Авторские статьи

Положение дел на топливном рынке

Положение дел на топливном рынке

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

На рынке моторных топлив после окончания первого – отчетно-промежуточного для аналитиков – квартала, начало второго – это уже повод для выстраивания прогнозов на лето.

 

Напомним, что 2017 год был отмечен весьма плачевными результатами – литр бензина с января по декабрь подрожал на 7,2%, литр дизеля – на 8,7%. Ожидать какого-то «выравнивания» топливных цен в текущем году тоже не стоит – по мнению многих аналитиков оптовые и розничные цены на основные виды топлива – бензин и дизель – будут расти. Не без колебаний в ту или иную сторону, конечно, и связано это будет, что не ново, с «фактором сезонности». Впрочем, есть еще один – достаточно серьезный:  нефтяники много раз обращались к властям с просьбой о налогово-акцизных послаблениях, не раз подчеркивали, что некоторые НПЗ работают почти на грани убыточности, но какой-то реакции на эти обращения в том же Минфине так и не последовало.

 

А рост цен между тем в первые месяцы текущего года продолжается, что подтверждают уже подведенные итоги, да и прогнозы, понятное дело, не обнадеживают.

 

 

В рознице весенний скачок спроса и цен

Эксперты не раз отмечали, что ценообразование на российском топливном рынке – штука специфическая. Во-первых, управляют им ВИНКи, основываясь на принципе равнодоходности с экспортом, во-вторых, на него влияют такие факторы как внутренние и внешние политические события, курс рубля, аварийность и ремонт на НПЗ, сезонность. Вот последняя и определяет в настоящее время ситуацию в розничной торговле топливом.

 

- С наступление весны ожидаемо подскочил спрос на моторное топливо, что дало возможность нефтяным компаниям провести акцию по перестройке розничных цен, естественно, в большую сторону. К тому же подпирают оптовые цены, подросшие к началу активного сезона на 12% и маржинальность АЗС, опустившаяся до уровня убыточности. Такая картина повторяется из года в год. Завершится перестройка только к началу лета. К этому времени бензиновые цены обретут новые уровни, близкие к рекомендованным антимонопольной службой, – отмечает ведущий аналитик компании «Алгоритм» Виктор Костюков.

 

И если исходить из провозглашённого антимонопольщиками правила о соразмерности роста розничных цен с годовой инфляцией, то при прогнозируемой инфляции 4%, литру бензина будет «разрешено» подорожать к концу 2018 года в среднем на 1,50 - 1,70 рублей. Здесь, уместно напомнить, что только за счёт роста акциза литр бензина содержит потенциал роста на 1,70 рубля.

 

Аналогичный процесс и в сегменте дизельного топлива с единственным отличием –перестройка розничных цен наступает в октябре-ноябре, когда заводы приступают к реализации топлива зимних классов.

 

Приведенные в таблицах данные мониторинга розничных цен на московских АЗС регистрируют рост розничных цен с 9 по 16 апреля в среднем на 23-24 копейки за литр.

 

 

 

 

 

 

И получается следующее.

 

Бензин Аи95 подорожал на 23 коп. до 42,19 р/литр, а всего с начала года на 45 коп.

 

Бензин Аи92 – на 24 коп. до 38,99 р/литр, а всего с начала года – на 45 коп.

 

Дизельное топливо – на 54 коп. до 40,73 руб/литр.

 

В процентном отношении рост пока небольшой, около 1,1 - 1,3%. Но не успокаивающий - за ним просматривается простор для дальнейшего роста. Кстати, в сегменте дизельного топлива до сих пор остается нерешенной проблема контрафакта. Суррогаты дизеля оказывают на конъюнктуру внутреннего рынка крайне негативное влияние. Сегодня, по разным оценкам, на рынок поступает  от 4 млн. до 10 млн. тонн дизельного контрафакта в год, при том, что внутреннее потребление оценивается на уровне 37 млн. тонн.

 

Все попытки регуляторов хоть как-то ограничить попадание суррогатов на рынок никаких результатов пока не дают. В 2018 году была предпринята очередная попытка – в Налоговом кодексе на десяти страницах введены очередные ужесточения требований к регистрации лиц, их праве производить и реализовывать средние дистилляты. Но очень скоро выяснилось, что эффект от принятых мер оказался прямо противоположным.

 

И наглядно этот «эффект» представлен в таблице  данных железнодорожных экспедиторов по выгрузке дизельных фракций за январь-февраль 2018 года и за аналогичный период 2017 года.

