Авторские статьи

Цены на бензин

Цены на бензин

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

В начавшемся году тема бензиновых торгов опять вышла на передний план.

 

И, как выяснилось, прогнозы экспертов не во всем совпали с тем, что преподнесла действительность. Так, после новогодних каникул цены в сделках с бензином на большинстве НПЗ показали повышение, и, казалось, что так называемое «декабрьское дно» (резкое падение оптовых цен) пройдено, – что, кстати, совпадало с прогнозами аналитиков, – и производители начинают постепенно возвращать, утраченные на время, ценовые позиции.

 

Но, начиная со средины января, ситуация кардинальным образом поменялась – оптовые цены на бензины в полном смысле слова стали рушиться с небывалой скоростью. И опустились, по мнению специалистов до значений января 2016 года. Понятно, что такие краткосрочные «неожиданности» спрогнозировать вряд ли возможно – остается только сравнивать и делать выводы.

 

Иными словами, для того, чтобы в целом представить происходящее (и уловить какие-то ожидания на ближайшую перспективу) на рынке оптовых и розничных бензиновых цен, стоит обратиться, безусловно, с помощью экспертов, к событиям прошедшим. И, прежде всего, к итогам 2017 года, тем более, что они уже подведены.

 

 

Ушедший год в периодах и сделках

Достижения и просчеты бензинового сегмента рынка в прошлом году весьма наглядно – в цифрах и графиках диаграмм – представлены в одном из последних аналитических отчетов компании «Алгоритм. Топливный интегратор».

 

Отметим, что в нем достаточно подробно показаны и количество сделок, и (посезонные) ценовые перепады в торгах основными марками бензина – Аи92 и Аи95, то есть те основные показатели, которые оказывали положительное или негативное влияние на общее положение дел в сегменте бензинов российского топливного рынка.

 

Итак, всего за 2017 год на торгах было зарегистрировано 68 940 тысяч сделок с автомобильным бензином суммарным объёмом 8,0 млн. тонн, что составило около 24% от общего объёма, выгруженного на внутренний рынок топлива. По отношению к итогам 2016 года число сделок увеличилось на 17%, а объём – на 10%.

 

 

 

 

 

В структуре сделок по маркам топлива 65% пришлось на долю бензина Аи92, 34 % – на долю Аи95 и 1% суммарно – на угасающий вид Аи80 и премиальный вид Аи98, что косвенно отображает структуру автомобильного легкового парка страны.  Кстати, доля высокооктанового Аи95 увеличилась за год с 31% до 34%, а доля Аи92, хоть и остаётся превалирующей, понизилась за год с 67% до 65%.

 

Средняя цена сделок с бензином Аи95 составила в 2017 году 42 823 руб./т против 40 043 руб./т годом ранее. Удорожание составило 7,0% (2 780 руб./т).

Средняя цена сделок с бензином Аи92 составила в 2017 году 41 405 руб./т против 37 861 руб./т годом ранее. Удорожание составило 9,4% (3 544 руб./т).

2017 год в отличие от предыдущего не выделялся высокой волатильностью. Разбег цен от минимальных к максимальным в течение года составил 4 -6 тыс. руб./т, при том, что в 2016 году цены взлетали на 8-10 тыс. руб/т.

 

 

 

 

 

Производители научились и ввели в практику формирование биржевых цен, не создавая избытка, впрочем, как и дефицита предложений на биржевых торгах. Но провала, который проявился в декабре, все-же избежать не удалось.

 

Ведущий аналитик «Алгоритма» Виктор Костюков напоминает о том, как поэтапно складывались торги бензинами в ушедшем году.

 

- Относительно ровно, – отметил он, – был пройден сложный для рынка весенний период плановых ремонтов на НПЗ. Цены к началу лета подросли на 2 000 - 4 000 руб./т, вобрав в себя повышенные с 2017 года ставки налогов и акцизов на отрасль. И на этом успокоились. Однако остановка ряда НПЗ на осенний цикл ремонтов привела к дефициту предложений.

