Авторские статьи

На топливном рынке: повторяемость «сценария» роста цен не отменяет

На топливном рынке: повторяемость «сценария» роста цен не отменяет

По завершении первого квартала текущего года ситуация на российском рынке нефтепродуктов уже не выглядит столь удручающей как в его начале. А показатели розничного сегмента конца апреля, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что потенциал роста цен исчерпан.

 

Подтверждают выводы представителей экспертного сообщества и сводки Росстата, так в ведомстве отмечают, что к концу второй декады апреля средняя цена бензина по РФ за неделю выросла всего лишь на копейку, а дизель подешевел на две копейки.

Такое «торможение» цен, заметим, весьма ощутимо. С начала года их рост отмечен следующими показателями: литр бензина Аи92 подорожал на 3,9%, до 44,95 (+1,67) р/л, литр Аи95 – на 3,2%, до 48,54 (+1,50) р/л, дизтоплива – на 1,6%, до 49,51(+0,77) р/л. На этих значениях, считают некоторые аналитики, рынок, вероятно, задержится до фазы осенних (в сентябре-октябре) ремонтов на НПЗ.

 

Познается в сравнении

События конца прошлого года и начала текущего в сегменте оптовых топливных цен, казалось бы, не сулили ничего хорошего – темпы роста бензиновых индексов на бирже местами зашкаливали. Но постепенно «натиск» ослаб: был, как отметили эксперты, достигнут «некий локальный максимум года».

- Темпы чрезвычайно высоки, но говорить о том, что этот год стал исключительным, было бы неверным. Скорее, мы видим закономерность. В нынешнем январе характер поведения биржевых цен повторяет сценарий прошлых лет, - заметил генеральный директор АО «Интегратор» и по совместительству биржевой эксперт Виктор Костюков.

Графики показателей, - траектории поведения биржевых цен бензина Аи95 в декабре-январе  за предыдущие два года, - в представленной ниже диаграмме, подтверждают высказывание эксперта.


Так что в происходящих процессах есть, скажем так, какая-то определенная заданность, и, заметим, с учетом некоторых допусков, - повторяемость.

В связи с чем, кстати, Костюков, отмечая обременение нефтяников повышенными акцизно-налоговыми ставками, сказал, что «текущий год исключением не является. С первого января ставка НДПИ повышена на 20%, акцизы на автобензин и дизель – на 4%, а верхняя граница индикативной цены в формуле демпфера – на 5%. Все эти показатели в той или иной мере формируют новый, более высокий уровень оптовых цен моторного топлива. Так, среднегодовые темпы прироста оптовых цен за предыдущие пять лет составили 5,5-6,0% в зависимости от марки бензина».

Для удержания требуемого уровня оптовых цен в нефтяных компаниях действуют, в общем-то, по «стандартной схеме» - создают, в допустимых пределах, конечно, дефицит товара, или, как говорят биржевики, - «подсушивают» рынок.

Например, по данным (от 12 января) ЦДУ ТЭК, производство бензина за две недели сократилось на 4,9%, а поставки на внутренний рынок – на 12,8%, до 80 тысяч тонн в сутки.

Такие показатели характерны для апреля-мая, когда НПЗ сокращают переработку из-за плановых ремонтов технологических установок.

А на бирже, по словам Костюкова, с ноября по январь продажи бензина были сокращены на 35% (с 40 до 25 тонн/сут), в результате чего тонна бензина подорожала в среднем на 13%. И это не прихоть производителей, а необходимость взять с рынка долю соизмеримую с налогово-акцизным удорожанием себестоимости товара.

Вряд ли можно отнести к разряду утешительных и январские статданные ЦДУ ТЭК о производстве, запасах и поставках бензина на внутренний рынок.

Из приведенной тэковцами информации следует, что «производство бензина в январе сокращено относительно декабря на 5,4%, а поставки на внутренний рынок - на 8,4%. Добавить к этому можно лишь то, что также зафиксирован рекордно низкий уровень запасов бензина на нефтебазах и НПЗ, опустившийся до 1,2 млн. тонн против 1,72 млн. тонн в январе предыдущего 2020 года.

Нельзя сбрасывать со счетов и еще один «знаковый показатель» под названием НК Роснефть. Компания является ключевым (ценообразующим) игроком на бирже с долей реализации бензина превышающей 50% от суммарного количества.

