Авторские статьи

Территория АЗС

Территория АЗС

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Российский рынок АЗС проблем сегодня накопил предостаточно. Поиск их решений, хоть и недостаточно быстро, но все же идет.

 

Вначале – о проблемах. Вернее об одной – центральной: владельцы независимых сетей, в полном смысле слова, бьют тревогу, заявляя в один голос, что количество мелких операторов рынка катастрофически снижается. И, конечно, что не ново, обвиняют в этом ВИНКи, монополия которых в автозаправочном бизнесе оттирает на обочину остальных его участников. Но недавно вдруг выясняется, что и для крупных российских нефтяных компаний, в частности ЛУКОЙЛа, продажа топлива в розницу также становится нерентабельной.

 

Впрочем, не все в топливном сообществе настроены пессимистично. Например, на мартовской профессиональной конференции «SMART-АЗС: эффективность и конкуренция сервиса» было заявлено, что «сегодня продажа топлива конечному потребителю, безусловно, является самым конкурентным и динамично развивающимся сегментом нефтегазовой отрасли. Современные сети АЗС являются неотъемлемой частью системы городского ритейла и придорожного сервиса и т.д.».

 

 

Дело, как всегда, в марже

Понятное дело, что поиск решений ведется –  их, кстати, предлагали эксперты на упомянутой профессиональной конференции. Но, с другой стороны, и проблемы усугубляются.

 

Не от хорошей жизни в ЛУКОЙЛе «изучают возможность продажи до 30% розничной сети». И основной причиной такого (пока предварительного решения) называют падение рентабельности розницы.

 

Приводятся данные, и выглядят они удручающе: «в 2016 году средняя маржа АЗС компании в регионах достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а по предварительным итогам первого квартала 2017 года из-за налогового маневра и роста акцизов рухнула в 250 раз — до 8 руб. за тонну».

 

К тому же, как поведал РБК представитель ЛУКОЙЛа, никто не отменял «обязанность контролировать качество бензина, компания вынуждена вкладываться в развитие своих заправок, несмотря на падение спроса и снижение рентабельности. За счет продажи на заправках сопутствующих товаров маржу увеличить не получается. Ожидание убытков в планы компании не входит».

 

А вот как комментирует данную ситуацию наш эксперт, ведущий аналитик биржевой группы «Алгоритм. Топливный Интегратор», Виктор Костюков. В этом комментарии упоминаются и владельцы независимых АЗС.

 

Итак, он, в частности отмечает, что «сегодня маржинальность розничной торговли бензином, как никогда ранее, низкая. По сути, она находится на границе убыточности. А «угнетают» розничный бизнес независимых владельцев АЗС не вертикально-интегрированные нефтяные компании, для которых АЗС, как и нефтеперерабатывающий завод – это технологические звенья на пути перемещения и трансформации товара от скважины до пистолета на АЗС. То, что недобирают нефтяные компании в рознице, восполняется ростом цен в оптовом сегменте. Причём именно рост оптовых цен рушит маржу в рознице. Летом, в пору высокого спроса, независимые АЗС несут убытки, а ВИНКи переносят центр рентабельности из розницы в оптовый сегмент. А зимой центр прибыли перемещается из опта в розницу. И в том, и в другом случае ВИНКам, в отличие от «независимых», выстроенная система позволяет получать прибыль».

 

Достаточно наглядно это отражено (с охватом трехлетнего периода) на диаграмме «Алгоритм. Топливный Интегратор».

 

 

 

 

 

 

Что касается, конкретно, ЛУКОЙЛа, то, по мнению эксперта, это (предполагаемая продажа АЗС) своего рода один из вариантов привлечения внимания регуляторов рынка к ошибочности проводимой налоговой политики.

