Авторские статьи

Горячая специфика лета

Вадим ПОПОВ

Казалось бы, главные сложности перевозчикам приносит зима. В самом деле – что такого страшного ждет владельца грузовика в теплое время года? Но грузовые шины это тонны нагрузки на каждую покрышку, чудовищное давление и километры стального корда. И чтобы немалые деньги, которые приходится платить за них, не были потрачены зря, следует учесть ряд немаловажных моментов летнего сезона.  



По сезону, цене и потребностям
Подход к выбору грузовых шин для любого сезона должен быть обдуманным и взвешенным, а их покупка быть не рутинным разговором покупателя с продавцом, а переговорами профессионала от шинного бизнеса с профессионалом от бизнеса автомобильного. Прежде всего, необходимо понять по каким дорогам и какой груз перевозит ваш автомобиль и в соответствии с этим сделать правильный выбор.


В настоящий момент достаточно широко распространены  универсальные шины с маркировкой «M+S» или «M&S»  (Mud + Snow – «грязь плюс снег»). Такая маркировка означает, что эти шины всесезонные и способны работать в условиях и лета и зимы.


Деления на летние и зимние шины как такового для грузового транспорта в России практически не существует. Есть универсальные, поливалентные шины, которые предназначены для работы и в зимний, и в летний период, а есть шины, предназначенные преимущественно для работы в зимний период. Если же расширить диапазон, затронув африканские страны, где зимы просто не существует, то для них приходится создавать шины, которые выдерживают более высокую температуру окружающей среды. Так что можно в принципе говорить о летних грузовых шинах как климатической специфике жарких стран, но не России.


Поэтому выбор грузовых шин, по мнению профессионалов, даже в теплое время года должен основываться скорее на потребности пользователя: что именно он хочет получить? Хочет ли он получить, прежде всего, низкую стоимость километра пробега? Следует помнить, что говоря о грузовых шинах, мы ведем разговор о сегменте Business To Business, основная задача которого может быть сформулирована как получение прибыли в сочетании с минимизацией накладных расходов. При таком подходе закономерно будут выбраны шины с низкой стоимостью километра пробега. Однако эксплуатация в условиях плохих дорог заставит автовладельца выбрать шины с хорошими сцепными характеристиками


Таким образом, на самом деле при выборе шин первую скрипку играет предполагаемый сегмент эксплуатации, а во вторую очередь – требования клиента. По этим признакам все грузовые шины можно разделить на несколько групп.


Первый сегмент эксплуатации эксперты определяют как сегмент шин, предназначенных для эксплуатации на дальние расстояния и здесь основной критерий – низкая общая стоимость пользования этой шиной. Сюда же попадает и снижение затрат на топливо, потому что шина помогает экономить, снижая стоимость километра пробега.


Вторая группа – шины для национального регионального использования. Если первая группа работает в основном на автомагистралях и длинных дистанциях, то есть, предназначена для длительных перемещений с практически постоянной скоростью, то для второй группы характерны большее количество остановок, троганий, виражей, проезда перекрестков и т.д. Закономерно, что здесь шина начинает работать в других условиях и ее характеристики должны быть другими.


Третий сегмент – строительные шины. Шине в условиях стройки неплохо иметь и высокий потенциал и высокий ресурс, но, прежде всего требуется, чтобы эта шина была очень прочной, иначе она просто раньше выйдет из строя из-за повреждений, чем успеет показать свой пробег.


Существуют и шины для внедорожного использования, здесь основная задача просто добраться по бездорожью из пункта А в пункт Б. Для этого шина должна иметь высокую проходимость, кроме того, она изначально создается для условий возможности эксплуатации при очень низком давлении. Если нормальное давление грузовой шины в зависимости от нагрузки, в зависимости от оси колеблется где-то от 7,5 до 9 атмосфер, то в такой внедорожной шине давление можно опускать до 1 атмосферы и даже меньше в зависимости от дорожных условий. Если это песок, давление можно будет опустить до 1 атмосферы, чтобы обеспечить проходимость в этих условиях. В других грузовых шинах подобное невозможно, в этом случае каркас шины сразу же выходит из строя.


И пятая группа – шины для городских условий. Тут тоже есть своя специфика, потому что низкие скорости в городе сочетаются с большим количеством разгонов и торможений. Плюс к этому добавляется фактор бордюров, поскольку притирание к бордюрам ведет к явно выраженному износу боковой стенки шины. Часто на таких шинах специально стоят индикаторы износа для того, чтобы подсказать пользователю, что в момент когда толщина боковины дойдет до минимального допустимого значения, шину пора менять.