А по имеющейся информации, заводы Роснефти снизили объемы предложений на бирже в январе в 2,6 раза против декабря - с 26 до 10 тысяч тонн в сутки.

Мрачновато выглядит и прогноз (опубликован на сайте СПбМТСБ) нефтяных компаний на весь 2021 год.


Из приведенных в таблице объемов реализации нефтепродуктов следует, что в ВИНКах прогнозируют (за исключением дизельного топлива) спад спроса. И, соответственно, сокращают объемы реализации топлива на бирже.

Наша справка: наиболее крупные сокращения по реализации бензина планируют на Саратовском НПЗ – минус 26% от плана 2020 года, Сургутском ЗСК -  минус 38%, ТАИФ – минус 39%, ТАНЕКО – минус 20%, Рязанской НПК – минус 15%.  План по Самарской группе, объемом 315 тысяч тонн сохранен на уровне 2020 года, на Уфимской группе сокращен на 6%, до 350 тысяч тонн.

В основе этих «планов», безусловно, учитываются последствия пандемии и отсутствие ясности развития событий в связи с этим как на внутреннем, так и на внешних рынках.

О дизельном топливе стоит сказать отдельно. И здесь – слово нашему эксперту. Он полагает, что «в данном случае при планировании взят принцип «от достигнутого».

- По итогам 2020 года объем биржевой реализации дизеля вырос на 28% против 2019 года и обусловлен скорее не столько ростом потребления в конечном звене, сколько ужесточившимся контролем над его качеством на АЗС и вымыванием из оборота суррогатных композиций. Мощным приростом планов по дизелю на общем фоне выделяются: Комсомольский НПЗ – плюс 78%, Московский НПЗ – плюс 32%, Омский НПЗ – плюс 24%, Ярославский НПЗ – 29%. Самарская группа – плюс 15%, Уфимская группа – плюс 11%, - отметил Костюков.

Теперь, что касается роста розничных бензиновых цен – темы столь актуальной для российского потребителя. За январь средняя цена литра бензина на московских АЗС выросла  (в зависимости от марки) на 45-60 копеек, или на 1,0-1,2%. А это, заметим, весьма высокая интенсивность для начала года в сравнении с прошлогодней динамикой. Такие показатели роста (на 1,0-1,2%)   розничных цен были отмечены лишь в середине 2020 года.  А всего за полный 2020 год темпы роста цен бензина на московских АЗС уложились в диапазоне 1,6-2,3%, дизтоплива -  1,3%.

И, кстати, напомним, что в прошлом году, отметившимся умеренными показателями роста розничных цен, литр бензина подорожал на 2,2-2,7% (0,94-1,25 р/л), дизтоплива – 1,5% (0,73 р/л) при инфляции 4,91%.

Темпы роста цен в начале этого года (в среднем по стране) были не столь высоки, как в Москве (столица расположилась в группе лидеров по темпам прироста). По данным Росстат на 18 января цена литра Аи95 выросла на 0,62%, до 47,33(+0,29) р/л, литра Аи92 - на 0,65%, до 43,56(+0,28) р/л, дизтоплива – на 0,31%, до 48,89(+0,15) р/л.

Лидеры из первой десятки по темпам удорожания бензина и замыкающие таблицу из последней десятки представлены в таблицах.

 


 

 

Наперегонки с инфляцией

В феврале в сегменте оптовых цен наметилась относительная стабильность, что, впрочем, абсолютно никак не повлияло на розничные цены – они довольно уверенно продолжали расти. Последнее, считают эксперты, вполне закономерно: изменения на «биржевой площадке» не сразу доходят розничного звена.

- Это связано с логистической цепочкой перемещения подорожавшего бензина от даты сделки на бирже до даты поступления его на АЗС. Иногда, как показывает практика, её длительность растягивается до трех месяцев, - прокомментировал «нестыковки» оптовых и розничных цен Костюков.

Причины «наметившейся стабильности» в секторе опта, по его мнению, кроются в следующем: «по предварительным оценкам за январь 2021 года по демпферу нефтяным компаниям должен быть начислен вычет по акцизу на сумму порядка 3 млрд. рублей. В пересчете на тонну выгруженного на внутренний рынок бензина - это сумма эквивалента доплаты со стороны государства в размере 1000 р/т.

Так что, подчеркнул эксперт, «производителям нет необходимости накачивать оптовые цены еще выше, поскольку уже из бюджета (а не в бюджет) начнут поступать средства на счета НПЗ для удержания оптовых цен от их дальнейшего роста».

