Авторские статьи

Прогноз для топливного рынка

Прогноз для топливного рынка

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Первого июля истек срок соглашения правительства с нефтяными компаниями об ограничении цен на бензин и дизельное топливо в рознице и мелкооптовом сегментах, подписанного сторонами в ноябре 2018 года.

 

И, как принято в таких случаях, уже последовали прогнозы экспертов о том, как в дальнейшем будет складываться ситуация с оптовыми и розничными ценами на отечественном (хочется добавить, «многострадальном») рынке нефтепродуктов.

 

Пожалуй, самый простой и в то же время объективный комментарий последовал от нашего эксперта – генерального директора АО «РК Интегратор»  Виктора Костюкова.

 

- Ничего экстраординарного после завершения действия Соглашения не произойдет. Спрогнозировать то, что будет происходить в дальнейшем, несложно. Если коротко, то рынок ведь жил и до известной «заморозки» розничных цен. Так что, в перспективе, есть большая вероятность повторения уже пройденного, – отметил эксперт.

 

Рассматривая череду событий на топливном рынке за последние полгода, сложно не согласиться с таким прогнозом. Вряд ли исчезнут призывы чиновников к нефтянникам сдерживать рост цен на АЗС в пределах инфляции. Все также оптовые цены, формирующиеся по принципу равной доходности с экспортом, будут время от времени (особенно на вспышках нефтяных цен) выдавливать вверх розничные цены за границы инфляционных показателей, вызывая недовольство и протесты потребителей.

 

 

Без резких взлетов и падений

Длительный период действия Соглашения о фиксации цен на нефтепродукты, кто бы как к нему не относился, все-таки удержал ситуацию в более-менее спокойном русле.

 

Следует признать, что шаги, предпринятые правительством, наряду с введенными в действие с января 2019 года схемой отрицательных акцизов на нефть для внутреннего потребления и демпфирующим механизмом, позволили избежать в первом полугодии скачка биржевых цен на бензин.

 

В связи с чем, Костюков отметил, что «если в 2018 году спад биржевых цен с первых дней июня обусловлен волевым решением правительства понизить до конца года ставку акциза бензина на 3 тысячи руб./т, с 11213 до 8213 руб./т, то в нынешнем сезоне потолок установился естественным образом за счет двух факторов. Первый – это субсидия производителям бензина, начисленная согласно формуле демпфера порядка 11 тысяч руб./т за апрель-май и второй, пожалуй, доминирующий – спад покупательской способности населения, включая и автовладельцев». 

 

- О том, что покупательская способность автовладельцев снизилась, говорит тот факт, что на внутренний рынок за первое полугодие российские заводы выгрузили бензина по разным оценкам меньше на 0,7%...3,5%, чем в 2018 году, что не отразилось на росте цен. Именно фактор низкого спроса удерживал биржевые цены бензина на минимальных значениях с января по конец апреля, чего ранее не наблюдалось. И этот же фактор остановил взлет биржевых цен в мае 2019 года на пике 50500 руб./т (по национальному индексу). Надо заметить, что спад продаж регистрируется не только в сфере нефтепродуктов, но и по всему спектру товаров, – подчеркнул он.

 

О падении потребления бензина в стране свидетельствуют и данные железнодорожных экспедиторов. В них, в частности, отмечается, что с заводов ВИНК за период с 1 января по 20 июня 2019 года было выгружено автомобильного бензина в количестве 10,526 млн. тонн против 10,910 млн. тонн годом ранее за такой же срок (минус 3,5%).

 

 - Такая картина наблюдается ежемесячно, – подчеркнул Виктор Костюков, – за исключением марта и апреля. Если бы нефтяные компании следовали указанию правительства нарастить поставки на 2% против факта 2018 года, то избыток предложений продавил бы нынешние ценовые индексы заметно ниже, чем они есть сегодня.

 

 

 

 

 

- Кстати, в связи с этим очень показательно то, что железнодорожные отгрузки дизельного топлива за тот же период, что и бензиновые, возросли на 900 тыс. тонн до 10,920 тыс. тонн против 10,000 тыс. тонн годом ранее, – заметил эксперт.

 

Продолжая биржевую тему, отметим, что индикаторами корректировки на повышение или понижение цен на бирже нефтепродуктов служат индексы.

 

 

 


Наша справка. В основе расчета всех индексов цен нефтепродуктов лежат договоры, заключенные в ходе биржевых торгов на базисах поставки крупнейших НПЗ России. Методики расчета публикуются в открытом доступе, что делает способы расчета индексов СПбМТСБ прозрачными, а индексы легко верифицируемыми.

 


 

По высокооктановому бензину баланс еще не достигнут, индексы продолжают умеренное движение вверх. Так, к началу июля они продвинулись на 3% вверх, с 50060 до 51460 руб./т и пока не подают признаков приближения к балансу.

 

При этом сформировался необычно широкий, достигающий 4000 р/т, дифференциал межу индексами REG и PRM.

