Авторские статьи

Экология, топливо, деньги

Экология, топливо, деньги

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Недавно вновь возникла тема перехода от нефтяного топлива к альтернативному. Но очень сомнительно, что даже часть из появившихся в связи с этим инициатив и поручений будет выполнена.

 

Депутаты у нас, как известно, народ активный, беспокойный, денно и нощно радеющий о делах государственных. Вот и в парламенте республики Северная Осетия-Алания по весне вдруг озаботились тем, что, несмотря на имеющиеся в достатке альтернативные виды топлива в стране, должного развития они почему-то не получают.

 

В пояснительной записке к документу, направленному в Госдуму РФ,  в частности,  указывалось, что «обладая крупнейшими в мире площадями пашни, наша страна может стать одним из мировых лидеров по производству и экспорту топливного биоэтанола и биодизеля». Не забыли народные избранники и про ГМТ, отметив, что «Россия, являясь мировым лидером по добыче природного газа, не входит даже в первую десятку стран по уровню использования газомоторного топлива».  В целом же, в законопроекте определяется общее направление деятельности в этой сфере. Особой конкретики нет, правда предлагается создание системы госстандартов, в которых будут отражены нормативно-технические показатели, потребительские качества и нормативы экологической безопасности.

 

 

От слов – к делу?

О реакции экспертов на подобные законопроекты можно сказать только одно: ничего нового, по их мнению, подобное законотворчество в себе не несет, и вряд ли предложенное осетинскими депутатами окажет какое-то влияние на процессы, происходящие на топливном рынке.

 

К тому же, по мнению директора института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, все необходимое уже закреплено в законодательстве и реализуется по мере возможностей государственными и бизнес структурами.

 

- В подобных законах за рубежом, например, прямо прописаны финансовые льготы покупателям автомобилей на альтернативном топливе или на электричестве, а в документе, внесенном в Госдуму этой информации нет вообще, – отметил эксперт. Сегмент газомоторного топлива развивать, безусловно, стоит, в то время как у биотоплива в нашей стране вряд ли возможны какие-то перспективы, – добавил он.

 

Однако, как оно у нас нередко бывает, законодательная активность депутатов получила продолжение – в июле-августе у чиновников и представителей автомобильного сообщества в очередной раз возник «электрический зуд».

 

Сезон открыл премьер, поучаствовав в конце июля на совещании по развитию электрического и беспилотного транспорта в России. Мероприятие, проходившее в НАМИ, было закрыто для журналистов, но перед его началом премьер- министр выступил с приветственным словом.

 

- Еще лет десять назад разговоры на эту тему выглядели практически фантастикой. Теперь это быстро наступающая реальность, которая серьезно изменит социальный, экономический ландшафт и даже философские представления. Внедрение таких технологий открывает новые возможности для городского планирования, экологической обстановки. Нужно добиться, чтобы электромобили из предмета технологической роскоши превратились в повседневный транспорт, – отметил глава правительства.

 

Роскошь не роскошь, но пока электромобилей в России действительно мало – причины этого известны и подробно описаны. И не только для экспертов очевидно, что в ближайшей перспективе какого-то прорыва в этой сфере ожидать не приходится.

 

Однако электротранспорт – тема не только актуальная, но и, похоже, долгоиграющая. В конце второй декады августа премьер вновь к ней возвращается и поручает профильным ведомствам рассмотреть возможности государственной поддержки электротранспорта. А также приступить к решению вопроса о запрете въезда в города и на курорты бензиновым авто.

 

Все эти заявления и поручения последовали после внесения в правительство руководством КАМАЗа пакета предложений, в котором, кроме запретов для бензиновых авто, есть рекомендованный набор льгот для электромобилей и гибридных авто, плюс введение на определенный период программы субсидирования покупок электрических автомобилей.

 

Как и следовало ожидать на инициативы премьера и руководства КАМАЗа незамедлительно последовали отзывы.