Что касается розницы, то по данным Росстата (от 8 февраля) средняя по РФ цена литра бензина  за неделю выросла на 15 коп (+0,3%), а с начала года – на 1,8%, до 46,72(+0,81) р/л, литр дизельного топлива подорожал за неделю на 6 коп, а с начала года – на 0,6%, до 49,02(+0,28) р/л.

Динамика весьма показательная - в бензиновом сегменте она превысила официальный показатель инфляции за январь (0,67%) почти втрое.

Вот, например, как менялись ценники на литр Аи95 на АЗС ведущих российских нефтяных компаний: у Лукойла – на 1,8%, до 50(+0,86) р/л, у Роснефти – на 2,3%, до 40,62(+1,08) р/л, у Газпром нефти – на 1,8%, до 48,77 (+0,85) р/л, У Татнефти – на 1,2%, до 48,16(+0,62) р/л.

Динамика роста цен в дизельном секторе была значительно ниже - 0,4-0,9% или в размере 20-45 копеек на литре.


Впрочем, как бы не складывалась ситуация в оптовом и розничном ценовых сегментах, ВИНКи, в любом случае, своего, как говорится, не упустят. Другое дело – независимые сети АЗС, события последних месяцев крайне негативно отразились на бизнесе их владельцев.

Однако проблемы в этом сегменте, заметим, периодически возникают на протяжении ряда лет.

- Достойная маржинальность независимых сетей АЗС является единственным и основным условием их выживания в создавшихся условиях регулирования рынка нефтепродуктов. Особенность регулирования заключается в строгом ограничении темпов роста в розничном сегменте при довольно свободных колебаниях в оптовом (биржевом) сегменте. Образовавшиеся ножницы в отдельные и довольно длительные периоды отрезают маржу под самый ноль, что ранее выправлялось частично за счет недолива или вливания в товарный продукт дешевых суррогатов. Однако по мере ужесточения контроля над качеством топлива и услуг на АЗС и этот канал практически перекрыт. В итоге бизнес независимой розницы сжимается год от года с неотвратимой систематичностью, - обрисовал суть существующих проблем у «независимых» Костюков.

В этом «сжимании» - череда банкротств, а то и просто продажа АЗС более крупным игрокам топливного рынка.

Так в 2019 году Питерская сеть «Neste», состоящая из 75 АЗС отошла Татнефти, сеть «ПТК» из 141 АЗС - Роснефти. А в этом году, сравнительно недавно, по информации «Ъ», 90 АЗС в Москве и Подмосковье под брендом «ЕКА» были проданы закрытому паевому инвестфонду «Газпромбанк-Эридан», владельцами которого предположительно могут быть структуры, близкие к ЛУКОЙЛу.

И, конечно, одним из существенных факторов, негативно влияющих на бизнес независимых сетевиков, остается крайне низкая маржинальность. И ситуация здесь не претерпела особых изменений, несмотря на состоявшийся рост розницы в первом квартале.

Доходность среднего и малого бизнеса в этой сфере продолжает падать. Так, ниже черты самоокупаемости бизнеса опустилась маржа от реализации бензина марки Аи92 до 2,7 р/л (6,4% от закупочной цены), подорожавшего в мелком опте зимнего дизтоплива – 4,1 р/л (+9,1%). Лишь реализация Аи95 поддерживает независимых сетевиков на плаву. По этой марке бензина маржа довольно приличная – 15,2 % или в среднем около 6,5 рублей на литре.


 

Нет поводов для беспокойства

Завершение первого квартала в топливном ценовом сегменте выдалось без преувеличения «ударным» - в последней декаде марта на АЗС ведущих нефтяных компаний вновь резко выросли цены на бензины. Так, по сводке (от 22 марта) Росстата, за неделю стоимость литра бензина в среднем по стране повысилась на 13 копеек, дизтоплива – на 4 копейки. И получается, что за первые три месяца ходовой Аи92 подорожал на 3,1% против 2,2% за весь 2020 год.

Самые высокие темпы (роста цен) были  выявлены в сетях «Газпромнефть-Центр» - 6,4%, «РН-Москва» - 5,5%, «Татнефть-АЗС-Запад» - 4,3%, «Лукойл-ЦНП» - 1,9%.

