Авторские статьи

Рынок грузовых шин: осторожный оптимизм

Рассуждая о новой волне кризиса, каждый перевозчик помимо тяжких дум о прибылях и убытках, озабочен мыслями о ценах на комплектующие, в том числе и на «обувку» для грузовика. Чего же ждать от рынка грузовых шин в ближайшее время?

 

Вадим ПОПОВ

 

Олимпиада и ЦМК

Единодушного мнения о положении дел на рынке грузовых шин сегодня нет. Одни эксперты уверены в том, что сегодня данный рынок испытывает подъем, другие же указывают на тот факт, что в этом году наметился небольшой спад объемов потребления и перераспределение пошло в пользу бюджетного сегмента шин. Ориентировочно общий объем потребления российского рынка грузовых шин сегодня определяют на уровне 7,3 млн. шин, из которых 4,3 млн. составляют отечественные шины и около 3 млн. – импортная продукция.

Ситуация в регионах неоднозначна и сказать, что в том или ином регионе используют только те или иные шины нельзя. Эксперты закономерно отмечают, что регионы больше ориентированы на бюджетные бренды шин. Разумеется, эта закономерность верна в первую очередь для областей, которые не связаны с газом, нефтью и другими сверхприбыльными областями.

Есть и другие факторы.

– По потреблению шин, на наш взгляд, Южный федеральный округ и Сибирский округ усилили свои позиции. В случае с ЮФО это можно, теоретически, объяснить подготовкой к олимпиаде и развитием агропромышленного комплекса, –  рассказывает менеджер по продажам грузовых шин компании Continental Мартин Жалоудек.

Если же говорить в целом о том, куда в настоящий момент дует ветер на рынке грузовых шин в России, то скорее это рост чем стагнация. Особое внимание эксперты уделяют росту рынка шин с цельнометаллокордным каркасом (ЦМК).

- Тенденции развития грузового шинного рынка достаточно очевидны, и не заметить их сложно. Среди основных мы выделяем несколько пунктов. Сокращение доли применения грузовых шин камерного типа и шин со смешанным кордом. Эта тенденция обусловлена, в первую очередь, общемировым переходом на шины с цельнометаллическим каркасом и большей долей использования бескамерных шин. Усиление российского шинного производства или скорее активная экспансия шинного грузового рынка отечественными шинными производителями (Ярославль, Нижнекамск). Ну и конечно большая доля шин китайского производства, которые прочно заняли свою нишу и в ближайшее время вряд ли ее покинут, – считает Мартин Жалоудек.

- До 2000 г. на рынке грузовых шин присутствовали только камерные грузовые шины с текстильным каркасом. Однако рост спроса на современные грузовые автомобили вызвал спрос на шины с цельнометаллокордным каркасом. В частности с 2000 по 2011 гг. рынок шин ЦМК вырос почти в 20 раз, рынок шин на текстильном каркасе за тот же период сократился на 23%, а доля шин с ЦМК за это время выросла с 1-2% примерно до  50%, – рассказывает директор по маркетингу грузовых шин компании MICHELIN Юрий Антипов.

Помимо перечисленных тенденций¸ специалисты отмечают и другие российские веяния, которые являются общими для многих стран. В первую очередь это падение общего спроса на грузовые шины и, соответственно, их продаж примерно на 20%. Такая черта является общей как для Европы, так и для России. Наряду с этим, практически везде, наблюдается рост спроса на шины магистрального и смешанного назначения. Кроме того, увеличивается доля  потребления зимних шин к соответствующему сезону, что говорит о стремлении к уменьшению риска на дорогах во время снегопадов и гололеда. В первую очередь эта тенденция затрагивает область пассажирских перевозок. И, наконец, эксперты обращают внимание на глобальный тренд, который состоит в стремлении мировых производителей предоставлять полный пакет сервисных услуг конечному покупателю. Иначе говоря, идет отказ от исключительно товарной модели взаимодействия с автопарками и наметился больший уклон в сторону сервисного обслуживания и всесторонней поддержи клиента, сохранения его транспортных средств в рабочем состоянии и предоставления ему экстренной помощи, как на дороге, так и в парке.

 

 

Данные предоставлены компанией «Мишлен»

 

Чего хочет перевозчик?