 

Аккуратно, с соблюдением субординации, отметились чиновники.

 

- Те автомобили, которые не будут соответствовать экологическим стандартам, скорее всего, будут ограничены в использовании. Возможно, им будет ограничен въезд в некоторые городские зоны, – сказала представитель Минэкономразвития Елена Лашкина.

 

Замминистра Минтранса Николай Асаул отметил, что в России сейчас технически невозможно ввести ограничения на въезд автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в крупные города и курорты. И конкретизировал:

 

- Это более радикальная форма нашей концепции. Наша концепция состоит в том, что надо постепенно повышать экологический класс автомобилей. А там концепция сразу перейти на нулевые выбросы. Я считаю, что технически мы к этому не готовы. Вопрос ведь еще: с какого года? Это же такая, на уровне лозунгов фраза — «давайте запретим». Где и когда? Завтра? Весь город закроем? Через 20 лет — не знаю, может быть это и произойдет.

 

Последнее для чиновника звучит почти «революционно», но не согласиться с этим трудно.

 

Более свободны в своих высказываниях аналитики и эксперты. Например, руководитель Auto-Dealer.ru-Петербург Михаил Чаплыгин уверен, что в больших масштабах замена традиционных авто на электрические в стране маловероятна, и нет каких-то особых поводов для того, чтобы все вдруг пересели на электромобили. А для возможных ограничений на въезд  в города и курорты обычных авто у него нашлось только одно слово – «чепуха».

 

И такого рода комментариев хватает. А вот исполнительный директор «Автостата»  Сергей Удалов обошелся без резких высказываний и поделился своими знаниями о запретительных мерах в Европе.

 

- В Европе каждый автомобиль имеет наклейку в соответствии с экологическим классом. И в центрах городов есть зоны, где обозначают ограничения на въезд тем или иным автомобилям. Нарушение грозит штрафом. И если вы понимаете, что вы не ездите в центр, вас устроит Евро-2 или Евро-3. Если же нужен такой въезд, возникает стимул купить автомобиль с более высоким классом или вообще пересесть на электромобиль, –  сообщил он.

 

Возвращаясь к выступлению премьера на июльском совещании в НАМИ, в частности, к «десяти годам и фантастике», следует заметить, что в России 10 лет – это не срок, у нас свое летоисчисление. И сказано это, поверьте, не для красного словца. Сегодня более актуальный для нашей городской действительности наземный общественный транспорт на электрической тяге – или попросту электробусы – находится в состоянии затяжного (и пока, заметим, не очень удачного) тестирования. Но чтобы не занимать ваше время, отсылаю к статье «Электробусы: реалии и перспективы».

 

А, в общем, наши руководители оптимизма в том, что касается электротранспорта, не утратили. Вот что после упомянутого совещания написал в соцсетях столичный мэр:

 

- У Дмитрия Анатольевича Медведева обсуждали вопросы электротранспорта. Готовимся осенью провести конкурс на закупку электробусов. Надеемся, что российские производители предложат достойные разработки. А через три года Москва откажется от автобусов на моторном топливе: будем закупать исключительно электробусы. Экология города значительно выиграет.

 

 

Неэкологичный прагматизм

Да, экологические проблемы беспокоят нынче многих. В ряде российских регионов, ситуацию, связанную с загрязнением окружающей среды, иначе как удручающей не назовешь. Конечно, что-то предпринимается для ее изменения, но, как видно, меры эти недостаточны.

 

В Европе, которая тоже прошла через определенные стадии в решении этих вопросов, со временем выработали систему – она действует, хотя иногда и нуждается в корректировке.

 

Так, в Британии хотят запретить с 2040 года продажу новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, заметил наш эксперт – ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный Интегратор» Виктор Костюков.

 

 - Вообще, тенденция отказа от нефтяного топлива в пользу электромобилей, – подчеркнул он, – моторов на газе или их гибридов набирает темп. О планах перейти на альтернативные виды транспорта заявили почти все страны старой Европы.

