Авторские статьи

Топливные цены снова берут разбег

Топливные цены снова берут разбег

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

Весна закончилась, а вот «окончания» роста топливных цен на внутреннем рынке пока не предвидится – наоборот, по выражению некоторых аналитиков, они словно проснулись, набирают обороты и преодолевают психологические рубежи.

 

Казалось, что рост топливных  цен стал уже явлением привычным. Однако, как выяснилось, пределы терпения все же существуют. Очередной ценовой «скачок» в конце второй декады мая взбудоражил буквально всех – ведь что ни говори, а побиты все «рекорды» предыдущих лет. И вот уже регуляторы (в очередной раз) обещают разобраться с оптом и навести порядок в рознице. Региональные трейдеры и владельцы заправок в срочном порядке просят увеличить объемы поставок топлива на внутренний рынок и обеспечить справедливое сочетание оптовых и розничных цен.  Вот только аналитики (работа у них такая), как обычно, фиксируют все ценовые «всплески и спады» на топливном рынке и пытаются докопаться до их причин.

 

 

Баррель определяет тренды

Напряженная обстановка в ближневосточном регионе, в частности, события вокруг Ирана, по сути, стали катализатором резкого роста нефтяных цен, что, конечно же, не могло не отразится и на росте топливных цен.

 

- А российские оптовые цены на нефтепродукты повторяют мировые тренды, и в этой связи внутренний рынок обречён на рост. И проблема нынешнего роста биржевых индексов не в остановке российских заводов на ремонт, из-за чего рынок столкнулся с дефицитом предложений бензина, а исключительно в том, что дорожает нефть. В этом, и только в этом лежит первопричина роста внутренних цен, если не затрагивать пока политику налогообложения отрасли, – так охарактеризовал проблемы, возникшие в связи с очередным ростом оптовых топливных цен ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков.

 

Такого же мнения, как выяснилось, придерживается и руководитель ФАС Игорь Артемьев. Отмечая очевидные плюсы в повышении цен на нефть для отечественного бюджета:

 

- Есть обратная сторона для отечественного топливного рынка: у нас рыночное ценообразование, и, если мировые цены растут, они не могут не расти в оптовом звене и в России. ФАС, сравнивая мировые цены с внутренними, должна понимать, что цены будут немного расти. Наша задача добиваться, чем мы сейчас и заняты, чтобы было большое предложение нефтепродуктов на бирже, чтобы можно было купить не только у оптового продавца, но и на бирже. Если предложение на бирже будет большим, то такого стремительного роста цен, как на мировых рынках, на внутреннем рынке не предвидится.

 

Конечно, как водится, не обошлось и без успокоительного.

 

- Когда и акцизы растут, и рост на мировых рынках – придется некоторое время потерпеть. Хотя мы надеемся, что уже с ноября, или с октября начнется сезонный спад, и в целом по году рост цен на нефтепродукты окажется в сезонной инфляции. Мы последние семь лет по среднегодовой цене держались в пределах инфляции. И в этом году тоже постараемся, – заверил глава антимонопольной службы.

 

Терпение и надежда – понятия, так сказать, абстрактные, а как все это может выглядеть в реальности? Здесь опять стоит сослаться на мнение нашего аналитика.

 

- Существуют ли у правительства инструменты, позволяющие устранить или хотя бы частично сгладить угрозу? Формально их нет, – сказал Виктор Костюков, – как вариант, правительство может ограничить объёмы экспорта в пользу внутреннего рынка или использовать этот рычаг в переговорах с нефтяниками по сдерживанию оптовых цен на внутреннем рынке. При этом нет гарантий, что правительство пойдёт на такой шаг. Как нет и добровольного желания нефтяных компаний удерживать оптовые цены. Ведь не сдерживают же они дизельные индексы, хотя могли бы.

 

В общем, все как-то неопределенно и даже, можно сказать, пессимистично.

 

А вот те, кого положение дел на топливном рынке затронуло непосредственно, настроены по отношению к заявлениям не только руководства ФАС, но и Минэнерго весьма негативно.

