Авторские статьи

Регулятор всегда начеку

Регулятор всегда начеку

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Моторное топливо – продукт социально значимый. Его доступность, связанная с ценовой политикой, постоянно отслеживается и регулируется. Основной регулятор розничных топливных цен известен – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а вот отслеживание и сравнение доступности того же литра бензина для потребителя является прерогативой энергетических агентств и социологов.

 

И некоторые рейтинги, составленные на основании проведенных исследований, для России выглядят не слишком утешительно.

 

Так, по мониторингу западных агентств, Россия в 2016 году занимала в рейтинге доступности середину таблицы из 27 европейских государств с показателем 800 литров. Возглавила таблицу Норвегия, житель которой на зарплату может приобрести 2 500 литров премиального бензина, при том что в стране самая высокая цена – почти 1,7 долл. за литр. А в самом низу таблицы расположилась Украина с индексом доступности 140 литров.

 

 

Региональное многообразие

В сознании российского потребителя продолжающий дорожать бензин это, в первую очередь, меняющиеся ценники на стелах АЗС.

 

- В то время, как доступность цены литра бензина определяется  сопоставлением цены литра Аи 95 и средней зарплаты, – замечает ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков.

 

И подчеркивает, что таким индикатором – в отличие от номинальной цены – пользуются социологи и эксперты аналитических агентств.

 

Также не стоят на месте и индексы, определяющие доступность. Например, по данным Росстата, индекс доступности бензина в России от года к году повышался: с 430 литров в 2002 году до 1 тыс. литров в апреле 2017 года, что является следствием опережающего роста зарплаты по отношение к повышающимся ценам на бензин.

 

 

 

 

Однако рассматривать ситуацию с индексами доступности в субъектах РФ в упрощенном виде не следует – привести ее к общему знаменателю, вряд ли получится.

 

Осредненные показатели, по мнению Виктора Костюкова не раскрывают всей «картины многообразия» рынка топливной розницы в российских регионах. Кроме того, она еще и показывает уровень благосостояния россиян в зависимости от места их проживания.

 

Сегодня, например, самый высокий, превышающий 2 000 литров индекс доступности бензина отмечен только в двух городах: в Салехарде – где в одну зарплату «умещается» 2 744 литра, в Москве этот показатель несколько ниже – 2 174 литра. На третьем месте в списке индексов доступности с приличным отрывом расположилась Тюмень с 1 769 литрами.

 

Далее следуют 14 регионов с показателями от 1 тыс. до 1 769 литров, в основном, удалённые от центра – это Магадан, Якутск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, а также Мурманск, Сыктывкар, Красноярск, Санкт-Петербург, Московская область. В 18 регионах индексы составляют 800 - 1 тыс. литров – в эту зону попали Южный Урал и Зауралье – Иркутск, Новосибирск, Челябинск, Кемерово, Пермь, Екатеринбург. Здесь же Казань, Калуга, Ярославль.

И почти в половине России, – а это 40 регионов, расположенных в основном в европейской части, – доступность не превышает 600-800 литров на зарплату.

А замыкают рейтинг доступности бензина 11 регионов. Это, прежде всего, города Северного Кавказа – Назрань, Черкесск, Махачкала, Нальчик. В этом же ряду и дотационные – Тамбов, Барнаул, Симферополь, Псков.

 

 

 

 

Болезненно, но терпимо

Цены на бензин в этом году, безусловно, ставят рекорды. Свыше 40 рублей за литр Аи-95 – это, по мнению нашего эксперта, относится к преодолению так называемого психологического уровня. Это очередной этап в цепочке прочих. Расшифровывая это определение, он подчеркивает, что психологический барьер, кратный десяти рублям за литр, страна преодолевает примерно один раз в пять лет.

 

И развивая тему цикличности цен на бензин, отмечает, что средняя цена литра бензина Аи95 перевалила за 10 рублёвую границу в 2002 году. Следующий рубеж - 20 рублей за литр был преодолён спустя пять лет, в 2007 году. 30-рублёвый литр бензина пришёл на рынок ещё через пять лет, в 2012 году. И, наконец, в 2017 году водители легкового транспорта все чаще платили за литр уже 40 рублей. Если следовать уже наметившейся пятилетней цикличности, то рубеж 50 рублей за литр придётся на 2022 год.

 

На диаграмме представлено распределение цен на бензин марки Аи 95 в 85 регионах страны.

 

 

 

 

Следует отметить, что при составлении диаграммы в качестве исходной информации использовались данные, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстат).

 

И данность такова – за сорокарублёвую планку перешагнули 33 региона из 85, а остальные 52 региона ещё не доросли до психологического рубежа. Очевидно также, что самый дорогой бензин на дальнем Востоке – это конечно Чукотка, Камчатка и Магадан. В этих географических зонах цены на бензин всегда были высокими из-за сложной логистики. Если же обратится к материковой части страны, то сегодня лидером «в гонке» цен выступает Крым, 42 рубля за литр и выше, далее следуют Майкоп (Адыгея), Ставрополь, Краснодар, Ростов-на-Дону. Москву к числу самых дорогих отнести трудно, её позиция в рейтинге цен лишь двадцать шестая. Минимальные цены от 37 до 38 рублей за литр можно наблюдать в Иванове, Ярославле, Томске, Кемерово и Костроме.

 

Что касается динамики изменения цен по регионам, то она, по словам Костюкова, даже несколько удивила.