И если в привычной к хорошему асфальту Европе одним из главных требований к летней резине эксперты считают ее поведение во время дождя, то что, главное для летних шин в нашей стране профессионалы называют их «неубиваемость». Для российского потребителя грузовых шин, на первом месте стоит их надежность и высокая ходимость. Как уже упоминалось выше, грузовая шина это B2B сегмент рынка и российский клиент, прежде всего, смотрит на совокупную стоимость владения, какое расстояния он сможет проехать на купленных шинах, надежность их каркаса, возможность нарезки и наварки. На следующей ступени по степени значимости для потребителя находятся технические характеристики шины: сцепление на мокрой дороге, экономия топлива, управляемость и т.д.


- Что касается специфики эксплуатации в летний период, то летом шина, конечно, нагревается сильнее. Воздействие на шину оказывают температура асфальта, солнца и т.д. Поэтому первой из сложностей при разработке «универсальной» шины, которая работала бы и при жаркой погоде и в холодное время, становится баланс ее характеристик. Какая проблематика возникает, если шина эксплуатируется при высокой температуре? Это, прежде всего теплоотвод: грузовая шина работает в условиях большой нагрузки, соответственно теплообразование в такой шине происходит достаточно интенсивно. И задача конструктора создать шину, которая, с одной стороны, обладала бы эффективным теплоотводом (что в летних условиях достаточно сложно), а с другой, обладала бы такими физико-химическими свойствами, которые минимизировали бы теплообразование в самой шине. Самым простым решением было бы уменьшить глубину протектора, т.е. уменьшить количество резины в шине. Более тонкая стенка  легче выводит тепло. Чем меньше резины деформируется при движении, тем меньше и теплообразование. Но, применив такой подход, мы потеряем в пробеге. Поэтому чтобы создать шину, которая будет хорошо выводить тепло, и при этом обеспечивать высокий пробег и, сцепные характеристики, требуются непростые решения, – рассказывает менеджер по продукту в сегменте грузовых шин компании «Мишлен» в России и СНГ Михаил Харсеев.

 


Сколько жить шине?
Средний срок жизни шины в любое время года, опять же упирается в пресловутые условия эксплуатации. Очевидно, что самыми эффективными способами увеличения срока эксплуатации шины являются правильный выбор давления, соблюдение рекомендованной нагрузки на ось и хорошее техническое состояние транспортного средства.


- Не стоит, например, ждать внушительного пробега от самосвала, шины на них редко живут дольше 100 тысяч километров. С магистральными тягачами ситуация интереснее, мало того что шины на каждой оси разные, ездят где попало и по разным дорогам, так еще как летом, так и снежной зимой. Если состав курсирует, например, между Москвой и Минском, то рулевые шины могут выхаживать по 250 тысяч километров. Ведущим шинам легче, их срок жизни может перевалить и за 300 тысяч километров. У прицепа каждая ось живет своей жизнью, поэтому на нем шины требуют грамотной перестановки, и служат от двухсот до трехсот тысяч километров. Чтобы шины выдавали такие приятные глазу владельца грузовика цифры, нужно в первую очередь регулярно контролировать внутреннее давление в шинах, выполнять их перестановку, осматривать шины на предмет наличия повреждений, и своевременно устранять их, – рекомендует инженер департамента технической поддержки компании Bridgestone Илья Калинкин.
В какое же время года грузовая шина живет дольше?


- Здесь можно выделить два аспекта. С сугубо практической точки зрения, летом шина изнашивается быстрее, чем зимой. Зимой абразивные свойства дороги снижаются, так как возрастает количество осадков, дороги покрываются льдом, снегом, в результате износ в зимний период меньше. Но можно подойти к вопросу чисто теоретически, и взять две абсолютно одинаковые по своим характеристикам шины и одну эксплуатировать при высокой температуре на сухом асфальте, а вторую – при более низких температурах, но опять же на сухом асфальте. Интересно, что в таком случае, шина, работающая при более низких температурах будет изнашиваться быстрее: дело в том, что при низкой температуре резиновая смесь «дубеет» и становится более хрупкой. И когда она подвергается абразивному воздействию сухого асфальта, то шина теряет несколько большее количество резины, чем в тех же условиях, но при более высокой температуре. Но это весьма теоретический подход, так как на скорость износа шины, кроме температуры, влияет множество других факторов. И задача инженеров создать шину, имеющую высокую износостойкость при любых температурах, что достигается, в том числе, за счет использования специальной структуры протектора, ламелей и т.д., – отмечает Михаил Харсеев.

