Авторские статьи

Датчики против перегруза

Датчики против перегруза

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

 

Автомобильные грузоперевозки в России в условиях постоянного роста стоимости ГСМ, активного ввода платных участков автодорог, внедрения системы «Платон» и с ужесточением профильных отраслевых правил характеризуются снижающейся рентабельностью при необходимости масштабных инвестиций. Одним их характерных признаков такой ситуации служит систематический перегруз, борьбе с которым уделяется пристальное внимание.

 


Объёмы грузоперевозок как индикатор масштабов проблемы

Несмотря на то, что основным видом транспорта для российских условий является железная дорога, ввиду более привлекательных тарифов, обеспечение функционирования целых отраслей экономики невозможно без автотранспорта. Ярким доказательством данного тезиса служит сельское хозяйство, перед которым на ближайшие годы поставлены весьма амбициозные задачи. Так, транспортировка даже на длинных маршрутах не может осуществляться без грузового автотранспорта из-за удалённости погрузочных железнодорожных площадок от мест сбора или хранения урожая. Именно поэтому, вопреки росту стоимости таких перевозок, доля автомобильной составляющей в общей структуре грузооборота в России в 2018 году несколько выросла. Как видно из диаграммы, представленной ниже, их суммарный показатель вырос до 8,1%. Стоит отметить, что столь невысокая величина была обусловлена включением в рейтинг трубопроводов, которые для сырьевой отечественной экономики являются доминирующими транспортными артериями.

 


Структура грузоперевозок в России по видам транспорта

 


Специфика отечественной транспортной инфраструктуры такова, что доля автомобильных перевозок, несмотря на неизбежной увеличение тарифов, в ближайшие годы будет расти, что заставляет пристальнее рассмотреть негативное влияние коммерческого транспорта на состояние дорог.

 


Действующие механизмы борьбы с перегрузом и их эффективность
Несомненно, борьба с перегрузом положительно скажется на состоянии дорожного полотна, однако принимая во внимание тот факт, что многие автопроизводители с мировым именем (не говоря уже про Китай) активно производят технику, грузоподъёмность которой превышает лимиты, установленные отечественными нормативами, имеет место скорее устаревание нормативно-технической базы, а также требований к самому дорожному полотну, которое не отвечает требованиям интенсивности и весовой нагрузки. Тем не менее, бывают ситуации, когда величина перегруза превышает все мыслимые пределы, и, несмотря на то, что в России действует достаточно жёсткая система штрафов, её субъективная и криминальная составляющая не позволяют достичь требуемой результативности.

 

Так, в случае превышения полной массы грузового транспортного средства на 2-10% сумма штрафа составляет 150 тыс. руб., а при перегрузе в 50% - достигает 500 тыс. руб. Тем не менее, для частных лиц и индивидуальных предпринимателей средняя величина данного штрафа составляет 5 тыс. руб., так что простейшие манипуляции с формой ведения предпринимательской деятельности позволяют минимизировать величину издержек и заложить их в себестоимость перевозок.


Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто отмечает, что перегруженные транспортные средства являются потенциальным источником опасности, поскольку те же тормозные механизмы попросту не рассчитаны на прилагаемые эксплуатационные нагрузки. По его словам, масштаб проблемы столь велик, что на федеральной автомобильной дороге М4 «Дон» в разгар летнего сезона пришлось начать масштабные ремонтные работы на ряде искусственных сооружений.


Участники рынка отмечают низкую эффективность работы курирующих органов, а именно Ространснадзора, Федеральной налоговой службы и Россельхознадзора, слабую координацию их действий, что не позволяет в полной мере реализовать даже имеющиеся рычаги воздействия на недобросовестных грузоперевозчиков. В подобных условиях целесообразно не только разрабатывать новые механизмы контроля, сопряжённые с масштабными финансовыми затратами, но и меры повышения ответственности уполномоченных должностных лиц.


Как предполагает ряд экспертов, наибольшей результативности позволит добиться тщательная проверка товарно-транспортных накладных, отражающих реальные данные об объёмах перевозимых грузов. При этом неизбежность наказания, даже столь незначительного для ИП, даст больший эффект, нежели повсеместная установка автоматических постов, для которых придумана масса способов ухода от ответственности.

 

Помимо всего прочего, грузовой автотранспорт, подвергающийся пристальному контролю со стороны соответствующих инстанций, ограничивается массой более 3,5 т, что позволяет владельцам более лёгкого транспорта избегать проверок. Этим активно пользуются небольшие транспортные компании в содействии со специализированными предприятиями, оказывающими услуги по переоборудованию стандартных грузовичков, оснащая их спальными модулями, наращивая длину грузовой платформы, устанавливая подкатные оси, добавляя прицепы, а то и вовсе перестраивая машину в седельный тягач. Оставаясь в изначальной категории лишь формально, перевозчик получает коммерческий автотранспорт с увеличенной в разы грузоподъёмностью.

 


Современные технологии на страже сохранности автомобильных дорог
Решение проблемы планируется осуществлять с двух направлений – оснащением автомобильных дорог интеллектуальными транспортными системами, осуществляющими автоматический весогабаритный контроль, а также оснащением новых грузовиков массой более 3,5 т весовыми датчиками. Предполагается, что последнее нововведение вступит в силу с 2023 года. В 2018 году на федеральной сети автомобильных дорог функционировало 73 стационарных пункта весогабаритного контроля, 25 из которых – полностью автоматизированы, при этом к концу 2019 г. планируется установить ещё 100 подобных комплексов.
Сама идея внедрить весовые датчики непосредственно в транспортное средство вовсе не нова, поскольку современные грузовики иностранного производства уже сейчас штатно оснащаются аналогичными устройствами, показывающими не только общий вес, но и распределение нагрузки по осям. Тем не менее, для отечественной транспортной сферы, переживающей не лучшие времена, подобные инициативы, несомненно, ведущие к удорожанию основных фондов — по-прежнему непозволительная роскошь.


