Авторские статьи

Цена бензина

Цена бензина

 

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

Отправной точкой в выстраивании прогнозов на осень у аналитиков топливного рынка, как обычно, становятся события, имевшие место быть на рынке традиционного моторного топлива в летний сезон.

 

Сезон же прошел со значительными (июль-август) «перепадами» на биржевых торгах. В оптовом, мелкооптовом и розничном сегментах также были некоторые ценовые колебания, но, по мнению экспертов, ситуация в целом сохранялась в рамках допустимого.

 

Что, впрочем, не помешало им отметить весьма большую вероятность дальнейшего роста цен на бензин в рознице. Впрочем, сегодня таким прогнозом вряд ли кого-нибудь удивишь.

 

- И хотя во многом вопрос о дальнейшем поведении розничных цен на бензин остается открытым, сокращаться в обозримом будущем они не будут, – считает наш эксперт Виктор Костюков, – а итоговая маржа ВИНКов «от скважины до пистолета» не пострадает, как бы не менялись промежуточные показатели в виде оптовых или мелкооптовых цен.

 

Данный «тезис» повторялся не раз, но от этого он не утратил своей актуальности. Но, пожалуй, главное, что будет влиять в ближайшей перспективе на принятие решений властями и нефтяниками в ценовом бензиновом сегменте – это набирающие темпы негативные процессы на внешнем и, соответственно, внутреннем рынках нефтепродуктов.

 

 

Эта неблагоприятная конъюнктура

Сегодня становится очевидным, что ситуация на топливном рынке для отечественных производителей складывается явно не лучшим образом. Более того, ее можно обозначить как весьма неблагоприятную. Среди причин этой «неблагоприятности» Виктор Костюков выделяет две, на его взгляд, основные.

 

Первая и, пожалуй, главная (по мнению эксперта) – это спад потребительского спроса по всему спектру товаров, включая бензин. Подтверждается сей факт и официально: выкладки госстатистики свидетельствуют о снижении уровня реальных доходов населения. Косвенную оценку дают и данные о снижении продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2019 году на 2,4% относительно 2018 года. Восстановление же потребительского спроса потребует длительного времени, возможно, годы.

 

Вторая – резко обрушившиеся нефтяные цены на фоне торговой войны между США и КНР. С первого сентября США вводят дополнительные пошлины на импорт товаров из Китая на сумму 300 млрд. долларов. На этом фоне инвесторы, опасаясь спада промышленного производства в Китае и спроса на сырье, срочно закрывают биржевые сделки с нефтью. Так, за несколько дней августа нефтяные котировки по марке Brent с комфортного уровня $60-$65 просели до $56-$57/барр.

 

 

 

 

- Все это привело к тому, – отмечает Костюков, – что вслед за нефтью снизились и экспортные паритеты на российский нефтеэкспорт. Нетбэк на бензин марки Аи92 упал до уровней 52000-53000 руб./т, что ниже точки отсечения (57000 руб./т), за которой демпфирующая надбавка переходит в отрицательную зону.

 

И добавляет, что такие внутренние и внешние обстоятельства также оказывают влияние и на продолжение спада биржевых бензиновых индексов.

 

 

А на бирже – то спад, то подъем…

Спады и так называемые «отскоки вверх» на биржевых торгах чем-то из ряда вон выходящим не являются. Но каждому из них, безусловно, что-то предшествует, и у каждого есть своя специфика. Её, раскладывая «по полочкам», определяют и разъясняют биржевые эксперты и аналитики.

 

Об июльском (с переходом на август) спаде биржевых бензиновых индексов можно сказать, что был он длительным и утомительным, и, добавим, во многом неожиданным для трейдеров и покупателей. Иными словами, этот спад застал рынок врасплох.

 

Впрочем, участники торгов пришли к выводу, что предтечей данного явления стало  резкое сокращение продаж бензина на базисах Самары и Уфы. Два этих базиса, объединяющие шесть нефтеперерабатывающих заводов, на 30-40 % обеспечивают ресурсами бензина биржевую секцию СПбМТСБ.

