Авторские статьи

Тахографы – в обязательном порядке

Тахографы – в обязательном порядке

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Осенью нынешнего года начнет действовать закон, обязывающий устанавливать на всех грузовых коммерческих автомобилях вместимостью от 8 пассажирских мест тахографическое оборудование с целью соблюдения режима работы и отдыха, а также получения лицензии на перевозки.

 

Идея тотального внедрения тахографов была заложена еще в 2013 году. Теперь перечень ТС, для которых обязательна установка тахографов, расширится, требования к устройствам четко формализуются.
Напомним, тахограф – это аналог «черного ящика» самолета. В нем сохраняется история эксплуатации ТС, записываются скоростные режимы, пройденные расстояния, все манипуляции с грузом, периоды движения и отдыха. Современные приборы оснащены ГЛОНАСС и GPS, одновременно сохраняя все параметры на защищенном накопителе и дублируя их на пульт диспетчера.
Разрабатывался и внедрялся бортовой самописец с целью приучения водителей к дисциплине, а также для исключения риска ДТП из-за усталости или нарушения правил дорожного движения. Принимая во внимание опыт европейских перевозчиков с наименьшим процентом аварий, автотранспорт которых давно оснащался тахографами, было решено внедрять идею «в массы».

Что изменится в 2019 году в законодательстве
Министерство транспорта уже прорабатывает законодательную базу под нововведение. Изменения коснутся статей 36 от 13 февраля 2013 года и 273 от 21 августа 2013 года (регламент оснащения коммерческого и грузового транспорта тахографами и перечень требований для бортовых самописцев). Эти документы являются в течение пяти лет основополагающими для установки тахографов. Положения Минтранса делают обязательным оснащение ТС, относящихся к категориям N2/3, M2/3 цифровым тахографическим оборудованием с контрольным блоком криптографической защиты информации (СКЗИ).

 

 

Схема подключения тахорафа со СКЗИ

 


В 2018 году произошло переоснащение пригородных автобусов, теперь наступает черед для всего пассажирского транспорта (категории М2, М3). Поправки коснутся правил выдачи тахографических карт физическим лицам, расширят также определение режима труда и отдыха, заменив его развернутым «временем управления ТС и отдыха водителей».
На настоящий момент установка тахографов необязательна для сельхозтехники, спецтехники, пожарных, медицинских, военных автомобилей и транспорта спецслужб. Не требуется установка бортовых самописцев на технику старше 30 лет, не задействованную в коммерческой деятельности (ее просто нерентабельно переоснащать, проще заменить автопарк). Еще одним исключением являются международные перевозчики, которые используют тахографы европейского образца ЕСТР. Порядок установки тахографов на ТС определяет постоянно подвергающийся корректировкам приказ Министерства транспорта № 273.
Для сферы автоперевозок выйдет на первое место ФЗ № 386, согласно которому дополнится п. 30 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Изменятся требования к индивидуальным предпринимателям, юридическим и физическим лицам, использующим для коммерческих перевозок грузовики массой более 3,5 тонн и любые автобусы.

Согласно поправкам, необходимо будет полноценно оснастить эксплуатируемые ТС тахографическим оборудованием; вести учет соблюдения времени, в течение которого водитель управляет ТС и отдыхает; а также соблюдать правила создания безопасных условий перевозок для автомобилей и электрического наземного транспорта.

По правилам, которые ждут водителей уже осенью, будут зафиксированы в ПДД следующие поправки:
- для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов регламент ограничивает рабочее время 9 часами;
- через 4,5 часа работы водитель обязан отдыхать в течение 45 минут либо устраивать в течение этого рабочего периода два перерыва – на 15 минут и полчаса;
- разрешено двигаться в случае необходимости непрерывно 10 часов, если таковое происходит не чаще двух раз еженедельно;
- официальное время отдыха для водителей в течение суток должно составлять 11 или более часов;
- еженедельная нагрузка не может превышать 56 рабочих часов, максимальная пиковая нагрузка в течение двух недель не должна быть более 90 рабочих часов.
Вести трудовую деятельность смогут лишь те, кто оснастил транспортные средства тахографами и по первому требованию государственных контролирующих органов сможет предоставлять информацию по соблюдению чередования труда и отдыха водителей.