Несмотря на это, начальник отдела российского экспедирования логистической компании «Даксер» Алексей Черкашин полагает, что «систематизация этих знаний на законодательном уровне — отличный способ открыто донести до логистического рынка правила работы». Такое мнение также имеет право на жизнь, поскольку официальные перевозчики не в состоянии полноценно конкурировать с небольшими логистическими компаниями, функционирующими с систематическими нарушениями действующего законодательства. В конечном итоге, эксперты отмечают, что переход в цивилизованное русло заставит компании прорабатывать логистическую эффективность с целью повышения конкурентоспособности. Единственной опасностью подобной тенденции может стать лишь монополизация рынка, однако именно упомянутые выше в качестве негативных факторов лояльные условия к индивидуальным перевозчикам нивелируют её влияние. Что касается ожидаемого эффекта, то принимая во внимание средний возраст коммерческого автотранспорта в России, даже после внедрения предложенной инициативы грузовики, не оснащённые датчиками, будут перевозить грузы по дорогам общего пользования на протяжении десятилетий. Помимо этого, необходимо проводить изменения и иных, смежных нормативно-правовых актов, чтобы определить ответственность собственника за неисправность системы весового контроля на его грузовике, разработать механизмы использования данных, полученных с автомобильных датчиков, наделить соответствующими полномочиями органы.


Тем не менее, ряд экспертов отмечает, что плачевное состояние автомобильных дорог зачастую связано не только с воздействием перегруза, но и некачественной работой дорожно-строительных организаций. В данном ключе прогнозировать кардинальное улучшение ситуации с внедрением передовых средств контроля и обеспечения максимального покрытия имеющейся сети несвоевременно.

 


Перспективы автоматизации и роль датчиков в её развитии

В то же время оснащение грузовиков датчиками весовой нагрузки вряд ли можно считать полноценной мерой борьбы с перегрузом. Достичь запланированных результатов можно только при комплексном подходе, предусматривающем интеграцию полученных автономных систем в единую сеть.
С учётом понимания специфики данного вопроса Минтранс провёл рассмотрение заявки на создание Автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Как предполагается разработчиками, она будет создана за счёт средств частных инвесторов, а механизмы реализации будут сходны с теми, что уже отработаны на системе «Платон». Как пояснил первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов, все собранные штрафы планируется направлять на ремонт существующей сети автомобильных дорог.

 

К 2024 году предполагается создание 387 объектов, предназначенных для автоматического контроля за весогабаритными параметрами коммерческого автотранспорта. При этом 88 пунктов будут получены путём дооснащения уже существующих рамок, установленных для системы «Платон». В «РТ-Инвест Транспортные Системы», имеющей непосредственное отношение к проработке инициативы, отмечают, что к моменту введения в строй первых комплексов, устанавливаемых непосредственно на автомобильных дорогах, будет полноценно функционировать и вся необходимая IT-инфраструктура.

 

Рассматриваются и соответствующие изменения в законодательстве. Так, уже находятся в работе поправки в КоАП, определяющие наделение Ространснадзора соответствующими полномочиями для выявления нарушителей с использованием АСВГК. Общий срок реализации проекта должен составить ориентировочно 11 лет. Предполагается, что система также будет иметь взаимную интеграцию с ГЛОНАСС, что даст возможность с высокой долей точности определять фактические объёмы автомобильных грузоперевозок и позволяет в перспективе говорить о вероятности оперативной передачи информации о перегрузе в соответствующие инстанции.

 

Если смотреть шире, то оснащение грузового автотранспорта соответствующими датчиками в совокупности с введением в эксплуатацию данной системы позволит обеспечить максимальный охват перемещающегося по автомобильным дорогам грузового транспорта, что существенно сократит возможность обойти контрольные пункты. Председатель профсоюза перевозчиков Александр Котов полагает, что перегруз не выгоден и самим транспортникам, поскольку приводит к интенсивному износу и поломкам имеющихся фондов, в то время как 60% водителей являются собственниками своих машин. Он также отметил, что в ряде случаев дальнобойщики не подозревают о перегрузе, допущенном транспортной компанией, так что внедрение весовых датчиков позволит оперативно выявлять подобные нарушения. В то же время именно изначально запланированный перегруз позволял сдерживать рост тарифов и сохранять рентабельность перевозок ряда направлений. Как в условиях экономических трудностей отреагирует рынок на необходимость работы в правовом поле, остаётся открытым вопросом.

 

Все озвучиваемые инициативы обусловлены не только нехваткой дорожных фондов и необходимостью обеспечения опережающего развития дорожной сети, но и реализацией проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Очевидно, что удорожание коммерческого транспорта, обусловленное необходимостью оснащения его соответствующим оборудованием, автоматически отразится на тарифах перевозчиков, что ляжет дополнительной нагрузкой на плечи рядовых потребителей.


Таким образом, внедрение весовых датчиков в перечень обязательного оборудования грузового автотранспорта — безусловно, важный шаг на пути создания цивилизованного и легального рынка перевозок в России, требующий, тем не менее, активной проработки профильного законодательства и интеграции полученных электронных систем между собой. Прогнозируемый эффект от подобных мер будет напрямую зависеть от исключения субъективных факторов и максимальном покрытии действующей сети автодорог.



Опубликовано: 29.05.2019, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Технология



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.