 

Как заметил по этому поводу наш эксперт, «любое шевеление на этих базисах воспринимается участниками торгов с обостренным чувством»:

 

- А тут вдруг Уфимская группа в начале августа в пять раз сократила объемы реализации, выдав в торговое окно 600 тонн бензина Аи95 вместо 2,5-3,0 тысяч тонн, к чему трейдеры привыкли как к норме. Самарская группа не столь радикально, но тоже кратно сократила продажи. И уже на следующий день рынок забурлил.

 

 

 

 

Конечно, трейдеры восприняли эту новость как план нефтяных компаний искусственно сократить продажи с целью удержать цены бензина от дальнейшего спада и кинулись скупать пока еще дешевое топливо, опережая друг друга в этом желании, разгоняя цены все выше и выше.

 

Но, по мнению Виктора Костюкова, продажи Аи92 «Роснефть» на Уфе не сокращала, а лишь только на Самаре. Однако это не остановило трейдеров – ажиотаж перекинулся и на этот вид бензина. И не только на этих двух базисах, но и на остальных.

 

 

 

 

И, конечно, нельзя обойти стороной еще один комментарий нашего эксперта, который отмечает:

- Не часто бензиновые индексы рушатся с темпами 1000 руб./т в сутки. Но этот редкий случай имел место быть. Бензин Аи95 подешевел на 1000 руб./т, до 45610 руб./т. Говорить о причинах спада, значит вот уж почти год повторять один и тот же вывод, – подчеркивает он, – а именно – розничная сеть АЗС не способна переварить те объемы бензина, которые выгружают нефтяные компании на внутренний рынок. И чем больше избыток, тем ниже будут проваливаться цены. Такая на сегодняшний день вырисовывается перспектива. В какой-то момент нефтяным компаниям придется вступить в конкуренцию не только с трейдерами на бирже СПбМТСБ, но и между собой за рядового клиента на АЗС. И это потребует не только высокого качества и сервиса АЗС, чем славятся наши ВИНКи, но и снижения цены. Не исключено, что нынешнее поколение доживет до таких дней. 

 

О последнем, конечно, можно только мечтать, но, как известно, Россия во многих своих проявлениях страна непредсказуемая. Так что, может и будет «праздник на улице» российских автомобилистов.

 

Но, возвращаясь к теме «спада», нельзя не отметить и тот факт, что некоторые нефтяные компании (намеренно или по другим причинам) сократили поставки в этом году. Наиболее радикально за семь месяцев текущего года их сократила НК Лукойл – на 507 тыс. т (минус 17% к 2018 году), Сургутнефтегаз (КИНЕФ) – на 30%, Газпром нефть – на 4%, ННК – на 20%, сняв суммарно с рынка около 850 тыс. т (минус 6%). Роснефть и Газпром сохранили объемы поставок на уровне предыдущего года.

 

А вот с конца 2018 года к поставкам на рынок подключился новый производитель автомобильного топлива в лице НК «ТАНЕКО», после чего объемы выгрузки автобензина по станции Биклянь выросли в 29 раз, с 9 тыс. тонн за семь месяцев 2018 года до 252 тыс. т – в 2019 году.

 

 

 

 

В связи с этим, Виктор Костюков отметил, что дополнительное вливание в рынок в количестве 30 - 40 тыс. т ежемесячно не могло пройти бесследно. Так что данный фактор частично нивелировал сокращение поставок от перечисленных компаний, а компания в дальнейшем будет серьезным игроком на внутреннем рынке страны.

 

 

 

 

Однако, пора перейти от темы «спада» к теме «подъема», который, как известно, всегда следует за спадом. И он, конечно же, случился – в самом конце августа биржевые бензиновые индексы показали мощное продвижение вверх.

