Авторские статьи

Есть ли необходимость во внедрении искусственного интеллекта в сферу грузоперевозок?

Есть ли необходимость во внедрении искусственного интеллекта в сферу грузоперевозок?

Еще пять лет назад трудно было себе представить на дорогах автомобили, которыми управляет не человек, а компьютер. Сейчас искусственный интеллект в транспортной сфере стал близкой реальностью. Беспилотные легковые такси уже можно встретить в городах, а в самом ближайшем будущем это произойдет и с грузовым транспортом. Роботизированные транспортные средства очень быстро прибывают на наши дороги прямиком из фантастических фильмов. Что будет означать для нас появление беспилотников, управляемых ИИ, какие перемены ожидают грузовые автоперевозки, и какое будущее уготовано профессии дальнобойщика?

 

ИИ в транспортной сфере

Искусственный интеллект – это способность компьютерной интеллектуальной системы к творческой деятельности, которую может выполнять человек. Это анализ ситуации и выбор наилучшего решения, накопление и систематизация знаний, гибкость и адаптация к ситуации. В транспортной системе это анализ всех параметров участников движения, определение рисков и выявление нарушений. ИИ уже действует на дорогах, собирая навигационные и тахографические данные. В дальнейшем все объединится в единую цифровую среду транспорта и логистики, управлять которой будет информационная система.

 

 

 

Все собранные данные загружаются в систему: маршруты, грузы, перевозчики и транспортные средства, анализ объемов и скорости грузопотоков, множество других параметров. Дистанционный контроль с помощью камер и датчиков уже сейчас позволил сократить количество аварий на дорогах, и ожидается, что в целом такое сокращение достигнет 15%.

 

Беспилотный транспорт и ИИ на ПМЭФ-2021

Тема искусственного интеллекта в транспортной сфере стала одной из ключевых на XXIV Петербургском международном экономическом форуме. Внимание было сконцентрировано на внедрении беспилотного транспорта под управлением ИИ для грузовых перевозок, создании «зеленого» цифрового коридора для пассажиров, бесшовной грузовой логистике с внедрением ЭТТН, общем управлении транспортной системы не человеком, на ИИ и цифровизации для обеспечения транспортной безопасности, создании цифровых двойников в транспортной инфраструктуре.

 

Предполагается, что ИИ позволит сделать транспортные услуги при грузоперевозках более дешевыми, доступными и быстрыми. То, как сейчас модернизируется вся система автомобильных перевозок, будет распространено и на другие виды транспорта – водный, железнодорожный, авиационный. Уже в течение следующих десяти лет все виды транспорта перейдут на беспилотное вождение – такой прогноз дает замминистра транспорта Кирилл Богданов.

 

Беспилотные грузовики на дорогах

Совсем немного времени отделяет нас от массового появления на автомобильных трассах грузовиков, управляемых не человеком, а системой ИИ. На Петербургском форуме 2021 Министерством транспорта уже подписаны соглашения с крупными компаниями о появлении к 2024 году логистического коридора для грузовиков-беспилотников. Среди участников крупнейшие компании – ГК «Деловые линии», «Камаз», «Национальные телематические системы», «Цифровой транспорт и логистика». Коридор будет создаваться на трассе М 11 «Нева».

 

 

В мире внедрение беспилотного вождения идет уже несколько лет полным ходом. Если сейчас широко доступна система, где наряду с ИИ в кабине находится оператор, готовый при необходимости включиться в управление, то в ближайшем будущем присутствие человека станет излишним, поскольку ИИ полностью сможет взять на себя функцию полноценного вождения. У нас первой компанией, вплотную занявшейся разработкой новой технологии, стал концерн «Камаз». По словам его генерального директора Сергея Когогина, предприятие уже успело разработать беспилотный транспорт различного целевого назначения. Техника тестируется пока на закрытых территориях, но с использованием реальных условий эксплуатации. Ближайшая перспектива – это вывод машин на дороги общего пользования и включение в реальные перевозки.

 

Оптимистично настроен и другой участник форума – гендиректор логистического оператора ГК «Деловые линии» Фарид Мадани. Он считает, что доставка грузов по маршруту Москва – Санкт-Петербург может быть сокращена на целый час, поскольку беспилотному транспортному средству не нужно будет делать остановки, предусмотренные для отдыха водителя-человека. Участник форума считает, что ИИ позволит обходиться без аварийных ситуаций и запрограммирует такое управление, которое обеспечит экономию топлива в объеме 1 л на 100 километров, при этом техобслуживание и ремонт будут обходиться на 3% дешевле.

 

Для того, чтобы система беспилотных грузоперевозок заработала, нужно создать необходимую инфраструктуру. Это специальные хабы для беспилотников, которые не должны передвигаться в пределах городов (требование Венской конвенции о транспортном движении), а только по трассам, соответствующим высшей категории. Минтранс планирует включить в беспилотную зону больше дорог. Начиная с 2030 года, начнет расширяться проект по созданию беспилотных коридоров, куда будет входить 19,5 тысяч км федеральных трасс.