А в последней, «закрывающей» показатели марта, сводке (от 29марта) главного российского статистического ведомства вновь фиксируется высокий недельный прирост: литр бензина Аи95 подорожал до 48,35(+0,10) р/л, Аи92 – до 44,76(+0,12) р/л, дизтоплива – до 49,42(+0,08) р/л.

В связи с чем, некоторые эксперты не преминули отметить, что ВИНКи  как будто бы «торопятся как можно быстрее заложить в рознице динамику удорожания с расчетом на весь 2021 год».

Похоже, как заметил Костюков, «аналитики в нефтяных компаниях прогнозируют годовую инфляцию не менее 6%, раз уж выдали с порога столь высокий процент».


И, конечно, не оставили без внимания ценовые перепады в ФАС – антимонопольщики в очередной раз решили напомнить о недопустимости «произвольного» повышения розничных цен.

Замечание, например, получил Лукойл за манипуляцию розничными ценами в Перми: было установлено, что нефтяная компания на отдельных АЗС повышала цену днем на 50-90 копеек за литр от общего уровня, а ночью – снижала на 10 копеек. Ссылки лукойловцев на маркетинговые  исследования спроса «не прокатили» - компанию предупредили о недопустимости таких экспериментов с ценами.

Предупреждения-предупреждениями, но и в нефтяных компаниях видимо решили, что «разгонять» оптовые цены не имеет смысла, так как розничные цены уже выведены на уровень, сопоставимый по темпам с инфляцией.

Так, по данным Росстата,  на 12 апреля средняя цена литра бензина Аи95 выросла с начала года на 3,2%, до 48,50(+1,49) р/л, литра Аи92 – на 3,84%, до 44,94 (+1,66) р/л, дизельного топлива – на 1,6%, до 49,53(+0,79) р/л. При зафиксированной тем же Росстатом инфляции (динамики потребительских цен) с начала года на уровне 2,3%.

И топливные цены в апреле, как и предполагали некоторые аналитики, начали постепенно снижаться. Здесь, кстати, опять придется сослаться на Росстат, в апрельских сводках которого было отмечено, что темпы роста розничных цен на бензин «остывают» с 10-13 до 5 копеек за литр в неделю.

В общем, вторая декада апреля значительно улучшила настроение как биржевых трейдеров, так и владельцев независимых АЗС.

И хотя процесс восстановления маржинальности независимых АЗС начался, их положение все равно продолжает оставаться шатким – говорить о стабильности в этом секторе в целом по стране пока не приходится.

Впрочем, большинство аналитиков топливного рынка склонно считать, что в случае резкого ухудшения ситуации с топливом у «независимых», в кабмине их не бросят на произвол судьбы – примут дополнительные меры, «отрегулировав» цены.

К тому же, как известно, на этот сегмент сегодня приходится почти 60% всех заправок. И во многих населенных пунктах страны других АЗС, кроме независимых, просто нет.

Весьма показательные данные привела старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова: «весной 2011 года средняя цена литра АИ-95 в России составляла 24 рубля, весной 2021 года — 51 рубль. В 2011 году АЗС в стране насчитывалось около 25 тысяч. Из них 50% принадлежало независимым компаниям. В 2021 году численность АЗС составляет около 23,5 тысячи, 60% из них независимые».    

В связи с чем, она отметила, что если подорожание бензина за 10 лет на 112,5% не привело к резкому сокращению количества заправок, то почему это должно произойти сегодня.

Что касается перспектив и ожиданий на в ценовом сегменте топливного рынка, то, по ее мнению, в этом году подорожание бензина не превысит 8-10% - это вполне укладывается в допустимый уровень, такое повышение цен вряд ли можно считать критическим.

Не видит особых проблем в повышении (за первый квартал) цен руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.

- Бензин подорожал на 60-80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста. Но на самом деле, если смотреть на структуру цены, эти 60 копеек — это как раз тот самый акциз. Повышение пошлины на 4% не означает такой же рост цены на топливо, доля акциза в стоимости топлива как раз соответствует этим полутора процентам. А это подорожание было запланированным и вообще не должно ни у кого вызывает удивления. Цены выросли абсолютно честно, - подчеркнул эксперт.

Он также заметил, что «бизнес не занимается благотворительностью», и если вырастут его расходы, то, соответственно, поднимутся розничные цены на АЗС. И владельцы заправок тут ни при чем – все решения принимаются в правительстве.

