Авторские статьи

Автопарк в киберпространстве

Автопарк в киберпространстве

Начавшаяся в российской экономике цифровизация затронула все ее отраслевые направления. Не стал исключением и отечественный автопарк.

 

Причем, «автопарк», заметим, в самом широком толковании этого определения. И здесь, пожалуй, будет уместным процитировать сказанное премьер-министром на совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса в декабре прошлого года.

 

- Сейчас цель – сформировать в России единое цифровое транспортное пространство, сделать пассажирские и грузовые перевозки более безопасными, удобными, доступными для людей и бизнеса, снизить издержки, расширить экспортные и транзитные возможности. Для решения этих задач предусмотрен ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», который разрабатывается в рамках государственной программы по развитию транспорта, – отметил председатель правительства РФ.

 

Итак, заданность магистрального направления очевидна – внедрение новейших технологий с охватом всех составных автотранспортной отрасли. Не менее, кстати, очевидным становится здесь и то, что полученные к 2024 году результаты от реализации озвученного проекта во многом будут определять как состояние отрасли, так и её дальнейшее развитие. И, добавим, ее конкурентоспособность и соответствие, уже, кстати, действующим, инновационным IT-решениям и системам на авторынках развитых стран.

 

 

Цели ясны, задачи определены

Процессы, происходящие в сфере цифровизации автотранспортной отрасли в тех самых развитых странах, между тем, продолжают набирать обороты. В качестве весьма показательного примера, стоит привести одну небольшую выкладку от Frost & Sullivan.

 

– начиная с 2015 и по 2020 годы уровень затрат на цифровизацию в автопроме увеличится более чем в два раза. К 2020 году, как отмечают аналитики компании, он превысит 82 миллиарда долларов, а к 2025 году объем рынка технологий цифровой трансформации в мировой автоиндустрии приблизится к 169 миллиардам долларов.

 

Рост инвестиций просто «зашкаливающий» – за пять лет более чем в два раза. Но и отдача ожидается соответствующая. Но это – у них, у нас же сегодняшнее состояние цифровизации и не только автомобильной отрасли, но и экономики в целом, находится, мягко говоря, в положении не очень то завидном.

 

Так, в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением правительства РФ от 28 июля2017 г.  № 1632-р) отмечается, что «низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются «узкими» местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке». Там же: «в международном рейтинге («Инвестиции в инновации») Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отстав от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких, как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия». Эти данные взяты из доклада Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016 – 2017 гг.

 

А вот еще одна «перчинка», вместо вишенки, на цифровом «российском торте»: согласно докладу «Глобальные информационные технологии» за 2016 год, «Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония».

 

Неважно обстоят дела и с экономическими и инновационными результатами использования цифровых технологий. В этой сфере «Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия».

 

Приведенные в программе факты «значительного» и «большого» отставания России в цифровизации, вряд ли можно отнести к разряду чего-то из ряда вон выходящего. Их «вставку» в документ можно, например, рассматривать как озабоченность наших чиновников положением дел в направлении столь важном для отечественной экономики, и, безусловно, не менее важном для развития той же автомобильной отрасли. В связи с чем, следует отметить, что процесс цифровизации в отечественном автотранспортном комплексе, на общем, далеко не впечатляющем, фоне, идет не так уж и плохо – некоторые обозреватели даже отметили весьма успешное внедрение различных интеллектуальных систем в ряде его структур. Но подробнее об этом несколько позже.

 

Пока же, возвращаясь к российскому автотранспортному цифровому официозу, обратимся к заявлениям, прозвучавшим в докладе главы Минтранса Евгения Дитриха на итоговой коллегии министерства 3 апреля 19 года, и некоторым, принятым на этом мероприятии, решениям:

 

- Развитие отрасли сегодня невозможно представить без сквозных цифровых технологий, беспилотных транспортных средств и применения искусственного интеллекта. Правительством России было поддержано предложение Минтранса о разработке ведомственного проекта по цифровизации транспорта и логистики, в рамках которого будет создано единое доверенное защищенное пространство на основе внедрения экосистемы цифровых платформ. Реализация проекта позволит трансформировать рынок перевозок грузов и пассажиров, изменить подходы к управлению инфраструктурой и обеспечению безопасности на транспорте, внедрить беспилотные технологии, обеспечить интеграцию с цифровым пространством стран ЕАЭС, – так обрисовал ближайшие перспективы цифровизации отрасли министр.

 

В общем, предстоит внедрение системы цифровых платформ для формирования того самого единого цифрового пространства, о котором говорил премьер на декабрьском совещании. Выделил министр и основополагающий аспект проекта, – не раз, кстати, подчеркиваемый в выступлениях и распоряжениях президента и премьера, – суть которого в том, что вся предстоящая работа по направлениям цифровизации будет базироваться на передовых отечественных технологиях.