 

 

 

 

Стал неожиданным тот факт, что нашлись регионы, а их 13, где цены в течение текущего года снижались более чем на 1% – это Тамбов, Архангельск, Пенза, Кострома, Самара.

 

Самый большой прирост, более 5%, показали Ставрополь, Краснодар, Салехард, Брянск, Черкесск.

 

У доступности бензина, по мнению Виктора Костюкова, есть и индикатор, который условно называют «болезненностью цены топлива». И понятно, что так называемая абсолютная цена литра, хоть и естественная в обиходе, здесь становится второстепенной. Все очень просто – основным мерилом выступают как сама цена, так и толщина кошелька потребителя.

 

И для сравнения он приводит такие данные. Например, в 2002 году, когда цены на бензин держались около 10 рублей за литр, зарплаты хватало лишь на 430 литров, а в 2017 году при ценах, перешагнувших 40 рублей за литр, индекс болезненности повысился до 1 тыс. литров.

 

Предвидя возражения скептиков в части достоверности определения региональных индексов, эксперт все-таки, настаивая на своем, утверждает, что, во-первых, других оценок доступности топлива пока не придумано, а во-вторых, можно построить индекс по каждому отдельно взятому региону, но в итоге с большой долей вероятности можно «уткнуться» в индекс экономического благополучия региона. А если он дотационный, то и цены на его территории будут самыми низкими, а если богатый, то индекс, безусловно, превысит среднероссийский.

 

 

 

 

Кстати, тема доступности топлива, на наш взгляд, имеет еще одну сторону. В том случае, если доступность рассматривать с точки зрения удобства. В США и Европе, например, нефтяные компании практически отказались от розницы. Так, американские нефтяники почти 80% розничных продаж передали в сферу ритейла – это, как правило, частный (нередко семейный) бизнес, работающий в формате convenience-store, так называемого удобного магазина.

 

Европейцы, при всех отличиях в подходе к решению вопросов регулирования и продаж на топливном рынке от американцев, также активно стали привлекать к этому бизнесу дилеров и ритейлеров. К примеру, во Франции в настоящее время более 60% рынка розничных продаж топлива занимают супермаркеты, магазины у дома и т.п. Получается, что вся эта огромная розничная сеть всегда к услугам потребителя – обоюдные, так сказать, выгода и удобство.

 

У нас же с доступностью АЗС (особенно, в дальних поездках), на которых продают качественный бензин, как-то не очень, и, заправляясь у так называемых независимых дилеров, водитель рискует – топливо может оказаться некачественным. А сеть заправок ВИНКов, понятное дело, все охватить пока не в состоянии. Так что о нормальной доступности-удобстве для отечественного потребителя в этом плане говорить пока не приходиться.

 

 

Сильны позиции у ФАС

Резкое повышение цен на топливо, особенно в некоторых регионах, конечно же, не осталось без внимания главного регулятора в этой сфере – Федеральной антимонопольной службы. От главы ведомства уже последовали категоричные заявления, что рост цен на бензин по итогам года не превысит инфляции.

 

Отмечая ситуацию с ценами на бензин в Крыму, Игорь Артемьев, в частности, заявил, что  местные продавцы должны ориентироваться на московские топливные цены. И хотя регулятором какие-то определенные меры приняты не были, цены на полуострове в начале июля опустились в среднем на 22-43 копейки.

 

Но, по мнению главы ФАС, крымчанам надо снижать цены даже не на рубль, а значительно больше, потому что они «они улетели вперед». Он пригрозил продавцам, что если те не доведут цены до экономически обоснованных, то будут подвергнуты штрафам.

 

Прогнозируя дальнейшие действия регулятора на розничном топливном рынке, Виктор Костюков заметил, что у ФАС достаточно сильные позиции. Она умеет усмирять нарушителей. Миллиардные штрафы, наложенные в свое время на непокорные нефтекомпании, еще не истерлись из их памяти. Потому, скорее всего, и в этом году нефтяникам и, соответственно, дилерам поневоле придется вписываться в инфляционную вилку.

 

А вот что отмечают в ЦДУ ТЭК: если в Минэкономразвития прогнозируют инфляцию на уровне 3,8 процента, это означает, что стоимость литра АИ-92 не должна оставаться на теперешнем уровне. Необходимо ее снижение, так как по сравнению с 1 января бензин уже подорожал на 4,26 процента в среднем по стране.

 

В очередной раз озаботился ростом цен на бензин и наш президент. По этому поводу он сделал ряд заявлений на встрече с работниками Лебединского горно-обогатительного комбината, которая состоялась в середине июля. Например, он отметил, что «если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах. Иначе нам нужно просто создавать новый «железный занавес». У нас и так дешевле, чем во многих странах-соседях». Или вот еще: «эта проблема решается по-другому — не тем, чтобы давить цены на энергоносители, а тем, чтобы поднимать уровень благосостояния людей и уровень заработной платы. Вот по какому пути надо идти».

 

По поводу первого изречения можно отметить, что в той же дружественной нам Венесуэле литр бензина в среднем стоит 0,01 доллара, и что… Со вторым, сразу же хочется согласится, вспомнив Норвегию, где одни из самых высоких цен на бензин «уравновешиваются» достойной средней зарплатой.

 

В общем, как ни банально это прозвучит, доступность бензина она как была, так, по-видимому, и останется разной, а вот насчет повышения благосостояния людей в своей стране – мысль очень даже неплохая.



Опубликовано: 21.03.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.