Авторские статьи

Что заставляет идти вверх цены на топливо в 2021 году

Что заставляет идти вверх цены на топливо в 2021 году

Розничные цены на бензин непрерывно возрастают вот уже девять недель, а оптовые показывают рекордные значения. Бензин подорожал на 10% с января этого года. Что происходит – почему цены на топливо растут? Будут ли они еще выше в 2021 году?

 

Положение дел с ценами на топливо сегодня

 

Цены на бензин начали расти в декабре прошлого года, и с тех пор тренд не изменился, и рост цен продолжается. За одну неделю 8-12 марта средняя розничная цена на бензин Аи-92 поднялась на 12 копеек, достигнув 44,69 руб. за литр, при этом с начала 2021 года он стал дороже на 1,7 руб. Аи-95 за неделю подорожал на 9 копеек (48,1 руб.), поднявшись в цене с начала года на 0,98 руб. Дизельное топливо поднялось в цене на 4 копейки (49,93 руб.), с начала года подорожав на 1,09 руб.

 

Но рост розницы – это еще цветочки по сравнению с размахом, которым отличается подъем цен на бензин в оптовой продаже. Если в рознице цены подросли только на 2,2%, то оптовые показывают рост на порядок выше. Всего за три месяца цена на «Регуляр-92» подскочила на 23% и достигла рекордных 55,75 тысяч рублей за тонну. На 19% возросла цена «Премиум-95», также достигнув рекордной планки.

 

 

И это не предел. Цены будут продолжать расти в течение нескольких ближайших месяцев, уверен трейдер сырьевой биржи SberCIB Investment Research Михаил Шейбе. По словам эксперта, оптовые цены ползут вверх по причине того, что компании-нефтепроизводители видят для себя расширяющуюся экспортную альтернативу. То есть, торгуя своим продуктом с зарубежным покупателем, они могут получить значительно большие прибыли. Эта возможность для них и дальше только возрастет, если учесть, что стоимость нефти Брент достигала 70 долларов за баррель (сейчас она снижается и составляет 63 доллара за баррель), а курс рубля продолжает ослабевать.

 

Почему топливо все время дорожает

 

Можно выделить несколько причин, которые ведут к росту цен на заправках.

 

1. Растут мировые цены на нефть. Спрос на нефть начал показывать рост, когда пандемия пошла на спад. В полную силу заработали экономики выходящих из локдауна стран, возобновились транспортные перевозки – следовательно, увеличилась потребность в нефти и ее стоимость, соответственно, возросла.

 

2. После отмены локдауна восстановился внутренний спрос на топливо. Ранее этот спрос был ограничен из-за карантина и невозможности автомобильных поездок. Сейчас пандемия идет на спад, поэтому резко увеличились передвижения людей по стране, возросли туристические поездки, перевозки. Все это требует большего количества бензина.

 

3. Недостаточно запасов бензина. В 2020 году НПЗ сократили производство топлива, так как спрос на него уменьшился из-за пандемии. Как сообщил Росстат, за январь 2021 года было произведено 3,2 млн тонн бензина, что оказалось на 6,6% меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года.

 

4. Усиление налогового давления. С 1 января этого года акциз на бензин возрос на 4%. За одну тонну бензина теперь приходится платить 13 262-13 624 рубля. Увеличивать акцизы на топливо в несколько этапов правительство приняло решение в 2018 году, но затем повышение было временно заморожено, чтобы не допустить резкого скачка цен. В этом году акцизы решили увеличить.

 

5. Биржевые цены выросли. На международных торгах рост цен на продукты переработки нефти начался с конца 2020 года. Цена одной тонны бензина, торгуемого на внешних рынках, с декабря поднялась в шесть раз в сравнении с ценами внутреннего рынка. Цена Аи-92 внутри рынка – 55 тыс. рублей, а его экспортная цена составляет 63,5 тыс. рублей. По этой причине производители предпочитают делать то, что им выгоднее, то есть – отправлять бензин на экспорт.