 

 

 

 


Обычно, заметим, среднестатистическое расхождение между ними не превышает 1800…2000 р/т.

 

Комментируя ситуацию с биржевыми индексами, Костюков высказал предположение о формировании новой реальности. В процессе расхождения индексов присутствуют два фактора: первый – это опережающий спрос на высокооктановый бензин в связи с обновлением легкового автопарка, оснащенного в основном турбинированными моторами. Второй – усиление контроля над качеством топлива на АЗС со стороны контролирующих органов.

 

Здесь следует заметить, что некогда распространенная практика применения высокооктановых (металлосодержащих, эфирных) добавок в низкосортных марках бензина теперь представляет для  продавца больше рисков, – штрафные санкции, потерю лицензии, – чем умножения доходов. Заводским товарным продуктом торговать сегодня стало безопаснее, а потому и растет на него спрос опережающими темпами.

 

Что касается дизельного топлива, то в этом сегменте текущие биржевые цены были на уровне, близком к 48 тыс. руб./т сопоставимым с экспортным паритетом, что делает внутренний рынок равнодоходным с экспортом и зависимым от показателей нетбэк, которые в свою очередь остро реагируют на нефтяные котировки.

 

Сегодня одной из актуальных, можно сказать, тем становятся обсуждения и рассуждения на различных заседаниях и совещаниях о так называемом демпферном механизме, или, просто, демпфере. Выискиваются варианты, где можно что-то снизить, чтобы выровнять в другом месте.

 

Например, совсем недавно Минфин внес на рассмотрение в правительство модернизированный демпфирующий механизм. Его методологические и технические детали пока не афишируются. Правда, глава департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов уже весьма уверенно заявил, что «данный демпфер вполне достаточен для регулирования цен внутреннего рынка», но при этом уточнил, «если нефтяные компании в полном объеме ретранслируют его (демпфер) в цены внутреннего рынка».

 

Законопроект о корректировке демпфера  предстоит рассмотреть в Госдуме,  принять его депутаты планируют до конца августа, но есть вероятность вступления его в силу в начале июля.

 

Или вот еще один пример возможного применения демпфера. В беседе о непростой ситуации с поставками топлива и топливными ценами на Дальнем Востоке, Виктор Костюков заметил, что дальневосточный рынок нефтепродуктов остается в поле особого внимания регуляторов в виду опережающих темпов роста и без того высоких цен на топливо.

 

- Два региональных НПЗ – Комсомольский и Хабаровский не справляются с потребностями рынка в полном объеме, а дорогая логистика выводит региональные цены на самые высокие по стране уровни. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает частично снизить накал цен за счет «дополнительного регионального демпфера», – сказал он, – а именно предоставить налоговый вычет поставщикам топлива на Дальний Восток из других удаленных регионов. При этом возможный размер демпфера пока не обсуждался.

 

Так что «демпферная тема» это, похоже, надолго. Тем более, что и гарант конституции обратил на нее внимание: в ходе «прямой линии», состоявшейся 20 июня, он дал поручение регуляторам разработать демпфирующий механизм, и настроить его таким образом, чтобы рост цен на топливо не превышал уровень инфляции.

 

«Удержать цены в пределах инфляции» – штамп настолько часто повторяемый, что порой напоминает своеобразное заклинание. Но пока «удержание» как-то не особо удается: четвертого июля в прессе появилось очередное сообщение Росстата, о том, что цены на бензин за неделю выросли в 48-ми регионах. Больше всего топливо подорожало в Салехарде и Иркутске – на 1,8 и 1,3% соответственно. Микроскопическое снижение цен отмечено только в Москве (0,1%) и Кызыле.

 

 

Розница: цены наперегонки с инфляцией

Процесс, в общем-то, для российского розничного рынка топлива перманентный.

 

Напомним, что с 1 января акцизы на моторное топливо выросли в России на 2,8–4,1 тыс. рублей за тонну. Данным решением российское правительство, по сути, восстановило акцизы в объемах, запланированных с 1 июля 2018 года.

 

Таким образом, акцизы на дизтопливо увеличились до 8541 рубля, а на бензин — до 12 314 рублей за тонну. Кроме того, с 1 января на 2% поднялся НДС.

 

Так что,  все попытки чиновников уверить автовладельцев, что розничные цены под контролем и их резкого увеличения не будет, выглядят, по меньшей меру неубедительно. Российские автомобилисты – народ тертый, они сами себе эксперты и аналитики топливного рынка, и неплохо разбираются в топливных ценовых перипетиях. Что, кстати, и отражено в последнем исследовании специалистов холдинга «Ромир» – «Россияне – о ценах на бензин и мерах правительства по их регулированию».