 

 

 

 

Из приведенных показателей видно, что производство ДГК снизилось незначительно (на 5%), но при этом проявился  десятикратный рост отгрузок на внутренний рынок нефтепродукта под наименованием «Газойль» и ТСМ (топливо судовое маловязкое).

 

Продавцы этого товара примерно так характеризуют его свойства для покупателей:  «цвет светлый, прозрачный, плотность 0,848 кг/м3, температура помутнения минус 6ºС, фильтруемости – минус 20ºС, сера от 3 000…6 000 мг/кг». В связи с этим заметим, что ничем по главным показателям от товарного продукта, кроме содержания серы, предлагаемые суррогаты не отличаются.

 

За два месяца на рынок поступило суммарно 910 тыс. тонн средних дистиллятов, на треть больше, чем за такой же период прошлого года. По отношению к объёму товарного дизельного топлива доля суррогата достигает 17%. Но и это ещё не весь объём. Немалая часть вывозится с НПЗ автомобильным транспортом. Эта доля учёту не поддаётся. Можно лишь осторожно предположить, что каждый пятый литр такой дизельной фракции, «получают» в баки своих авто их владельцы при заправке на АЗС. Правда, «чистым суррогатом» на заправках торговать всё же не решаются, видимо торгашеская наглость тоже имеет пределы, да и мало ли какие еще могут быть последствия.

 

В целом же получается, что благие намерения регуляторов обуздать контрафакт оказались тщетными. Вот как прокомментировал увеличение объемов поставок так называемых «дизельных фракций» в российские регионы Виктор Костюков.

 

География распространения Газойля в настоящее время ощутимо расширилась и охватывает 40 регионов России. Распределяется он в пропорции товарного дизеля. До 50% его оседают в 4 регионах: в Московской области – 23%, в Ленинградской – 14%, в Воронежской – 9%, в Орловской – 7%. Другая половина распределяется в разных пропорциях в оставшихся 36 регионах России. Стоит отметить, что скорость  распространения «Газойля» поразительна - год назад его поставки осуществлялись лишь в 8 регионов.

 

Дистиллят газового конденсата расползается по 50 регионам: 63% оседает в Мурманской области, 7% – в Московской, 5% – в Оренбургской, 4% – в Ленинградской.

 

Судовое маловязкое топливо должно (по предназначению) поступать в портовые города. Собственно, так и происходит: в Ярославскую область отгружено 32%, в Волгоградскую – 22%, в Ленинградскую – 14%, в Краснодарский край – 22%.

 

Вроде бы все как положено, вот только навигация на реках в январе и феврале ещё закрыта.

 

 

Сезонный «самовывоз» ставит рекорды

В первом квартале этого года на бирже был отмечен небольшой рост объема торгов нефтепродуктами. Он увеличился на 2,9% по сравнению с тем же периодом 2017 года.

 

Показатель, заметим, весьма скромный. Но при этом, неожиданно резко – в четыре раза – взлетели объемы сделок на базисе «самовывоз автотранспортом».

 

 

 

 

Суммарный объём сделок с бензином в первом квартале 2018 года на базисе «Самовывоз автотранспортом» составил 17,1 тыс. тонн против 4,1 тыс. тонн в 2017 году, с дизельным топливом – 22,5 тыс. тонн против 6,2 тыс. тонн годом ранее.

 

Инструмент получил признание и развитие, поскольку для владельцев независимых АЗС базис «Самовывоз» с местной нефтебазы является более удобным, чем закупка на базисе «Франко-станция НПЗ». Во-первых, это позволяет экономить на финансировании сделки, растягивающейся по времени на месяц, а порой и более. Во-вторых, снижаются риски спада цены на сроке ожидания товара. И, наконец, сбытовые подразделения нефтяных компаний в регионах имеют прямой интерес развивать этот инструмент, поскольку он дает им существенное преимущество в конкурентной борьбе с региональными трейдерами. Похоже, именно этими соображениями руководствуются нефтяные компании в регионах своего присутствия.

 

Так, в первом квартале 2017 года сделки с бензином на «самовывозе» зарегистрированы на 16 нефтебазах, а год спустя – на 41 нефтебазе. При этом обращает на себя внимание, что список нефтебаз на 90% состоит из региональных подразделений «Роснефти». Остальные ВИНКИ пока не активны в этом направлении бизнеса.

 

- А, в общем-то, все не так и сложно, – объясняет Виктор Костюков, – объёмы сделок на базисе «самовывоз» носят сезонный характер. Пик спроса на этот инструмент совпадает с весенней и осенней фазами ремонтов НПЗ. В эти дни нефтяные компании из-за сокращения производства обрезают поставки по прямым долгосрочным договорам местным клиентам из числа независимых АЗС, что и вынуждает последних обращаться к нетрадиционному для них инструменту. Если же на рынке спокойно, то и обороты на самовывозе сокращаются.

