Авторские статьи

Топливо и повышение НДС

Топливо и повышение НДС

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

После июньских договоренностей правительства с нефтяниками о стабилизации топливных цен, рынок, похоже, несколько успокоился. И все-таки нынешнее его состояние вряд ли можно признать устойчивым.

 

Более того, прогнозы ряда экспертов на среднесрочную перспективу выглядят, мягко говоря, неутешительно: запланированное на 2019 год повышение акцизов, по их мнению, может привести к еще большему дисбалансу оптовых и розничных цен, чем тот, который случился весной 2018-го.

 

Традиционно недовольна положением дел на рынке нефтепродуктов и так называемая оппозиция: в Российском топливном союзе (РТС) также заявляют, что повышение НДС и акциза в следующем году непременно приведет к резкому росту цен на топливо.

 

Впрочем, весь этот негатив, хоть и в ближайшей, но – перспективе, а для того, чтобы лучше понять, что ожидает рынок в осенний период, имеет смысл еще раз проследить события периода летнего.

 

 

По старым лекалам

В начале июня после принятых в правительстве решений, с которыми, напомним, нефтяные компании согласились, и, не мудрствуя лукаво, для их реализации выбрали проверенную тактику заморозки розничных цен при одновременном снижении оптовых.

 

- При таком сценарии производители топлива ничего не теряли, перенося прибыль из оптового звена в розничный сегмент, – заметил наш эксперт, ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный Интегратор» Виктор Костюков, – и независимые АЗС – также не в проигрыше, так как получили возможность повысить маржинальность продаж. Конечных же пользователей топлива удовлетворил сам факт заморозки цен.

 

Кстати, о «проверенной тактике»: история эта не нова – что-то подобное нефтяники продемонстрировали в декабре 2017 года. А началось все с того, что в ноябре этого же года из-за непомерного роста оптовых цен на топливо владельцы независимых АЗС обратились через РТС к президенту с просьбой «навести порядок в ценообразовании».

 

Ждать, понятное дело, долго не пришлось: ФАС обратилась к нефтяным компаниям нарастить объёмы продаж топлива на бирже и сбить цены. Нефтяники «просьбу» исполнили. Цены на бензин в декабре 2017 года резко снизились на 10-15%, а розничные при этом остались на прежнем уровне. В результате к обоюдному удовлетворению нефтяные компании ничего не потеряли, а маржа независимых АЗС взлетела с 10…13% до 22…25%.

 

Так что ситуация, по сути, повторилась. Оптовые цены за неполный июнь этого года снизились на 9%, а розничные никак не отреагировали на изменения в оптовом звене, и, похоже, говорить о каком-то, тем более, существенном, снижении цен в рознице в обозримом будущем вряд ли стоит.

 

То, что изменений в рознице не будет, подтвердили и данные мониторинга Московской топливной ассоциации на середину июня: средний прайс московских АЗС не изменился, если пренебречь колебаниями в пределах +/- 1 коп. Бензин марки Аи95 сохранился в среднем на уровне 45,82 руб./л, марки Аи92 – 42,52 руб./л, дизельное топливо – 44,36 руб./л.

 

О маржинальности стоит сказать отдельно. На приведенной ниже диаграмме показан ее резкий взлет с июня по сентябрь.

 

 

 

 

И, как отметил в связи с этим Виктор Костюков, независимые АЗС стали выгодоприобретателям ручного регулирования рынка государством. Заморозка розницы (заметим, на предельно высоких значениях) в комплексе с обвалом оптовых цен обеспечила взлёт маржи от продаж бензина на московских АЗС до 20-26%, дизельного топлива – до 13%.

 

 

Рекорды биржевых торгов

А обвал в ходе июльских биржевых торгов был, надо заметить, весьма серьезный и, по определению некоторых экспертов, неуправляемый. По выражению Виктора Костюкова «казалось, что рынок захлебывается бензином».

 

В первой декаде месяца сделки с бензином Аи95 обрушились на 1 000 руб./т до 48 400 руб./т, с бензином Аи92 – на 1 100 руб./т до 46 500 руб./т. И, как было отмечено, среднесуточные продажи бензина за шесть торговых секций в июле составили 33,5 тысяч тонн, что на 40% превысило показатель июля 2017 года.

