Авторские статьи

Потребитель ВИНКам не указ

Потребитель ВИНКам не указ

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Можно сколько угодно говорить о разнонаправленном движении оптовых цен на топливном рынке, вот только потребителю легче от этого не становится: розничные цены – те, которые на АЗС – не снижаются.

 

Глас народа по этому поводу в очередной раз «прорезался» в начале февраля на встрече президента с работниками завода «Ростсельмаш». Вопрос о высоких ценах на бензин, заданный одним из рабочих, главу государства врасплох не застал – он разъяснил, почему в некоторых регионах цены на моторное топливо высокие, и заметил, что «хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность», пообещав поговорить на сей счет с главой ФАС.

 

В ведомстве-регуляторе сигнал приняли, обратили внимание на слова президента и в ВИНКах (вертикально-интегрированных нефтяных компаниях). Но ситуация, как выяснилось к середине февраля, существенных изменений не претерпела. Розничные цены на бензин словно застыли в своем «потолочном» значении, а на дизель – продолжили рост.

 

 

Регулятор ужесточает требования

В топливном сообществе сразу обратили внимание, что после высказывания президента на встрече с рабочими «Ростсельмаша», ФАС резко активизировала свои действия по «прибитию» розничных цен на моторное топливо. Правда, стоит отметить, что и до этого следовали заявления о том, что объективных предпосылок для роста розничных цен на топливо нет. А в начале третьей декады января пресс-служба ведомства опубликовала на сайте разъяснение о причинах роста цен на бензин. Но этот анализ ситуации с ценами некоторые аналитики рынка сочли не очень убедительным.

 

В феврале регулятор по упомянутым выше причинам развивает бурную деятельность – события следуют одно за другим. В территориальные органы рассылаются требования усилить контроль над ситуацией в розничной продаже топлива, происходящие на бирже торги скрупулезно отслеживаются, проводятся совещания с представителями ВИНКов.

 

И, пожалуй, одной из главных февральских новостей на топливном рынке становится обвинение группы компаний «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства.

 

В связи с этим последовали заявления чиновников ведомства. Так, начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин заявил «… что в службе обратили внимание на увеличение экспорта со стороны «Газпром нефтехим Салавата». И что самое удивительное и странное в этой ситуации – это факт покупки товара как в основную, так и в дополнительную сессию на бирже еще одной дочкой «Газпрома» – «Газпром газэнергосеть СПб». По сути дела, это означает: при премиальности внешнего рынка компании группы «Газпром», воспользовавшись ситуацией, экспортируют товар по более высокой цене и скупают товар на внутреннем рынке по более низкой. В понимании ФАС, это не что иное, как дискриминационное поведение на рынке. И поэтому в службе усматривают в действиях компаний группы «Газпром» признаки нарушения антимонопольного законодательства. Заявлениями, понятное дело, в ведомстве не ограничились – в «Газпром» и его дочерние компании были направлены предупреждения.

 

А если ближе к сути возникшей проблемы, то регулятором было установлено, что газпромовские структуры «неожиданно» резко – в пять раз – сократили объемы продаж бензина. Остатки же отправили на экспорт, который сразу вырос в четыре раза.

 

Проведение такой операции, по мнению представителей регулятора, нарушило баланс равномерности и регулярности продаж. Ответ противоположной стороны на выдвинутые обвинения был предельно простым – нарушений в проводившихся торгах не было, а спрос на топливо в стране зимой традиционно низкий. Очень похоже, что в ФАС в стремлении окоротить некоторых ведущих игроков рынка, действуют как бы на упреждение. Ведь, по мнению многих экспертов, ситуация на топливном рынке более-менее стабильная и каких-то предпосылок для роста топливных цен не существует.

 

Подтверждают это и в Центральном диспетчерском управлении топливно-энергетического комплекса. По данным этой службы объем запасов автомобильного топлива в России в настоящее время – 1,67 миллиона тонн, что почти на 50 тысяч тонн больше, чем в конце 2017 года.

 

Вот только к конечному потребителю все эти «окороты» нефтяных компаний с расчетами и подсчетами, похоже, никакого отношения не имеют – цены на АЗС остаются предельно высокими.

 

 

Приземление розничных цен откладывается

Для того, чтобы понять что же все-таки происходит с оптовыми, мелкооптовыми и розничными ценами на российском топливном рынке, стоит, конечно же, обратиться к выкладкам аналитиков.

 

Например, ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков предлагает, основываясь на поведении цен на рынке бензина в московском регионе с 01 января 2017 года до начала февраля 2018 года, сравнительную оценку действий и доходности топливного бизнеса.

 

Для этой цели он совмещает индексы оптовых цен на бензин, формируемые СПбМТСБ по результатам ежедневных торгов, с прайсом мелкооптовых цен на Володарской ЛПДС и данными мониторинга розничных цен на АЗС Москвы от Московской топливной ассоциации.