«За»…

По данным, предоставленным операционной системой «Платон», зарегистрировано 1 млн. 117 тыс. ТС. Почти 67% из них зарегистрированы на физические лица. Индивидуальным предпринимателям выгоднее оформлять грузовой автотранспорт на себя или своих родственников — таким способом регистрации грешат даже юридические лица. Между тем, схема регистрации совершенно легальна до тех пор, пока предприниматель не уклоняется от уплаты налогов. То есть, все перевозчики, оформившие машины на физлиц, вынуждены будут устанавливать тахографы.
Первыми внедрены были механические тахографы, им на смену пришли электронные. Приборы нынешние в своей основе базируются на цифровых технологиях, став на много порядков выше аналоговых моделей. Они не только умеют фиксировать все действия водителя и ТС, но и оптимизируют управление, уменьшая расход комплектующих и износ автомобиля.
За установку тахографа говорит здравый смысл. На водителях грузовиков и автобусов лежит большая ответственность за безопасность пешеходов и пассажиров. При этом человеческий фактор в нашей стране имеет очень большое значение. Водители хотят улучшить свое материальное положение, поэтому выходят в рейсы недостаточно отдохнувшими, берут переработки, часто продолжают движение вынужденно, с целью «попасть в график». Увеличивается усталость, и возрастает риск допущения ошибки.
Если соблюдать букву закона, то водители не имеют права выходить в рейс, будучи уставшими, не имея возможности полноценно отдохнуть, да и перерывы в ходе рабочего дня действительно обязательны. Через установленные промежутки времени тахографы подают сигналы, напоминающие о необходимости остановок для отдыха. Некоторые модели, оснащенные навигацией, позволяют оптимизировать маршрут, позволяя экономить время и средства. Казалось бы – чем не повод поставить тахограф в машину? Правда, реклама умалчивает, что снижение затрат во многом зависит от налаженной системы контроля по расходу топлива.
Активная рекламная кампания по установке тахографов всячески подчеркивает, что клиенты не почувствуют разницы в тарифах, грузоперевозчики сами хотят ставить такие чудесные приборы, которые умеют выбрать оптимальный маршрут и заботятся о безопасности на дорогах.

 

 

Пример схемы труда и отдыха водителя

 

Только вот аварийность на дорогах, если верить российской статистике, уже набранной за годы использования тахографов, не слишком зависит от того, контролируется прибором время работы и отдыха водителя или нет. Довольно много существует иных причин, по которым люди попадают в аварии. Забота о водителях на самом деле минимальна. Формальность подхода скорее подчеркивает явное лоббирование интересов производителей тахографов и карт к ним, нежели реальное беспокойство о соблюдении трудового законодательства. По наблюдению водителей, транспортников больше интересует наличие работающего тахографа со СКЗИ и водительской карточки, нежели проверка периодов труда и отдыха.

 

…и «против»

На этом аргументы «за» заканчиваются. Доводов против установки гораздо больше.

По словам председателя Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александра Котова, большинство грузовых машин оснащаются тахографами в обязательном порядке еще на заводах-изготовителях, при этом каждый завод ставит бортовые самописцы разных типов. Можно встретить цифровые тахографы, аналоговые, международного образца… В случае, если машина приобретается по программе лизинга, внесение каких-либо изменений в ее конструкцию недопустимо, то есть установить обязательный с точки зрения Минтранса тахограф не получится. Цена штрафа за отсутствующий блок СКЗИ равноценна штрафу за отсутствие тахографа. В ряде случаев выход есть, но не всегда.

