Авторские статьи

Первоапрельский сюрприз от Минфина

Первоапрельский сюрприз от Минфина

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Предложенное Минфином повышение с 1 апреля ставки акцизов на автомобильное топливо вызвало в начале февраля существенный рост биржевых бензиновых индексов.

 

Быстрота реакции биржевиков на подобные инициативы Минфина понятна, но за этой первой «биржевой ласточкой» сразу же последовали и многочисленные заявления экономистов,  экспертов рынка. Сообщество аналитиков-экспертов «возбудилось» – в отличие от нефтетрейдеров – от ожидаемых, по их мнению, в перспективе негативных последствий в экономической и социальной сферах. Второе с начала года повышение акцизных ставок на бензин и дизтопливо, как полагают они, вряд ли улучшит положение дел бюджетных, а вот то, что оно ударит по потребителям, более чем очевидно.

 

 

В заботах о бюджете

Но в главном финансовом ведомстве страны все эти многочисленные возражения против увеличения ставки акциза, похоже, никого не смущают. Законопроект уже подготовлен, к тому же, есть определенная поддержка премьера и президента. Да и Комиссия по законопроектной деятельности документ одобрила: «Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 193 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минфином.

 

В целях повышения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предлагается с 1 апреля 2016 года повысить ставки акцизов на автомобильный бензин на 2 рубля, а на дизельное топливо – на 1 рубль в расчёте на 1 литр соответствующего топлива... Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить поступление дополнительных доходов бюджетов бюджетной системы России в размере 89,3 млрд рублей».

 

Что ж, в общем-то, ничего нового: ситуация в экономике, как бы нас не успокаивал другой министр – господин Улюкаев, продолжает оставаться, мягко говоря, непредсказуемой, а федеральная бюджетная система нуждается в пополнениях. Да и потом, по мнению главы Минфина, автомобилисты даже не ощутят повышения ставки акциза:

 

- Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back. Cоответственно и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения.

 

Такое вот спокойное и аргументированное объяснение для оппонентов.

 

У последних, впрочем, также имеются свои и очень убедительные аргументы. И, как всегда в таких случаях, уместны сравнения. Например, в ФАС, где не считают очередное повышение акцизных ставок действенной мерой, отмечают, что в России налоговая составляющая в стоимости топлива и так высокая – почти 60%, в то время как в США она не превышает 25%. Так что повышение налогов будет только препятствовать снижению цен на топливо при продолжающемся падении стоимости нефти.

 

И потом ежегодный рост акцизов, как отмечают в профессиональном сообществе, становится своего рода традицией. Второе повышение за год будет явным перебором. Достаточно и первого – январского, когда ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, или на 2 руб., до 7,53 руб. за литр, а на дизтопливо – на 20,3%, до 4,15 руб. за литр.

 

Если продолжать увеличивать налоговую нагрузку, как пугают в свою очередь эксперты рынка, то бензин к концу года может подорожать на 15%, а в 2017 году цены на него могут увеличиться и на 50%.

 

И последствия повышения цен на топливо почувствуют не только автомобилисты – этот процесс (по принципу домино) затронет всех, так как в структуре стоимости любого товара цена бензина занимает не менее 15%.

 

Перспективы - и в этом едины как представители некоторых нефтяных компаний, так и ряд чиновников с депутатами, и даже политологи – вырисовываются весьма мрачные. Неизбежно снижение уровня жизни россиян – новый инфляционный виток не заставит себя ждать, пострадает малый и средний бизнес и без того испытывающий серьезные нагрузки, а вот представители «серого» бизнеса в сегменте торговли нефтепродуктами, воспользовавшись ситуацией, наверняка расширят сферу своего влияния.

 

Такая вот разная получается у всех озабоченность.

 

 

«С миру по нитке...»

Однако далеко не все воспринимают новости о предстоящем повышении акцизов на топливо как повод для какого-то повышенного беспокойства, тем более, паники.

 

К таковым, например, относится наш эксперт, аналитик рынка нефтепродуктов Виктор Костюков.

 

Он, если так можно выразиться, настроен нейтрально, и дажа с некоторой долей иронии.

 

- Итак, – рассуждает эксперт, – что же это даст бюджету? В 2015 году на внутреннем рынке реализовано около 33,5 млн. тонн автомобильного бензина или 43 млрд. литров. Если объёмы потребления автобензина сохранятся и в этом году, то в бюджет дополнительно попадёт от двухрублёвого роста акциза 85 млрд. рублей. Дизельное топливо внесёт дополнительно в копилку бюджета около 40 млрд. рублей. Итого 120-125 млрд. рублей – неплохое подспорье (здесь отметим, что сумма-то поболее (с учетом дизтоплива) получается, чем в официальных отчетах - авт.) в нынешней ситуации. Правительство избрало способ пополнения бюджета по принципу «с миру по нитке…». Не самый плохой подход, – замечает Виктор Костюков, – тем более, что крупные компании уже ободраны, а контингент потребителей автомобильного бензина не самый обездоленный.