 

Не последнюю роль в этом сыграло и разочарование в ранее принятой программе дизелизации европейского автотранспорта после скандала с подтасовкой автоконцернами данных о концентрации вредных выбросов в атмосферу. Да и потом стало очевидно, что не только и не столько вредны соединения серы и углерода в выхлопных газах, сколько оксиды азота. Так что попытки улучшить экологию мотора за счёт ужесточения требований к нему и к топливу положительных результатов не принесли.

 

Отсюда и столь радикальное решение – отказ от нефтяного топлива – принятое европейцами. На государственном уровне было предпринято все возможное – освобождение от налогов, бесплатные муниципальные парковки, зарядные станции, выделенные полосы и т.п. – для стимуляции покупок электромобилей. Понятное дело, что такие льготы своим гражданам могут предоставить только богатые страны.

 

- Но, – как отметил аналитик «Алгоритма», – у них тоже не всегда справляются с возникающими проблемами. И привел в пример Данию, – число электрозарядных станций в этой стране достигло 2030 единиц и сравнялось с количеством традиционных АЗС  (2028 ед.), – где вдруг резко, на 61% в сравнении с 2016 годом, обрушились продажи электромобилей. В первом квартале было продано всего 182 автомобиля. Причиной оказалось решение правительства отменить налоговые льготы: бюджет страны «не потянул» программу электрификации автотранспорта. Однако такие трудности скорее всего временные. Вряд ли  европейцы откажутся от реализации своих программ. По крайней мере, свои города-миллионники они очистят от бензиново-дизельных загрязнений довольно быстро, не дожидаясь сороковых годов, – уверен Виктор Костюков.

 

В России, где до запрета бензиновых моторов, по выражению аналитика «Алгоритма» «как до луны», иногда тоже возникают интересные ситуации. Так, не совсем обычной для нашей действительности стала новость о том, что власти Сахалина планируют снизить транспортный налог на автомобили, работающие на газе. Удивляет не сам факт стимуляции газомоторного топлива, а то, что это происходит в самом отдалённом и не самом богатом регионе страны.

 

Такие действия сахалинской администрации – вовсе не стремление улучшить чистоту воздушного бассейна на острове, а вполне прагматическая цель – снижение затрат на коммунальный транспорт.

 

 

 


Справка

Цена дизеля в Южно-Сахалинске (44,67 руб./литр) входит в пятёрку самых высоких в России из-за удалённости от НПЗ, а кубометр газа, который добывается тут же стоит 10 рублей.


 

 

В связи с вышеизложенным, Виктор Костюков поделился хоть и спорной на его взгляд, но весьма интересной идеей. По его мнению, вполне возможен перевод отечественного транспорта на газовое топливо без административных увещеваний, призывов и напрасных трат в виде финансовой стимуляции производителей автотехники тремя миллиардами ежегодно, или в виде постановления правительства, по которому переоборудование предприятиями автомобилей под газомоторное топливо компенсируется в размере от 300 тыс. до 3,5 млн. рублей.

 

Вместо всего этого правительство «отпускает на волю» цены АЗС на бензин и дизель и одновременно «морозит» их на автомобильный СПГ и СУГ. Эдак лет на десять, а лучше – на двадцать.

 

- Наш автовладелец свой интерес всегда просчитает. И разницу между 40 рублями за литр бензина и 19 рублями за литр сжиженного газа отличит без подсказок. И простой коммерческий интерес очень быстро «повернет его лицом» к газу. Не пройдёт и трех лет, как половина владельцев легкового транспорта установит на своих авто газобаллонное оборудование, – уверен Костюков.

 

Но проведение таких экспериментов в сегодняшней России практически невозможно. И потому тема газомоторного топлива и экологии городов в России остается пока поводом поговорить красиво на конференциях, симпозиумах, форумах и пр.



Опубликовано: 28.04.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.