Авторские статьи

Зимние биржевые сюрпризы

Зимние биржевые сюрпризы

Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

 

 

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в течение первых двух недель декабря отмечалось резкое падение оптовых цен на нефтепродукты.

 

Эксперты и аналитики рынка, понятное дело, сразу же заговорили о сюрпризах, внесших в обыденность биржевых торгов долю интриги. Легковесное слово «сюрприз» при обсуждении столь серьезных событий выглядит, впрочем, вполне уместным после недавнего и такого же резкого роста оптовых цен на нефтепродукты. Тем более что предвидеть, или прогнозировать такие ценовые перепады вряд ли возможно. Но, пожалуй, в одном мнения (и прогнозы) специалистов совпадают – падение оптовых цен не отразится существенно на ценах розничных, смену ценников на АЗС ожидать не стоит.

 

И все же, центральной темой в топливном сообществе, с выстраиванием прогнозов на начало нового года, пока остаются декабрьские события на бирже.

 

 

ФАС бдит и регулирует

Для того чтобы понять, почему некоторые обозреватели назвали резкое снижение оптовых цен на нефтепродукты обвалом, следует, в первую очередь, обратиться к тем данным, которые приводят в своих декабрьских оперативных отчетах аналитики торговых операций на бирже.

 

Например, наглядную раскладку биржевых ценовых метаморфоз представили эксперты «Алгоритма». В коротком отчете о биржевых торгах второй недели декабря все предельно четко и конкретно.

 

Бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ на 440 руб./т до 43 510 руб./т. Объём сделок 13,800 тысяч тонн держится неизменным второй день подряд против планового задания 7 тысяч тонн. Максимальный спад в этом сегменте установлен на Ачинском и Пермском НПЗ, где цены сократились более чем на 1 000 руб./т.

 

Также цены сделок с бензином Аи92 обрушились на 230 руб./т до 41 940 руб./т. Объём сделок составил 36,6 тысяч тонн против 32,1 тысяч тонн днём ранее. Максимальный спад, чуть более 500 руб./тн., показали Пермь и Саратов.

 

Наконец, дизельное топливо зимних классов, показавшее за три торговых дня первой недели спад на 360 руб./т, «не поддержало» тенденцию бензинов, а развернуло вектор цен к росту. В начале второй недели они подросли на 200 руб./т до 47 050 руб./т. Производителям, не сумевшим поддерживать высокие объёмы продаж, пришлось снизить их (относительно понедельника на 1 000 тонн) до 14 270 т. И, вероятно, ползучий рост по 100-200 руб./т в день завершит вторую неделю декабря.

 

Такие вот, весьма показательные оперативные (по дням) сводки об объемах биржевых сделок и продаж, влияющих на топливные цены в ту или иную сторону.

 

Но, в целом, предтечей такого резкого падения цен на бензин и дизель, по мнению аналитиков топливного рынка, стали два фактора. И один из них (кто-то считает его основным) – своевременные меры, принятые ФАС, где сразу же обратили внимание на ноябрьские «рекорды» биржевых цен.

 

Такая реакция главного регулятора, по мнению главного аналитика «Алгоритма» Виктора Костюкова, была вполне предсказуема.

 

- Антимонопольщики могли бы не обращать особого внимания на происходящее на  бирже, – заметил он, – но эти события (ноябрьский скачок цен) создали другую ожидаемую проблему: рост цен на бирже подтолкнул вверх цены на АЗС, а это уже социальный аспект. Известная установка ФАС – «инфляция плюс» оказалась с тремя плюсами. Росстат за 11 месяцев насчитал инфляцию 2,09%, а цены АЗС обогнали её втрое, бензины подорожали на 6%, дизель подтягивается к 8%.

 

Графики на диаграмме достаточно убедительно подтверждают статистические данные, приведенные экспертом.

 

 

 

 

О том, насколько серьезно в ФАС отнеслись к ноябрьскому росту оптовых цен на топливо, свидетельствуют экстренные совещания с представителями нефтяных компаний и соответствующих ведомств и последовавшие за ними заявления.

 

Регулятор действовал быстро – все, что было необходимо, было сделано в сжатые сроки. В начале декабря ФАС рассылает нефтяным компаниям письмо с требованием обосновать  рост цен на нефтепродукты, далее последовали встречи с представителями ВИНКов и обсуждение проблем в биржевом комитете.

 

Ну а после принятых решений, как водится, «довели до сведения». Так, по сообщению «Интерфакса», глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин сказал, что предложения топлива на внутреннем рынке будут увеличены. Чиновник также отметил, что рост предложений товара на бирже уже начался: в сутки стало продаваться порядка 30 тыс. т, тогда как ранее продавалось около 16 тыс. т.

