Авторские статьи

Дорожная безопасность: что нового?

Дорожная безопасность: что нового?

Последние исследования в сегменте грузового и коммерческого транспорта показали, что пресловутый «человеческий фактор» является основной причиной возникновения ДТП.

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

На его долю в общем количестве аварийных ситуаций приходится почти 70%. А в сочетании с такими факторами как транспортное средство и дорога «опасные проценты» увеличиваются на восемнадцать пунктов. Отметить в связи с этим можно только то, что, хотя цифры в статистических выкладках у экспертов нередко разнятся, отрицательная тенденция в сфере ДТП каких-то особых изменений за последнее время не претерпела. Видимо поэтому на последних конференциях и встречах представителей профессионального сообщества вопросам, связанным с дорожной безопасностью, уделяется столь повышенное внимание. Наблюдается и существенная активизация деятельности  ряда общественных движений, принимающих весьма деятельное, и, главное, результативное, участие в мероприятиях, направленных на снижение аварийности на российских дорогах.

 

 

Комплексу проблем – комплексное решение

Сегодня в процессе обсуждения проблем в области безопасности дорожного движения нередко можно услышать, звучащие почти как заклинание, слова «комплексный подход» или что-то подобное этому, ставшему уже расхожим, клише. И даже если спикер не удосуживается объяснить, что он при этом подразумевает, слушатель понимает, что речь идет о необходимости преобразований в дорожно-транспортной сфере.

 

Последние, безусловно, проводятся, причем во всех сферах организации дорожного движения – законодательной, образовательной, обустройства дорог, мониторинга дорожного движения и т.п. Вот только динамика снижения аварийности на дорогах остается крайне низкой.

 

Об этом свидетельствуют и статистические данные ГИБДД России: в 2015 г. в ДТП погибли 23114 человек, что на 14,7% меньше, чем в году предыдущем. А внушительные цифры – 184 тысячи -  дорожных аварий в 2015 г. оказались все-таки несколько ниже (на 8,2%), чем в 2014 г.

 

Впрочем, и без статистики очевидно, что в последние годы – с учетом последствий от травм и увечий – на российских дорогах в ДТП ежегодно гибнет от 24 до 25 тысяч человек.

 

И здесь, конечно, не мешало бы более конкретно разобраться, что же все-таки кроется под таким, опять же очень часто сегодня используемым понятием «человеческий фактор». Тем более что он, по мнению многих экспертов, является основным в создании аварийных ситуаций.

 

На одной из недавних конференций, где обсуждались проблемы «опасного вождения», председатель НП «Гильдия автошкол России» Сергей Лобарев говорил о том, что в образовательной сфере необходимо направить усилия на повышения уровня воспитательной работы. И она должна быть комплексной, только такой подход изменит ситуацию к лучшему.

 

Он также настаивал на том, что только меры образовательные вкупе с воспитательными могут в итоге дать положительные результаты. В связи с этим, по его мнению, необходимо введение специального обучающего курса для учащихся старших классов. О чем сообщество автошкол уже уведомило министерство образования.

 

В том, что качественное образование в автошколах необходимо, вряд ли кто сомневается. Да и внимание к подготовке водителей сегодня, без преувеличения, повышенное – подтверждением тому недавно проведенные в этой сфере реформы. И хотя некоторые нововведения нуждаются в доводке, в целом, считают эксперты, направление выбрано правильное, и отдача от проведенной работы, в ближайшей перспективе обязательно даст о себе знать.

 

Другое дело так называемые «воспитательные меры» – уж очень обтекаемое это понятие, которое каждый к тому же трактует по-своему. Загрузка старшеклассников дополнительным специальным курсом тоже предприятие весьма сомнительное.

 

Понять стоит одну простую (и в то же время сложную в исполнении) вещь – причины аварий, каким бы опытным ни был водитель, зачастую бывают связаны непосредственно с его психологическим состоянием. А наслоений в этом важном аспекте очень много, также как и проблем, с которыми, несмотря на предупреждения психологов и психиатров, разбираться особо не спешат.