 

Волнение представителей нефтяных компаний по поводу возможного сокращения поездок допустимо. Правда статистика прошлого года, кстати, не самого успешного, показывает, что внутреннее потребление бензина, хоть и не сильно, но возросло относительно 2014 года примерно на 300 тыс. тонн или на 1%.

 

Потом, для всех очевидно, что акциз нефтяные компании перенесут в цену литра на АЗС. И если, к примеру, литр бензина Аи92 в 2015 году подорожал в среднем на 6,3%, что вдвое ниже официальной инфляции 12,9%, то никто не упрекнёт производителей, если темпы роста инфляции и цены литра окажутся равными, например, на уровне 12-13%.

 

Возникает, кстати, и такой, чисто потребительский вопрос: а стоит ли запасаться сегодня бензином впрок? Да проект закона подготовлен, но чиновники высказывают сомнение, что к первому апреля успеют провести закон через Госдуму (депутаты вряд ли упустят возможность высказать все, что у них накипело по «горячей теме» в предверье очередных выборов). Для вступления закона в силу требуется опубликовать его до 1 марта. Не успеют, как уверен эксперт. Более вероятна дата 1 июля.

 

 

Дефицит не грозит

Внутренний спрос на топливо с введением новых акцизных ставок, как выше отмечал Виктор Костюков, вряд ли будет резко падать. Хотя такая тенденция и наметилась, в частности, в дизельном сегменте.  И топливный дефицит, считают многие трейдеры, в связи с предполагаемым наращиванием нефтяными компаниями экспорта топлива также не грозит.

 

И это при том, как отмечают эксперты компаниии «Алгоритм.Топливный Интегратор», что нынешний январь отметился резким ростом экспорта бензина. Так в январе 2015 года, по данным железнодорожной статистики, на экспорт отправлено 811 тыс. тонн бензина, а за текущий, ещё не полный январь объём экспорта достиг 1,8 млн. тонн.

 

По последним данным, опубликованным  Росстатом, "в 2015 году произведено 39,2 млн. тонн автомобильного бензина, что выше предыдущего года на 2,3%". То есть российские НПЗ в абсолютном измерении нарастили в 2015 году производство на 900 тыс. тонн.  Из этого количества экспортировано, по данным железнодорожной статистики, 8,8 млн. тонн, импортировано 0,8 млн. т. Итого, общая емкость российского рынка составляет 39,2-8,8+0,8=31,2 млн. т, если предположить, что остатки на НПЗ и базах хранения по состоянию на 1 января 2015 и 1 января 2016 гг. примерно одинаковы.

 

Экспорт бензина в течение 2015 года по месяцам представлен на диаграмме.

 

 

В среднем, ежемесячно, как указывают эксперты «Алгоритма», экспортируется около 730 тыс. тонн бензина. При этом максимум отгрузок приходится на зимние месяцы – декабрь, январь, февраль, когда внутренний рынок перенасыщен бензинами. Но и в пору сезонного дефицита (июнь, июль август) экспорт продолжается, хоть и в меньших объёмах.

 

В структуре экспорта треть приходится на рынки Северо-Западной Европы. Всего реестр, куда российские производители экспортируют бензин, состоит из 20 государств.

 

В таблице представлены лишь те, доля которых превышает один процент от общего объёма.

 

 

 

 

В целом мнение экспертов и приведенные данные свидетельствуют о том, что даже при наличии сезонных экспортных колебаний в сторону увеличения, проблемы с нехваткой тополива на внутреннем рынке возникнуть не должны.

 

Но предстоящее повышение акцизов на топливо, безусловно, еще даст о себе знать. Тем более, что уже можно считать решенным вопрос о повышении ставок акцизов на целый ряд товаров. А в их стоимость, как было отмечено выше, внесет свою лепту и топливный акциз.

 

Единственная утешительная для автомобилистов новость – глава Минфина опроверг введение акциза на автомобильные шины. Наверное посчитали, что это будет явным перебором.

 

Автор благодарит аналитиков компании «Алгоритм. Топливный Интегратор» за предоставленные таблицы и информацию.



Опубликовано: 24.02.2016, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.