 

- Очевидно также, – подчеркнул он, – что сокращение согласно налоговому маневру экспортных пошлин мотивирует нефтяников не к внутренней переработке, а к экспорту сырой нефти. Подорожавшая для внутренней переработки нефть плюс содержание и модернизация НПЗ, плюс слабая покупательная способность, особенно в депрессивных регионах, отбивает всякую охоту к розничному бизнесу. И получается, что теперь уже не только у «независимых», но и у ВИНК.

 

Несовершенство (и это мягко сказано) российской системы налогообложения на топливном рынке отмечают как наши, так и зарубежные эксперты. Так, совокупная доля налогов на добычу полезных ископаемых, на добавленную стоимость и акцизы, включенная в стоимость бензина, составляет 60% его цены. А, например, в США данный показатель, как правило, варьируется в пределах 22%. Что, кстати, позволяет при снижении стоимости сырья, снижать и цены на топливо.

 

 

Возможности выживания

Понятно, что «вопрос, как удержаться на плаву» в большей степени относится к представителям среднего или мелкого автозаправочного бизнеса, так называемым независимым.

 

И здесь, отметим, мнения расходятся: одни полагают, что шансы сохранить бизнес у независимых владельцев АЗС есть, другие уверены, что их нет.

 

К числу последних можно отнести и Виктора Костюкова. Здесь вспоминается наш почти трехлетний давности разговор на эту тему. По его словам единственным выходом, с оговоркой, что процесс будет цивилизованным, может стать развитие франчайзинговой системы.

 

Сегодня, заметим, франчайзинг на российском топливном рынке активно продвигает компания Shell. Процесс перевода небольших независимых АЗС под бренд компании, причем с обязательной модернизацией, быстрым вряд ли можно считать, но вот перспективным – точно.  Рассматривая российский рынок как один из перспективных, в Shell планируют к 2020 году увеличить количество заправок с 230 до 500.

 

В общем, выбор невелик – уходить «под бренд», или сохранять независимость, сетуя на издержки.

 

Возвращаясь к упомянутому разговору с Виктором Костюковым, замечу, что он своего мнения в отношении независимых не поменял. Например, в самом конце прошлой беседы, характеризуя ситуацию в этом сегменте он заявил, что из рынка «вымываются» независимые сети АЗС. «Ножницы» между розничными и оптовыми ценами вырезают из рынка независимые сети АЗС. Понятно, что не от хорошей жизни коммерсанты розничного рынка уходят из него. Он перестаёт быть доходным. Независимая розничная сеть съёживается как шагреневая кожа. Пройдёт время, и независимых АЗС в стране не останется совсем.

 

Есть, правда, еще одна  возможность у независимых владельцев заправок (конечно, далеко не у всех) сохранить бизнес. Это активное внедрение новых технологий, когда, например, к обычной АЗС «прирастает» еще одна буква «А», и она становится ААЗС (Автоматической автозаправочной станцией).

 

О том, что эта модернизированная автозаправка из себя представляет, мы выяснили, побеседовав на конференции «SMART-АЗС» с директором группы предприятий «СКОН» Артемом Скворцовым. Он, кстати, сразу заметил, что вместо «причитаний» независимым владельцам заправок не помешало бы больше внимания уделять внедрению новых технологий.

 

ААЗС сегодня становятся в России все более популярными. Появление этого нового формата у нас несколько запоздало, но, тем не менее, у ВИНКов в настоящее время 298 ААЗС, а у продвинутых независимых владельцев – 140 таких заправок.

 

То, что эта штука работает, подтверждает, например, генеральный директор ЗАО «РосТрейд» Юрий Федоров. Он сделал ставку на строительство сети автоматических мобильных топливозаправочных станций-банкоматов для топлива и не прогадал. Также как, по его словам, не прогадали коллеги, внедрившие платежную систему, интегрированную со смартфоном.

 

Постепенно, но приходит понимание, что не использовать инновации сегодня – это, что называется, работать себе в убыток.

