Авторские статьи

С уважением к окружающей среде


С уважением к окружающей среде

Задыхающиеся в выхлопном смоге мегаполисы мира постепенно избавляются от транспорта с двигателями внутреннего сгорания, отдавая предпочтение электротяговым машинам. О буме их спроса в российских городах говорить еще рано, пока такую технику начинают ставить на обслуживание историко-архитектурных, парковых зон, центров и других мест, куда дизельным и карбюраторным машинам путь заказан…

 


Путь в дамки осилит сильнейший

Российский парк электротяговых машин для обслуживания городской среды только-только выходит на этап становления. Складские электропогрузчики не в счет: работая на загородных терминалах, они представляют логистику, а не муниципальную сферу хозяйствования. Электробусы пока тоже в расчет не берем: даже в Москве и Санкт-Петербурге их можно пересчитать по пальцам одной руки. К тому же такой пассажирский транспорт работает в статусе тестовых машин, которые еще планируется урбанизировать.

 

В сегменте малоразмерной электроприводной коммерческой техники процесс внедрения идет более активно. О продукции с отечественной маркировкой лучше умолчим, поскольку наше машиностроение к такой специализации то ли не доросло, то ли считает это направление малоперспективным. Впрочем, в Европе перечень производителей электротяговых малогабаритных машин тоже не блещет количеством. Там больше кинулись в освоение ниши коммерческого электроприводного автотранспорта массой свыше 3,5 т, прозевав самый маленький весовой диапазон, в т.ч. упустив коммунально-ландшафтное исполнение.

 

Маломерный флот пассажирского электротранспорта для прогулок тоже остался без должного внимания. Правда, здесь частично выручают электромобили для гольф-клубов, у которых другие задачи и возможности, а приспособленная техника, как известно, остается вечным «совместителем», на рейтинговые позиции не выходит. И не выйдет. К примеру, даже трижды распрекрасная электротележка для цеховых и внутризаводских перевозок никак не подойдет коммунальной службе, хозяйствам озеленения или той же городской дистрибуции.

 

Очень толково поступили итальянцы: небольшой завод Esagono Energia в индустриальной зоне на северо-востоке от Милана сегодня делает погоду на рынке электротранспорта не только Евросоюза, но и за его пределами. Он уже стал законодателем моды, к его наработкам присматриваются другие производители. Нужно отдать должное инженерам и маркетологам упомянутой компании, которые очень точно спрогнозировали развитие рынка электротранспорта. Заняв пустующую нишу электрического коммерческого транспорта для короткого плеча перевозок и не слишком больших объемов операционной деятельности, этот разработчик и производитель оказался в дамках: сегмент коммерческих автомобилей с грузоподъемностью 1,25 т создал если не бум, то на пик спроса поднялся точно. На машины с маркировкой Esagono Energia уже подсели в Германии, Франции, Италии, Ирландии, Швейцарии, Швеции, Голландии, Мексике и других странах.

 

До России очередь тоже дошла. В предновогодние дни итальянцы начали продвижение своей техники, предложив нашим муниципалитетам и предпринимателям всю номенклатуру – самосвальные, бортовые платформы, уборочные, поливочные и моечные машины, развозной транспорт городской дистрибуции с фургонами разного исполнения, мусоровозы, прогулочные электромобили. Это далеко не полный перечень, однако, коммунальные службы уже заинтересовались предложенной палитрой.

 

 

На зарядку становись!

Главный постулат привлекательности в том, что в лице одного бренда муниципалитет получает для техники своих хозяйств сервисное сопровождение – раз. Унифицированный складской запас запчастей и расходников – два. Есть и третий фактор: не распыляясь на поиск сервисно-ремонтных служб по отдельно взятым электроприводным машинам разных производителей можно направить собственные усилия на выполнение других задач.

 

Управленцы знают: в условиях муниципалитета небольшого города с его жилищно-эксплуатационными предприятиями, службами благоустройства, озеленения иметь дело с одним производителем выгоднее хотя бы потому, что это не «семь нянек». В городе-миллионнике сей фактор еще значимее. Скорее всего, в Esagono Energia сделали ставку именно на это, предложив европейским муниципалитетам и коммунам, а теперь уже и нашим потребителям, даже не три в одном, а сразу добрый десяток решений для обслуживания городской среды. Впрочем, для туризма, индустриального сегмента, аграрного сектора электроприводные машины соответствующего исполнения тоже есть.

 

Коммерческие машины серии Gastone, Geco и Grifo являются базовыми для модификаций под конкретные задачи. Для хозяйственной сферы больше подойдет «Гастон» (Gastone). В исполнении Pick-up он имеет два варианта грузовой платформы – длинную и укороченную. В длиннобазовом исполнении платформа достигает 2,4 м при общей габаритной длине всей машины 3,89 м. В укороченном виде для работы в стесненных условиях размер грузовой площадки не превышает 1,8 м при габаритной длине ТС 3,23 м. Ширина платформы остается стабильной – 1,1 м, что всего на 10 см меньше транспортного габарита машины. С такой размерностью даже в стандартный дверной проем подсобки магазина или в теплицу можно легко проехать, предварительно сдвинув внутрь выступающие за габарит зеркала. Пол платформы находится на отметке 73 см. Полный «рост» самого электрогрузовика в обеих версиях платформы, если брать по верхней точке кабины, составляет 1,94 м.

 

Здесь нужно сразу уточнить по поводу 10-сантиметровой разницы в ширине платформы и транспортного габарита машины. В данной модели производитель предлагает открытую платформу, на которой можно разместить фасованные грузы и оборудование, выступающие за пределы электромобиля. Даже с учетом толщины бортов внутренний периметр кузова не изменится, соответствуя размерам открытой платформы: полезная площадь в 2,64 кв. м сохраняется в длиннобазовой версии и 1,98 кв. м – в усеченной.

