Авторские статьи

Дизельное топливо: что дальше?

Дизельное топливо: что дальше?

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Рост цен на такие виды топлива как бензин и дизель продолжается не первый год.

 

Конец августа и начало сентября прошлого года в сегменте дизтоплива были отмечены двумя «сюрпризами» – весьма ощутимым скачком цен и увеличением доли суррогата.

 

Эксперты, как обычно, стараются убедить чиновников в том, что следует предпринять для нормализации топливной ценовой политики, у последних же, как правило, свое видение решения проблем, возникающих в этой сфере. Но иногда вдруг создается ситуация, которая паники у участников рынка, конечно, не вызывает, но по меньшей мере настораживает. Так, по словам ведущего аналитика компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, «положение дел с дизельным топливом в середине сентября, в связи с интенсивным ростом биржевых цен на этот продукт, не на шутку встревожила трейдеров и конечных потребителей».

 

Так же видимо, но несколько раньше, встревожились и чиновники Минфина, неожиданно узрев, что убытки для государственной казны от деятельности черного рынка дизтоплива составляют десятки миллиардов рублей.

 

В общем, когда проблемы назревают и становятся более чем очевидными, от их разъяснений и решений не уйти.

 

 

Пресечь сложно, но необходимо

Проведенные в прошлые годы проверки, последовавшие за ними штрафы и прочие санкции, похоже, никак не повлияли на деятельность представителей черного рынка дизтоплива. Тенденция к его сокращению даже не наметилась, более того в экспертном сообществе высказывают вполне обоснованное предположение, что он еще больше разросся.

 

Критической назвал ситуацию с дизтопливом гендиректор компании «Газпромнефть-лаборатория» Виктор Чуяков.

 

- По нашим оценкам, в среднем по РФ доля суррогата в этом сегменте достигает 25-30%, в отдельных регионах она может быть выше вдвое и даже втрое, – подчеркнул он.

 

Не сомневается в этом и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его мнению, представленная Минфином официальная оценка объемов серого рынка так называемого дизтоплива не соответствует реальному положению дел.

 

- Серая зона суррогатов дизельного топлива оценивался нами примерно в 10 млн. тонн. И она по нашим данным  не уменьшился, а скорее даже увеличился. Мне представляется, что эти цифры занижены, – подчеркнул в этой связи руководитель РТС.

 

Первые попытки как-то изменить ситуацию представители Союза предприняли еще полтора года назад. А в конце прошлого года от РТС в Минэнерго и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) были отправлены предложения по противодействию обороту на внутреннем рынке контрафактного топлива. Данный документ был согласован с большинством крупных нефтяных компаний и являлся, по сути,  комплексным планом, в котором учитывались все необходимые меры для ликвидации черного топливного рынка.

 

Главная проблема, как отмечал Евгений Аркуша, в том, что под видом дизельного топлива потребитель приобретает «некие компоненты, которые называются по-разному – дистиллят газового конденсата, различные виды печного, судового топлива».

 

- Эти топливные «продукты» не облагаются акцизами, потому что в существующем определении средних дистиллятов, их признаков и идентификации была допущена ошибка. Она была допущена еще полтора года назад, когда это вводилось. Пользуясь этой лазейкой, заводы – в основном, небольшие – выпускают эти компоненты без уплаты акциза. И это топливо по своим характеристикам похоже на дизельное, которым оно не является. При этом оно существенно дешевле – как минимум на величину акцииза, – подытожил глава топливного союза.

 

Ну а в Минфине, как следует из сказанного директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Алексеем Сазановым, намереваются «охватить «серый» рынок дизельного топлива с помощью изменения определения» в готовящемся законопроекте.

 

В ходе осенней сессии в Госдуме представители министерства совместно с депутатами скорректируют предлагаемый документ в части непосредственно касающейся определения средних дистиллятов.

 

Оценил чиновник и рынок «серого» производства дизтоплива. По тем самым официальным данным Минфина он составляет 4 млн. тонн, что в денежном эквиваленте составляет 30–35 млрд. рублей недополученных по акцизам на нефтепродукты.

 

Отмечая важность и нужность постоянных проверок, и.о. руководителя Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта Андрей Челышев сообщил, что после проведенных с 2015 года проверочных рейдов доля нарушений существенно снизилась, и о наложенных санкциях вроде как и «забыли». Но инициированные в 2017 году проверки показали, что у 40% АЗС наличествуют те или иные нарушения.