 

Данная тема, кстати, возникла «вкраплением» и в нашем разговоре с генеральным управляющим группы компаний «Про-Безопасность» Дмитрием Будаквенко о действенности программы дополнительного обучения для водителей автотранспортных предприятий. Несмотря на то, что в ней хватает информации об ответственности водителей за нарушение ПДД и законодательных норм, заметил он, вряд ли вождение какого-то условного водителя станет более безопасным, даже в том случае, если он проштудирует все от корки до корки.

 

В подобных программах вроде бы  учитывается многое, но почему то «забывают» о целом пласте проблем, связанных с психологией, или проще – с возможностями индивидуума, находящегося за рулем авто, предотвратить возникновение аварийной ситуации, или – по крайней мере – свести к минимуму ее последствия.

 

Сравнительно недавно было много разговоров о так называемом «опасном вождении». Правительство  среагировало быстро и очень просто – внесло изменения в ПДД. А менять надо отношение человека к опасности, а это – проблема, которую никакими законами, правилами и прочими подобными документами не решишь.

 

- Одной из главных задач в нашем понимании, – продолжил Дмитрий, – сегодня становится развитие у водителя умения и навыков мышления, используя которые, он существенно сокращает шансы попадания в аварийные ситуации. Идеал безопасного водителя, сформированный педагогами и тренерами  школы – это водитель, применяющий принципы и методы «защитного вождения» при котором независимо от действий других участников дорожного движения, а также при любых обстоятельствах не допускает ДТП.

 

Здесь, кстати, стоит отметить, что «не допускает» и «не попадает» для преподавателей и тренеров школы понятия несовместимые. На последнее рассчитывает тот водитель, который уповает на везение. Не допустить аварию – это значит расчетливо и правильно действовать. В этом принципиальная разница.

 

Обучение защитному вождению строится на адекватной оценке опасности и прогнозировании дальнейшего развития ситуации, и, соответственно, своевременном, упреждающем опасность, реагировании. Этим, кстати, защитное вождение отличается от контраварийного (экстремального) вождения. Применяя контраварийную подготовку в опасной ситуации, водитель не всегда сознает, что его шансы выйти «сухим из воды» не больше пятидесяти из ста.

 

- И если коротко суммировать все выше изложенное, – заметил Дмитрий, – то получается, что принципы обучения защитному вождению основаны на создании у водителя критериев понимания опасности и предотвращении перерастания опасной ситуации в критическую.

 

С установками руководителя группы компаний «Про-Безопасность» трудно не согласиться. Для тех же, кто скептически воспринимает подобные системы тренинга, заметим, все, что ведет к «пониманию и предотвращению», только на пользу дела.

 

Как, впрочем, на пользу дела идет и участие в процессах, направленных на снижение ДТП, общественных организаций. Так, например, в компании Sela, не имеющей никакого отношения к профессиональному автомобильному сообществу, ее представителями был создан совместно с ГУП «Мосгортранс» проект «ДТП – нет». И за то небольшое время, что он существует, уже появились положительные результаты, а в некоторых регионах – весьма убедительные. О развитии данного проекта мы уже писали, поэтому желающие могут получить не только информацию, но и поучаствовать в нем. Ведь его реализация – это, прежде всего, постоянный мониторинг обстановки на дорогах и регулярные контакты с представителями общественности.

 

 

Технологии для безопасного вождения

Не сказать, чтобы в этой очень важной сфере ничего не делалось, но пока, к сожалению, преобладают разговоры о необходимости внедрения инноваций, способствующих более безопасному вождению авто. Но не все так печально, на российском автомобильном рынке все-таки появляются последнее время девайсы, позволяющие водителю не только существенно облегчить процесс вождения, но и сделать его более безопасным.