 

И, конечно, заметим, свои результаты в «операции» по снижению цен принесли жалобы на их рост представителей общественных топливных организаций и независимых владельцев автозаправок, направленные президенту.

 

Познается в сравнении

Итак, если к первому фактору снижения оптовых цен на нефтепродукты, без каких-либо натяжек,  можно отнести своевременные действия ФАС, то вторым фактором, который также нельзя сбрасывать со счетов, становятся дополнительные поставки нефтепродуктов из производственной программы января для обеспечения НПЗ нефтяных компаний необходимым реестром заявок на выгрузку товара в период длительных новогодних каникул. Этот фактор рассматривается экспертами как сезонный.

 

- В декабре нефтяные компании выставляют на биржу дополнительные объемы топлива, которые покупатели получают уже в январские праздники, когда максимально снижается спрос на него. Это выгодно нефтяникам, которые не могут останавливать свои НПЗ в период снижения спроса. Так, объем продаж бензина АИ-92 11 декабря вырос с 16 тысяч до 32 тысяч тонн в сутки, тогда как в 2016 году 16 декабря рекорд продаж бензина составил 37 тысяч тонн, – отмечает ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков, добавляя при этом, что данные действия нефтяников, которые принято относить к сезонным факторам, также, помимо предупреждений ФАС, привели к падению цен.

 

Последние события середины декабря на бирже, которые уже вызвали в трейдерском сообществе дискуссию о границах спада, коснулись, и весьма значительно, основного вида топлива – бензина. Происходящее в этом топливном сегменте называют не просто снижением, а обвалом цен. Так, бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ на 330 руб./т до 42 920 руб./т. Объём сделок, возрастающий день ото дня, достиг отметки 15,240 тысяч тонн, против 13,800 тысяч тонн. А бензин марки Аи92 упал в цене на 250 руб./т. до 41 930 руб./т. Объём сделок – 38,580 тысяч тонн против 36,600 тысяч тонн. И такие «скачки» происходят в течение одного-двух дней биржевых торгов.

 

Казалось бы, выстраивать прогнозы, даже краткосрочные, в подобной ситуации – пустое дело. Поэтому в данном случае наш эксперт Виктор Костюков предлагает рассмотреть сезонное (декабрьское) падение цен с двух позиций. В первой он отслеживает политику цен, проводимую нефтяниками на бирже в 2016 году, и проецирует ее на год 2017-й. Во второй – сопоставляет объемы сделок 2016-2017 годов.

 

Для более четкого представления о действиях нефтяных компаний на бирже, по мнению Костюкова, стоит ознакомиться, например, с диаграммой поведения биржевого национального индекса REG (бензин Аи92) за период чуть более года – с ноября 2016 года по ноябрь-декабрь 2017 года.

 

 

 

 

Из графиков диаграммы видно, что перестройка внутренних цен на бензин завершилась к началу июня 2016 года, а затем поддерживалась на горизонтальной траектории сбалансированной подпиткой спроса со стороны производителей бензина. При этом никаких претензий по поводу сложившегося уровня (около 42 тысяч руб./т.) цен антимонопольная служба в адрес нефтяников не высказывала.

 

И представлялось, что до конца года каких-то ценовых всплесков не будет, но к концу октября ситуация резко поменялась. На осенний ремонт последовательно выводятся ряд НПЗ (Уфа, Омск, КИНЕФ, Саратов), объёмы поступлений товара на рынок сокращаются, что отзывается в ноябре непрерывным движением индекса вверх.

 

- При этом естественный ход ускоряется новостями о пожарах то на НОРСИ, то на ЯНОСе, то остановкой каткрекинга на Московском НПЗ, – отмечает Виктор Костюков, – и к концу ноября индексы, взлетев на 2 000 руб./т вверх, очутились на запредельной высоте. Рынок оказался явно, по выражению биржевиков, перекуплен. Здесь-то и проявился ФАС, требуя у нефтяников объяснить, что происходит. И в итоге дал указание нарастить объёмы предложений товара: успокоить и рынок, и цены на нём. Собственно, такие же процессы происходят и в этом году. Нефтяные компании отреагировали на замечания регулятора – требования ФАС были выполнены. Объёмы предложений товара достигли рекордов прошлого сезона, цены возвращены к уровням, к которым ранее претензии не высказывались. Но вероятность того, что они опустятся еще ниже, крайне мала.

 

В сегменте бензина Аи95, прогнозируемый к концу года по той же логике, что изложена выше, индекс PRM видится на уровне, близком к 42 000 руб./т.