 

 

Экспорт на рост внутренних цен не влияет

Стоит обратить внимание еще на одну оптово-биржевую тему топливных продаж. Тем более, что по весне она стала приобретать все большую актуальность.

 

Последнее время главный регулятор – ФАС – очень внимательно следит за нефтяными компаниями-нарушителями процесса поставок нефтепродуктов на экспорт. И вот, в конце первой декады апреля, антимонопольщики в очередной раз сделали предупреждение двум нефтяным компаниям – «ТАИФ-НК» и «ФортеИнвест» за сокращение поставок бензина и дизельного топлива на внутренний рынок и увеличениях их в пользу экспорта. В ведомстве сочли такие действия нефтяников нарушением существующих норм и правил. По мнению чиновников антимонопольного агентства это приводит к ограничению предложения объемов товара, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказывает существенное влияние на увеличение цены товара. В данном фасовском «наборе замечаний», собственно, ничего нового нет. Кроме одного – действительно ли такой дисбаланс (между внутренними и внешними поставками) влияет на внутренние оптовые и, соответственно, розничные цены.

 

У нашего эксперта Виктора Костюкова взгляд на данную ситуацию несколько иной.

 

В первую очередь аналитик предлагает ознакомиться с информацией об экспорте бензина с НПЗ.

 

 

 

 

- В целом за первый квартал на экспорт, – замечает он, – по данным железнодорожных экспедиторов, отправлено 1,487 млн. тонн автобензина против 1,087 за такой же период годом ранее. Объём экспорта увеличен более чем на треть. И это следует признать как вполне объяснимую реакцию на избыток предложений на внутреннем рынке. К тому же нелишне будет вспомнить о том, как в течение января и февраля 2018 года биржевые индексы на бензин гуляли около двухлетних минимумов, а премиальность экспорта над внутренним рынком достигала 5 тыс. руб./т. Можно ли осуждать производителей топлива, оказавшихся в таких условиях? И почему только две компании попали «под раздачу»? Почему чиновники ФАС не заметили почти семикратный рост экспорта с Нижегородского НПЗ, полуторакратный – с Салавата и Самары? Кстати, по итогам первого квартала 2018 года Орский НПЗ, попавший под прицел ФАС, экспортировал бензин на четверть меньше, чем в 2017 году.

 

К тому же, в целом, ситуация с балансом бензина не выглядит такой уж  провальной.  По  данным Министерства энергетики объём производства бензина в первом квартале 2018 года вырос относительно 2017 года на 5,2%, то есть – на 500 тысяч тонн. Если бы не рост экспорта на 400 тыс. тонн, то внутренний рынок «задохнулся бы» от перенасыщенности.

 

Так что, экспорт не является первопричиной роста внутренних цен на топливо. Скорее здесь сказывается весь тот негатив, который заложен в основу налогово-акцизных изъятий из нефтяной отрасли.

 

И напоследок некоторые показатели (конца последней декады апреля) биржевых торгов бензинами и дизелем от аналитиков компании «Алгоритм. Топливный интегратор».

 

Высокооктановый Аи95 торговался в пределах от 45 225 руб./т на Омском НПЗ до 49 607 руб./т на Комсомольском НПЗ. Средневзвешенная цена сделок по всем НПЗ подросла незначительно, на 40 руб./т до 48 030 руб./т и, тем не менее, впервые в истории биржевых сделок превысила своеобразный 48-тысячный рубеж.

 

Средняя цена сделок с бензином Аи92 составила 46 550 руб./т. Самым дорогим оказался бензин на Волгоградском НПЗ – 48 420 руб./т, самый дешёвый на Омске – 44 520 руб./т.

 

Дизельное топливо торговалось разнонаправлено. Омск, Самара и Салават демонстрировали спад цен на 120-200 руб./т, а Кириши, Рязань, Москва и Пермь демонстрировали рост на 250-400 руб./т. В итоге средневзвешенная цена сделок повысилась на 70 руб./т до 45 360 руб./т.

 

Но, по их мнению, умеренное дорожание бензина и дизеля вовсе не означает, что рост ценовых индексов наконец-то приостановился - это всего лишь небольшая «передышка», после которой он скорее всего опять возобновится.

 

Посмотрим, сбудутся ли прогнозы.



Опубликовано: 28.05.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.