 

Причиной такого резкого взлета стал начавшийся в сентябре плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Как предварительно, в интервью агентству «Интерфакс» сообщил Д. Махонин, «в сентябре планируются ремонты трех производств «Роснефти» (завод Самарской и завод Уфимской групп НПЗ, а также Ангарский НПЗ) и на Омском НПЗ «Газпром нефти».

 

Но список этими тремя производствами, понятное дело, не ограничивается.

 

 

 


Так, с 1 сентября и до начала октября предполагается полная остановка первичной переработки на Сызранском НПЗ. Его доля в Самарской группе НПЗ составляет около 30%. Следовательно, на 30% нефтяная компания сократит реализацию топлива по этому базису.

По Уфимской группе спад продаж ожидается на 13%, что связано с ремонтом

первичной установки на «Уфанефтехим». На Ангарской НКХ продолжится до второй половины октября плановый ремонт. ТАИФ-НК с 6 сентября сократит производство на 80% из-за ремонта первичной установки.

Салават НКХ на 60% сократит первичную переработку в сентябре.

Омский НПЗ, один из самых крупнейших сократит переработку с 10 сентября на 25% от проектной мощности 20,9 млн. тонн в год.


 

 

Однако наш эксперт предупреждает, что этот «список, вполне себе, впечатляющий, но не окончательный».

А пока рынок набирает обороты.

 

Индекс Аи95 подскочил до 46980 (+620) руб./т. Лидировали по приросту перечисленные выше заводы, уходящие в сентябре на плановые ремонты: Уфа – 46570 (+1290) руб./т, Салават – 45560 (+1220) руб./т, Ангарск – 50530 (+1020) руб./т.

 

Индекс Аи92 подскочил до 45420 (+930) руб./т. По приросту цен лидировали: Салават– 45410 (+1650) руб./т, Уфа – 45380 (+1160) руб./т, Самара – 46090 (+1020) руб./т. Не вписались в процесс прироста лишь Антипинский и Ухтинский НПЗ.

 

Однако энергичный рост бензиновых индексов не бесконечен. Так или иначе, но от коррекции цен не уйти. И попытки удержать выросшие цены как можно дольше выглядят нереалистичными. Что, собственно, и было подтверждено в последний день августовских торгов. Но фаза коррекции вряд ли продлится долго – движение вверх ценовых индексов возобновится, но более умеренными темпами.

 

- Можно понять производителей топлива, – отмечает эксперт, – они, безусловно, разочарованы биржевыми итогами, когда на протяжении почти всего лета оптовые цены бензина непрерывно снижались до минимумов прошлого лета. Избыток предложений сыграл против них. Подошедшая пора осенних ремонтов НПЗ стала для них поводом сократить производство даже на тех заводах, где ремонты и не предполагались.

 

В соответствие с планами реализации топлива на биржевых торгах в сентябре, опубликованных на сайте СПбМТСБ объем выпуска бензина сократится на 15,4%, с 3,61 млн. тонн в августе до 3,05 млн. тонн в сентябре.

 

- Но разочаровываться по этому поводу не стоит, – считает Виктор Костюков, – если учесть, что в сентябре 2018 года планировали выпуск бензина в количестве 2,83 млн. тонн.

 

Стоит отметить и еще одну, на первый взгляд, парадоксальную вещь: затянувшийся июльский спад ценовых индексов на биржевых торгах не привел к уменьшению числа сделок в секции нефтепродуктов. Наоборот, число их возросло, и весьма существенно.  Так, по отношению к предыдущему месяцу объем сделок в бензиновом секторе вырос на 27%.

 

Комментируя данную ситуацию, наш эксперт отметил, что выстраивать какие-то логически выверенные объяснения здесь смысла не имеет, можно лишь предположить, что нефтяные компании на слабом спросе полностью залили собственные нефтебазы, а излишки, коих оказалось выше ожидаемых, отправили на биржу.

