Авторские статьи

Топливно-ценовые качели

Топливно-ценовые качели

Во втором квартале года рост цен на нефтепродукты продолжился. Некоторые из причин повышения стоимости топлива не новы, но конечному потребителю вряд ли от этого легче.

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Аналитики рынка в своих статистических выкладках, как обычно, оперируя такими понятиями как «средняя стоимость, высокие темпы и т.п.», приводят «проценты-цифры», отражающие ситуацию с ценами в том или ином российском регионе.

 

Например, данные Thomson Reuters свидетельствуют о том, что «средняя стоимость бензина Аи-92 в середине апреля по сравнению с началом месяца выросла на 6 копеек, до 36,25 рубля за литр. Большой рост в апреле был зафиксирован в Южном федеральном округе — на 11 копеек, до 37,72 рубля за литр. Высокие темпы роста также показал Урал, где бензин подорожал на 9 копеек, до 35,28 рубля за литр. Однако самые высокие цены из всех российских федеральных округов сложились на Дальнем Востоке — в среднем 40,59 рубля за литр». А рекордсменами в топливной стоимостной шкале, отмечают в «Алгоритм. Топливный Интегратор», пока остаются  Якутия (почти 50 рублей за литр) и Чукотка (51,5 рубля). Впрочем, подчеркивают аналитики «Алгоритма», для дальневосточного региона и калининградского анклава высокие цены на бензин можно считать традиционными.

 

 

Цены растут, но ФАС начеку

О том, что цены на топливо в российских регионах разнятся, а рост их обусловлен так называемыми сезонными факторами и высокими акцизами, известно стало не сегодня.

 

Та же региональная разница в ценах на топливо объясняется элементарно – дополнительными транспортными издержками.

 

Очевидно также, чем быстрее решаются логистические проблемы в сфере топливных поставок, тем ниже становятся цены на топливо.

 

Кстати, разница в ценах на бензин может быть и у ближайших соседей: ценовой перепад зафиксирован в Южном федеральном округе – в Крыму литр бензина стоит (средняя цена 39,4 рубля) почти 40 рублей, в то время как в Краснодарском крае – 38,2 рубля, разницу подсчитать не сложно.

 

В связи с этим ведущий аналитик «Алгоритма» Виктор Костюков замечает, что плата за провоз топлива от Краснодара до Симферополя, включая стоимость его паромной переправы через Керченский пролив, составляет 2100 рублей за тонну — около 1,5 рубля за литр. Понятно, что с такой транспортной надбавкой удорожание топлива на полуострове неизбежно.

 

И приводит еще один показательный пример. В Калининград топливо сегодня приходит в основном с Киришского НПЗ в Ленинградской области. Средняя стоимость в области и Петербурге литра бензина Аи-92 около 36 рублей. Затраты на доставку топлива от Киришей до Калининграда составляет 2,20 рубля за литр.

 

В совокупности – оплата транспортировки железнодорожного вагона по территории России и сопредельных государств — Латвии, Литвы, Белоруссии, и плата за таможенное оформление – цена за литр бензина в Калининграде повышается  почти до 39 рублей.

 

Однако неравномерность роста топливных цен в отдельных регионах – это одна сторона, другая – показывает, что растут они во всех регионах, и причем очень быстрыми темпами.   

 

Конечно, случившийся в начале года  резкий скачок цен на топливо не остался без внимания главного регулятора в этой сфере – ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ): эксперты ведомства подчеркивают, что они ведут постоянный мониторинг, и применяют весь имеющийся инструментарий для сдерживания роста топливных цен.

 

 

Внутренний рынок первичен

Процессы, происходящие в сфере торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке, во многом определяется поведением биржевых ценовых индексов. Поэтому в ФАС очень внимательно следят за биржевой деятельностью ВИНКов: выносят им предупреждения и принимают меры, чтобы окоротить аппетиты нефтяных и газовых монополистов. Например, во второй половине марта антимонопольщики обратили внимание, что «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Газпром газэнергосети» нарушают нормативы продаж нефтепродуктов на бирже СПбМТСБ.

 

В связи с чем ведомство сразу же направило очередное предупреждение нарушителям. Вот, например, одна из указанных в нем претензий, о которых рассказал начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин:

 

- Мы обратили внимание компаний к объемам экспорта топлива, в частности, «Газпром нефти», которая экспортировала товар в период ремонта Московского НПЗ. Мы считаем, что в этом случае компания могла бы удовлетворять спрос на внутреннем рынке, если у нее на ремонте один из крупнейших НПЗ. – И добавил: – Если изменений по торговле топливом на бирже у какой-то из указанных компаний не будет, то это станет основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Отмечая, что это, конечно, не последнее предупреждение ФАС в адрес ВИНКов, Виктор Костюков абсолютно уверен в том, что без таких ведомственных окриков нефтяные компании раскручивали бы цены, не считаясь с мнением и возможностями конечного потребителя.