Даже на уровне Минэкономразвития довольно много критики идет в адрес Минтранса и конкретно 36-го приказа. Чиновники не уверены в целесообразности продвигаемых решений, в результате которых создаются препятствия для занятия предпринимательством. Тратить средства на приобретение новых тахографов, когда на ТС установлены аналогичные другого образца, не имеет смысла. Разделяет мнение Минэкономразвития и Валерий Войтко, являющийся президентом ассоциации «Дальнобойщик». По его словам, время для реформ выбрано неудачно. На фоне общей рецессии, снижения объема грузо- и пассажироперевозок, а также падения ставок, приобретение тахографов не отвечает интересам дела. Стоимость тахографического оборудования, оснащенного блоком СКЗИ, составляет в среднем 40 000 рублей. Дополнительно карта для водителя обходится в 3 000 рублей. Для индивидуального предпринимателя, у которого в наличии 1-2 машины, набрать нужную сумму еще возможно. Но что делать предприятиям, чей автопарк состоит из десятков и сотен автобусов и грузовиков? В первое время им проще будет платить штрафы, чем покупать превышающие их по стоимости блоки тахографа со СКЗИ. Они ведь и так ранее приобретали технику с тахографами, установленными на заводах.
Безопасность, которая ставится Минтрансом во главу угла, никак не связана с установкой тахографов. Проблема заключается в самой организации рабочего процесса, когда предприниматели вынуждают водителей работать без отдыха. Но ведь в других сферах деятельности наблюдается та же самая картина. Это проблема менталитета, и никак иначе. В качестве примера возьмем Польшу, в которой существует потребность в постоянном притоке водителей на международные грузоперевозки. Профсоюз в Польше имеет куда больший вес, нежели правоохранители. Польские водители работают по правилам потому, что это выгодно! Уровень зарплат сохраняется, равно как и здоровье.

Крайне отрицательное отношение водителей, работающих по найму, к тахографам общеизвестно. Если придерживаться установленного режима для труда и отдыха, то выхлоп от такой работы будет хорошо если нулевым, а не минусовым. Водители поэтому вынуждены идти на нарушение закона – иначе нет смысла работать.

Чем грозит несоблюдение правил установки тахографа

У автопредприятия или частного лица, подпадающего под действие правоустанавливающих документов об установке приборов регистрации, может быть аннулирована лицензия на оказание услуг по перевозкам. Отсутствие бортового самописца или нарушение условий его эксплуатации, нарушение чередования режимов работы, зафиксированные тахографом, наказываются штрафами вплоть до приостановки работ сроком до трех месяцев.

В настоящее время пока еще действуют штрафы (ст. КоАП 11.23) в размере 1-3 тыс. рублей для водителей и 5-10 тыс. рублей — для должностных лиц за использование ТС с неработающим тахографом или нарушениями его работы. Другая статья КОАП (5.27) увеличивает размер штрафов для ИП и должностных лиц до 5 тыс. рублей, для юридических лиц размер штрафа составляет 30-50 тыс. рублей.
Как только поправки к законам о тахографах вступят в силу, возрастут и штрафы. В первом чтении проекта статьи 11.23 в Госдуме уже поступили предложения зафиксировать в КоАП новые величины штрафов. Водитель будет обязан заплатить за отсутствующий тахограф или за несоблюдение правил РТиО 3-5 тыс. рублей, для должностных лиц сумма также увеличится (7-10 тыс. рублей). Юрлицам и ИП неработающий прибор обойдется в 20-50 тыс. рублей, вплоть до приостановки деятельности на три месяца.

Как обойтись малой кровью при переустановке тахографа
Учитывая стоимость переоборудования автопарка и постоянный рост цен на горючее, руководителям автопредприятий советуют переоборудовать ТС тахографами с криптографической защитой информации только в лицензированных компаниях, подтверждающих свой опыт и внесенных в обязательный реестр «Росавтотранса». Кроме того, чтобы транспорту не было необходимости возвращаться к месту базирования ежемесячно (точный период – 28 дней), надо заранее обеспечить удаленное считывание данных с водительских личных карточек. Наконец, следует использовать по максимуму сокращение всех издержек за счет использования СМТ, наладив взаимную работу тахографа и систему мониторинга транспорта.
Изменения в законе вынудят в 2019 году устанавливать тахографы на различные ТС, в том числе те, которые ранее не требовали наличия учетного прибора (например, на краны-манипуляторы, маршрутки, пригородные автобусы). Поэтому вопросы «за» и «против» имеют чисто познавательное значение. Придется заранее выбирать компанию и заблаговременно начинать переоснащение транспорта блоками, соответствующими требованиям действующих нормативов.



Опубликовано: 20.12.2019, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Технология



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.