Авторские статьи

Цены на топливо – чудес не будет

Цены на топливо – чудес не будет

Время европейской модели прошло: суперскидки уходят в прошлое.

 

 

Учитывая, что в начале девяностых годов Россия оказалась почти в первобытном капитализме, вычеркнув из своей истории весь предыдущий опыт развития, который оборвался в 1917 году, наша страна заново проходит все стадии накопления опыта методом проб и ошибок. И чаще – еще больших ошибок.

 

 

Россия приходит к обычной традиционной модели, которая давно устоялась в развитых капиталистических странах. Поэтому, когда мы говорим об услуге, бизнесе заправки топлива по электронным картам, предоставлении различных услуг по этим же топливным картам, чудес не происходит, и постепенно все неизбежно движется к тому, чтобы копировать этот бизнес по принципу западной Европы и других развитых капиталистических стран.

 

 

Счастливое прошлое

Еще год назад автоперевозчик России мог рассчитывать на получение условий по заправке топливом, которые для любого европейского перевозчика казались бы фантастическими. Это скидка в 5–7%, плюс отсроченный платеж, плюс отсутствие обеспечительных мер в виде депозитов или залогов.

 

Для сравнения можно сказать, что стандартные условия, по которым работает европейский автоперевозчик, это предоплата, либо отсроченный платеж на 14 дней при условии полного покрытия рисков в виде депозита. То есть депозит должен быть равен, а точнее превышать стоимость заправки за 14 дней.

 

Что касается ценовой политики – это цена стелы, то есть цена за наличный расчет, плюс сервисный сбор. По разным странам он колеблется от 1% до 3%. Если говорить о скидках на топливо, то они могут присутствовать в определенных выделенных сетях. Чаще – это небольшие сети, заправки которых расположены не на магистральных трассах и размер скидки, в большинстве случаев, не превышает полпроцента.

 

Наблюдая это разительное отличие, которое существовало в прошедшие десятилетия в условиях заправки между Россией и Европой, наблюдатель все время задавался вопросом – а когда же это отличие исчезнет? Следя за тем, что в 2018 году происходит на этом рынке в России, можно сделать вывод, что процесс исчезновения различий начался и начался в весьма ускоренном темпе.

 

Что же происходило и происходит на рынке с точки зрения хронологии? На протяжении десятилетий существования топливных, так называемых вертикально интегрированных компаний в России, между ними шла жесткая конкуренция за клиентов, за продаваемые литры топлива. В этой конкурентной борьбе всегда было странно наблюдать, что куда-то на задний план уходит главный вопрос – прибыль, собственно то, что и является основой капитализма. Универсальный эквивалент – деньги. Как можно говорить о какой-то прибыльности бизнеса заправки топлива по топливным картам при предоставлении клиентам скидок до 17%? Арифметика простая: скидка плюс затраты на предприятие, предоставляющее услуги по топливным картам. Потому что ни «Лукойл», ни «Газпромнефть», ни «Роснефть» напрямую топливо не продает. Эти услуги предоставляют соответственно ООО «Ликард», ООО «Газпромнефть – Корпоративные Продажи», ООО «РН-КАРТ».

 

У каждого из этих подразделений есть точная себестоимость, которая традиционно составляет 3–5%. Таким образом, сложно найти экономическое обоснование для продажи топлива через «пистолет» на АЗС с совокупными потерями в 15–20%. В воздухе всегда витал в вопрос – когда же они начнут считать деньги нормально? Макроэкономические процессы, происходящие в 2017 г. и начале 2018 г., связанные с увеличением налоговой нагрузки на нефтяные компании, изменения коньюктуры цен, вероятно, вынудили эти нефтяные компании более тщательно оценивать результаты своей экономической деятельности. Поэтому многим из них стали понятны бессмысленность и убыточность раздачи скидок для конечных клиентов и агентов. Если бы топливные компании в России изучили опыт построения этого бизнеса в западной Европе, они еще раньше пришли бы к выводу о том, что большинство топливных компаний в мире уходят из этого бизнеса, не видя в нем никакого экономического смысла и предоставляя его агентам.

 

Например, компания Esso в Европе много лет назад продала свое подразделение Esso Fleet Card. При этом продажа топлива на АЗС Esso никоим образом не упала, а рентабельность выросла. Так что основным поставщиком этих услуг в Европе были и остаются две крупнейшие компании DKV и UTA. И у них нет ни одной собственной АЗС, ни одного собственного бензовоза, но каждая из них предоставляет услуги по заправке топливом на территории всей Европы, а также услуги по оплате дорог и иных сервисов.

