Авторские статьи

Осень и цены

Осень и цены

Осенние корректировки в поставках и ценах моторного топлива можно, пожалуй, отнести к разряду традиционных. Но эксперты всегда находят в этих процессах что-то новое, исследуют их и выстраивают очередные прогнозы.

 

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Снижение выработки топлива, в частности, бензина, и сокращение его поставок на внутренний рынок вполне отчетливо проявились к концу сентября. Так по данным ЦДУ ТЭК «с 23 августа по 19 сентября среднесуточная отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок сократилась на 6,7 процента по сравнению с предыдущими четырьмя неделями, а выработка бензина на НПЗ в сентябре снизилась на 5,8 процента».

 

Однако, как выяснилось, особых  причин для беспокойства нет: например, эксперты агентства «Аналитика товарных рынков» считают, что на российском топливном рынке пока нет признаков дисбаланса спроса и предложения.

 

При этом отмечается четкая и своевременная работа регуляторов (и, в первую очередь, ФАС) на топливном рынке: обеспечение необходимого предложения нефтепродуктов на бирже, контроль сроков ремонта на НПЗ и прочие необходимые меры. Впрочем, отсутствие «признаков дисбаланса» в целом не отменяют, что, кстати, тоже отмечают аналитики рынка, ощутимого снижения объемов поставок и роста цен на топливо в ряде регионов.

 

 

Дизель в индексах и поставках

Вторая декада октября явно не порадовала российских потребителей дизельного топлива. Повышением цен на дизель их вряд ли удивишь, но «рекорды», когда цены на дизель неожиданно превышают цену на бензин Аи-95, все-таки вызывают чувство близкое к недоумению.

 

По мнению ведущего аналитика компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова дела в сегменте этого вида топлива действительно аховые. Биржевые индексы продолжают штурм новых высот.

 

- И хотя розничные цены на дизель пока не особо реагируют на биржевые индексы, – заметил эксперт, – их существенный рост (на это указывает и статистика прошлого года) начнется в ноябре.

 

Он также подчеркнул, что именно ноябрь-декабрь 2016 года дал основной прирост средним ценам по России на 1,35 руб./литр. При том, что за 10 предыдущих месяцев года литр дизеля на АЗС подорожал в среднем лишь на 7 копеек.

 

Вероятность повторения аналогичной динамики весьма высока и в этом году. Данные мониторинга Росстата показывают: средняя цена по стране литра дизеля составила 38,22 руб./литр, а с наложенной динамикой (прерывистая красная линия) достигнет к концу года минимум 39 руб./литр.

 

 

 

 

Стоит отметить и неравномерное распределение цен и темпов приращения дизельного топлива по регионам. Происходящие процессы выглядят следующим образом.

 

Максимальные цены приходятся на отдалённые от центров производства регионы – Камчатку, Сахалин, Приморский Край, Северо-Запад РФ, Калининград, Крым.

 

Минимальные – на республики Северного Кавказа, Тамбов, Пензу, Иваново. Между этими «крайностями» находятся территории Южного Урала, Центра, Сибири. Выше среднероссийских цен, 38,22 руб./литр, расположилось 38 субъектов РФ, ниже – 46 субъектов РФ.

 

 

 

 

Динамика изменения цен, по словам аналитика «Алгоритма», тоже впечатляет. В девятку (из 85 областей),  демонстрирующих отрицательную динамику попали: Тамбов, Кострома, Пенза, Самара, Курган, Рязань, Екатеринбург, Архангельск. Самые высокие темпы роста отмечены  в южных городах – Ставрополь, Краснодар, Махачкала, Майкоп. Средний рост по РФ составил 2,6%.

 

 

 

 

Октябрьские биржевые торги в дизельном сегменте отметились и своеобразным «ценовым парадоксом»: цены сделок с дизельным топливом зимних и межсезонных сортов корректировались на понижение, а летние сорта – дорожали, причём интенсивно.

