями, однако цена и комплекс потребительских свойств не позволяют занимать лидирующие позиции.

 


Перспективы российского рынка в контексте изменения экономической ситуации

Обрушение курса рубля, произошедшее несколько лет назад, привело к тому, что иностранная техника стала практически недоступной для среднестатистической российской компании, а отечественная продукция либо базируется на устаревшей агрегатной базе, либо построена на лицензионных компонентах, что также привело к росту её стоимости. Такая ситуация предопределила возросший отложенный спрос, который подкрепляется стремительным устареванием автопарков. Виду этого всё больший интерес представляют иностранные компании, выпускающие бюджетную технику.

 

Сам же чешский производитель в настоящий момент может предложить как автомобили в классическом исполнении, так и современное семейство Tatra Phoenix, созданное в сотрудничестве с DAF и унаследовавшее от него комфортабельную кабину и двигатель. Ян Месарч, директор по продажам и маркетингу компании Tatra заявил:

 

- Благодаря проведению серьезных эксплуатационных испытаний Tatra может предложить российским автотранспортникам автомобили с двигателями как воздушного, так и жидкостного охлаждения, отлично приспособленными для работы в сибирских климатических условиях.

 

Тем не менее, такое заимствование агрегатов и узлов негативно сказалось на стоимости и, соответственно, – конкурентоспособности грузовиков, цена которых, ввиду сохранения сложной системы полного привода и хребтовой рамы, существенно превышает порог покупательской способности в кризис.

 

Осознавая это, а также с учётом того, что основная часть продукции может быть реализована только на постсоветском пространстве, компания Tatra начала крупноузловую сборку в Татарстане. Предполагается, что основной моделью станет 17-тонный грузовик, построенный на классическом шасси и оснащённый дизельным двигателем воздушного охлаждения. Это самая простая модификация грузовика, лишённая даже комбинированной задней подвески и оснащённая обычными рессорами. Такой подход позволит сократить таможенные издержки и снизить пошлинный сбор, а также предоставить транспортникам привычную модель по более привлекательной цене.

 

Определённый потенциал у такого решения есть, но стоит отдавать себе отчёт в том, что спустя 30 лет на рынок продвигается по сути всё та же модель, которая не подверглась масштабным изменениям, при этом стоимость её, по сравнению с отечественными аналогами, будет однозначно выше. В такой ситуации, задаваясь вопросом по поводу того, какие ещё конкурентные преимущества, кроме покупательской лояльности к бренду, имеет автомобиль, можно предположить, что ставка делается именно на желание российских компаний обновить свой автопарк с минимальными вложениями, но при этом получить технику, которую можно будет без проблем эксплуатировать десятилетиями.

 

Безусловно, репутация и особенности шасси в таком случае дают основания полагаться на рост объёмов продаж, который, однако, возможен только при обеспечении непрерывного обеспечения запасными частями по умеренной цене, а также развитии фирменной сервисной сети.
Tatra давно уже стала полноценной иномаркой, ввиду чего ремонт и обслуживание должны выполняться опытными специалистами, поскольку старая советская база утеряна. Если этого не обеспечить, то очень скоро потенциальные клиенты поймут, что при всей надёжности и привлекательности цены эксплуатация чешской техники, как и техники главных конкурентов – китайских производителей, экономически нецелесообразна, поскольку предполагает частые простои из-за отсутствия необходимых компонентов, а также сложности с поиском организации, которая возьмётся за ремонт столь сложной модели.
Что касается других моделей, например сортаментовозов или военных тягачей, то, в первом случае, российский рынок вполне мог бы открыть дополнительные перспективы для продвижения марки ввиду постоянного наличия потребности в сверхпроходимой технике на лесозаготовках или прокладке нефте- или газопроводов. Что же касается военного применения, то этот сектор останется для чехов закрытым ввиду нескольких объективных причин – это и наличие отечественных моделей со сходными характеристиками и необходимость сокращения зависимости от импорта.

 

Таким образом, ограниченность сферы применения, обусловленная особенностями конструкции, предполагает и определённый потенциал в сфере спецтехники, так что от расширения модельного ряда в этом направлении может зависеть успех компании в дальнейшем. Именно поэтому ООО «АВТОМАСТЕР», на мощностях которого и осуществляется сборка российских моделей Tatra, заявляет о готовности к запуску шасси любой размерности с целью монтажа специализированных надстроек. Кроме того, предполагается и оснащение автомобилей автоматической коробкой передач Allison. По мнению Сергея Галкина, руководителя по маркетингу российского представительства компании, рыночный потенциал обусловлен ещё и тем, что традиционная карьерная шарнирно-сочленённая техника уже исчерпала ресурс, а полноценной замены для неё попросту нет.

