Авторские статьи

Турецкие визы для дальнобойщиков

Турецкие визы для дальнобойщиков

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

 

Кто выигрывает и проигрывает от введения Турцией виз для российских дальнобойщиков?



История знает немало примеров, когда две страны, которые на протяжении многих лет устами высокопоставленных чиновников клялись друг другу в бескорыстной дружбе и выступали единым фронтом на международной арене, в течение всего одной-двух недель превращались в непримиримых врагов. Причины тому были разные. Где-то ложку дегтя в бочку с медом подливали радикальные политики, проповедующие национализм. Где-то срабатывал коварный план третьей стороны, стремящейся вбить клин между государствами-партнерами. Где-то яблоком раздора становился нелепый, на первый взгляд, инцидент, который, тем не менее, приводил к полному разрыву отношений между двумя странами. Именно последний сценарий послужил подоплекой для российско-турецкого конфликта. А ведь еще совсем недавно эти два государства жили в мире и согласии.


Недавно стало известно, что с 1 июня текущего года российские водители-международники утратили право безвизового режима пересечения территории Турции. Для того, чтобы пересечь границу этой страны, им требуется получить визу. Примечательно, что данная мера турецких властей является ответом на решение российских властей ввести в начале этого года визовый режим для граждан Турции, в том числе и для дальнобойщиков.


Вместе с тем, на протяжении длительного времени официальная Анкара не решалась на введение виз для российских водителей-международников. Но все же турецкие власти пошли на эскалацию конфликта. По мнению Фатиха Шенера, который возглавляет Ассоциацию международных грузоперевозчиков Турции, такой резкий поворот событий обусловлен тем, что власти РФ ужесточили пограничный контроль в отношении турецких товаров. При этом он надеется, что в ближайшей перспективе существующие ограничения будут устранены и между обеими странами вновь заработает облегченный визовый режим, как это было раньше.



Камень преткновения
Уже мало кто помнит, что до инцидента, когда турками были сбит российский бомбардировщик, между Россией и Турцией существовал облегченный режим визового контроля. Но после того, как российские власти его ужесточили, турецким дальнобойщикам пришлось выбрать другой маршрут – каспийский. Безусловно, он не является достойной альтернативой прежнему. Тем не менее, транспортное сообщение не прекратилось, хоть при этом и возникли определенные сложности и задержки с доставкой грузов.


А ведь еще весной этого года казалось, что напряжение между Россией и Турцией если не сойдет на «нет», то хотя бы начнет ослабевать. Дело в том, что весной Владимир Путин сделал многообещающее заявление. Он сказал, что готов к открытому диалогу с турецкими властями, чтобы урегулировать возникший конфликт. Правда, не обошлось тогда без оговорки. Президент РФ отметил, что налаживанию диалога могут поспособствовать извинения официальной Анкары за уничтоженными турецкими военными российский самолет. Не так давно соответствующие слова были произнесены с турецкой стороны. Как это изменит нынешнюю ситуацию – покажет время.

 


Спокойствие, только спокойствие
Однако ни в Москве, ни в Анкаре пока не задумываются о недалеком будущем, а лишь анализируют сложившуюся ситуацию с тактической точки зрения. Проще говоря, наблюдают за происходящим и оценивают влияние ужесточенного визового режима на экономический сектор. Например, представители Минтранса уже поспешили отрапортовать, что от введения турецкой стороной виз для отечественных водителей-международников автоперевозчики никак не пострадали. К слову, между Россией и Турцией до нынешнего времени не заключено соглашение, которое регулирует автомобильное грузовое сообщение.
При этом, согласно действующим международным уставам, Минтранс в конце прошлого года делал соответствующее обращение в аналогичное ведомство Турецкой Республики. Российские чиновники предлагали своим турецким коллегам обменяться разрешениями для осуществления двусторонних грузоперевозок на текущий год. Всего таких разрешений предусматривалось 2 тысячи. Но турецкая сторона проигнорировало данное обращение. Правда, на этом история не закончилась.