 

- Этот процесс своего рода «консолидация» – когда дорогой товар дешевеет, а дешевый – дорожает. Причина же корректировки на понижение – некоторая избыточность продукта в начале торгов зимними классами, к чему рынок подготовлен не был, – прокомментировал событие аналитик «Алгоритма».

 

Но если рассматривать ситуацию в целом, то разговоры о дефиците зимнего топлива и какой-то его роли в нынешнем бурном росте цен представляются не совсем корректными. Так, проведенные аналитиками «Алгоритма» сопоставления объёмов отгрузок зимних видов дизельного топлива в период с 1 сентября по 10 октября 2017 года и за аналогичный период 2016 года свидетельствуют о значительной наполняемости топливом в этом году по сравнению с предыдущим.

 

За означенный период 2017 года зимнего дизеля было отгружено в 60 регионов страны 1,144 млн. тонн, что на 190 тыс. тонн больше (плюс 20%), чем годом ранее за такой же период.  Большинство регионов Сибири, Предуралья, Урала и Дальнего Востока, куда зимние морозы приходят первыми, уже наполнены морозостойким дизелем в объёмах выше прошлогодних поставок. Но есть и «провальные» регионы – Ханты-Мансийск, Иркутск, Архангельск, Псков, Карелия, Курган, Великий Новгород.

 

В предлагаемой таблице отражена ситуация в 27 регионах из 60-ти.

 

 

 

 

За происходящим на бирже, как известно, очень внимательно наблюдает ФАС. И, конечно, антимонопольщики обратили внимание на октябрьский рост цен в дизельном сегменте. После последовавшего с их стороны замечания был сразу же отмечен рост предложений и объема биржевых сделок. Начиная с 12 октября объемы сделок с зимними видами дизельного топлива выросли с 5,8 тысяч тонн до 9,5 тысяч тонн в сессию.

 

Что, в свою очередь, повлияло и на цены – последовало их постепенное снижение: зимние классы подешевели в среднем на 120 руб./т до 43 900 руб./т; межсезонные – на 60 руб./т до 41 270 руб./т.

 

 

Блендированный – и очень выгодный

Дизельная тема была бы явно не полной без упоминания продолжающегося в течение двух (сентябрь-октябрь) месяцев резкого роста цен на авиакеросин. Дело в том, что осенью спрос на него ощутимо повышается из-за его востребованности в качестве морозостойкой добавки к летнему дизельному топливу. И, кстати, следует отметить, что дифференциал между товарным дизелем и керосином порядка 3-4 тыс. руб./т приносит неплохую коммерческую выгоду операторам блендинга.

 

В чем еще заключается, и на чем строится их интерес к блендированному дизелю?

 

- Известно, что сентябрь-октябрь характеризуются не самым высоким потреблением керосина в авиации, – подчеркнул Виктор Костюков, – однако именно в эти месяцы возникает самый высокий рост цен на данный продукт. С одной стороны, цены подталкивает вверх сокращение выпуска этого продукта для производства зимних классов дизеля, где требуется повышенное содержание керосиновой фракции. С другой стороны, спрос на авиакеросин разгоняют, готовясь к зиме, владельцы нефтебаз, которые традиционно приступают к изготовлению зимнего топлива кустарным методом – добавляя 20-50% авиакеросина в летние сорта. Такая «технология» не нова, но до сих пор актуальна по двум причинам: владелец нефтебазы не хранит остатки неизрасходованного летнего топлива в резервуарах до весны, а «превращает» их в зимнее, в общем-то, не очень сложным способом; и, конечно, как всегда, в основе прибыль – коммерческая выгода прежде всего. К тому же и без скрупулезных расчетов понятно, что блендированный «зимний дизель» обходится владельцам нефтебаз дешевле, чем закупаемый товарный.

 

Так что в интенсивном росте цен в сделках с керосином ничего нового нет: происходящее повторяется из года в год с завидным постоянством.

 

В цифрах же картина выглядит так: в сентябре 2017 года удорожание составило 2 000 руб./т, как и год назад. А в еще не завершившемся октябре 2017 года цены сделок повысились уже на 2 000 руб./т до 41 000 руб./т по среднероссийскому показателю. В Сибири, например, где с морозами не шутят, спрос на блендинг взвинчивает цены до 42 000 руб./т по территориальному индексу SIB.