Да и потом при подорожании  бензина на 60 копеек в годовом пересчете автомобилисту придется заплатить примерно на 1 тысячу рублей больше, чем годом ранее. А это незначительная, по мнению Шкуматова, статья в расходах, и автовладельцы ее практически не заметят.

Таковы топливные «умозаключения» руководителя рабочей группы ОНФ, озвученные им на Autonews.ru.

В какой-то части, скажем так, весьма спорные: по меньшей мере весьма странным представляется высказывание, что «цены выросли абсолютно честно», как, впрочем и то, что автовладельцы «не заметят» прибавки (в годовых расходах) еще одной тысячи рублей.

Ведь российские автомобилисты – люди, в основном, состоятельные, их не беспокоит не только рост расходов на содержание авто, но и продолжающийся рост цен на остальные продукты – подумаешь, здесь тысяча, там тысяча…

Весьма обстоятельными выглядят рассуждения на эту тему главы «Российского топливного союза» (РТС) Евгения Аркуши. Руководитель РТС убежден в том, что у отечественных автомобилистов поводов для паники нет, и не следует им «подробно вчитываться в новости топливного рынка». По его мнению, резких ценовых скачков на АЗС в ближайшей перспективе не будет.

- Цены в 2021 году вырастут примерно на уровне инфляции. Об этом уже говорил и вице-премьер. Все остальные колебания — это проблемы внутреннего топливного рынка. Дисбаланс предложения и диспаритет оптово-розничных цен имеют лишь косвенное отношение к потребителям. Все, что происходит внутри рынка сейчас, может привести к изменению структуры рынка, уходу независимых компаний. Но это, скорее, информация для специалистов топливного рынка, потребители ничего не заметят. Рост цен на бензин в 2021 году будет плавный, в пределах инфляции, - заявил Аркуша.

Специфика ситуации в сегменте оптовых цен, по его мнению, состоит в том, что «они (цены) ориентируются на экспортный паритет, то есть на одинаковую выгоду поставки топлива на внутренний или внешний рынок».

К сказанному эксперт добавил еще ряд, в общем-то, известных факторов, влияющих на рост цен в опте, таких, например, как «повышение топливных акцизов, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, а также рост мировых цен на нефть и рост спроса на топливо».

 

Демпферный механизм отрегулировали

И это, пожалуй, главная новость апреля – в правительстве  окончательно определились с коррекцией демпфера. О том, что демпфер нуждается в изменениях и правках, участники рынка, в том числе и представители ВИНКов, говорили давно. Однако в Минфине как-то не особо торопились определиться в этом архиважном для нефтяников вопросе. Но, по-видимому, весьма тревожная ситуация, сложившаяся с начала года в сегменте независимых АЗС плюс наделавшие шума события на Дальнем Востоке, подвигли, наконец, регуляторов к согласованному решению о принятии поправок в демпферный механизм.

Схема обновленного демпфера, по мнению экспертов, при всей ее, на первый взгляд, «запутанности», в основе – проста: годовые темпы прироста оптовых цен снижаются с 5% до 3%. Данная установка правительства будет действовать до 2024 года включительно.

Отмечается, что демпфер на дизельное топливо в текущем году сохранится без изменений, а трехпроцентная норма вступит в силу с первого января следующего года.

Что касается бензина, то здесь, как отметил наш эксперт Костюков, несколько сложнее. С 1 мая и до 31 декабря 2021 года индикатив будет понижен беспрецедентно глубоко, на 4000 р/т (минус 7,1%) против ныне действующего 56300 р/т. В следующем, 2022 году решено установить 55208 р/т, полученную как 56300 р/т за минусом 2700 р/т и скорректированную разность проиндексировать на 3% вверх.

Новые, скорректированные уровни индикативных цен представлены в таблице.


Кстати, окончательная редакция поправок в демпферный механизм опубликована на сайте Минэнерго.

В целом же, по мнению аналитиков и экспертов топливного рынка (при всех сохраняющихся издержках в обновленном демпферном механизме), в начале второго квартала каких-то ценовых «метаморфоз» в оптовом и розничном сегментах не предвидится. Тем более, что рынок, как следует из поступающих сводок, топливом заполнен весьма основательно.

Так, по данным ЦДУ ТЭК, за 17 недель текущего года на внутренний рынок было выгружено автобензина 10,960 млн. тонн, что на 230 тыс. тонн (+2,2%) больше, чем в докризисном 2019 году.  



Опубликовано: 23.07.2021, Автор:
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.