 

Приведем из него некоторые выкладки, показывающие отношение россиян к ценовой ситуации на топливном рынке. Отметим сразу, только 4% считают, что ситуация с ценами находится под контролем и оснований для беспокойства нет; 19% полагают, что ситуация под контролем, однако требуется постоянное внимание со стороны контролирующих органов; 44% считают что существующие меры становятся малоэффективными, что может вызвать рост цен; 33% настроены более категорично – они уверены в неэффективности принимаемых мер. В подавляющем большинстве и те, кто уверен в росте цен на топливо: 44% - скорее есть риск роста; 49% – точно есть риск роста; 7% – оптимисты, уверенные в отсутствии риска роста цен.

 

Комментарии, как говорится, излишни.

 

Происходящее в розничном топливном сегменте уже не первый год вызывает негативную реакцию на действия властей и со стороны независимых владельцев АЗС, часть из которых входит в Независимый топливный союз (НТС).

 

Резкое повышение оптовых цен на бензин в мае и последовавший за ним рост мелкооптовых цен на нефтебазах сузили торговую маржу АЗС до уровней, близких к нулевой рентабельности. Что, конечно, очень обеспокоило независимых трейдеров – сразу же начались призывы и обращения (со стандартным «набором») к регуляторам –  разобраться и навести порядок.

 

Независимым владельцам АЗС, конечно, можно посочувствовать. Но последнее время, как-то все меньше воспринимают всерьез – не только чиновники, но и эксперты, – постоянные жалобы и прогнозы руководства НТС о разорении 60% независимых владельцев АЗС, о колоссальных убытках, которые понесли «независимые» в период «заморозки» розничных цен на топливо и, конечно, об обязательном существенном росте последних и т. п. и т. д.

 

В НТС выдвигают и «конструктивные предложения», заявляют также о готовности к обсуждению проблем и переговорам, но чиновники на эти инициативы пока никак не реагируют.

 

Отреагировали они на другое. После целого ряда проведенных проверок качества топлива на АЗС последовали заявления представителей ведомств, из которых следовало, – цифры-проценты разнятся, – что количество контрафакта (суррогата) на АЗС зашкаливает. И большая его часть реализуется на независимых заправках. Поставки на такие АЗС идут, как правило, с небольших частных НПЗ.

 

Во взаимоотношениях властей с нефтянниками события развивались следующим образом.

 

Правительство, в отличие от предыдущего года, никаких экстренных мер не принимало, ограничившись дежурными призывами к нефтяным компаниям сократить экспорт бензина в пользу внутреннего рынка, нарастить биржевые продажи. Вместе с тем оно напомнило производителям, что, несмотря на соглашение о заморозке розничных цен, принятое в мае предыдущего года, они свободны их поднимать равномерно по году в пределах общероссийской инфляции, чем и воспользовались ВИНКи. Первая акция по коррекции розничных цен была предпринята в январе 2019 года. В те дни общероссийские цены на бензин подросли на 32 коп. (+0,7%...0,8%), но силу вялого спроса и обострившейся конкуренции между сетями откатились, потеряв половину приобретенного. Вторую акцию нефтяники провели в мае - июне, в ходе неё среднероссийские цены бензина подросли на 43-45 коп (+1,1%). 

 

Всего же за первое полугодие среднероссийские цены на бензин повышены на 1,6%, марка Аи-95 - на 71 копейку, до 45,48 руб./л: марка Аи-92 – на 65 коп, до 42,13 руб./л. При этом общероссийская инфляция по данным Росстат ожидается в первом полугодии на уровне 2,5%.

 

 

 

 

Особняком выделяется спад розничных цен на дизельное топливо. Обычно нефтяные компании удерживали максимально возросшие зимой цены все лето, вплоть до наступления следующей зимы. На «порочную практику» обратил внимание президент и потребовал в апреле от нефтяников вернуть «зимние» цены к летним, соответствующим уровню октября 2018 года. Вот поэтому розничные цены с января по июнь 2019 года понизились на 60 копеек, до 46,06 руб./л (-1,3%).

Маржинальность продаж топлива на АЗС (как разность между стелой АЗС и мелкооптовой ценой на ближайшей нефтебазе) на примере московских заправок опустилась с некогда баснословных уровней в 40% до умеренных значений 10%...15% или в абсолютных показателях от 2,5 рублей на литре дизельного топлива до 6,0 рублей на литре высокооктанового Аи-95.

 

 

 

 

В связи с чем, наш эксперт заметил, что маржа не достаточно высока, чтобы развиваться вширь, но и не настолько мала, чтобы жаловаться на судьбу.

 

Категоричны и резки в своих суждениях и прогнозах о происходящем на топливном рынке независимые эксперты. Впрочем, и «зависимые» им иногда в этом не уступают.

 

Например, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин заявляет, что работа в настоящее время для компаний стала нерентабельной и «глупая жадность правительства» приведет к тому, что люди выйдут на улицы.

 

Что ж, прогноз небезосновательный, и вполне может сбыться. А пока – все очень зыбко и непредсказуемо: ведь, несмотря на все обещания и заверения, государству так и не удалось стабилизировать ситуацию на рынке топлива.



Опубликовано: 12.08.2019, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.