 

 

 

 

Осенний пролог к дальнейшему подорожанию

То, что дальнейший рост цен на моторное топливо – на дизель и бензин – продолжится сомнений не вызывает, тем более, что подтверждают это и выкладки практически всех аналитиков и экспертов топливного рынка. Продолжится он, кстати, и в новом году, а «поспособствует процессу» удорожания топлива введение нового акциза, который, как уверены некоторые представители автомобильного сообщества, существенно увеличит стоимость литра топлива.

 

Весьма наглядно – по месяцам – повышение цен на основные виды (бензин и дизель) моторного топлива в 2017 году отражено и в диаграмме от Росстата.

 

 

 

 

За общим, иногда весьма расплывчатым, определением «подорожание топлива» всегда – сплетение каких-то обстоятельств и событий, действий тех или иных игроков рынка.

 

О главных раскладах в бензиновом сегменте, о том, что будет происходить с ценами на главное автомобильное топливо, в очередной раз, но с поправками на осенний период с переходом в новый год, рассказал наш собеседник Виктор Костюков. Он, в частности отметил, что первую декаду октября завершило возвращение средних цен биржевых сделок с бензином к уровням месячной давности – началу сентября. Но подобная блиц корректировка бензиновых индексов нефтяными компаниями, по его мнению, вовсе не означает каких-то ценовых послаблений с их стороны.

 

- Продавцы за счёт дозированных объёмов продаж будут, – заметил эксперт, – поддерживать достигнутые уровни до завершения ремонтов на НПЗ в Омске, Саратове, Киришах и НОРСИ. Произойдёт это в ноябре, тогда, вероятно, и вернётся на рынок понижательная тенденция. Продлится она до второй половины декабря, после которой производители топлива вновь постараются перенести часть акциза (ставка на бензин может быть поднята с 1 января2018 г. на 1 100 руб./т, 80 копеек на литре) в биржевую среду. Такова причинно-следственная картина поведения ценовых индексов на бензин осенью прошлого года. И такой она, вероятно, останется в нынешнем сезоне.

 

Теперь о том, что предстоит в новом году – о влиянии на повышение цен на моторное топливо нового акциза. Здесь стоит напомнить, что предложение о повышении акцизов в 2018 году было выдвинуто Минфином РФ. Предполагается, что повышение будет двухкратным – первое произойдет 1 января, второе – 1 июля. По расчетам финансового ведомства новые акцизы принесут в бюджет дополнительных доходов на 40 миллиардов рублей. В ФАС с пониманием отнеслись к предстоящему нововведению и, как было заявлено, увеличение с будущего года акцизов не повлияет на рост цен на бензин.

 

Так, замглавы ведомства Анатолий Голомозин в связи с этим заметил, что «те уровни, которые обсуждаются, вполне вписываются в темпы инфляции».

 

Отметил он и то, что повышение акцизов хоть и является одним из факторов, влияющих на топливные цены, но решающего воздействия оказать на них не сможет.

 

Довольно обтекаемая, заметим, формулировка. Например, более конкретен и даже категоричен в высказываниях по «акцизной проблеме» президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Он уверен, что двухразовое повышение акцизов на топливо приведет к росту цен на него, причем ощутимого. И подчеркивает, что случится это практически сразу – никакого временного лага не будет. Рост, по его мнению, составит не меньше рублевого увеличения установленных цен. К тому же на независимых АЗС, а их в стране больше половины, «акцизный довесок» к цене может оказаться и выше.

 

Вряд ли ошибемся, если скажем что с мнением Геннадий Шмаля, наверняка согласится большинство российских владельцев авто: ведь такое бюджетное пополнение, в первую очередь, отразится на их кошельках. Но, как говорится, не привыкать. К тому же отечественный бюджет – штука серьезная, нуждающаяся в постоянной налоговой подпитке.

 



Опубликовано: 10.11.2017, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.