Уже в начале 2016 г. «Минтранс» снова повторил свою попытку достучаться до турецкой стороны. Но тщетно. Именно поэтому до настоящего времени компаниям из России и Турции приходится осуществлять перевозки по разрешению специальной Межправительственной организации. Проще говоря, российские и турецкие перевозчики вместо того, чтобы действовать скоординированно, привлекают третью сторону – Межправительственную организацию Европейской Конференции Министров Транспорта (ЕКМТ).


Согласно последним статистическим данным, в течение первого квартала текущего года отечественные перевозчики осуществили всего 9 рейсов в Турецкую Республику с территории России с разрешения ЕКМТ. Это свидетельствует о том, что ужесточение визового режима официальной Анкарой не спровоцирует коллапс на турецкой границе, как опасаются многие эксперты и аналитики.



Ничего не изменится?
Некоторые участники рынка, ориентированного на автотранспортные перевозки, уверяют, что после ужесточения турецкой стороной визового режима для российских дальнобойщиков кардинально ничего не изменится. Ведь до введения виз отечественные водители-международники пользовались турецким направлением лишь для того, чтобы доставлять товары на территорию Ирана. Что же касается самой России, то турецкие дальнобойщики поставляли на отечественный рынок овощи с фруктами, краску, а также автозапчасти для концерна Renault и других организаций.


Так что, по большому счету, никто не проиграл и не выиграл от введения визового режима между Россией и Турцией. Особенно, если учесть взаимные санкции, которые ввели ранее в отношении друг друга официальные Москва и Анкара. Как известно, из-за них товарооборот между странами почти прекратился. Именно по этой причине ужесточение визового режима со стороны Турции является, скорее, декларативной ответной мерой, а не рычагом давления на высокопоставленных российских чиновников.


Более того, Надежда Подкорытова, которая возглавляет юридический департамент «Алора», полагает, что введение турецкой стороной визового режима для отечественных дальнобойщиков не стало для российских компаний неожиданностью. То есть, они успели подготовиться к эскалации отношений и минимизировать возможные риски.


Также Надежда Подкорытова сообщила, что правительство РФ уже подготовило специальное постановление, которое предусматривает аннулирование многих разрешений для осуществления перевозки турецкими компаниями. Вместе с тем, турецкая сторона не принимала законопроекта, который ограничивал бы выдачу аналогичных разрешений, но уже перевозчикам из России. Правда, при этом официальная Анкара просто не продлила уже существующие разрешения. А это значит, что она фактически аннулировала их.


Если оценивать сложившуюся ситуацию с позиции международных законодательных норм, то Россия и Турция не совершали никаких нарушений. Ведь они имеют полное право принимать решение о том, предоставлять транспортным компаниям документы для осуществления грузоперевозок, либо наоборот, не предоставлять таковых вовсе.



Свет в конце тоннеля
Безусловно, любые ограничения и ужесточения ни к чему хорошему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию, особенно если она и так непростая. Тем не менее, победителей и побежденных от введения Турцией виз для российских дальнобойщиков не будет. Данная мера является лишь продолжением затянувшегося конфликта, одним из его эпизодов. Хочется надеется, что эти эпизоды не станут частью многосерийной вражды.


Дальнобойщикам же в сложившейся обстановке остается только посочувствовать — они стали очередными заложниками политических игр. Благо, Турция для них – далеко не самое перспективное направление. А, значит, введение визового режима турецкими властями затронет малое количество водителей-международников.


В целом же, суть российско-турецкого конфликта как нельзя лучше иллюстрирует известная поговорка «паны дерутся, а у холопов чубы трещат». Иначе говоря, ключ к решению проблемы находится у политиков. Дальнобойщикам и другим гражданам, проживающим как в России, так и в Турции, остается лишь уповать на то, что высокопоставленные чиновники после слов примирения, которыми обменялись первые лица стран на личной встрече, наконец-то найдут компромисс и между двумя странами вновь воцарятся долгожданный мир и взаимопонимание. Во всяком случае, фраза о предпосылках к «процессу возобновления совместной работы по развитию всего комплекса российско-турецких отношений» была произнесена.



Опубликовано: 28.07.2016, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Таможня



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.