 

 

 


 

 

 

Нефтяные компании с избытком превысили данное на совещании в начале июня у вице-премьера Дмитрия Козака обещание продавать на внутреннем рынке топлива на 3% больше, чем в 2017 году. Так что, вместо снижения оптовых цен, произошло то, что иначе как обвалом не назовешь.

 

Показательны, например, и некоторые торги конца второй декады месяца, и не только продолжившимся падением индексов. В обзоре «Алгоритма» от 18 июля 2018 года отмечается следующее: «Цены сделок с бензином сегодня продолжили спад. Марка бензина Аи95 подешевела в ходе торгов на 330 руб./т до 45 010 руб./т, марка Аи92 – на 200 руб./т до 44 600 руб./т. При этом сложилось необычное соотношение цен между видами автомобильного топлива. Оказалось, что дизельное топливо с ценой 46 010 руб./т дороже, чем бензин Аи95 и Аи92».

 

 

 

 

Впрочем, аналитики были уверены, что такое неестественное взаиморасположение индексов, вызванное интенсивной перестройкой в бензиновом сегменте, долго не продлится. Либо начнут с опережающими темпами движение вниз дизельные цены, отыгрывая среднестатистическую дистанцию от бензинов порядка 1,5-2 тыс. руб./т, либо начнут отрастать вверх бензиновые индексы. Так, собственно, и произошло.

 

Возвращаясь к упомянутым запредельным объемам продаж в июле, следует отметить поистине рекордные итоговые показатели месяца. На торгах было реализовано: 860 тысяч тонн автомобильного бензина, что опережает показатель предыдущего месяца на 33% и дизельного топлива – 621 тысяч тонн с превышением июня на 11%. По этому поводу Виктор Костюков заметил, что июль, как и следовало ожидать, побил рекорды по товарному обороту в секции нефтепродуктов. В том числе и декабрьские максимумы, когда рынок закупается товаром почти на полтора месяца вперёд. Оживлению спроса способствовал высокий объём предложений бензина от нефтяных компаний, сопутствующий ему обвал цен и активизация вторичного рынка.

 

Не в последнюю очередь июльский вал предложений на бирже эксперты связывали и со спадом объемов экспорта. За апрель, май, июнь 2018 года на экспорт было выгружено 680 тысяч тонн автобензина, что на четверть меньше, чем за такой же период прошлого года. К тому же с мая 2018 года от поставок из России почти полностью отказался Казахстан, наладивший собственное производство топлива в достаточном для внутреннего потребления количестве.

 

 

 

 

Но в августе, как и предполагало большинство экспертов, ситуация меняется: с первого августа биржа вводит ограничения, согласно которым заявка на бензин или дизельное топливо отсекается, если цена превышает текущую рыночную цену более чем на 1% или если ниже текущей рыночной на 5% на условиях поставки «франко-вагон станции отправления». Иными словами, эта мера была направлена на то, чтобы сбить накал страстей», и она принесла ожидаемые результаты. Бензин и дизельное топливо вошли в русло ровного, устойчивого, сбалансированного состояния.

 

На протяжении восьми торговых сессий средняя цена сделок с бензином Аи95 установилась на значении 45 880 руб./т, с бензином Аи92 – на значении 44 120 руб./т, с дизельным топливом – на значении 45 370 руб./т. При этом отклонение от среднего значения в ту или иную сторону оставалось в коридоре +/-1%.

 

А в конце августа в ходе торгов спрос и цены сделок только нарастали. В итоге сделки с бензином Аи95 подорожали в среднем на 1 040 руб./т до 52 360 руб./т. Не менее острая борьба за ресурс проходила и в сегменте Аи92. Здесь удорожание составило 790 руб./т до 46 890 руб./т.

 

При этом было отмечено, что нефтяные компании не делали попыток приглушить ажиотаж за счёт вливания дополнительных ресурсов. Более того, суммарный объём реализации бензина Аи95 на первичном рынке сократился на 7% до 8,46 тысяч тонн, бензина Аи92 – на 5% до 20,290 тысяч тонн.

 

А объём предложений дизельного топлива возрос на 14 %, но эта мера оказалась недостаточной для усмирения покупательского спроса. Средняя цена сделок с дизелем повысилась на 770 руб./т до 48 350 руб./т.

 

 

 

 

Заслуживает внимания еще одна существенная деталь, непосредственно связанная с топливной ситуацией настоящего времени на внутреннем рынке. Сегодня, по мнению аналитиков, тот же рынок бензина  всё более ощущает избыток предложений над реальным спросом. Проще говоря, потребление этого всегда востребованного вида топлива сокращается.