 

Представители «Российского топливного союза» (РТС) в обращении (более подробно о нем ниже) к премьеру достаточно резко заявили, что «в отсутствие позитивного влияния на описываемую ситуацию и нарочито положительный тон заявлений должностных лиц ведомств-регуляторов (ФАС и Минэнерго), создается лишь видимость стабильной, конкурентной среды, в которой сегодня работает малый и средний нефтепродуктообеспечивающий бизнес, в первую очередь, розничные АЗС».

 

 

Пишущие да обрящут

Одним из очередных так называемых знаковых событий для российского топливного сообщества, безусловно, стало открытое письмо (опубликовано в «Ведомостях» 17.05.18.) представителей организаций, входящих в РТС. Они обратились к премьер-министру Д. Медведеву с просьбой «принять меры для обеспечения справедливого ценообразования на оптовом и розничном рынках моторного топлива, обеспечивающего работу всем субъектам в равных, конкурентных условиях».

 

В обращении его авторы указывают, что необходимо сделать для изменения ситуации, сложившейся на топливном рынке: «Считаем, что для исключения дальнейшего роста розничных цен на нефтепродукты необходимо принятие мер для снижения оптовых цен путем экстренного оперативного вмешательства в «ручном» режиме всех регуляторов, направленное на увеличение объема поставок топлива на внутренний рынок, повышение объема продаваемого топлива в ходе биржевых торгов, введение моратория на поставку нефтепродуктов за рубеж либо на установление экспортных пошлин в таком размере, уплата которых приведет к понижению экспортного паритета».

 

О том насколько критично положение дел с ценами на топливо можно узнать, например, из такого отрывка письма: «За время, прошедшее со дня выборов президента РФ, рынок автомобильного топлива испытывает ценовые потрясения, связанные с беспрецедентным ростом оптовых цен на бензины и дизельное топливо, уровень которых бьет исторические рекорды». И в подтверждение «беспрецедентного роста» приводятся следующие показатели:  по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост биржевых цен составил 30,3% по АИ-92, 27,8% по АИ-95 и 37,4% по дизелю.

 

Не обошли стороной авторы письма и деятельность ВИНКов, разъяснив, почему только их сети АЗС могут работать без проблем на топливном рынке. Это обращение, своего рода «глас вопиющего», уже распространили все информационные агентства и прокомментировали эксперты, а что, как говорится, в итоге, каким будет продолжение.

 

Представляется, что регуляторы, тот же ФАС, получив отмашку сверху, в очередной раз приструнит нефтяников, и они будут вынуждены несколько снизить оптовые цены.

 

Но есть во всем этом повторяемость и даже какая-то заданность. И во времени за примерами далеко ходить не надо: уже были два обращения руководства РТС к президенту, так что последнее – к премьеру – в этом же ряду. В ряду «повторяемости» и высказывание Артемьева об «удержании среднегодовой цены на нефтепродукты в пределах инфляции» – об этом не раз говорили и его замы, и чиновники других ведомств.

 

А что потребитель, который автовладелец, он никаким боком «не вписывается» во все эти обращения и заявления чиновников, в противостояние (которому уже не один год) трейдеров и независимых владельцев заправок ВИНКам.

 

Его также мало волнует рост мировых цен на нефть, ослабление рубля, рост акцизов на нефтепродукты или весенние ремонты НПЗ. Существенным, и последнее время весьма раздражающим, фактором для него как были, так и продолжают оставаться постоянно растущие топливные цены на заправках.

 

 

Тот самый психологический – сорокарублёвый

Да, цены растут и ставят рекорды. Поэтому еще одним обсуждаемым событием стало преодоление ценового (для кого-то может и психологического) рубежа – бензин АИ-92 в Москве дешевле 40 рублей теперь уже не купишь.

 

Но прежде чем продолжить обсуждение ситуации в сегменте розничных цен, стоит обратить внимание на «поведение» оптовых цен, ведь, как известно, опт и розница взаимосвязаны. Вот что, например, происходило на бирже в конце апреля.

 

И хотя рост цен в сделках с бензином стал уже обыденным явлением, суточный прирост цены на Аи95 превзошел все ожидания. В среднем он составил  530 руб./т до 49 340 руб./т – такого прироста за сутки не наблюдалось с начала года. Бензин марки Аи92 подорожал до 48 060 руб./т, прибавив 700 руб./т.