 

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) полагают, что текущий год не будет каким-то особо сложным для владельцев независимых АЗС по сравнению с годом предыдущим. Есть у них и свой «рецепт» помощи мелким сетевикам. В ведомстве уверены, что проект «Транснефти» (MOEX: TRNF), которая становится оператором поставок нефтепродуктов на СПбМТСБ, расширит доступ к товару, а также выведет из тени мелкий опт, что в итоге будет способствовать более уверенному ведению бизнеса владельцами небольших заправок.

 

 

Потребителю – растущие цены

Да, не скажешь, что в ведомствах и торговых топливных сетях не пытаются что-то предпринять, чтобы переломить ситуацию на рынке. Вот только еще одной стороне этого процесса – потребителю от этого как-то не легче – его ожидает повышение цен.

 

Повышение постепенное, ползучее, но оно идет. Аналитики Thomson Reuters Kortes, например, отмечают, что «средняя рентабельность АЗС по стране по бензину АИ-92 составляет 10,3% (с начала года выросла на 0,9%). По их данным, с 1 января по 24 марта 2017 года цена на бензин АИ-92 и АИ-95 в европейской части России в розничной продаже выросла в среднем на 1,6%, до 35,9 руб. за литр АИ-92 и 39,01 руб. за литр АИ-95. По данным Московской топливной ассоциации, за неделю с 20 марта бензин подорожал в среднем на 6-7 копеек за литр.

 

Цены на топливо по России, впрочем, выстраиваются по-разному. Например, с ценой 56 рублей за литр АИ-95 уверенно лидирует Анадырь.

 

Чтобы понять, почему такой разброс в ценах по регионам, обратимся опять к аналитику Костюкову.

 

- Цена на АЗС помимо заводской, – объясняет эксперт, – зависит во многом от транспортных затрат на доставку топлива от ближайшего НПЗ до нефтебазы, с которой обслуживается АЗС. Порой доставка бывает дороже, чем цена покупки на воротах НПЗ. Чем дальше от НПЗ регион, тем выше логистические затраты, соответственно они ложатся в цену литра.

 

Повлияют на рост цен в этом году и такие две составляющие: в первом полугодии – налоги и акцизы, во втором скажется рост потребления топлива. Некоторого снижения и стабилизации можно будет ожидать лишь ближе к осени.

 

Очень понятно это отражено на диаграмме Росстата.

 

 

 

 

 

 

Какие еще выводы можно сделать на основании  мнений экспертов и данных статистики. Определенно неутешительные - прогнозируется  не только сезонное повышение  цен на бензин, но и постоянное их увеличение в течение всего года. Оценки, понятное дело, разнятся, но ожидается, что, в среднем, оно будет где-то в приделах 4-5%. И не особо – по данным Федеральной службы государственной статистики – отличаться от прошлогоднего.

 

Продолжается пока – в среднем, на 2-2,7% – повышение цен на дизельное топливо. Отметим, что в 2016 году цены на дизель уже в самом его начале показали снижение. В этом году некоторое их снижение произойдет скорее всего в мае, и составит оно, по мнению экспертов не более чем полтора процента.

 

Такие вот дела российские, топливные. Единственное, что должно утешить автовладельцев – это то, что топлива на российском рынке в этом году более чем достаточно, и дефицит его не грозит.

 

И, пожалуй,  стоит отметить еще один положительный момент – некачественного топлива на АЗС после участившихся проверок вроде стало поменьше.

 

Вот какие данные приводятся в презентации Росстандарта: «…уровень нарушений на АЗС в 2016 году оказался самым низким за последние пять лет – 18% (проверено 1536 заправок). В 2015 году этот показатель был рекордно высоким – 42,5%. При этом топливо с нарушениями физико-химических свойств (суррогат) было найдено на 12% заправок. Уровень нарушений на нефтебазах составил в прошлом году 21,5% против 40% годом ранее».

 

И все же, по мнению представителей Росстандарта, «ситуация на рынке топлива требует принятия комплекса мер – повышения качества проверок и эффективности системы контроля в целом», с чем, безусловно, сложно не согласиться.



Опубликовано: 13.10.2017, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.