 


Влияние имиджа на рыночный потенциал

Если уж ключевым аспектом успеха в России называют надёжность и колоссальный запас прочности конструкции, который ценится отечественными транспортниками, то стоит напомнить, что 10-15 лет назад чешская компания уже пыталась отвоевать свою долю рынка с моделью Jamal, созданной на классическом шасси и оснащённой собственными агрегатами. Единственным отличием грузовика стала капотная компоновка, открывавшая новые сферы применения, особенно в условиях севера. Тогда новинка показала себя не с лучшей стороны в вопросе конструктивной проработки, а также надёжности, и несмотря на оперативное внесения целого комплекса изменений, хорошей репутации не снискала.

 

Такая ситуация характерна для многих машиностроительных предприятий постсоветского пространства и является следствием изношенности оборудования, а также снижения культуры производства.

 

Что касается эксплуатационных показателей, то там, где присутствует твёрдое дорожное покрытие, подобные грузовики не нужны ввиду повышенного расхода топлива и меньшей грузоподъёмности, ввиду сложной подвески и системы полного привода. Что касается столь ценимой в российских реалиях ремонтопригодности, то это довольно спорный момент. С одной стороны двигатель без жидкостного охлаждения с раздельными цилиндрами позволяет осуществлять ремонт практически в любых условиях, без демонтажа крупных деталей. С другой – хребтовая рама осложняет доступ к коробке передач и элементам привода, а раздаточная коробка и вовсе спрятана внутри трубы, что предопределяет необходимость разборки рамы для её ремонта.
Эксплуатация также требует особых навыков, которые заключаются в умении подключать и своевременно отключать передний мост, чтобы предотвратить его выход из строя. Блокировка дифференциала также может получить непоправимый ущерб при неудачном использовании, это же касается и неграмотного отношения к автономному отопителю, который служит ещё и для предварительного прогрева мотора.

 

Что касается уровня комфорта, то ввиду того, что в Россию будет поставляться грузовик, оснащённый кабиной старого образца, а также лишённый ряда опций, то классический «КамАЗ» может предложить водителю на порядок больше удобства.

 

Мириться с такими сложностями можно только при полноценном использовании ключевых преимуществ, в противном случае целесообразнее рассмотреть иные варианты покупки. Кроме того, постоянные сложности и балансирование компании на грани банкротства, которое сопряжено с частой сменой руководящего состава и производственной программы, не даёт уверенности в должном сопровождении выпускаемых ныне моделей и их сохранении на конвейере.

 

Если же рассматривать более современную модель Phoenix, то в нефте- и газодобывающем секторе, который не испытывает пока серьёзных финансовых трудностей, модель вполне может найти покупателя, что и было продемонстрировано на прошедшей специализированной выставке Mining World Russia 2017, на которой были достигнуты определённые договорённости и даже начаты первые поставки. К слову, благодаря комплексному использованию голландских агрегатов сервисное обслуживание этого семейства предполагается осуществлять в уже имеющихся центрах DAF, что существенно упростит жизнь потенциальным покупателям.

 

Что же касается бюджетной линейки, то, несмотря на все усилия конструкторов, которым удалось довести дизель воздушного охлаждения до норм Евро-6, его производство в любой момент может быть свёрнуто ввиду низкой рентабельности, что предполагает определённые риски с обеспечением запасными частями. Более того, высокая себестоимость и наличие конкурентов могут привести к тому, что завод может поэтапно сменить специализацию и перейти к сборке традиционных моделей DAF, так что приобретение Tatra с целью многолетней эксплуатации несёт в себе объективные риски.

 

Таким образом, перспективы компании Tatra в России остаются достаточно туманными и зависят, прежде всего, от расширения предлагаемой линейки моделей, налаживания поставок компонентов и развития сети сервисных центров. Всё это требует времени и значительных финансовых вливаний, которые переживающий не лучшие времена автозавод вряд ли сможет себе позволить. В нынешних условиях чехам, чтобы реализовать имеющийся рыночный потенциал, остро необходимо демонстрировать основательность присутствия в нашей стране.



Опубликовано: 29.03.2018, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Подвижной состав



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.