Под жарким солнцем дорог
Другой момент летней специфики также связан с температурой, а именно с давлением внутри шины.
- Идеальный вариант, если ночью шина не работала, а утром мы проверяем давление и выставляем его в соответствии с нашими рекомендациями. Или же должно пройти как минимум три часа простоя после работы – тогда тоже можно регулировать давление. Давление накачки шин зависит от нескольких показателей: типа транспортного средства, размерности шин и, конечно, нагрузки на ось. Скажем, для шины в размере 315/70R22.5 рекомендуемое давление может составлять 8 бар в «холодном» состоянии», но после того как она проезжает 3-5 км температура в шине повышается.  Во время движения температура внутри шины может достигать 80-90 градусов, и давление внутри шины может возрасти до 10 бар. Это абсолютно нормальная ситуация и нормальное рабочее давление. И в этой ситуации самое главное, чтобы ни в коем случае не снижать давление до рекомендуемого. Потому что в этом случае шина станет недокачанной и это приведет к негативным последствиям при эксплуатации: увеличится расход топлива, ухудшатся сцепные характеристики, сократится пробег шины, но самое главное – это отразится на безопасности. Поэтому в «горячих условиях» абсолютно нормально, что давление в шине выше рекомендованного и мы настоятельно рекомендуем корректировать давление на холодной шине. Кроме того, не стоит забывать о влиянии нагрева от воздействия прямых солнечных лучей. Если машина не эксплуатируется и находится на стоянке, одна сторона может находиться на солнце, а другая в тени. Давление в шинах на нагретой стороне может отличаться на 0,3 бара и если оно отличается в пределах данного значения, то можно не корректировать давление. Если этот разброс больше чем 0,3, то необходима корректировка, – советует Михаил Харсеев.


- Грузовые шины в любой сезон требуют частого контроля давления, особенно в жару и мороз, важно не забывать делать такие проверки пока шины холодные, – подчеркивает Илья Калинкин.


Разумеется, летом давление может быть немного выше зимнего. Однако, регулируя давление в шинах, следует помнить, что заниженное давление – причина не только короткого срока жизни шин, но и прямая или косвенная причина большинства выходов их из строя, именно поэтому оно всегда должно соответствовать рекомендованному, в зависимости от модели и типоразмера.


Условия хранения летних шин и зимних шин в целом схожи, но свои нюансы у теплого сезона есть. Эта специфика связана с солнечными лучами и углом их падения: летом их больше, они направлены под более прямым углом, чем зимой. Поэтому старение шины из-за воздействия солнечных лучей может происходить быстрее и именно поэтому очень важно исключить при хранении шин влияние солнца.


- Шины должны храниться в сухом проветриваемом помещении, но ни в коем случае не на открытом воздухе. Иначе шина будет быстрее стареть, покрываясь тоненькой сеткой морщин-трещин, – считает Михаил Харсеев.

 


Два комплекта лучше, чем один?
Вопрос о необходимости или бессмысленности второго комплекта шин, пожалуй, из разряда вечных, поскольку у каждой точки зрения есть свои сторонники и противники. Однако не коснуться его, рассматривая тему грузовых шин на летних дорогах, было бы неверно.


- Обзаводиться раздельными комплектами шин в грузовом сегменте имеет смысл тем автовладельцам, чьи машины перемещаются по заснеженным и обледенелым дорогам, особенно между городами, – считает специалист по маркетингу направления грузовых шин компании «Континетал Тайрс РУС» Дмитрий Макаров.


- Если отбросить коммерческую составляющую, то за редким исключением для автовладельца есть смысл отдельно покупать зимние шины при работе в условиях экстремальной зимы. Тем не менее, большая часть наших шин может с успехом эксплуатироваться как зимой, так и летом. Притом под «зимой» имеется в виду не только зимняя асфальтированная дорога, но и дорога, покрытая рыхлым или утрамбованным снегом, а также и лед, – рассказывает Михаил Харсеев.


Ну и нельзя не упомянуть о недопустимости использования зимних шин, особенно с шипами, в летних условиях.
- Последствиями использования зимней резины и шипов на летних дорогах становятся ухудшение торможения, повышение износа и расхода топлива, также возможен перегрев шины, – уверен Дмитрий Макаров.


В целом же, помимо любых экспертных рекомендаций, автовладельцам следует помнить, что самым главным фактором сохранности шин на летних трассах остается наличие логики и здравого смысла.



Опубликовано: 10.08.2011, Автор: Вадим ПОПОВ
Категория: Шины



Обсудить публикацию

Ответить
17.03.2016 13:08  неизвестный

Комментарий удален



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.