Авторские статьи

Предновогодний топливный тренд

Предновогодний топливный тренд

События, произошедшие на российском топливном рынке в конце 2017 года, настроили его участников на пессимистические ожидания с такими же прогнозами для года грядущего.

 

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Середина ноября принесла неожиданный сюрприз – оптовые цены на бензин резко подскочили. И хотя этот скачок, вопреки ожиданиям некоторых предсказателей, на рознице не сказался, все – от чиновников до аналитиков и журналистов – сразу же бросились искать и объяснять причины «обновленного исторического рекорда». Не обошлось, как водится, без взаимных обвинений и предупреждений о росте топливных цен в следующем году. В связи с этим начались очередные и весьма активные обсуждения темы введения новых акцизов на топливо. А законодатели, обеспокоенные продолжающимся поступлением некачественного дизельного топлива, предприняли очередную попытку оградить от него потребителя. Но последний пока получает только неудержимо растущие розничные цены на дизель. И, похоже, «рекордам» здесь предстоит обновиться еще не раз. В общем, у экспертов и аналитиков рынка, в очередной раз, появилась «пища» для размышлений и сопоставлений.

 

 

Это тяжкое бремя налогов

Прежде всего, стоит отметить, что повышение оптовых цен на бензин для некоторых специалистов было вполне ожидаемым, с одной оговоркой, что произойти оно должно было во второй половине декабря. И связывали повышение с предстоящим в 2018 году ужесточением параметров налогов и акцизов.

 

В начале же ноября самой актуальной была тема резко подорожавших в рознице к концу октября дизеля и бензина. На заправках ВИНКов цена за литр АИ-92 и Аи-95 выросла почти на 6 и 5 процентов, соответственно, а цены на зимний дизель приросли и более того – на 10,3%. Так что инфляция в годовом исчислении и соотношении была ощутимо превышена.

 

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по поводу октябрьского подорожания топлива высказывались по принципу «ну что ж поделаешь». Все дело в том, как объяснил начальник Управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин, что «налоговая нагрузка на отрасль дважды повышалась в 2016 году, плюс ожидается двухэтапный рост акциза в следующем году – это главный фактор». Также, на стоимость топлива на АЗС влияет стоимость бензина и дизеля в оптовом сегменте, где цена растет из-за высокого нетбэка вследствие роста стоимости сырой нефти.

 

А вот в Российском топливном союзе (РТС) посчитали, что причина в различном ценообразовании на розничном и оптовом рынках. И категорично заявили о необходимости наведения порядка в ценообразовании на оптовом рынке моторного топлива вплоть до введения на нем контроля роста цен, аналогичного существующему в розничном сегменте. Столь же категоричны были они и в высказываниях по поводу резкого повышения оптовых цен на бензин, произошедшего в середине ноября.

 

Негатива, кстати, в связи с этим событием было выплеснуто больше чем достаточно – досталось и правительству, и винкам.

 

И поэтому более взвешенным в таких случаях всегда становится мнение специалиста.

 

Например, ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный Интегратор» Виктор Костюков отметил, что «скачок» оптовых цен на бензин в середине ноября «во-первых, был обусловлен образовавшимся глубоким пятитысячным разрывом между биржевыми индексами на бензин – около 45 тысяч рублей за тонну, и нетбэком – порядка 50 тысяч рублей за тонну, во-вторых, довольно нервно отреагировали на остановку комплекса каталитического крекинга трейдеры, и, в-третьих, отрицательно на внутреннем рынке отразился избыточный объем экспорта в Казахстан».

 

И почему-то в расчет не берется сокращение добычи нефти по договоренности с ОПЕК. Безусловно, есть связь сокращения добычи и роста биржевых цен на бензин в России.

 

На диаграмме показан «потолок», от которого отсчитывается реальное сокращение и собственно добыча нефти в России по месяцам.

 

 

 

 

Начиная с января в  России последовательно сокращалась добыча нефти. В мае было исполнено обязательство сократить в течение первого полугодия производство нефти на 300 тыс. баррелей в сутки. И оно выполняется, и даже с превышением.

 

Другая, упомянутая выше, и, не менее, злободневная тема – введение новых акцизов. Например, тот же РТС предрекает самые мрачные перспективы в связи с началом  их действия в 2018 году. Справедливости ради, следует отметить, что здесь его представители явно не одиноки.