 

- Поэтому, – уверен он, – государство должно постоянно совершенствовать функции регулятора, иначе рынок будет обречен работать на мошенников.

 

В общем, и чиновники, и представители общественных организаций, и, конечно, ВИНКи в «едином порыве» готовы решать эту очень непростую задачу. Кстати,  в «Роснефти», например, сообщили, что ситуация с дизельными суррогатами с «мертвой точки» не сдвинулась:  по итогам мониторинга в регионах сбытовой сети выяснили, что за 2015-2016 годы оборот контрафакта существенно не сократился.

 

Такой короткий и емкий в определении отчет оптимизма явно не добавляет, как, впрочем, не добавляет его и мнение нашего эксперта Виктора Костюкова.

 

Он, например, нисколько не сомневается, что дизельный сегмент топливного рынка процентов на десять точно заполнен контрафактом. Но в то же время уверен, что сузить размеры черного рынка дизтоплива будет крайне затруднительно.

 

Для того, чтобы свести на нет деятельность теневого рынка, следует полностью ликвидировать (как экономическую деятельность) переработку нефти, если нефтезавод не подключен к системе «Транснефти». Впрочем, реализация данного варианта стопроцентной гарантии не дает: дельцы, работающие в серой зоне, найдут способ обойти закон и не платить акцизы.

 

Понятно, что объемы производства и реализации суррогатов в российских регионах разнятся, и иногда существенно.

 

- Например, очень серьезная ситуация последнее время сложилась  в Ростовской и Самарской областях, а также Северо-Кавказском регионе. Здесь активно действуют множество мелких НПЗ, и контролировать ситуацию с уплатой акцизов в этих российских южных субъектах весьма непросто. К тому же манипуляции наименованиями у таких «производителей» поставлены, как правило, на широкую ногу: могут обычную дизельную фракцию назвать нефтью или газовым конденсатом, или дистиллятом газового конденсата. А контролера у каждого такого заводика не поставишь, – отметил эксперт.

 

Однако, заметим, несмотря на цифровые разночтения, и возникающие при решении тех или иных вопросов трения в профильных ведомствах, проблему суррогатного топлива решать придется, иначе дальнейшее ее расползание неизбежно.

 

 

Все дело в паритете

Кто как ни аналитики и эксперты рынка разбираются, причем весьма досконально, в непрекращающемся росте цен на дизельное топливо. И, главное, в том, почему он, хоть и с перепадами, но продолжается, и что следует предпринять.

 

Приведем мнения двух экспертов, высказанные в 2016 году. Отметим только, что они не претерпели каких-то изменений и в ближайшее время.

 

- В настоящее время биржевая цена дизельного топлива и экспортный паритет находятся примерно на одном уровне. С этой точки зрения дальнейший рост цен на дизельное топливо возможен только в случае удорожания товара на внешнем рынке и роста экспортного паритета, – заявил генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

 

А вот мнение нашего знакомого – Виктора Костюкова.

 

- На растущей в цене нефти растут на западных площадках и цены на нефтепродукты, а те, в свою очередь, проецируют на российский рынок растущие паритетные цены. Именно они и стали мотором роста биржевых индексов на СПбМТСБ в первую очередь на дизельное топливо, а также на авиакеросин и мазут, – отметил ведущий аналитик «Алгоритма…».

 

В своих комментариях этого года по поводу «скачка цен» на дизель, Виктор Костюков, как бы развивает затронутую ранее тему.

 

- Причина интенсивного роста биржевых цен на дизтопливо – это непрерывное движение вверх экспортных паритетов, которые тащат за собой биржевые индексы СПбМТСБ. С первых дней июля нетбэк на дизельное топливо в европейском направлении вырос с 32 до 38 тыс. руб. за тонну, российские оптовые цены лишь на 2 тыс., до 38 тыс. руб. за тонну. К нынешнему дню паритеты выровнялись с внутренними ценами, что может несколько ослабить острую динамику биржевых индексов, но не изменит тенденции к росту. Об этом можно судить по высоким нефтяным ценам, перешагнувшим психологический рубеж 55 долларов за баррель и отчёту МЭА, согласно которому спрос на нефть в 2017 году повысится на 1,6 млн. баррелей в сутки против ранее прогнозируемого 1,5 млн. баррелей в сутки при одновременном «сжатии рынка», – сообщает эксперт.