 

По его мнению, одна из целей раскрутки оптовых цен ВИНКами непосредственно связана с возможностью оказать влияние и на повышение розничных цен.

 

В приведенных диаграммах наглядно представлена ситуация с ценами на топливо на московских заправках.

 

 

 

 

 

И еще немного неутешительной московской статистики. Конец первой недели апреля был отмечен очередным повышением: литр Аи95 подорожал на 13 копеек, литр Аи92 – на 10 копеек, дизельного топлива – на 8 копеек. Но главное – тенденция: такие темпы сохраняются все три месяца наступившего года. Получается, что за первый квартал года литр бензина подорожал на 1,08-1,1 рубля, литр дизеля - на 93 копейки. И, как считают некоторые эксперты, рост цен продолжится и во втором. 

 

Такая интенсивность роста розничных цен на топливо, по меньшей мере, настораживает, потому как ранее подобные темпы не фиксировалось. Заметим, что «содействие» в таком ценовом движении вверх, не в последнюю очередь, оказывают биржевые ценовые индексы. Иными словами оптовые цены существенно влияют на цены розничные.

 


Биржевые механизмы «сдержек и противовесов»

То, что сегодня маржинальность в розничной торговли крайне низкая, отмечают все аналитики топливного рынка. И жалобы в связи с этим уже поступают не только от так называемых независимых владельцев заправок, но и от представителей ВИНКов.

 

Но те же самые ВИНКи, не стесняясь, если предоставляется возможность, взвинчивают биржевые цены на ровном месте, используя при этом несложные отработанные приемы.

 

И в итоге, как подчеркивает категоричный в оценке биржевых манипуляций нефтяных компаний Виктор Костюков, именно рост оптовых цен рушит маржу в рознице.

 

Весьма убедительно это представлено на диаграмме, охватывающей трехлетний период.

 

 

 

 

- К тому же, очевидно, – добавляет ведущий  аналитик «Алгоритма», – что сокращение согласно налоговому маневру экспортных пошлин мотивирует нефтяников не к внутренней переработке, а к экспорту сырой нефти. Подорожавшая для внутренней переработки нефть плюс содержание и модернизация НПЗ, плюс слабая покупательная способность, особенно в депрессивных регионах, отбивает всякую охоту к розничному бизнесу. Теперь уже не только у «независимых», но и у ВИНК.

 

Сравнительно недавно проявилась еще одна топливная тема – насколько связаны между собой цены биржевых сделок и запасы бензина. Несколько забегая вперед, отметим, что повышенный интерес проявили к ней и в ФАС, но более подробно об этом ниже.

 

А вот что касается мнения аналитиков и экспертов рынка, то некоторые из них считают, что данная связь, если и есть, то крайне незначительная.

 

По поводу последнего можно привести следующую ссылку на то, что в трейдерском сообществе существует мнение, что при уровне запасов бензина менее 1,5 млн. тонн (сегодняшние запасы 1,9 млн.т.) рынок начинает ощущать дефицит предложений, и вероятность возникновения ажиотажа  и резкого роста цен повышается.

 

Да и министерство энергетики ежегодно перед началом сезона высокого спроса на бензин, совпадающего по времени с плановыми ремонтами установок на НПЗ, обращается к нефтяным компаниям с призывом нарастить к апрелю-маю запасы бензина до 2,0 млн. тонн для бесперебойного прохождения весенне-летнего сезона.

 

Но, пожалуй, достаточно наглядно отражена эта спорная связь запасов бензина с биржевыми сделками на совмещенных (за одногодичный  период) двух диаграммах. В приведенной ниже «сведенной» диаграмме: объёмы остатков автомобильного бензина по версии ЦДУ ТЭК и цены биржевых сделок (по национальному индексу) на НПЗ с бензином Аи92.