 

- Размещённые в единой системе координат, – подчеркивает эксперт, – они дают возможность с известной степенью достоверности оценить и сравнить доходность бизнеса в мелкооптовом и розничном звеньях.

 

И в качестве примера предлагает разобрать поведение цен на бензин Аи92 в означенный выше период.

 

 

 

 

 

- На диаграмме, – замечает Костюков, – выделяются две фазы роста оптовых цен. 

 

Первая – с середины марта по середину мая, что связано с началом пробуждения спроса на бензин, совпадающего по времени с периодом плановых ремонтов на НПЗ. И такая из года в год повторяющаяся картина считается «классикой» отечественного рынка бензина. И не только в Москве, но и по всей России.

 

Вторая фаза взлёта оптовых цен в ноябре 2017 года нетипична для рынка бензина. Впервые такое поведение проявилось лишь в 2017 году и могло стать следствием либо несогласованности планов на осенний ремонт с запасами топлива на нефтебазах, либо искусственным дефицитом, созданным нефтяными компаниями с целью подогреть рынок.  Раскачать оптовые цены производителям удалось настолько интенсивно, что они потащили за собой вверх розничные цены. Что не замедлило вызвать гневную реакцию ФАС – на нефтяников посыпались запросы «разъяснить причины».  Оправдания и аргументы последних уже известны. Однако последующее пикирование оптовых цен можно расценить как наказание за беспечность или неумеренную жажду прибыли в ноябре2017 г. К тому же подоспел и «политический момент» 2018 года. Оптовые и мелкооптовые цены на бензин нефтяные компании опустили ниже уровней начала 2017 года.

 

Но вот незадача – розничные цены почему-то упорно не хотят снижаться.

 

И вот на что, пожалуй, еще стоит обратить внимание: средняя цена оптовых цен на бензин Аи92 по региональному индексу «Москва», изображённого на диаграмме, составила в 2017 году 43 024 руб./т, средняя цена мелкооптовых партий на Володарской ЛПДС – 44 208 руб./т, при этом маржинальная доходность мелкооптового звена – 2,8%. Средняя цена литра Аи92 на московских АЗС в 2017 году – 37,29 руб., а маржинальная доходность в среднем за год – 13,2%. В сегменте бензина Аи95 получены схожие показатели: средняя оптовая цена – 44 441 р/тн (33,55 р/литр), средняя мелкооптовая цена – 45 555 р/тн (34,29 р/литр), средняя розничная цена – 40,29 р/литр, маржинальная доходность мелкого опта – 2,5%, маржинальна доходность розницы – 17,2%. Ну а розничные цены на топливо, достигли «потолковых вершин» и застыли. И снижать их на своих АЗС ВИНКи по-видимому не очень то и торопятся.

 

Не помешало бы, наверное, регулятору обращать внимание не только на нарушение антимонопольного законодательства, но и на прибыли ведущих нефтяных компаний. И опять придется обратиться к статистике. Из отчета о коммерческих успехах нефтяных компаний в 2017 году узнаем следующее:

 

- «Роснефть». Прибыль, относящаяся к акционерам, за 9 месяцев 2017 года составила 122 млрд. руб.

 

- «Лукойл». За 9 месяцев 2017 года чистая прибыль, относящаяся к акционерам ПАО «ЛУКОЙЛ», составила 298,3 млрд. руб., что на 86,2% выше, чем за аналогичный период 2016 года.

 

- «Газпром нефть». Чистая прибыль, относящаяся к акционерам ПАО «Газпром нефть», за 9 месяцев 2017 года составила 189 млрд. руб., увеличившись на 28,2%.

 

- «Сургутнефтегаз». Чистая прибыль «Сургутнефтегаза» по РСБУ в январе-сентябре 2017 года составила 90,9 млрд. руб. против убытка в 111,171 млрд. руб. годом ранее.

 

- «Татнефть». За январь-сентябрь 2017 года ПАО «Татнефть» получило чистую прибыль в размере 86,2 млрд. руб. По сравнению с 9 месяцами 2016 года рост прибыли составил 13%.

 

Комментарии здесь может быть и излишни. Но вот Виктор Костюков по поводу «впечатляющих прибылей» замечает, что реакция ВИНКов на происходящее в розничной торговле топливом какому-то логическому объяснению пока не поддается. Розничные цены бензина на АЗС страны «замёрзли» на своих вершинах, а дизельное топливо при этом продолжает дорожать.

