Авторские статьи

Электронная таможня: сказка или реальность?

О переходе таможни в этакое виртуальное состояние в последнее время говорится и пишется много и часто. Причины тут три, и просты и очевидны. Первая заключается в том, что грузоперевозчики устали сутками торчать в очередях на погранпереходах, вторая -  грузовладельцы устали терять деньги от сокращения оборачиваемости грузов, а значит и денег, третья - таможня хочет, чтобы движение товаров было абсолютно прозрачным, контроль занимал минимум времени, а государство своевременно и в полном объеме получало бы положенное ему мыто.

 

Кое-что в этом направлении уже делается. И на европейском, и на постсоветском пространстве накоплен определенный опыт использования предварительного электронного информирования и декларирования. Многие перевозчики надеются, что проекта МСАТ TIR-EPD сыграет серьезную роль в сокращении простоев автотранспорта при оформлении экспортно-импортных поставок товаров.

Но, как все и везде у нас, предварительное электронное информирование и декларирование зачастую болезненно спотыкается то о пресловутый человеческий фактор, то о нехватку финансирования. Например, таможенники обещали, что те из перевозчиков, кто предварительно задекларирует в электронном виде перевозимый груз, пролетит через границу, как птица – быстро и без очереди. Что из этого пока получается – читатели Transler, надо полагать, знают сами: на пунктах таможенного оформления – теперь две нескончаемых очереди (одна – для «электронщиков», другая – для «бумажников»). А что касается оснащения – вашему покорному слуге не так давно довелось перевозить через литовско-белорусскую границу комплект шин для легкового автомобиля, процедура таможенного оформления заняла почти два часа. Я поначалу думал, что доблестным таможенникам просто лень работать после сытного обеда, но когда я увидел, на каком доисторическом Celeron`е работает эта бедная девочка в погонах, мне захотелось сесть рядом с ней и тоже поплакать.

 

            Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, есть основания питать определенные надежды на ближайшее будущее. Если не повсеместно, то на определенных участках внешней границы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

 

В Беларуси объявлено о разработке целой концепции внедрения и развития перспективных информационных таможенных технологий "Электронная таможня" (e-Customs) на период 2011-2015 гг.

 

На совещании в ГТК РБ, посвященном стратегическим направлениям и задачам таможенных органов Беларуси, председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский заявил, что основным приоритетом таможня считает движение к модели, которая позволит снизить затраты бизнеса, создание благоприятных условий для его ведения (при этом, впрочем, никто не отменял главные задачи таможенной службы - наполнение госбюджета, защиту экономических интересов государства от криминальных проявлений во внешнеэкономической деятельности, содействие легальной торговле).

Как этого добиться и как это совместить? На первый взгляд задача кажется чем-то из области научной фантастики. Белорусские таможенники рассчитывают добиться при помощи тотального использования информационных и коммуникационных технологий эффективного межведомственного информационного взаимодействия. Представляете себе – усадить всех чиновников в одну сеть и заставить работать под неусыпным контролем? Теоретически это, конечно, возможно, весь цивилизованный мир так уже работает, но все-таки гложут разные мысли насчет местных особых условий…

 

Тем не менее, белорусские таможенники всерьез рассчитывают, что все это позволит вынести многие виды контроля за территорию пунктов пропуска - в места их производства и потребления, в крупные логистические центры. А на границе останется только две службы - таможенная и пограничная. И они тоже будут работать преимущественно с использованием современных IT-технологий. Более того: в ГТК проект «Электронная таможня», реализуемый в соответствии с национальной стратегией развития информационного общества, считают ключевым элементом реформирования всей таможенной службы.

 

Кстати, в этом направлении белорусским таможенникам кое-чего уже удалось добиться. В 2008-2010 годах ГТК Беларуси внедрял систему электронного декларирования товаров, которая предполагает не дублирование электронного оформление бумажным, а полный отказ от бумажной технологии таможенного оформления. В 2010 году электронное оформление товаров в режиме экспорта превысило 90 %. По данным одной только Минской региональной таможни в электронном виде уже сейчас оформляется 90 % экспорта и 6 % импорта. Кроме того, в электронном виде оформляются импортные и статистические декларации. При контроле за движением  товаров таможенники делают ставку на эффективное использование системы анализа и управления рисками. Плюс к этому – стимулирование тех перевозчиков, которые сумели за долгие годы не запятнать свою репутацию в глазах таможни. Этим перевозчикам, получившим статус добросовестных участников ВЭД (всего ух зарегистрировано уже 625), предоставлено право на минимальных таможенный контроль.

 

Применение IT-технологий позволило упростить взаимодействие таможенных органов и субъектов хозяйствования, снизить время и затраты на таможенное оформление и контроль.

 

Определены основные задачи, которые  решаться в рамках проекта «Электронная таможня». Речь идет о развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры таможни, органов государственного управления и участников ВЭД. Планируется, что e-Customs будет интегрироваться с информационными ресурсами банковской системы, госорганов, аналогичными информационными системами таможенных служб других государств.

 

А что в сухом остатке? В сухом остатке - принципы «одно окно» и «одна остановка». Кстати, белорусский ГТК приглашает всех желающих принять участие в разработке концепции проекта e-Customs. Конструктивные предложения можно направлять на адрес: eCustoms@customs.gov.by.

 

Надо полагать, такая реформа таможни будет стоить недешево. Но она позволит и сэкономить, перераспределив численность личного состава для укрепления пограничных пунктов пропуска, как того требуют обязательства Беларуси в рамках Таможенного союза. В ГТК подчеркивают, что за ближайшие пять лет завершится обустройство внешней границы Таможенного союза, и все построенные и реконструированные пункты пропуска будут соответствовать современным требованиям.

 

У международных перевозчиков хорошая память, они помнят конец 1990-х-начало 2000-х, когда транзитный проезд через белорусскую территорию с дорогостоящим грузом был для них неоправданным риском, поскольку грузы и автопоезда здесь конфисковывались чуть ли не из-за запятой в декларации. Однако в последние годы таких претензий в адрес белорусской таможни от перевозчиков уже не слышно. Хотя, говоря откровенно, через территорию Беларуси они едут только в том случае, если уверены, что груз – «чистый», и не требует неких документальных манипуляций (на этот случай совсем рядом есть обходные маршруты). Грузопоток растет, а вместе с ним растут и очереди на границе. В заторах на погранпереходах в первую очередь не заинтересованы именно белорусские власти, которые в последние годы позиционируют территорию страны как комфортную для международных транзитных перевозок. Поэтому, хотя все это звучит и несколько фантастично, в эти планы можно поверить. «Одна остановка», «одно окно» при наличии политической воли, административного ресурса вполне осуществимы.



Опубликовано: 01.10.2010, Автор: Леонид МАКАРИН
Категория: Таможня



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.