 

 

Пополнение и перекрытие в рамках закона

В Госдуме, как выяснилось, также озаботились судьбой новых акцизов. И… решили поддержать. К тому же для законодателей здесь очевидным было существенное пополнение бюджета, да и возможность окоротить зарвавшихся поставщиков некачественного дизельного топлива просматривалась. В общем, позиция думцев по топливу прояснилась

 

О том, что будет происходить с ценами на топливо, так сказать, на практике, в следующем году, подробно объяснил Виктор Костюков:

 

- Ставки на бензин и дизельное топливо в 2018 году будут повышены дважды. Нет смысла пояснять, что закон пролоббировали губернаторы, объявив правительству условие: нет акциза – нет дорогам.

 

С 1 января ставка акциза на бензин будет повышена на 1 083 руб./т или на 1,40 руб. за литр. Второе повышение, с 1 июля, мягче – всего на 679 руб./т или в литровом эквиваленте на 0,90 руб. А всего за год акцизный рост составит 2,3 руб./л, что может сдвинуть цену бензина вверх примерно на 5%. Дополнительные доходы бюджета составят около 30 млрд. руб.

 

Нет оснований полагать, что повышение акцизов немедленно проявится с 1 января наступившего года. Их новая ставка частично закладывается производителями постепенно, до наступления нового года.

 

Ставка акциза на дизельное топливо с 1 января 2018 года будет повышена на 865 руб./т против существующей 6 800 руб./т., а с 1 июля – ещё на 593 руб./т. В литровом исчислении январская ставка акциза прибавит цене литра дизеля около 70 коп., а июльская ставка – ещё 50 коп. Всего за год удорожание составит около 1,2 руб./л или 3,0%. При этом дополнительные доходы бюджета, как отметил эксперт, составят около 24 млрд. руб.

 

В приведенной ниже таблице увеличение ставок акцизов по годам.

 

 

 

 

- К тому же, – подчеркнул аналитик, – акциз заставят платить и поставщиков контрафактного дизельного топлива, поступающего на рынок под видом дистиллятов газового конденсата (ДГК), технологических дизельных фракций (ДФТ) и т.п.

 

Включив в 2016 году в Налоговый Кодекс новый вид топлива под наименованием «Средние дистилляты» законодатели посчитали, что перекрыли лазейки для его просачивания на рынок. Были обозначены границы плотности «не менее 750 кг/куб. м и не более 930 кг/куб. м при температуре 20 градусов Цельсия» и фракционного состава «не менее 90 % смеси (при атмосферном давлении760 ммртутного столба) в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия».

 

Но преодолеть эти официальные границы, как выяснилось, производителям фальшивого дизеля удалось довольно быстро. Так, в паспорте на продукт указывалось, что фракционный состав превышает установленные границы на 1 градус, например, «89% отгоняется при температуре не ниже 361ºС» – и продукт в разряд акцизного не попадал.

 

А для того, чтобы более отчетливо представить в каких объемах этот продукт доходит до потребителя, приведем небольшую справку. С января по октябрь 2017 года на внутренний рынок поступило 4,2 млн. тонн ДГК, что составляет около 15% от выгруженного объёма товарного дизеля.

 

Допущенную ошибку законодатели учли, и, как стало известно, готовят очередные, более продуманные, ограничения, которые, с большой долей вероятности, вступят в силу на законодательном уровне в 2018 году. Остановят ли они нарушителей – посмотрим, ждать осталось не так долго.

 

 

Они летят неудержимо вверх…

Это – о ценах. Как оказалось, резкий взлет оптовых цен на бензин в середине ноября не был разовым явлением.

 

Процесс продолжился ускоренными темпами – и растут не только крупнооптовые цены на нефтепродукты, но и мелкий опт тоже не остался в стороне.

 

Как заметил Виктор Костюков, рост биржевых индексов ускоряется, обновляя абсолютные максимумы. Нефтяные компании торопятся до конца года вложить в текущие топливные цены весь спектр будущих налогово-акцизных ставок 2018 года. К тому же, уже прозвучал «сигнал к старту» от думских законодателей, одобривших во втором чтении поправки к Налоговому кодексу РФ. Так что перестройка оптовых цен на нефтепродукты с учетом, понятное дело, налогов на отрасль в 2018 году продолжается.