Не секрет что выбор шин во многом определяется состоянием дорожного полотна. Традиционные сезонные приметы отечественных дорог известны каждому: весной трассы разбиты и покрыты ямами, летом относительно пристойны, а зимой – скользки и нередко обработаны реагентами. Если взглянуть на вопрос более оптимистично, то стоит отметить, что за последние годы состояние дорог в нашей стране улучшилось, но до полной победы благоустроенных трасс над бездорожьем еще очень далеко. Это, по мнению специалистов, и определяет основу выбора шин, а именно – региональные и строительные шины. То есть русский водитель выбирает шины с хорошим тяговым усилием, прочные, с крепким каркасом и хорошей проходимостью.

В последнее время эксперты отмечают рост доли шин бюджетного сегмента. В свою очередь рост доли шин сегмента «премиум» составляет 10-15% в год. Стоит отметить, что в данной области маржинальная прибыль от товара достаточно низкая, поэтому можно сказать, что чисто оптовые структуры, которые занимаются исключительно куплей-продажей шин, начинают отмирать. Иначе говоря, в основном делается упор на сервис и розничные продажи.  Растет доля рынка грузовых зимних шин, что говорит о том, что рынок становиться более осознанным и ответственным перед своими заказчиками. Основным типоразмером, который предпочитает российский потребитель, специалисты называют 315/70R22.5. Развивается и становится более современным производство российских компаний, что повышает их конкурентоспособность и дает им все шансы завоевать свою долю рынка.

 

Перспективы и цены

Не в последнюю очередь цены на грузовые шины зависят от цен на сырье для их производства. И, по словам экспертов, вопрос о динамике цен далеко не самый простой. Ключевая составляющая при производстве шин это натуральный каучук, доля которого в грузовой шине составляет около 35%. Из-за неурожая 2010 г., в начале 2011 г. достаточно ощутимо выросли цены на сырье. Их рост составил почти 100%, что заставило практически всех производителей поднимать цены на свою продукцию. Это и послужило основным поводом для начала изменения цен. На сегодняшний день цена на натуральный каучук практически откатилась на уровень 2010 г., что позволило всем производителям зафиксировать свои цены. Но это повлияло и на многие другие компоненты шины, например синтетический каучук, который в силу роста спроса на него, также увеличился в цене. Что же касается текущего года, то рост цены остановился, и его даже удалось снизить. Итог, по мнению специалистов, хоть и не оригинален, но однозначен: дальнейшие изменения цен будут зависеть от текущей экономической ситуации.

- Если говорить о перспективах развития рынка, то среди самых важных факторов, которые могут повлиять на него, можно выделить два. Первый это переход на ЦМК шины российских гигантов грузового автомобилестроения, таких как, например, «Камаз». Вторая обусловлена новыми российскими реалиями – открытием в России крупных заводов по сборке грузовиков компаниями: Volvo/Renault, MAN, Daimler. Ну и конечно, сами российские производители шин тоже будут усиливать свое влияние на рынке, – уверен Мартин Жалоудек.

- Рост количества внутренних грузоперевозок – одна из ключевых тенденций, влияющих на развитие рынка грузовых шин в России (в 2011 г. прирост составил 10%). Если говорить о структуре рынка грузоперевозок в России, значительный рост демонстрирует сегмент региональных грузоперевозок, который на данный момент занимает около 40% от общего объема. По прогнозам компании MICHELIN, сегмент региональных перевозок в России продолжит сохранять положительную динамику в течение ближайших пяти лет, а вместе с ним будет расти импорт грузовых автомобилей иностранного производства, – считает Юрий Антипов.

Таким образом, перспективы развития рынка грузовых шин в России в ближайшее время в основном положительны. Как бы ни снижался спрос на грузовые шины в мире в целом, компании-производители по-прежнему рассказывают о своем участии в различных отечественных и международных выставках и салонах, а это явный признак и наличия конкуренции, и роста отрасли. Остается только надеяться, что кризис не внесет в текущее положение дел негативных корректив и у отечественных перевозчиков будет все больше возможностей оснастить свои грузовики подходящей «обувью».

 

Фото Continental



Опубликовано: 05.07.2012, Автор: Вадим ПОПОВ
Категория: Шины



Обсудить публикацию

Комментариев еще нет, будьте первым!

Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.