 

Об этом свидетельствуют и еженедельные оперативные сводки ЦДУ ТЭК «О производстве, отгрузке на внутренний рынок и остатках моторных топлив». Так, «общее потребление автомобильного бензина в России за январь-июль 2018 года составило 18,80 млн. тонн против 19,00 млн. тонн годом ранее за такой же срок. Потребление снизилось на 1,04%. При этом количество продаж новых легковых автомобилей не уменьшается, а растёт вот уж как второй год подряд. В 2017 году спрос на новые автомобили увеличился на 12% и составил 1,596 млн. новых авто легкового класса. За январь-июль 2018 года продажи выросли на 17% до 992,6 тыс. новых автомобилей против 848,2 тыс. шт. за такой же срок годом ранее».

 

Выводы из данной статистики эксперты рынка делают следующие: сокращение спроса при возрастающих продажах авто связано более высокой экономичностью новых моторов, вымыванием из оборота старой техники с «прожорливыми» моторами.

 

- Топливо стало слишком дорогим, чтобы неэкономно расходовать его, – прокомментировал вышеизложенное Виктор Костюков, – да и потом, процессы, происходящие в топливной сфере, необратимы: например, сегодня доля потребления Аи92 ещё довольно высока, но будет сокращаться и далее.  Пять лет назад, в 2013 году, доля реализации бензина марки Аи95 составляла около 20% от суммарного объёма реализации бензина всех марок, а уже в 2017 году выросла до 34%.

 

Пока же производители топлива заняты тем, что пытаются сократить излишки. По  сводкам ЦДУ ТЭК объём производства бензина только за неделю - с 31 июля по 7 августа - нефтяники сократили на 150 тыс. тонн, дизельного топлива – на 175 тыс. тонн. Так что очевидность наметившейся тенденции каких-то дополнительных разъяснений не требует.

 

 

Рынок или госрегулирование

А вопрос, – что же все-таки в перспективе будет с топливными ценами, – между тем, остается открытым, не утратившим своей актуальности. Дискуссии и заявления продолжаются, но этим дело не ограничивается: к письму-заявлению, направленному в правительство руководством РТС, своим законопроектом «о регулировании цен на топливо» присоединились  депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов. Суть его проста – с 1 января 2019 года предлагается ввести предельный уровень цен на бензин и дизельное топливо, который должно установить правительство. Депутаты-коммунисты также считают необходимым госрегулирование торговых наценок.

 

Здесь, кстати, стоит упомянуть и о некоторых аналитиках, которые также рассматривают возможности госрегулирования оптовых и розничных цен. В частности, эксперты компании Vygon Consulting предложили целое исследование на эту «злободневную» тему.

 

В комментариях их коллег-независимых экспертов, – доступных в своей краткости для понимания теми, кто знаком с российскими реалиями, – отмечается, что, по сути, цены на топливо всегда контролировались и устанавливались государством. Более чем очевидно, считают они, что экономика здесь не при чем – все определяется установками правительства, то есть диктуется политической волей.

 

В общем, понимание экономических процессов на топливном рынке и их регулирования у представителей РТС, коммунистов и аналитиков явно разнится. И вряд ли на него как-то повлияет заявление заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомзина о том, что «введение государственного регулирования цен на бензин может противоречить договору Евразийского экономического союза, в котором закреплена договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики, основанной на рыночном ценообразовании».

 

Заявление вроде и звучит неплохо, но цены на топливо застыли на верхней планке, и это – пока. Кстати, как недавно выяснилось, среднестатистический российский потребитель не только нередко платит за некачественное топливо, но еще и оплачивает недолив.

 

Как показали последние проверки, проведенные Федерацией автовладельцев России на 34-х АЗС в 13-ти регионах, 76% АЗС недоливают  в бак клиента в среднем до 5% топлива. На двадцать литров, например, приходится почти литр недолива, за который автовладелец выкладывает от 40 до 50 рублей.

 

Такая «добавленная стоимость» – явление в нашем отечестве неискоренимое, скажут многие. Трудно с ними не согласиться, но оно, к сожалению, отражает в какой-то мере и всю «специфику» топливного российского рынка.



Опубликовано: 17.09.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.