 

Не добавляют оптимизма и официальные данные от Росстата, от 05 февраля18 г. В ведомстве сообщают, что «средняя по стране цена одного литра бензина марки Аи95 установилась на значении 41,04 руб., Аи92 – на значении 38,07 рубля. Колебания данных от одного мониторинга к другому в пределах +/-3 коп. на литре можно отнести к погрешности методики. Дизельное топливо за предыдущую неделю подорожало на 15 коп. до 40,99 р/л, а с начала 2018 года – на 28 коп.».

 

Наш эксперт, как выяснилось, не только раскладывает по полочкам происходящее на отечественном топливном рынке, но и возмущается действиями нефтяных олигархов: «в Москве из четырёх крупных игроков розничного рынка только «Татнефть» скорректировала цены вниз на 50 коп. в своей сети АЗС. Остальные инициативу не поддержали. Возникает естественный вопрос – тогда зачем и для кого было устроено шоу с обвалом оптовых цен на биржевом рынке? В этой сфере вращается несколько сотен, пусть даже тысяч граждан, для которых оптовые цены лишь безжизненные цифры, отвлечённые от естественной жизни вне рабочего кабинета. Меж тем как цены на АЗС волнуют десятки миллионов граждан».

 

Документально подкрепляют негатив сложившейся ситуации и приведенные ниже диаграммы.

 

 

 

 

 

 

Качество вместо штрафных санкций

Рассматривая последние мероприятия, проводимые ФАС, безусловно, стоит обратить внимание и на «крымскую топливную проблему». Тем более, что касается она не только этого, но и ряда других регионов России.

 

Выяснилось, что антимонопольная служба намерена в срочном порядке не просто добиться снижения цен на бензин в Крыму, но и довести их уровень до московского.

 

В связи со сложившейся там ситуацией глава ФАС Игорь Артемьев на встрече с депутатами Госдумы заявил о том, что в настоящее время служба судится с большинством крымских производителей бензина.

 

- Как только судебное решение вступит в силу, мы немедленно наложим штрафы и заставим выполнить предписания. Первым пунктом является снижение цен на бензин, примерно до уровня московских цен, – сказал он.

 

Очевидно, что в ведомстве уверены в действенности принимаемых мер – наложение непомерно больших штрафов на производителей контрафактного бензина должно оздоровить и улучшить ситуацию.

 

Размышляет на эту тем и наш эксперт Виктор Костюков. По его мнению, мало кто будет спорить с утверждением, что контроль над розничными ценами на топливо необходим. Но при этом нужно понимать, что есть и границы выживаемости бизнеса.

 

- Между владельцами АЗС и регуляторами рынка нужно создать в первую очередь атмосферу доверия, – подчеркивает он, – выработать некие критерии, например, в виде предельной доходности бизнеса. А рубить шашкой с плеча – только загубить бизнес. Выполнить жёсткое требование снизить цены на крымских АЗС до уровня московских можно лишь при условии переноса в Крым московского НПЗ вместе с его нефтяной трубой. Вот тогда отпадёт необходимость в услугах железнодорожного транспорта, и цену литра в Крыму можно будет уравнять с московской. Иначе не получится. Напомню, доля затрат в одном литре бензина на перемещение его от Самарской группы НПЗ до АЗС в Крыму составляет порядка 4 рубля на литре или около 10%.

 

Отметил эксперт и то, что высокие цены на топливо беда всех удалённых от центров производства регионов. В их ряду, помимо Крыма, Магадан, Камчатка, Сахалин, Владивосток. Может и там следует требовать московских цен?

 

- Крымская проблема, не в высоких ценах на АЗС, а в низком качестве предлагаемого топлива. Диспаритет между оптовыми ценами и розничными вынуждает независимых владельцев АЗС, и не только в Крыму, удешевлять себестоимость литра посредством вливания в заводской товарный продукт дешёвого контрафакта. Его бензовозами везут с материка или находят на местном рынке. И чем сильнее госструктуры «прессуют цены», тем хуже качество товара. И примеров тому достаточно.

 

Например, тот же руководитель крымского региона признаёт, что больше чем в 40% случаев качество бензина не соответствует никаким ГОСТам.

 

- Образовавшаяся проблема поддается решению, – уверен Виктор Костюков, – нужно перенести акцент с цены на качество. Регуляторам рынка следует осознать, что покупатель на первое место ставит не цену, а качество бензина. Этот тезис подтверждает практика сети АЗС «Лукойла». На его заправках повсеместно цена топлива на рубль–полтора превышает цену ближайшего конкурента из числа ВИНК. Казалось бы, цена должна отпугнуть клиента, но нет, «не зарастает тропа» к АЗС Лукойла. Вот что значит качество и репутация компании.

 

Такие вот дела – топливно-российские. Одна надежда на гаранта конституции, может он, в очередной раз, скажет свое веское слово – цены на бензин с дизелем качнутся и начнут снижение.



Опубликовано: 28.02.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.