 

Как ценовой рост объясняет Минэнерго

 

За неделю 4-11 марта россияне столкнулись с очередным подорожанием бензина на автозаправках. Рост цен был отмечен во всех регионах, особенно сильный – в Дальневосточном. Министерство энергетики выступило с разъяснением по мартовскому росту топливных цен на АЗС, выдвинув несколько причин. Первая – изменился индекс потребительских цен с января этого года, или фактор инфляции. Вторая – выросли оптовые цены по причине сезонного спроса на бензин и дизельное топливо.

 

Кроме того, министерство считает: спрос на бензин и дизельное топливо возрос из-за погодных условий – начавшихся в это время заморозков. Чтобы сохранять обеспечение потребителей нефтепродуктами стабильным, Минэнерго дало нефтяникам рекомендации по увеличению загрузки НПЗ.

 

Влияние на ценовой рост механизма демпфера

 

Эта модель создана в мае 2018 специально с целью сдержать цены на топливо, которые в это время возросли скачкообразно – на 5,6% до 43,2 рубля за литр бензина. Демпферный механизм начали применять в 2019 году. Он регулирует внутренние розничные цены на бензин, ограничивая их рост, что происходит из-за колебаний мировых цен на нефть.

 

Когда экспортные цены превышают внутренние, государство возмещает производителям нефтепродуктов определенную часть разницы этих цен. Когда это происходит, производители, продавая топливо на внутреннем рынке и упуская выгоду от экспорта, получают компенсацию и не несут потерь. Когда, наоборот, мировые цены на нефть и продукты из нее падают, а внутри страны эти цены оказываются выше, нефтяники продают свой продукт на собственном рынке, получив высокие прибыли. Демпфер заставляет нефтяные компании отправлять часть своих прибылей в бюджет государства.

 

Таким образом, механизм демпфера регулирует цены для внутреннего покупателя. Само понятие «демпфер» означает амортизатор, механизм для гашения колебаний в любых системах, то, что смягчает и успокаивает. Но дело в том, что в настоящее время сложилась ситуация, при которой демпферный механизм стал для нефтепереработчиков невыгодным. Он приносит профит при условии, что стоимость нефти высока и продолжает расти. Демпфер и был рассчитан именно на такую модель экономики, а ситуация, когда нефть падает в цене продолжительное время, при разработке этого механизма не рассматривалась.

 

Поэтому когда нефть начала дешеветь в марте 2020 года, нефтяники стали жаловаться правительству и просить пересмотреть механизм демпфера. За 2019 год они получили из госбюджета 282 млрд рублей, в январе-феврале было получено еще 23 млрд рублей. Однако, впоследствии им пришлось, согласно демпферному механизму, выложить в бюджет 10,5 млрд рублей. В следующем 2020 году, как рассчитывал Минфин (цена на нефть тогда составляла 25 долларов за баррель), нефтяные компании должны были направить около 700 млрд рублей своих средств государству.

 

Таким образом, получается, что нефтепереработчикам невыгодно снижать цены на топливо, так как они с хорошей прибылью продают бензин и дизель на АЗС конечному потребителю и за счет этого расплачиваются с бюджетом.

 

Сейчас цена на нефть выросла, почему цены на бензин не падают?

 

Если при низкой цене на нефть на мировом рынке нефтяникам выгодно продавать бензин на собственном рынке подороже, то почему сейчас, когда нефть стоит до 65 долларов за баррель, цены на бензин не снижаются? Топливные цены – сложное явление, и зависят они от многих факторов, одним из которых является рост оптовых цен на внутреннем рынке.

 

Почему растут оптовые цены на топливо

 

Рост начался в декабре 2020 года, когда нефть начала подниматься в цене, и вслед за ней пошли в рост экспортные цены на нефтепродукты. Однако в это время нефтяные компании не полностью загружали НПЗ – им это было невыгодно, так как внутренняя цена была низкой. В результате в январе 2021 до минимального уровня снизились запасы бензина и дизельного топлива на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Чтобы не допустить дефицита, правительство заставило нефтяников нарастить запасы и загрузить заводы.

 

Нефтепереработчики заявили, что рентабельность их заводов упала, и попросили внести изменения в вычисление демпфера. Тогда Минфин отказался это сделать, зато сейчас принял решение об изменении коэффициента демпферного механизма. По словам главы ИГ «Петромаркет» Ивана Хомутова оптовые цены на бирже растут в зависимости от роста стоимости экспортной альтернативы. Она за неделю увеличилась на 7%, и вслед за ней цены на бензин возросли на 2,4-2,7%.

