Авторские статьи

Цены на бензин

Цены на бензин

ТОПЛИВО

 

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

Казалось бы, стоимость бензина на российском рынке должна неуклонно падать. Ведь в последнее время цены на различные марки нефти, из которых изготавливается этот вид топлива, снижаются. Более того, ряд экспертов и аналитиков прогнозируют, что ожидать их роста не стоит. Тем не менее, наблюдается парадоксальная ситуация. На фоне пикирующих цен на нефть стоимость бензина для российских автолюбителей постоянно увеличивается. Впрочем, этому феномену есть логическое объяснение. Дело в том, что некоторые страны сократили добычу данного полезного ископаемого, в связи с чем возник небольшой дефицит продукции, изготовленной на его основе.


Вместе с тем, представители федеральной антимонопольной службы (ФАС) подготовили прогноз относительно отечественного топливного рынка. Они предполагают, что цены на бензин стабилизируются до конца текущего года. По их мнению, все факторы для их дальнейшего роста уже остались в прошлом. В частности, Дмитрий Махонин, глава управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, заявил, что факторы повышения стоимости бензина на автозаправочных станциях исчерпаны. Также он сделал небольшую поправку к своему заявлению, уточнив, что если цены на топливо и продолжат рост по какой-либо причине, то он будет настолько незначительным, что автолюбители его даже не заметят. При этом Дмитрий Махонин допустил, что возможно и снижение цен на бензин. Правда, лишь в некоторых регионах РФ.


Несмотря на то, что добыча нефти в некоторых странах была сокращена, нынешние мировые запасы бензина и дизельного топлива превышают прошлогодние. А это означает, что резких потрясений в ценовом диапазоне не предвидится. Хотя в любое время может произойти форс-мажор (авария на НПЗ или другое происшествие), который станет катализатором роста цен на нефтепродукты. Однако это самый пессимистический сценарий, реализация которого, безусловно, возможна, но все же маловероятна.

 

Также Дмитрий Махонин признался, что в настоящее время прогнозы – неблагодарное занятие. По его мнению, угадать, какими будут цены на нефть в следующем году или хотя бы в близлежащей перспективе крайне сложно, так как производители трудно извлекаемых полезных ископаемых, вроде той же сланцевой нефти, ежегодно модернизируют производственные мощности, что неизбежно ведет к «обесцениванию» барреля нефти, добытого на территории таких месторождений.

 


Ожидание и реальность

Впрочем, эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков» не склонны доверять прогнозу ФАС. Они уверены, что рано или поздно осенью сработает эффект от повышения акцизных марок, который был осуществлен весной текущего года. По их подсчетам, стоимость бензина на всех АЗС возрастет в среднем на 1 руб. за литр. Следовательно, с начала 2016 г. топливо подорожает примерно на 2-3 руб.


Согласно данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), 1 литр бензина марки Аи-92 прибавил в цене с начала нынешнего года 3,24% (1,12 руб.). А вот менее востребованный Аи-95 – 3,59% (1,33 руб.).

 

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отмечает, что относительная стабилизация стоимости бензина обусловлена прекращением роста оптовых цен на топливо, которые, в свою очередь, отразились и на рознице. Иначе говоря, маржинальная доходность зафиксировалась на определенном уровне.


По мнению Евгения Аркуши, ожидать повышения оптовых и розничных цен на бензин осталось совсем не долго — подорожание произойдет в течение ближайшего месяца. К слову, президент топливного союза не исключает возможности, что стоимость 1 литра моторного топлива увеличится не на 1 руб., а на 2-3 руб.

 

С ним не согласен Александр Былкин, старший консультант «VYGON Consulting». Он полагает, что подорожание составит не более 1 руб.

 

Также Евгений Аркуша уверен, что в настоящее время российский рынок буквально переполнен накопленными запасами бензина. И собранные ЦДУ ТЭК данные — лишнее тому доказательство. Например, товарные остатки на НПЗ и других смежных предприятиях по состоянию на 29 августа 2016 г. достигали 1,796 млн. тонн. Как отмечают эксперты «Аналитики товарных рынков» эти запасы не дотягивают всего 300 тыс. тонн до показателей прошлого года. Но, учитывая отсутствие масштабных ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводов в осенний период, данные «закрома» всецело удовлетворят нужды автолюбителей, даже если произойдет резкий всплеск спроса на топливо.

 

Руководитель практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли КПМГ в РФ и СНГ Антон Усов связывает накопление товарных запасов с усовершенствованием НПЗ. Одним словом, рост запасов связан с модернизацией нефтеперерабатывающего комплекса.


Антон Усов находит в сложившейся ситуации и положительные моменты. Один из них заключается в том, что в 2015 г. и в 2016 г. рост стоимости моторного топлива не превышает инфляцию. Но если руководствоваться не относительным приростом, а абсолютным уровнем региональных цен, то разброс стоимости окажется широким. Кстати, в середине лета текущего года данная диспропорция достигала в некоторых регионах РФ 10 руб. Сейчас в той же Кемеровской области самый востребованный автолюбителями бензин марки Аи-92 стоит около 33,75 руб. за литр. Аи-95 дотягивает до 37,12 руб. Для сравнения, на Камчатке цены совершенно иные – 43,34 и 46,1 руб. соответственно.