 

Неизбежно топливные компании России придут к выводу о нецелесообразности развития этого направления, а может быть уже пришли, видя плачевный экономический результат своих подразделений, предоставляющих заправку по топливным картам. Да и вопрос очевиден: зачем тратить ресурс в этом направлении, если по аналогии с Европой клиентов на заправку могут поставлять крупнейшие операторы этого бизнеса в России, такие как «Инфорком» и «Петрол Плюс»?

 


Прощание со скидками

Итак, вернемся к хронологии событий. Подведя итоги 2017 года, некоторые из топливных компаний начали резко снимать скидки для конечных клиентов и операторов. Первым по этому пути пошла «Газпромнефть – Корпоративные Продажи». Следом в этом же направлении двинулись и остальные. Что же касается средних и небольших сетей АЗС, то они вынуждены были это сделать просто в силу того, что в 2018 г. маржинальная прибыль между оптовой и розничной ценой на топливо иногда сводилась к нулю, и предоставлять какие-либо скидки было просто невозможно. Благодаря тому, что высшие чиновники в нашей стране позволяют себе раздавать указания для бизнеса и регулировать рынок как во времена правления КПСС, ситуация приобрела несколько абсурдный характер. Топливному рынку с высокой трибуны в начале сентября было сказано: «Лимит повышения цен на топливо в этом году исчерпан», соответственно это означает, что топливным компаниям дано указание до конца года ни на одну копейку не повышать цену топлива даже при переходе на зимние виды топлива, которые традиционно дороже.

 

Что делать с убытками, которые возникают при исполнении этого указания? Очевидно, их хотя бы частично покроет коммерческий транспорт. Эта ситуация еще больше подхлестнула процесс снятия скидок. Некоторые топливные компании пошли еще дальше, они ввели надбавку к цене за наличный расчет для коммерческого транспорта. Вернется ли эта ситуация когда-либо в прежнее русло? Видимо нет. Конечно после истечения срока, названного в директивах сверху – конец 2018 г. – цены отыграют в верхнюю сторону и отыграют весьма серьезно. (Пока готовился номер, вышла новая директива – держать цены до марта 2019 года. Директива осталась, но цены уже не удержались, поэтому то, что происходит сейчас на оптовом рынке – это тема следующей статьи). Но скидки по топливным картам для коммерческого транспорта вряд ли уже когда-либо вернутся в прежнее русло. Более того, у большинства компаний, предоставляющих услуги заправки, в ближайшие год-два появятся дополнительные надбавки за оказанные ими услуги. По примеру того, как это существует уже много лет у «Ликарда» и «Петрол Плюс» в виде сервисных, информационных, транзакционных или иных сборов. Этот процесс неизбежен, потому что заправка топлива по электронным картам реально является услугой, связанной с затратами на оказание этой услуги. И если в былые годы такие компании как «Инфорком» или «Петрол Плюс» получали скидку от сетей АЗС в размере 5–8%, и это позволяло им и предоставлять скидку для конечных пользователей, и покрывать собственные расходы, и получать прибыль. В настоящее время, когда скидка для операторов топливных карт на большинстве сетей АЗС сократилась до 1–3%, а на некоторых, наоборот, существует надбавка к цене за наличный расчет, неизбежно встает вопрос о введении сервисного сбора.

 

Таким образом, кризис на топливном рынке России ускорил процесс осознания того, что ничто иное, кроме как модель, существующая в Европе, ждет и нас: цена стелы и сервисный сбор. В лучшем случае мы будем отличаться возможностью отсроченного платежа без обеспечительных мер.

 

 

Прогноз профессионала

Мы попросили прокомментировать происходящее человека, который создавал этот бизнес в России с 1991 года, основателя и генерального директора компании «Инфорком» Михаила Никина.

 

- Я постараюсь ответить на этот вопрос таким образом, чтобы это было интересно непосредственно автоперевозчику, чтобы он сделал вывод, чего ожидать и что искать. Примерно год назад я давал интервью на эту тему, и оно было озаглавлено в том духе, что тридцать лет назад мы создавали топливные карты не для того, чтобы искать волшебные цены, а для того, чтобы управлять затратами. И собственно то, что сейчас происходит, – это действительно такое ускоренное подтверждение того, о чем я говорил. Ну не будет больше волшебных цен, не будет больше волшебных скидок. И выбор для автоперевозчика в ближайшей и долгосрочной перспективе будет сводиться к тому, насколько его устраивает сервис, насколько полно представлены по той или иной топливной карте разные сети АЗС. И сейчас, как никогда понятно, насколько это важно.