 

В предлагаемом ниже рисунке эти направления обозначены достаточно наглядно.

 

 

 

 

К определяющим «успешную реализацию намеченных планов», безусловно, можно отнести и подтвержденное ещё раз на коллегии решение о создании Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» как центра компетенций по цифровой трансформации транспортного комплекса.

 

 

 


Наша справка. В рамках ПМЭФ-2018 министерством транспорта РФ было подписано соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), одной из главных задач которой является создание и развитие единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России на основе отечественных решений и программного обеспечения.


 

Кстати, под часто произносимым сегодня на различных совещаниях и конференциях термином «компетенции» подразумевается не просто наличие кадров, а, прежде всего, специалистов высокой квалификации, которых, как известно, в стране все время не хватает. Так что вполне ожидаемым было упоминание министром и темы «образование и подготовка кадров».

 

- Инновационный транспорт требует новых компетенций. Нами принят ряд приоритетных решений в целях развития подготовки кадров для транспортной отрасли. Координатором работы по развитию образования определен Российский университет транспорта. Создаваемый на его базе многофункциональный технологический кластер «Образцово» будет полигоном для решения инновационных технических задач развития транспортного комплекса, – подчеркнул глава министерства транспорта.

 

Грандиозность предстоящих в отрасли свершений отметил и заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов:

 

- Предоставление беспрецедентного объёма финансовых ресурсов для решения давно назревших проблем в транспортном секторе – это не только огромная ответственность, но ещё и шанс на коренное технологическое преобразование транспортного комплекса. Это и новые технологии в системе управления транспортным комплексом, прежде всего технологии, основанные на работе с данными. Это технологии, которые обеспечивают цифровизацию системы управления движением во всех отраслях, это цифровая трансформация крупнейших компаний.

 

 

Платформа для бизнеса или смена парадигмы

То, что в государственных структурах уделяют столь повышенное внимание цифровизации автотранспортной отрасли, и подчеркивают вливание в нее «беспрецедентного объема финансов» – штука, в общем-то, ожидаемая и необходимая, особенно, заявленное финансирование проектов. Но, в чем уверены все эксперты, успешность проектов цифровизации, в первую очередь, связана с развитием рыночных отношений. Иными словами, бизнес, его восприятие «инноваций и трансформаций», станут определяющими в процессе перехода к цифровизации экономики. А положение дел, по мнению экспертов, здесь таково, что российские компании, даже использующие возможности цифровизации по максимуму, находятся пока в начальной стадии инновационного процесса. И активизация бизнеса здесь будет определяться, что очевидно, необходимостью и эффективностью инвестиций в этой сфере. Впрочем, понимание необходимости внедрения «цифры» уже есть, более того, есть и положительные результаты, в частности, в ряде структур и направлений отечественного автотранспортного комплекса.

 

Сегодня как никогда становится очевидным и обоснованным инвестирование в цифровизацию автотранспортного бизнеса, и, прежде всего потому, что это приносит ощутимое снижение издержек. И одним из конкретных показательных примеров можно считать успешно развивающееся внедрение интеллектуальных систем управления транспортом в сегменте перевозок. По данным, приведенным рядом аналитиков рынка, использование таких систем может принести компании от 20 до 30% экономии в затратах и времени при транспортировке грузов. Те владельцы компаний, которые поменяли парадигму управления, к примеру, корпоративным автопарком и сумели, исходя из рекомендаций специалистов, воспользоваться предлагаемым инструментарием для его развития, уже ощутили эффективность нововведений.

 

Может быть, успехи в этом направлении такого бренда как Scania пошли на пользу. Так, эта компания в одной из основных сфер цифровизации – дистанционном контроле – очень удачно применяет электронную систему управления автопарком FMS (Fleet Management System). Ее использование позволяет получать отчеты в режиме онлайн по целому ряду параметров: состояния транспортного средства, скорости его движения, расхода топлива и т.п. Существенным плюсом системы является и возможность получения достоверной и предельно конкретной (с диагностикой по каждой позиции) информации о состоянии основных узлов автомобиля, что, кстати, позволяет оценивать и уровень профессионализма водителя. Заметим, что вся поступающие данные могут храниться на электронных носителях до десяти лет.

 

Внедрение новых технологий и инструментов, влияющих на эффективность управления корпоративным автопарком, совсем недавно обсуждалось и на конференции РБК «Цифровизация автопарка 2.0».