Следует учитывать, что во многом такой большой разброс цен связан с тем, что в некоторых регионах под видом качественного топлива реализуется обычный суррогат, характеристики которого не дотягивают до параметров, заданных регламентом. В связи с этим каждый год в Росстандарт поступает от 500 до 800 жалоб от населения. Проведенные по горячим следам проверки зафиксировали, что некачественное топливо реализуют, как правило, независимые АЗС.

 


Новый рекорд

Если некоторые страны снижают добычу нефти, рассчитывая на более благоприятные времена, то Россия, наоборот, увеличивает ее добычу. Так, суточная добыча этого полезного ископаемого наряду с газовым конденсатом в РФ по состоянию на 3 дня сентября (4, 5 и 6 число) составляла более, чем 11 млн. баррелей. История знает лишь один пример, когда удавалось достигать такого показателя, это было аж 25 лет назад. Так что можно уверенно сказать, что российские нефтяники идут на новый рекорд.

 

Примечательно, что это не первое достижение отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в текущем году. В марте 2016 г. добыча достигала 10,912 млн. баррелей. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь именно весной РФ начала активную фазу переговоров с представителями ОПЕК и производителями, которые не числятся в картеле. Тогда речь шла о возможной заморозке добычи нефти. Когда же предварительные договоренности так и не были достигнуты, России удалось сделать колоссальный рывок.

 

Ирония судьбы – но, похоже, ситуация вновь повторится. Дело в том, что 5 сентября этого года высокопоставленные чиновники РФ и Саудовской Аравии сделали совместное заявление. Они декларировали свое стремление совместными усилиями стабилизировать сложившуюся ситуацию на топливном рынке. В свою очередь, заговорили о заморозке добычи нефти правительства Венесуэлы, Кувейта, Эквадора, а также ОАЭ. Данная инициатива нашла положительный отклик у Владимира Путина.

 

Хелима Крофт, руководитель департамента стратегии на рынке углеводородов «RBC Capital Markets», подчеркнула, что заявление, сделанное представителями РФ и Саудовской Аравии, является индикатором беспрецедентного экономического давления. Последнее, по ее словам, ощущают на себе многие производители. Эксперт уверена, что подобные заявления положительно влияют на мировую экономику и позволяют регулировать цены на нефтепродукты.

 


Версий много – правда одна
Но что бы ни говорили эксперты и аналитики про стоимость нефти и бензина, некоторые рядовые сотрудники АЗС придерживаются своей версии. Изменение ценников на топливо они объяснят тем, что в период кризиса многие автолюбители отказались от регулярных поездок на машине. А АЗС, чтобы не остаться в убытке и поднять выручку на докризисный уровень, увеличили цены.

 

Кончено же, от подобных версий за версту веет теорией заговора. На самом деле, все куда прозаичнее. Во-первых, стоимость топлива выросла и продолжит расти не во всех регионах РФ. Во-вторых, рост ее несущественный. Тем не менее, если заправлять полный бак, то сумма набежит немаленькая.

 

Ожидается, что в самой невыгодной ситуации окажутся жители удаленных регионов. Стоимость бензина на АЗС, которые расположены в труднодоступных местах, вырастет больше всего. Ведь там напрочь отсутствует конкуренция, которая всегда подстегивает к снижению цен, чтобы завлечь клиентов. Кроме того, данные АЗС находятся далеко от НПЗ. При этом доставка нефтепродуктов на такие автозаправочные станции занимает несколько дней, что выливается в большие расходы и затем закладывается в конечную стоимость бензина.

 

Именно поэтому о стабилизации стоимости бензина говорить пока не приходится. Особенно, если речь идет о таких удаленных регионах, как Якутия или Магаданская область. Чтобы доставить туда нефтепродукты, необходимо преодолеть несколько тысяч километров по железнодорожным путям, а затем осуществить перевалку на водный транспорт. Как правило, такая длительная и трудоемкая доставка «накручивает» цену бензина на 10%.
Учитывая все факторы, стоимость бензина не только не стабилизируется, но и продолжит расти. Безусловно, это плохая новость для автолюбителей. Но законам топливного рынка, которые формировались на протяжении длительного времени, не прикажешь. Единственный способ, который позволит водителям сэкономить хоть немного денег перед предстоящим подорожанием бензина – это заправка полного бака машины.



Опубликовано: 09.11.2016, Автор: Сергей ВАСИЛЕНКОВ
Категория: Топливо , Теги: цены на бензин, стоимость бензина



Обсудить публикацию

Ответить
21.11.2016 09:48  Вано

Поживём... увидем. В России цены только растут



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.