 

В чем преимущества беспилотного транспорта

Первое, что сразу привлекает внимание – это экономическая выгода при использовании в транспортных перевозках автомобилей, управляемых ИИ. Себестоимость перевозок в этом случае может быть сокращена сразу на 50%. Из расходов сразу вычитается заработная плата дальнобойщика, к тому же сыграет свою роль уменьшение расхода топлива. Водителю нужно отдыхать и принимать пищу, ночью спать, а беспилотник не будет тратить на все это время, он будет продолжать движение даже ночью. В перспективе, когда беспилотные грузовики станут массовым явлением, сэкономить можно будет на использовании электродвигателей и водородного топлива.

 

Второе неоспоримое преимущество – это безопасность движения. Именно безопасность стала ключевым положительным моментом в технологии ИИ, который отмечается всеми специалистами. Они проводят аналогию с пилотами самолетов – ведь полеты в основном проходят в автоматическом режиме. При этом аварийные ситуации возникают именно тогда, когда пилот отключает автоматику и берет управление судном на себя. Беспилотный грузовик не нарушит ни одного правила дорожного движения, не превысит скорость, ИИ не заснет за рулем от усталости и не вступит в конфликт на дороге.

 

Небольшая ложка дегтя

Хотя преимущества автопилотируемого грузового транспорта очевидны, все же есть некоторые минусы от внедрения этой технологии. Для начала подумаем – куда денутся тысячи водителей грузовиков, которые будут не востребованы на рынке? Постепенно с вводом беспилотников дальнобойщики начнут терять свои рабочие места. Разумеется, их такая перспектива совсем не радует. Считается, что до 30% рабочих мест будет ликвидировано. Часть людей будет трудоустроена в смежные области, кто-то пройдет переобучение и получит новую профессию. Но кто-то неизбежно останется за бортом.

 

Еще одна очевидная проблема – что будет, если система ИИ грузовика даст сбой и произойдет авария или наезд на пешехода? Какое решение примет искусственный интеллект, что будет заложено в приоритете его программы для выбора: сохранение жизни человека или безопасность собственности компании – груза или техники? Все эти вопросы морального-этического толка пока нельзя разрешить, они будут возникать и решаться по мере становления и распространения новых технологий на дорогах.

 

Что может ИИ уже сейчас

Искусственный интеллект присутствует в профессиональной деятельности перевозчика уже давно и широко. Производители оснащают грузовики системами, отслеживающими состояние узлов и агрегатов. Это позволяет избежать риска поломок и выхода из строя машины во время рейса. Также рассчитывается срок технического обслуживания, который основан на реальном состоянии грузовика, а не на пробеге. Разработчики создают различные «умные» программы, позволяющие оптимизировать работу водителей. Например, французская компания GedTrans создала автоматический анализ транспортных документов, сокращающий их обработку в восемь раз.

 

 

Российская BaseTracK разработала программу, которая представляет собой цифрового двойника карты высотности дорог. Так называемые виртуальные рельсы отражают рельеф трасс, все спуски и подъемы. Программа рассчитывает все показатели для грузовика – вес его груза, технические характеристики. В результате водителю выдаются рекомендации о замедлении или ускорении транспортного средства в зависимости от рельефа, чтобы с наилучшей эффективностью использовать инерцию. В итоге ИИ позволяет сэкономить 10% топлива, а работа водителя заметно облегчается.

 

Современные грузовики – это сложные системы, оснащенные электроникой и работающие на основе цифровых технологий. Компьютерные программы с ИИ позволяют повысить производительность, предложить оптимальные режим вождения и сократить расход горючего. Сканировать дорогу помогают встроенные в бортовое оснащение датчики, видеокамеры и лидары. Оптимизировать маршрут водитель может при помощи подаваемых данных о топографии местности, погодных условиях. На основе данных об интенсивности движения выбирается оптимальный скоростной режим.

 

Уже сейчас грузовики подключены к единой информационной сети, благодаря чему перевозки становятся экономичнее по расходу топлива. Показатели в непрерывном режиме передаются и обрабатываются ИИ, что позволяет сократить расход бензина на 5%, а выбросы СО2 сокращаются на 14%. Происходит удаленная диагностика технического состояния ТС и контроль за его узлами и агрегатами, что ведет к своевременному техобслуживанию. Датчики измеряют давление в шинах в реальном времени, предотвращая перерасход топлива.

 

Заключение

Согласно плану Минтранса, уже к 2024 году будет совершен переход к массовому использованию ж/д транспорта под управлением ИИ, беспилотный автомобильный транспорт будет внедрен на ключевых магистралях, грузы первой и последней мили будут доставляться беспилотниками. 2030 год – все коммерческие перевозки будут беспилотными, включая пассажирские и грузовые. Управлять транзитом грузов Китай – Европа через Россию также будет ИИ, а не человек. Мы уже видим, что внедрение искусственного интеллекта в сферу грузоперевозок идет полным ходом. Поэтому вопрос о том, целесообразно ли такое внедрение, можно считать неактуальным – это уже произошло в глобальных масштабах. Нам остается только научиться взаимодействию с ИИ, чтобы новая реальность стала для нас как можно более комфортной.



Опубликовано: 29.10.2021, Автор: Василенков Сергей
Категория: Технология



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.