 

Эта машина где-то сродни обычной заводской электротележке. Разница лишь в том, что «Гастон» получил допуск для передвижения по дорогам общего пользования. У него имеются не только государственные номерные знаки, но и все полагающиеся атрибуты – ближний и дальний свет, поворотники, стоп-сигналы, габаритные огни, задняя подсветка номерного знака, плафон и звуковой сигнал движения в обратном направлении, огни аварийного режима стоянки и т.п. Передние сидения водителя и пассажира в обязательном порядке комплектуются ремнями безопасности, а на спинки кресел устанавливаются регулируемые по высоте подголовники пассивного типа. Таковы стандарты безопасности.

 

Что касается грузоподъемности, то «Гастон-пикап» с открытой грузовой платформой почти что «полуторка», не дотянул до этого показателя всего 250 кг. Впрочем, практика показала, что грузоподъемный потенциал в 1,25 т оказался хозяйствующим субъектам в самый раз. В коммунальном, промышленном, ландшафтном или аграрном использовании такой автомобиль на подсобных работах даже выгоднее требующих больших объемов перевозки среднеразмерных или тяжелых машин, в т. ч. с дизельными или карбюраторными двигателями. Ведь помимо отсутствия  вредного воздействия на окружающую среду есть еще один плюс, зарядное устройство можно подключить к сети даже во время обеденного перерыва. Правда, до полусменной цикличности зарядки дело не дойдет, поскольку одной зарядки аккумуляторных батарей хватит на полторы-две смены – производитель гарантирует 130-километровый пробег.

 

Практика показывает, что даже с самым интенсивным режимом работы в коммунальной сфере, в тепличном хозяйстве, на ландшафтных операциях за смену на круг получается 60–70, а при пиковой нагрузке в пределах 80 километров. Правда, на городской развозке можно намотать и больше сотни за смену, все будет зависеть от плеча перевозки, маршрутной сетки, частоты остановок и интервалов между загрузками.

 

В подполье «Гастона» стоит аккумуляторная батарея типа AGM, которой не требуется обслуживание. В опционном режиме может быть гелиевая АКБ. Аккумуляторы питают асинхронный электродвигатель 10 кВ с возможностью короткой пиковой нагрузки 15 кВ. Рекуператор тоже имеется, куда ж без него! Инвертор Curtis с векторным алгоритмом системы управления приводом помогает улучшить тяговые свойства машины и заодно экономично расходовать энергетическую емкость батареи.

 

К слову, емкость АКБ AGM составляет 16,2 кВтч, но в опции может быть и 24,1 кВтч. У литиевой АКБ емкость чуть меньше: 12,8 кВтч в стандартной комплектации и в опции – 15,3 кВтч. Сама зарядка происходит без выемки батарей через высокочастотное зарядное устройство с системой PFC.

 

 

Малые, удалые и в работе бравые

Зона операционной ответственности развозных машин городской дистрибуции с промтоварными, изотермическими, рефрижераторными фургонами, тентованными кузовами более широкая, а маршрутная сеть разветвленная. Привлекательность такого транспорта в том, что он может ехать там, куда проезд транспорта с ДВС или с грузоподъемностью свыше 1 т запрещен. К примеру, такой запрет озвучен Постановлением правительства Москвы № 379-ПП, в котором речь идет об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве. Этот документ четко регламентирует перевозки по улицам центральной части столицы в пределах Третьего транспортного кольца.

 

Впрочем, не Gastone единым богат итальянский производитель. Как альтернативу «Гастону» он создал короткий пикап «Гальоффо» (Gaglioffo Pick-up short) с платформой 1,25х1,1 м при общей габаритной длине машины в 2,5 м, его грузоподъемность – 600 кг, автономность хода на одной зарядке – 130 км. На этой же базе создан подъемник для обслуживания инвалидов-колясочников при посадке (высадке) в вагоны поездов на тех вокзальных и станционных комплексах, где нет одноуровневого перрона. Спецавтомобиль имеет ту же автономность, что и базовый короткий пикап «Гальоффо», а специальная площадка подъемника размещается за задним свесом шасси.

 

Полностью готов к интеграции в городскую среду и пассажирский транспорт Esagono Energia. Производитель предложил российским потребителям электробусы «Джеко» (Geco) и «Грифо» (Grifo). В первом случае микроавтобус берет на перевозку 6 человек или 4+опция для инвалидного кресла, а также 260 кг багажа. У «Грифо», родословная которого идет от Джеко, салон рассчитан на 7 человек, а в багажное отделение можно поместить 380 кг груза.

 

К слову, британцы начали эксплуатацию семиместных электроавтобусов «Грифо» еще в 2013 г. Эти машины первой импортировала компания ePowerTrucks, у которой один из самых больших парков электромобилей на европейском континенте. Электротяговые микроавтобусы «Грифо», способные развивать скорость до 48 км/ч и преодолевать без подзарядки 130 км, производитель предложил и российским потребителям. И хотя продаж электробуса упомянутой модели ни в Москве, ни в России к настоящему времени еще не зафиксировано, появившийся интерес к такой пассажирской технике свидетельствует, что вот-вот это произойдет: нынешние реалии заставляют идти в ногу с требованиями времени…



Опубликовано: 11.01.2017, Автор: Алексей Карпенко
Категория: Технология



Обсудить публикацию

Ответить
13.01.2017 15:09  неизвестный

Милота какая!!!



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.