 

Подытоживая перепады летних биржевых бензиновых торгов, следует выделить один, важный, на наш взгляд момент – не характерность длительного и значительного снижения цен для летнего сезона, что объясняется, прежде всего, спадом потребления. Добавить к этому можно и то, что на спаде оптовых (мелкооптовых) и росте розничных цен повысилась прибыльность независимой розницы.

 

Отметим, что маржинальность АЗС (на примере московского рынка) как разница между прайсом АЗС и мелкооптовой ценой на ближайшей нефтебазе при реализации бензина повысилась до 18-20% или в абсолютных значениях до 6,3 -7,7 руб./л. и, судя по сокращению оптовых цен, имеет потенциал дальнейшего роста.

 

 

 

 

И, заметим, что участников топливного рынка, кроме конечных потребителей, сложившаяся ситуация на рынке бензина устраивает. Фактор этот останется главенствующим и в поведении биржевых котировок бензина.

 

 

Надстройка механизма и стабилизация цен

Подписанный В. Путиным в конце июня федеральный закон о стабилизации цен на топливо, направлен на сдерживание цен на внутреннем рынке. Этот новый закон вносит изменения в Налоговый кодекс РФ и корректирует с 1 июля 2019 года так называемый демпфирующий механизм на моторное топливо.

 

Напомним, что согласно принятым нововведениям, размер компенсации для бензина с 1 июля 2019 года повышается с 60% до 75%, а с 2020 года – с 50% до 68%.

 

Также предусматривается снижение с 1 июля 2019 года условной средней оптовой цены бензина в РФ, учитываемой при демпфере, с 56 до 51 тыс. руб. за тонну. При этом его цена на АЗС не должна будет превышать 41 рубль за литр. В целом же, ежегодный рост оптовых цен на топливо, в том числе на бензин, в России не должен будет превышать 5%-ного уровня в период до 2024 года.

 

В Госдуме при принятии документа в третьем чтении отметили его значение и для стабилизации розничных цен на топливо. В частности, от депутата Анатолия Выборного последовал следующий комментарий: «Предлагаемые новеллы (закона) направлены на надстройку действующего механизма с целью снижения давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные. В конечном счете, вышеуказанные меры станут своего рода гарантом стабильных цен на бензин на внутреннем рынке».

 

Принятие мер, безусловно, необходимо, ну а пока, по меткому замечанию В. Костюкова, «розничные цены медленно, но неуклонно продвигаются вверх по лесенке официальной инфляции».

 

 


С начала года бензин на АЗС подорожал на 1,8%-1,9%, а инфляция – на 2,5% (в июле Росстат впервые за два года зарегистрировал дефляцию на уровне 0,1%).


 

 

Таким образом, потенциал удорожания топлива на АЗС сохраняется и, вероятно, к концу года будет реализован.

 

Например, к началу августа средняя цена литра бензина по России подросла, казалось бы, незначительно – на 2-4 копейки. Но в реальности цены на бензин повысились в некоторых субъектах РФ весьма ощутимо.

 

Максимальные прибавки за неделю зарегистрированы «Росстатом» в Салехарде – плюс 74 коп., Пензе – плюс 20 коп., Саратове – плюс 13 коп., Воронеже, Орле, Тамбове – по 11 коп. на литре Аи92.  

 

Исключения составили города, относящиеся к Сибирскому федеральному округу, где бензин подешевел на 3-6 коп., это – Красноярск, Новосибирск, Челябинск, Улан-Удэ.

 

Статистические выкладки от месяца к месяцу, безусловно, будут меняться – в ту или иную сторону: биржевые торги будут преподносить очередные сюрпризы, не избегнет ценовых колебаний крупный и мелкий опт.

 

Что касается перспективы «стабилизации розничных цен», на которую уповают (в связи с принятым законом) некоторые депутаты и чиновники, то надо признать, что она весьма туманна. Во всяком случае, по мнению большинства аналитиков рынка бензина, остановить их рост до конца года вряд ли удастся.



Опубликовано: 26.09.2019, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.