 

Для того чтобы лучше понять поведение биржевых цен в оставшиеся дни 2017 года, опираясь на сравнение объемов сделок в 2016-2017гг., наш эксперт также предлагает, в первую очередь, обратить внимание на следующую диаграмму.

 

 

 

 

Помесячно зафиксированные объёмы биржевых сделок на базисах НПЗ с бензином Аи92 по данным национального индекса REG, отражают все нюансы торгов за означенный период.

 

Очевидным, например, становится, что в декабре 2016 года нефтяные компании реализовали на торгах 377 тысяч тонн бензина Аи92. А  в 2017 году за девять торговых сессий (с 1 по 13 декабря) – 248 тысяч тонн. И чтобы выйти на показатель прошлого года нужно было в оставшиеся до биржевых новогодних каникул 7 рабочих дней декабря продавать в среднем по (377-248)/7=19 тысяч тонн ежедневно.

 

- Если же разогнать продажи до 400 тысяч тонн, что допустимо, – полагает Костюков, – то и тогда среднедневная норма возрастёт лишь до 22 тысяч тонн в день. Естественно, такое сокращение предложений отзовётся ростом цен. Если производители сократят объёмы предложений, например, с понедельника до 30 тысяч  тонн в сессию, то уже к среде следующей недели индексы цен потеряют ещё около одной тысячи рублей на одной тонне, но при этом программа максимум по насыщению рынка будет исполнена, а вектор цен развернётся к росту.

 

И в завершение рассмотрения объемов биржевых сделок – о положении дел в сегменте дизельного топлива.

 

Сравнение трехмесячного периода двух лет, показывает, что объёмы реализации зимнего дизельного топлива за сентябрь-ноябрь 2017 года составили 416 тысяч тонн против 388 тысяч тонн за такой же срок годом ранее, то есть увеличение составило 7%.

 

Тем не менее, на диаграмме отражена и просадка сделок в ноябре 2017 года.

 

 

 

 

Впрочем, не добавляют оптимизма и данные декабря 2017 года. За 8 торговых дней реализовано 101 тысяча тонн морозостойкого дизельного топлива климатических классов 1-4. Чтобы достичь объёма продаж декабря 2016 года – 246 тысяч тонн, необходимо выйти в оставшиеся дни на продажи как минимум 20 тысяч тонн ежедневно.

 

-Такой объём нефтяникам не потянуть, – уверен Костюков, – самое большее, что удается реализовать в процессе торгов – это 11-12 тысяч тонн в дневную сессию. Поэтому следует ожидать медленный рост цен, примерно 100-200 руб./т в день, который продолжится до конца декабря.

 

 

Продавцам – маржа, покупателю – цены

О том, как отразится декабрьское биржевое падение оптовых цен на топливо на рядовых российских потребителях, гадать особо не приходится: впереди, уже в новом году, их ждут очередные сюрпризы в топливной рознице, вопрос только, в каком порядке (по месяцам-сезонам) они будут преподноситься автовладельцам. И даже тот факт, что нефть возвращается к своим лучшим временам (впервые, с июня 2015 года цена барреля марки Брент превысила $65), никоим образом не повлияет на снижение цен на бензоколонках. По мнению большинства аналитиков, общий заданный курс в торговле топливом в новом году каких-то значимых изменений не претерпит – через фиксированные ставки налогов, акцизов, и, конечно, курса рубля, рассчитанного из прогноза среднегодовой цены барреля $40, цены на нефтепродукты будут в течение наступающего года расти не меньшими темпами, чем в 2017 году.

 

Очевидно, впрочем, что от падения в конце уходящего года оптовых цен выиграют владельцы АЗС, выровняв значения маржинальности, которые до декабрьского биржевого спада цен, оказались близки к убыточным. И, понятное дело, постараются по максимуму наверстать упущенное.

 

Общую, и уже частично новогоднюю тенденцию, подтверждают и высказывания аналитиков рынка.

 

Так, гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов полагает, что падение оптовых цен на нефтепродукты не приведет к их снижению в рознице. Для него очевидно, что  розничные, и, в первую очередь, независимые, торговцы постараются по максимуму компенсировать убытки, понесенные от недавнего резкого взлета оптовых цен

 

А ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков, в свою очередь, считает, что цены на АЗС из-за падения оптовых цен не снизятся, но замедлят свой рост в январе и будут расти медленнее, чем могли бы. Такое положение дел, по его мнению, сохранится минимум до марта 2018 года – предстоящие президентские выборы и здесь станут определяющими.



Опубликовано: 09.01.2018, Автор: Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ
Категория: Топливо



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.