 

Запасы бензина на НПЗ и пунктах нефтепродуктообеспечения (нефтебазах) последовательно истощались, и уже уровень 1,5 млн. тонн оказался критическим для рынка.  Дефицит предложений сформировал ажиотаж, за ним последовал острый взлёт цен, спровоцировавший жалобы владельцев независимых АЗС на несправедливую систему ценообразования на рынке топлива.

 

Далее события развивались следующим образом. Регулятор рынка ФАС отправил нефтяным компаниям запрос о причинах роста биржевых цен и призыв увеличить продажи на бирже.

 

 

 

 

 

Обращение главного регулятора нефтяные компании услышали правильно: все свободные и будущие ресурсы бензина были выставлены на продажу. Их оказалось с избытком, что и обвалило цены к уровням начала года. Такова общая картина поведения рынка бензина в 2017 году.

 

Продолжая тему бензиновых итогов года, Костюков отметил, что розничные цены не подчинились формуле ФАС «Инфляция минус». Официальную инфляцию за 11 месяцев Росстат оценивает на уровне 2,09 % при прогнозе 4% на весь 2017 год.

 

Средняя цена литра Аи95 перешагнула летом психологический рубеж 40 руб./литр. Удорожание внутри 2017 года составило 6,3%, а по отношению к средней цене 2016 года – 5,8%.

 

Средняя цена бензина Аи92 составила 36,85 руб./литр. Удорожание января составило 7,1%, а по отношению к средней цене 2016 года – 6,1%.

 

 

 

 

 

Кстати, об упомянутой выше «инфляции минус»: тот факт, что стоимость топлива обогнала инфляцию в два раза, чиновники ведомств-регуляторов, как бы оправдываясь, объясняют тем, что неожиданным скорее стало резкое снижение показателей последней, а рост розничных топливных цен чем- то из ряда вон выходящим не является.

 

 

Приоритеты и проблемы в одной упаковке

Существующие сегодня проблемы на отечественном рынке автомобильного бензина, не отменяют тех положительных сдвигов, которые происходят в последнее время. На АЗС, хотя и не так быстро как хотелось, улучшается качество топлива. И в лидерах здесь, безусловно, российские вертикально-интегрированные нефтяные компании. Пять ВИНКов на 99% наполняют внутренний рынок качественным автомобильным бензином экологического 5-го класса.

 

На представленной таблице видно, что первая пятерка из 19 НПЗ обеспечивает почти 60% внутреннего потребления.

 

 

 

 

 

Очевидным сегодня также становится и то, что на первое место выходит обеспечение топливом внутреннего рынка. Подтверждают данную тенденцию и эксперты, отмечающие, что в связи с вступившими с января 2017 года требованиями к моторному топливу не ниже пятого экологического класса, Россия сократила экспорт автомобильного бензина в пользу насыщения внутреннего рынка. Объём экспорта сократился с 5 млн. тонн в 2016 году до 4 млн. тонн в 2017 году.

 

Что, впрочем, нисколько не отменяет серьезного отношения к данному направлению, приносящему хорошие прибыли. Так, аналитики «Алгоритма» выделяют 15 основных направлений в реестре импортеров. Доминирующими в нем остаются страны С-3 Европы и Казахстан.

 

 

 

 

 

При этом, по замечанию Костюкова, внутреннее распределение бензина по регионам до сих пор отличается высокой неравномерностью. На первые 10 субъектов РФ, представленных в таблице, приходится половина внутреннего потребления. Другая половина распределена по остальным 74 регионам страны.

 

 

 

 

 

- Неравномерно распределены, – подчеркнул он, – и цены по регионам. Если исключить из общего списка удалённые от центров цивилизации такие города, как Анадырь, Якутск, Камчатку, Южно-Сахалинск, то в диапазон цен от 36 руб./литр в Калуге до 41 руб./литр в Дальневосточном ФО размещаются 80 регионов страны.

Средняя цена Аи95 по РФ достигла 37,90 руб./литр. Выше среднероссийской в 40 регионах и столько же регионов с ценами ниже.

 

 

 

 

 

Не обошел стороной аналитик и конъюнктуру в регионах.

 

- Наиболее резко, – заметил Костюков, – почувствовали удорожание бензина в Красноярске – плюс 12%, в Иваново, Челябинске, Ярославле, Махачкале, где цены с января подпрыгнули на 10%. Всего в зону роста цен выше среднероссийского показателя 7,1% попало 32 региона, ниже – 52 региона.