 

То, что происходит на региональных рынках дизельного топлива, можно представить, взглянув на графики, демонстрирующие ситуацию на рынках Москвы и Подмосковья.

 

 

 

 

- Эти графики, – замечает Виктор Костюков, – оптовые цены по региональному индексу «Москва, мелкооптовые цены Газпром нефти на «Володарке» и розничные на АЗС Москвы – дадут понимание того, в какую сторону будут развиваться цены в обозримой перспективе. По самому жёсткому сценарию биржевой индекс MOS-DTL достигнет уровня 41 тыс. руб. за тонну, мелкооптовые цены на ВЛПДС (Володарская линейная производственно-диспетчерская станция) достигнут 42 тыс. руб. за тонну, учитывая политику ценообразования, основанную на биржевом региональном индексе МOS +900 р/тн (кстати, с 16 сентября оператор Московского НПЗ повышает мелкооптовые цены на Володарке на 300 руб. за тонну, до 40,5 тыс. руб. за тонну). Розничные цены дизельного топлива уже начали реагировать на оптовые показатели. Первым после трёхмесячного затишья повысил цену литра дизеля «Лукойл», на 20 коп., до 39,12 руб. за литр. Вслед за лидером начнут переписывать ценники на дизель и остальные участники розничного рынка. Ведь маржинальность и в этом ранее благополучном в отличие от бензинов сегменте, упала с 19% в августе до 14% в сентябре. Предел роста розничных цен можно оценить по инфляционному критерию. Рост средней цены литра дизеля на АЗС Москвы с начала года составил 3,3%, до 38,44 руб. за литр. А цены на бензин прибавили около 6%. Если и дизель подогнать под 6%, то потенциал роста к концу года оценивается около рубля на литре, до 39,3-39,50 р/литр, – подчеркнул аналитик «Алгоритма…».

 

При этом следует учесть, что в ближайшее время начнётся торговля межсезонными и зимними классами топлива, которые как правило дороже летних сортов.  Впрочем, торговля межсезонным топливом уже началась – Ярославский НПЗ почти ежедневно реализует на торгах около 500 тонн межсезонного топлива по ценам, превышающим летние сорта в среднем на 800 рублей за тонну.

 

И по этому поводу очередной комментарий Виктора Костюкова:

- Дизель продолжает восхождение вместе с нетбэк.  Средняя цена сделок повысилась на 140 руб. за тонну до 38,2 тыс. руб. за тонну. Разбег цен от 35 тыс. руб. за тонну на Ангарске до 39,8 тыс. руб. за тонну на Рязани. Планка 40 тыс. руб. за тонну ещё сохраняется, но «межсезонка» её уже преодолела. На Ярославле дизельное топливо сорта F торгуется по 40,56 тыс. руб. за тонну.

 

Следует также отметить, что к концу второй декады сентября дизель дружно дорожал почти на всех базисах, в среднем на 120 руб. за тонну, до 37,54 тыс. руб. за тонну. И пока причин смены тренда с растущего на понижательный в ближайшей перспективе не предвидится.

 

 

 

 

Кстати, в завершение, заметим, что цены на дизтопливо подрастут в связи с вводимым в нынешнем, 2018 году новым акцизом.

 

Ставка на дизельное топливо возрастёт с 1 января на 870 руб. за тонну, с 6,8 тыс. руб. за тонну до 7,6 тыс. руб. за тонну, а со второго полугодия ещё на 600 руб. за тонну до 8,2 тыс. руб. за тонну. В литровом исчислении акциз (включая НДС) к концу года вырастет примерно на 1,5 рубля на литре бензина или дизеля. Дополнительные доходы от такого повышения по расчётам чиновников составят ориентировочно 55-60 млрд. рублей.

 

Но потребителям, заметим в очередной раз, эти миллиардные поступления в госказну оптимизма явно не прибавят.

 

Автор благодарит сотрудников компании «Алгоритм. Топливный Интегратор» и, отдельно, Виктора Костюкова, за предоставленную информацию.



Опубликовано: 07.05.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Ответить
07.05.2018 14:08  неизвестный

интересно. спасибо.


Ответить
10.05.2018 09:53  неизвестный

Государство не работает, вот и можно творить такие вот чюдеса миллионы литров дизельной бодяги развозят по запракам бензовозы ушлых бизнесменов под прикрытием ментов



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.