 

Реальность превзошла все самые негативные прогнозы, которые осмеливались давать эксперты.

 

Если вести отсчёт от начала 2018 года, то по состоянию на 26 апреля средняя цена 1 т бензина Аи95 повысилась на 8 500 руб./т (с 40 850 до 49 340 руб./т), бензина Аи92 – на 7 500 руб./т (с 40 470 до 48 060 руб./т).

 

В литровом эквиваленте Аи95 подорожал на 6,4 р/литр, Аи92 – на 5,6 руб./литр.

 

Причины столь бурного роста Виктор Костюков, например, видит (о чем он не раз говорил)  в высокой премиальности экспорта над внутренним рынком. А её, в свою очередь, обеспечили, по его мнению,  два фактора – разогнавшиеся мировые цены на нефть и политика Минфина, искусственно загнавшие курс доллара в узкий и к тому же завышенный коридор 60+/-3 р/долл.

 

Ни то, ни другое исправить оперативно не представляется возможным. Также как невозможно отобрать у производителей товара право реализовывать собственную продукцию с максимальным коммерческим эффектом. А потому российский рынок просто обречён дать производителю цену, равную по доходности с экспортом.

 

- Некоторые эксперты связывают рост цен с недостаточными запасами бензина, не позволяющими утихомирить цены мощной экспансией в торговое окно биржи.

 

Действительно, запас бензина в этом году на 150 тыс. т ниже прошлогоднего. Но запас, будь он в разы выше прошлогоднего, не решит проблем, - уверен аналитик.

 

Такие вот дела - биржевые...

 

Но вернемся к ценам розничным, здесь тоже есть неплохие возможности для сравнений и сопоставлений. Пребывавшие в течение трех месяцев в несколько "замороженном" состоянии розничные цены очнулись в апреле.

 

Из данных Московской топливной ассоциации (МТА)  по мониторингу цен на московских АЗС на 23 апреля следует, что:

- бензин Аи95 подорожал на 64 коп/литр до 42,43 р/литр, разброс цен по АЗС Москвы составил от 41,20 до 43,65 руб./литр;

- бензин Аи92 подорожал в апреле на 62 коп./литр до 39,21 р/литр, цены на АЗС Москвы разнились от 37,90 до 40,35 руб./литр;

- дизельное топливо подорожало на 60 коп./литр до 40,94 р/литр, разница в ценах на АЗС Москвы - от 39,20 до 42,02 руб./литр.

 

 

 

 

 

Было также отмечено, что маржа розницы ниже порога безубыточности, оцениваемого независимыми АЗС в районе наценки 5 рублей за литр к мелкооптовой цене или около 10%. В связи с чем, Виктор Костюков заметил, что пока  маржу 13% обеспечивают продажи высокооктанового бензина Аи95. А бензин Аи92 и дизельное топливо продавцов ещё не разоряют, но приносят ощутимые убытки.

 

Расчёты показывают, что вернуть маржу к 10% можно, если при нынешних мелкооптовых ценах к прайсу АЗС Аи92 «прикрутить» 1 рубль, а к дизелю – 1,40 рублей. Но на такой шаг никто не решится, а когда вопрос созреет, то убегут вверх мелкооптовые цены. И гонка розницы за оптовыми ценами продолжится.

 

 

 

 

 

Продолжение последовало в мае – розничные цены взяли уже более быстрый разбег. За две предыдущие недели литр бензина и дизельного топлива на Московских АЗС подорожал на 85-90 коп. Бензин марки Аи92 впервые перешагнул через психологический рубеж 40 руб./литр.

 

 

 

 

 

Движение розничных цен и далее (под давлением биржевых показателей) шло по восходящей. По данным МТА средняя цена литра топлива на московских АЗС за неделю с 7 по 14 мая подросла на 61 коп.: Аи95 до 43,89 руб./литр, Аи92 – до 40,72 руб./литр, дизельного топлива – до 42,43 руб./литр.

 

 

 

 

 

Впрочем, как выяснилось, несмотря на существенный рост розничных цен, владельцы АЗС все же недовольны бизнесом. В общем, все чем-то недовольны, а про потребителей и говорить не приходится.



Опубликовано: 09.06.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.