 

 

 

 

В том, что связь отсутствует, убежден Виктор Костюков, он замечает, что в прошлом году в предмайские дни высокий запас бензина не защитил рынок от 10% взлета ценовых индексов в последующие два месяца:

 

-Наличествует не связь цен с запасами топлива, а два независимых, не связанных друг с другом процесса. Цены рынка формирует биржа исходя из текущей конъюнктуры спроса и предложения, а остатки на НПЗ и ПНПО не более чем буфер, сглаживающий в оперативном режиме неравенство между потреблением и производством. А стратегическая задача быть источником сглаживания сезонных колебаний цен на рынке ему не по плечу. Да и такая задача вряд ли обрадует производителей топлива.

 

Причина, по которой ФАС не устраивают накопленные запасы топлива, как выяснилось, заключается, прежде всего, в том, что за время накопления топливных резервов нефтяные компании изъяли с рынка определенные объемы топлива, что в итоге привело к росту биржевых цен в середине марта.

 

На конференции «Моторные топлива 2017» начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС  Дмитрий Махонин заявил, что «накопление запасов топлива – это хорошо и правильно, однако чрезмерным и необоснованным оно быть не должно». Он отметил, что рекомендации Минэнерго в части накопления запасов топлива привели к тому, что на складах НПЗ находится 1,9 млн. тонн нефтепродуктов. В то время как, по его мнению, у компаний достаточно мощностей для насыщения внутреннего рынка. И получается, что накопления производятся за счет снижения отгрузок потребителям.

 

В общем, проблем хватает. А вот чего не хватает, как недавно выяснилось, топливному рынку, так это ресурса, который предлагают на бирже нефтяные компании. Спрос по окончании торгов остается неудовлетворенным.

 

Однако при этом, как отмечают эксперты компании «Алгоритм. Топливный интегратор», объемы сделок растут:

 

- Так за период с 1 по 29 марта 2017 года на биржевых торгах было реализовано бензина АИ-92 в количестве 463 тысячи тонн, что на 57 тысяч тонн больше, чем ранее за такой же период в 2016 году. Дизельного топлива (летних сортов) реализовано 472 тысячи тонн  против 400 тысяч тонн годом ранее».

 

И все же не исключено, что незавидное положение с состоянием ресурсов, выставляемых на биржевые торги, вполне может стать катализатором очередного витка роста оптовых цен.

 

По последним данным на конец апреля от экспертов Алгоритма ситуация на бирже и рынке существенных изменений не претерпела:

 

- Биржевые котировки на СПбМТСБ продолжили рост, начавшийся в предыдущий дни. Поставщиков трудно обвинить в сокращении объема предложения, но, тем не менее, цены выросли на многих базисах на 300-400 рублей. И объем неудовлетворенного спроса на биржевых торгах был значительным, что, вероятно, и в дальнейшем будет поднимать цены». Перед наступлением майских праздников на региональных рынках был также отмечен рост и мелкооптовых цен.

 

 

Рубль крепче – бензин дороже

В этот же период, как будто специально для любителей сравнивать, неожиданно появляется информация от Bloomberg, в которой приводятся цены на бензин в США и России. И вот что показали эти подсчеты: средние цены на бензин в США в первом квартале 2017 года оказались ниже, чем в России. В США цена литра бензина составила 0,68 доллара, а в России – 0,70 доллара. Казалось бы, такая «разница» в долларовом исчислении не только обсуждения, но даже внимания не заслуживает. Если бы не сегодняшние дискуссии по поводу укрепления рубля – даже президент на это тему высказался.

 

К тому же, оказалось – укрепление рубля  влияет и на рост цен на топливо.

 

В диаграмме представлены два графика: в одном – изменение цены на бензин Аи95 с января 2016 года по апрель 2017, в другом – изменение курса доллара.

 

 

 

 

Из диаграммы явствует, что столь «бурный» рост цены на литр бензина за год связан исключительно с укреплением рубля – с 76,6 до 56,3 руб/долл., или – на 36%.

 

Ну а поиск оптимального курса «доллар-рубль», похоже, еще впереди… Впрочем, на словах, все, как правило, утверждают, что укреплять рубль искусственно не следует – это не по-рыночному.

 

Такие вот получаются биржево-рыночные «хитросплетения», несущие конечному потребителю пока только рост цен. Прогнозы от экспертов, впрочем, также особого оптимизма не внушают. Если их обобщить, то выглядеть они будут примерно так: цены на топливо в розничной продаже сохранятся на текущих уровнях, их рост, если не случится каких-то экономических катаклизмов, не превысит трехпроцентную отметку. В общем, всё как обычно – поживем-увидим…

 

Автор выражает благодарность экспертам компании «Алгоритм. Топливный интегратор» за предоставленные информацию и диаграммы.



Опубликовано: 25.09.2017, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.