 

Очевидный пример: в силу указаний сверху «Газпромнефть» была вынуждена заморозить цены, наверное, на самой низкой точке. И даже при отсутствии каких-либо скидок цена «Газпромнефти» в настоящий момент, сиюминутно все равно наилучшая, потому что, если мы возьмем, например, Подмосковье, усредненно можно заправиться дизельным топливом по 43 рубля. Но на иных АЗС даже при наличии скидок цена все равно будет выше. Поэтому иметь возможность по своей топливной карте выбирать – сегодня это одна сеть, завтра другая или это какие-то независимые АЗС – это способ управления затратами.

 

Кроме того, очень важно иметь возможность управлять этим программно-аппаратным способом. Как я говорю, не в виде вывешивания распоряжений на доске объявлений для водителей «там – заправляться, там – не заправляться». Просто зайти в личный кабинет, выбрать АЗС, и на них определить тот или иной алгоритм заправки. Уже сейчас мы видим большую волну обращений новых клиентов, в первую очередь крупных, которые в предыдущие годы имели напрямую от больших топливных компаний большие скидки. И мы им были просто неинтересны потому, что мы действительно не занимались раздачей каких-то больших скидок. Но сейчас мы вновь вызываем интерес, потому что они лишились этих скидок и в ценовом плане мы вполне сопоставимы с договорами, которые они бы заключали напрямую с той или иной топливной компанией. А учитывая, что по нашей топливной карте доступны практически любые АЗС в России, мы становимся гораздо более привлекательными.

 

Не перестану повторять, что существует пропасть, которая разделяет обезличенный крупный бизнес и, пускай даже крупный, но частный бизнес, ярким представителем которого является «Инфорком». Да, мы крупный бизнес, но у этого бизнеса есть лицо. Извините за нескромность, но это в том числе я и коллектив «Инфоркома», костяк которого сформировался почти тридцать лет назад. Конечно, по степени гибкости и сопричастности с нами сложно соперничать.

 

Если говорить о прогнозе на будущее в долгосрочной перспективе, я думаю, что мы будем копировать опыт Европы, когда на рынке этих услуг останется две-три крупных компании, таких как «Инфорком», которые будут реально предоставлять услуги и которые никоим образом не будут иметь отношения к топливному рынку, к сетям АЗС и т.д., по аналогии с европейскими UTA и DKV.

 

Непосредственно же топливные компании, если и оставят в своем составе подразделения, предоставляющие услуги по топливным картам, то вряд ли будут делать большие усилия по их развитию. И с большой вероятностью они могут быть проданы, потому что существенной экономической целесообразности в них нет. Потому что мы прекрасно понимаем, что если «Роснефть» или «Газпромнефть» ничего не будут делать для привлечения клиентов, выборка топлива от этого у них вряд ли уменьшится.

 

Подтверждением этого могут служить экономические показатели «Инфоркома» – на протяжении 2018 года ежемесячно заключалось в среднем 130 новых коммерческих договоров и порядка 120 новых госконтрактов. Таких высоких показателей не было давно, и это как раз свидетельствует о том, что массово происходит понимание того, что надо выбирать сервис, а не метаться в поисках волшебных цен.

 

Один из старейших международных перевозчиков России Владимир Солдатенков прокомментировал условия заправки топливом и оплаты дорог по Европе следующим образом:

 

- За долгую историю нашей компании «Авто-777-транс» мы использовали различные карты для оплаты дорог и топлива по Европе. Везде обязательным является депозит, полностью покрывающий ваши затраты. Исключением может быть ситуация, когда вы пользуетесь картами DKV или EuroShell, полученными через «Инфорком». Эта компания, являясь единственным дистрибьютором этих компаний, может на свое усмотрение не требовать депозита. Обязательным также является наличие сервисного сбора по заправке топливом и по оплате дорог. Когда некоторые компании на российском рынке заявляют, что они могут предоставлять услуги по Европе с сервисным сбором меньше 1% или вообще без него – это заведомые манипуляции. Сервисный сбор в этом случае будет спрятан в стоимость или в курсовую разницу, да еще с большой вероятностью помножен на три. Поэтому выбор в конечном итоге сводится к трем компаниям: DKV, EuroShell или все те же условия, но без депозита, – у «Инфоркома».

 

Стандартные сервисные надбавки за услуги в Европе

Сервисный сбор

За топливо

За дороги

Германия

2,5–4%

2%–4%

Польша

1,8–4%

2,5–4%

Литва

2,5–4%

2,5–4%

Италия

2,5–5%

4,75–5%

Словения

2,5–4%

4,5–5%

Белоруссия

2,5–4%

4,5–5%

Франция

2,5–4%

4,75–5,5%

Австрия

2,5–4%

2,0–4%

 

 


Теперь журнал «Автоперевозчик. Спецтехника» доступен в интерактивной версии на ваших мобильных устройствах.
Скачать приложение можно по ссылкам: 


Опубликовано: 05.12.2018, Автор:
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.