 

О том, как проходило повышение оптовых цен – в справке от компании «Алгоритм. Топливный интегратор». Бензин марки Аи95 подорожал в среднем на 250 руб./т – до 45 210 руб./т, бензин марки Аи92 на 390 руб./т – до 43 150 руб./т. Параллельно растут мелкооптовые цены на нефтебазах страны. В частности, бензин на Володарской нефтебазе с 23 ноября подорожает на 200 руб./т: Аи95 – до 48 000 руб./т, Аи92 – до 45 800 руб./т. Не менее интенсивно летят вверх и дизельные цены. Летние сорта дизеля подорожали в среднем на 370 руб./т до 39 470 руб./т, межсезонные сорта – на 520 руб./т до 40 840 руб./т, зимние классы – на 340 руб./т до 44 680 руб./т.

 

Чтобы понять, как дальше себя поведут дизельные цены, и какие «вершины» они еще преодолеют, следует обратиться к статистике выстраивания биржевых цен в прошлый сезон, на периоде сентябрь 2016 – март 2017 гг. В диаграммах показано поведение национального индекса СПбМТСБ, отображающего средневзвешенные цены на нефтеперерабатывающих заводах.

 

 

 

 

В предыдущий сезон «зимний дизель» подорожал на 7 000 руб./т – с 33 000 до 40 000 руб./т. При этом пик цен пришёлся на первые рабочие дни января.

 

В этом сезоне прирост цен уже составил 5 000 руб./т (с 39 000 до 44 000 руб./т), при этом вектор цены, остро направленный вверх, дает основание предположить, что пик цены на зимние классы может выйти в январе на уровни, близкие к 46 000 руб./т.

 

- Отдельно – о межсезонном топливе. Оно, как никогда, усиленно росло в цене в сентябре – начале торгов этим видом топлива. Специфика его применения ограничена южными регионами страны с мягкой и непродолжительной зимой. Но в России территорий, где зимы холодные – большинство, отсюда и повышенный спрос на зимние сорта. Так что, с ноября спрос на «межсезонку» падает, снижаются, соответственно и цены, – отметил Виктор Костюков.

 

Он подчеркнул, что на биржевые цены дизельного топлива, также существенно влияет фактор экспортной паритетной цены (нетбэк), а он в нынешние дни обещает экспортёрам, хоть и ненамного, но более высокую маржу, чем цены внутреннего рынка. А маржа, заметим, для продавца, и не только топлива, дело святое.

 

Полагаем, ноябрьская картина цен будет неполной без упоминания о ситуации в рознице. И здесь «вести с полей» не радуют. Цены на дизель явно ускорились в своем движении вверх.

 

Последний по времени мониторинг розничных цен показал, что средняя цена литра дизеля по России возросла за неделю (к средине ноября) на 14 коп. до 38,67 руб./л, а с начала года – на 1,41 руб./л (плюс 3,8%).

 

При этом разброс цен и темпов их роста по отдельным территориям страны настолько велик, что средний показатель по стране в целом не отражает специфики регионов. А она, безусловно, есть. Например, самый высокий уровень, почти 42 руб./л, отмечен в Дальневосточном федеральном округе, что объясняется отдалённостью его от центров производства топлива и дорогой логистикой. Самый низкий уровень, около 36 руб./л – на территории республик Северного Кавказа с самым низким средним уровнем доходов населения среди федеральных округов.

 

Показательна ситуация с ценами и в Москве. По данным МТА цена литра дизтоплива за неделю подросла на московских АЗС в среднем на 35 копеек до 39,15 руб./л. Пересмотрели свои прайсы три из четырёх основных игроков московского рынка. Сети АЗС «Татнефти»  и «Газпром нефти» подняли цену литра на 70 копеек до 39,14-39,26 руб./л, «Роснефть» скромнее – лишь на 50 коп./л, до 38,80 руб./л.

 

 

 

 

В общем, у ВИНКов с установкой цен все в порядке – всегда найдется на что сослаться. Так что можно ожидать «сюрпризов» на отечественном топливном рынке и в дальнейшем.



Опубликовано: 25.12.2017, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.