 

Например, недавно появилась информация о том, что УАЗовцы продемонстрировали  первый прототип Патриота. В этом авто установлена система ADAS с камерой переднего обзора, контроллером и программным комплексом. Последний способен распознавать разметку, знаки и препятствия на пути следования автомобиля.

 

У россиян появление на нашем рынке каких-то новых разработок для автомобилей, как правило, ассоциируется с известными мировыми брендами. Но, как выясняется, и наши разработчики талантом не обделены. Так, основанная россиянами компания WayRay представила голографическую навигационную систему для автомобилей Navion. Данная система работает по принципу «дополненной реальности» – на лобовом стекле отображается вся необходимая информация. Первый выпуск ее запланирован в конце этого года в США. По словам разработчиков, появится она и в России, но несколько позже. И, судя по такой, например, короткой, но емкой характеристике, что «это устройство способно расширить рамки привычных представлений о вождении и сделать его более безопасным и эффективным», невостребованным у российских водителей оно явно не останется.

 

Очень полезной, и, в первую очередь для работы автопарков, может стать технологичная система Mobileye, но, конечно, при условии интереса к ней, прежде всего, со стороны ведущих российских автопроизводителей. Презентуя устройство на одной из конференций, представитель компании (с одноименным названием) отметил, что основной функцией этого высокоинтеллектуального девайса является предотвращение аварий.

 

Проведенные исследования показали не только с успехом реализуемые возможности этой системы, но позволили также статистически определить (в процентном соотношении) скольких аварий удалось избежать тем, в чьих авто она была установлена. Так, процент предотвращения столкновений составил 60% в общем объеме, и 95% – в объеме передних столкновений.

 

Какие-либо минусы в этом устройстве, похоже, вообще отсутствуют: оно, кроме всего прочего, до 15% экономит топливо, а затраты на его приобретение и установку явно не могут быть отнесены к разряду высоких. Они, по утверждению представителя компании, окупаются через два-три месяца.

 

Было и еще одно утверждение, вернее, заявление о том, что подобных систем нет,  и в ближайшей перспективе они вряд ли появятся. Однако, заявлять (рекламируя продукт) можно многое, но и конкуренты не дремлют. В той самой ближайшей перспективе, похоже, опять всех обойдут японцы. Honda и компания SoftBank приступили к совместному проекту по разработке искусственного интеллекта. Водители получат продукт, который позволит им стать «единым целым» с автомобилем. По сути речь идет о качественном изменении уровня взаимодействия человека и машины.

 

Хорошая будет технология, можно сказать, революционная. Может и у нас когда появится, но вот окажет ли положительное влияние на уменьшение размеров нашего доморощенного «человеческого фактора». Уверенности в этом нет. Например, в недавнем интервью «Новой газете» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов заявил о существовании так называемого «серого списка» – «никому не известной базе данных, куда занесены номера авто, которые система фотофиксации просто не видит». Он, в частности, отметил, что «…в «сером списке» — номера людей, которые знают выходы и которые договорились, что их не будут штрафовать. Все яростно отрицают существование этой базы данных, но дело в том, что публичный аудит системы фотофиксации никогда не проводился, а в программном коде можно наворотить все что угодно».

 

Подтверждают существования такой базы, по словам Шкуматова, пока только внешние наблюдения: «…не раз было отмечено,  как автомобиль с обычными номерами бодро едет через одну камеру, другую, третью, четвертую. И делает так каждый день. А внутри сидит обычный человек. И видно, что камер он не боится. А вот гаишников боится. И если гаишники стоят, он так не едет».

 

Этот отрывок из интервью всего лишь еще один небольшой срез нашей действительности, но в нем сочетаются и коррупция, и опять, правда, в данном случае, своеобразный, «человеческий фактор». Если когда-нибудь подобные проявления все-таки будут сведены хотя бы к минимуму, то и безопасности на дорогах станет больше, да и таких необходимых автомобилистам технологий в стране прибавится.



Опубликовано: 09.09.2016, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Технология



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.