 

Меры, которые принимает правительство

 

Компаниям, торгующим нефтью, в феврале этого года дали указание резко сократить ее экспорт, отдав приоритет продажам на внутреннем рынке. Для переработки на НПЗ необходимо было направить большее количество нефти-сырца, чем они поставляли ранее, а в стране должны быть накоплены резервы топлива. К началу лета коммерческие запасы бензина должны быть доведены до 1,8 млн тонн.

 

 

После того, как распоряжение правительтства начало выполняться, оптовые цены откликнулись снижением, но в конце месяца снова пошли в рост. Это потянуло за собой удорожание перевозок и всей логистики, подорожали горюче-смазочные материалы, и далее пошла волна инфляции, которую уже успели заметить все потребители.

 

Наконец, в марте государство решило пойти навстречу просьбам нефтеперерабатывающих компаний и пересмотреть коэффициент демпфера. Он призван компенсировать упущенную производителями выгоду, возместив последним разницу между экспортными и внутренними ценами на топливо. Согласно этому решению, бюджетные выплаты будут увеличены и составят 135 млрд рублей. Однако начнет действовать новая редакция демпфирующего механизма лишь с 1 мая, оставив рынок топлива с его ценами в существующем положении еще на полтора месяца.

 

Министерство энергетики убеждено, что меры, которые оно срочно приняло, смогут удержать цены на горючее от дальнейшего роста. В хранилищах накоплено достаточно запасов бензина, а цены опта идут на снижение. Следовательно, полагают в Министерстве энергетики, топливного кризиса в стране не будет.

 

Главный аналитик Независимого топливного союза Григорий Баженов смотрит на ситуацию вовсе не так оптимистично. То, что нефтяники получат большую компенсацию из бюджета, не сможет удержать цены от роста, считает он. Кризисные явления, то есть рост цен, превышающий инфляцию, скорее всего, в ближайшее время и произойдет. Уже сейчас, в марте, говорит аналитик, наблюдается рост цен на бирже, тогда как это нетипично. Обычно декабрь-март цены либо стоят на месте, либо снижаются. Цены сейчас установились на уровне летних, а высокий сезон, начинающийся в конце марта, когда закупается топливо для летних перевозок, поднимет их еще выше.

 

Эксперт полагает, что лучшим инструментом для сдерживания цен на топливо будет прекратить налоговое давление на компании. Вместо этого на 4% возросли акцизы, причем увеличивать их будут и в следующие два года. В добавок к этому падает курс рубля и растут котировки на бирже. Все это не может не привести к дальнейшему росту цен, говорит аналитик.

 

Что будет с ценами на топливо в этом году

 

Нас ждет повышение цен на бензин с 1 апреля, и рост будет продолжаться вплоть до лета, уверен аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Хотя резкого скачка в апреле не будет, все же подорожание топлива остановить не удастся. Потребитель ощутит увеличение цены в размере 3-4%. Затем цены должны притормозить уже летом при условии, что не возникнет новых факторов для развития инфляции. У государства не будет необходимости для заморозки цен ввиду того, что оптовые цены на топливо уже снижаются, рынок удалось наполнить.

 

Аналитики убеждены, что кризиса топливного рынка в 2021 году можно не опасаться. Но будет ощущаться некоторая напряженность, пока не вступят в силу изменения, корректирующие демпфирующий механизм, который будет сглаживать колебания топливных цен.

 

Правительство стоит на той же точке зрения, что и аналитики, и выражает уверенность в том, что топливный кризис стране не угрожает. Минэнерго не усматривает предпосылок для воспроизведения той ситуации, что сложилась в 2018 году, когда оно было вынуждено принимать специальные меры для преодоления роста цен и дефицита топлива. Сейчас топливные компании наращивают запасы бензина, объем нефти для переработки продолжает расти. Подтвердила минимальный риск повторения топливного кризиса 2018 года и Счетная палата. Ее пресс-служба заявила, что в направлении сдерживания роста цен на бензин риски изучаются и отслеживаются, и угрозы кризиса нет.



Опубликовано: 03.09.2021, Автор:
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.