 

 

 

 

 

Все учтено – и спады, и подъемы

Происходящее в середине января на биржевых торгах в сегменте автобензина, экспертов в ступор, конечно, не ввело, рассматриваемые ими варианты случившегося «обрушения бензиновых цен» скорее чем-то напомнили гадание.

 

Ну, а если серьезно, то, как такое могло произойти, когда очевидно, что нефтяные компании прекрасно изучили все тонкости и нюансы рынка? Почему они выбросили на рынок больше, чем тот может освоить? И допустили, как выразился Виктор Костюков, обрушение цен на бензин с оглушительной скоростью?

 

В рублях и тоннах «скорость обрушения» выглядит так: бензин марки Аи95 подешевел  на 860 руб./т, до 40750 руб./т, марки  Аи92 – на 780 руб./т, до 40060 руб./т.

 

Так что вопросы экспертов о том, что это – намеренная и согласованная с регуляторами акция, или борьба между нефтяными компаниями за сбыт в регионах присутствия, или, наконец, непродуманная стратегия загрузки производственных мощностей, при том, что руководители нефтяных компаний периодически жалуются на убыточность нефтепереработки? – выглядят вполне обоснованными. Появились в экспертном сообществе и предположения, что обвал не случайное явление, – ошибок нефтяники не допускают, – а следствие высоких цен на АЗС. ВИНКи перенесли центр прибыли из оптового звена в розничное и теперь могут себе позволить «резвиться» с ценами на бирже.

 

Розница же сегодня ощущает себя очень даже неплохо. На московском рынке, например, маржинальность продаж бензина выросла до 21%-27%, чего не наблюдалось весь 2017 год.

 

 

 

 

А аналитики «Алгоритма», в связи с произошедшим обвалом оптовых бензиновых цен, отметили также, что по сообщениям из регионов сбыты нефтяных компаний снижают мелкооптовые цены в регионах, выдавливая таким образом независимых производителей, на нефтебазах которых до сих пор ещё остаётся нереализованный дорогой бензин из закупок ноября по максимальным по году ценам.

 

В общем, ситуацию на рынке автомобильного бензина – резкое в самом начале нового года снижение оптовых цен и такое же их повышение в рознице – можно рассматривать под разными, так сказать, углами.

 

Виктор Костюков, например, считает, что повышение ставки экспортной пошлины (с 1 февраля 2018 года) на российскую нефть и мазут на $8,70/т, до $120,10/т и пошлины на автобензин и дизельное топливо на $2,60/т, до 36,0/т не станет столь значительным, чтобы существенно повлиять на тренд ценовых индикаторов на бирже СПбМТСБ.

 

- Ожидаемое, и подчеркнем, очень незначительное повышение пошлин на топливо никак не проявится. Поэтому очень похоже, – предположил аналитик, – что в сложившейся ситуации превалирует так называемый политический момент. В коммерческом аспекте нынешнему обвалу оптовых цен на бензин при растущей нефти не находится сколь-нибудь толкового объяснения. Можно допустить, что регуляторы рынка обратились к нефтяным компаниям с просьбой сдержать, а по возможности и снизить цены на АЗС. Не исключено, что к марту мы увидим некоторое снижение розницы, например, вплоть до 50 копеек на литре. А чтобы придать этому явлению рыночный характер, и затеяно нефтяниками нынешнее снижение оптовых цен.

 

Что ж, потребителю, которому, заметим, нет дел до затей нефтяных компаний, остается только надеяться, что прогнозы аналитика на март окажутся верными. Правда, после президентских выборов, которые, как известно, состоятся в марте, по мнению некоторых аналитиков и представителей бизнеса цены на бензин в рознице могут взлететь до 50-55 рублей за литр. Во всей этой далеко нерадостной информации, отражающей российские топливные реалии, только один фактор можно считать положительным, и, наверное, неизменным – бензина в 2018 году будет в достатке. По данным Минэнерго, его производство в России в 2018 году вырастет на 2,8% — до 40,1 миллионов тонн.



Опубликовано: 24.01.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.