 

В связи с тем, что автору довелось побывать на нескольких последних конференциях, посвященных развитию популярного нынче направления в российском автокомплексе – флит-индустрии, стоит отметить, что на этом мероприятии спикеры и участники, в основном, делились наработками комплексного подхода к управлению современным автопарком с использованием флит-менеджерами оптимального набора digital-инструментов, позволяющими снизить затраты компании. Аналитикам на подобных конференциях всегда предоставляется право первого выступления – они традиционно и, понятное дело, со статистическими выкладками, обрисовывают ситуацию в той или иной сфере экономики.

 

Директор по развитию Russian Automotive Market Research (RAMR) Александр Козлов, отметил такую серьезную проблему как устаревший (до 50%), в частности, в коммерческом, грузовом сегменте, российский автопарк. Но при этом подчеркнул, что оцифровка отрасли, внедрение полезных опций для ускорения и повышения качества работы, открывает, в то же время, и возможность его обновления. Сегодняшнее появление и использование новейших цифровых технологий, по его словам, будет способствовать не только устойчивости в деятельности корпоративного автопарка, но и достижению нового, более высокого, уровня в развитии этого вида автобизнеса. Например, в активно сегодня развивающемся направлении – телематике, с помощью которой осуществляется тотальный контроль над всеми процессами – от расхода топлива до перемещения грузов.

 

Упомянутый расход топлива, как выяснилось в ходе следующего выступления, остается одной из актуальных и до сих пор нерешенных проблем в деятельности автопарков. О том, насколько серьезно следует относиться к этому направлению в регулировании работы всех составных флит-индустрии, говорил генеральный директор компании «РесурсТранс» Сергей Куликов. Он достаточно подробно рассказал о системе контроля ГСМ, предлагаемой клиентам (напомним о предпочтении отечественных разработок) специалистами «РесурсТранс», которая, вне зависимости от возможностей компании, позволяет сэкономить до 15% ресурсов.

 

- Суть успешности реализации данного проекта, при одновременном внедрении всех его составных – это наличие в компании системы навигации учета, осмысленная работа с нормами потребления топлива, продуманный подход к мотивации водителей и, конечно, использование IT-системы для поддержки всей инфраструктуры, – подчеркнул спикер.

 

Сложности, нередко возникающие в работе автопарков при внедрении новых технологий, выделил руководитель направления «МТС Транспорт» Александр Коломенский:

 

- Одно из современных требований компаний - это наличие видеопотока, то есть, не просто видеорегистрирование, а управление видео в облаке с возможностью аналитики. В первую очередь, данное требование касается корпоративных транспортных парков.

 

Вывод, при обобщении выступлений этих и последующих спикеров на конференции, можно было сделать следующий: главное в сегодняшней повестке – предоставление и получение компанией объективной и достоверной информации о современных цифровых решениях, которые предельно упростят и ускорят работу автопарка, повысят его эффективность, и, конечно снизят издержки.

 

 

Прогноз на триллионы рублей

Отметим также, что без роста объемов цифровизации в ведущих отраслях, – в их числе и автотранспортный комплекс, – российская экономика рискует увеличить отставание от стран Западной Европы, США и Китая, удерживающих первенство в этой сфере. Понятно, что сегодня разница в уровне цифровизации между Россией и той же Европой существенна, но ведущие западные эксперты отмечают и положительные тенденции на российском рынке цифровизации. Например, с изрядной долей оптимизма смотрят на развитие новейших цифровых технологий в России эксперты McKinsey. В частности, они отметили, что «ВВП страны с 2011 по 2015 год вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59% – на 1,2 трлн руб. в ценах 2015 года, что в 8,5 раз быстрее, чем рост остальных секторов экономики России».

 

Обнадеживают также и выстроенные до 2025 года прогнозы. К 2025 году цифровизация экономики России позволит увеличить ВВП страны на 4,1–8,9 трлн. рублей. Сейчас доля цифровой экономики составляет в экономике России 3,9%, что в два-три раза ниже, чем у лидеров в этой сфере – США, Сингапура и Израиля. Однако к 2025 году цифровая экономика может составить в России уже 8-10% ВВП. Как полагают аналитики компании, отставание России может существенно сократиться уже в ближайшие годы, но при условии инвестирования 100 млрд. рублей в год в программу «Цифровая экономика». В общем, миллиардные вложения дадут российской экономике триллионные прибыли.

 

Что касается конкретно отечественного автотранспортного комплекса, то перспективы здесь и в прогнозах наших аналитиков и экспертов выглядят весьма неплохо. В настоящее время, по их мнению, идет активный процесс внедрения современных IT-решений буквально во все сегменты отрасли. В итоге, на примере того же корпоративного автопарка, компании использующие преимущества современных технологий, ощутимо повышают рентабельность своего бизнеса.



Опубликовано: 28.10.2019, Автор:
Категория: Технология



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.