Авторские статьи

Незакрепленный груз пострадал. Кто заплатит за ущерб?

Галина БАЗАНОВА


Общие сведения

В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Согласно пунктам 1 - 3 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

 

Суть дела
По договору поставки Поставщик обязался поставить стекло Покупателю в согласованном количестве, указанной площадью. Стоимость стекла  стороны указали также в договоре. Согласно условиям договора поставка товара осуществляется самовывозом с использованием автомобильного транспорта. Дата поставки - дата отгрузки товара со склада Поставщика. Обязательства поставщика по отпуску и отгрузке считаются выполненными с момента передачи товара со склада поставщика и подписания ТОРГ-12,ТТН на перевозку товара по доверенности, выданной покупателем. Право собственности на купленный товар и риск случайной гибели товара переходят к покупателю с момента получения товара у поставщика.


По договору поставки Продавец обязался поставить покупателю товар согласно заявке последнего, с учетом оговоренной нормы боя при транспортировке - 2%. Бой в пределах нормы предъявлению и возмещению не подлежит. Приемка товара по количеству и качеству производится в соответствии с требованиями инструкций Госарбитража от 15.06.1965 № П-6 и от 25.04.1966 № П-7. Согласно договора, при обнаружении сверхнормативного боя покупатель обязан приостановить приемку и в суточный срок вызвать представителя продавца для участия в приемке. При неприбытии представителя в трехдневный срок приемка производится по факту боя или недостачи комиссией с участием представителя общественности или иной организации.


С перевозчиком заключил договор поставщик (он же грузоотправитель). Согласно этому договору перевозчик обязался осуществить на своем транспортном средстве , перевозку стекла листового в пункт назначения, определенный в соответствии с заявкой грузоотправителя. При этом порядок оплаты за перевозку определен следующим образом: 50 % - предоплата, 50 % - после доставки груза.

 

Покупатель рассчитался за перевозку а размере -50%.
Исполняя условия договора перевозчик груз доставил по назначению. Погрузку и крепление стекла на стойках, предоставленных грузоотправителем производил сам грузоотправитель. Перевозка осуществлялась с использованием «пирамид» для транспортировки листового стекла.


В момент приема товара у грузополучателя выяснилось, что груз поврежден. В связи с этим был составлен акт, подписанный сотрудниками грузополучателя при участии перевозчика. В акте было указано количество битого стекла и его описание.


К участию в работе по оценке ущерба были привлечены специалисты государственных лабораторий. В заключении экспертов указывалось, что стекло упаковано с нарушением требований ГОСТа 111-2001 и нарушено требование по погрузке стекла (пункты 8.3, 8.4), что могло привести к сверхнормативному бою стекла. В заключении, в частности, отмечено, что упаковка (деревянный каркас) установлена на металлическую пирамиду длиной 220 см, что не соответствует длине упаковки стекла (340 см), и закреплена эластичными ремнями; стекло упаковано в деревянные каркасы, в которых отсутствуют поперечные и продольные перекладины, прокладочный и уплотняющий материал, предохраняющий стекло от механических повреждений.


Покупатель обратился к Продавцу с заявкой на поставку стекла взамен битого стекла, его заявка была удовлетворена.
Считая, что бой стекла произошел в результате ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательства по перевозке груза, Продавец обратилось с иском в арбитражный суд.

Позиция суда
В суде, исходя из материалов дела было установлено , что упаковку и погрузку стекла осуществлял грузоотправитель, он же истец. Крепление упаковок со стеклом осуществлялось к стойкам, предоставленным им же. Согласно заключению, составленному экспертной лабораторией, упаковка и погрузка стекла произведены с нарушением требований ГОСТа 111-2001, что могло привести к сверхнормативному бою стекла. Оценив предоставленные доказательства, суд сделал вывод о доказанности перевозчиком того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.


Довод продавца  о том, что  экспертное заключение не является надлежащим доказательством, неправомерен, поскольку указанное заключение является одним из видов письменных доказательств, подлежащих судебной оценке. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Сам же истец не предоставил доказательств ошибочности выводов, сделанных в экспертном заключении.


В обоснование совей позиции истец также ссылается на нормы §14 раздела 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971.  Однако в этих положениях говорится об обязанностях шофера проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности; проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова, исходя из требований безопасности движения. Таким образом, Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом возлагают на шофера обязанность проверить качество укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверить упаковку груза для обеспечения его сохранности при перевозке.


На основании этого суд  обоснованно отказал во взыскании ущерба с перевозчика.
В связи с отказом во взыскании ущерба суд правомерно  отказал во взыскании уплаченной провозной платы.



Опубликовано: 25.10.2010, Автор: Галина Базанова
Категория: Юридические вопросы , Теги: крепление груза



Обсудить публикацию

Ответить
30.07.2013 07:51  Наталья

Добрый день! Буду признательна автору за ссылку на судебное решение (мотивировочную часть), т.к. предприятие оказалось в схожей ситуации, на kls.com@mail.ru/ Заранее благодарю!


Ответить
30.07.2013 11:17  неизвестный

Спасбо за ваш вопрос. Более подробный ответ у вас на почте.



Комментировать!
Добавить сообщение:

 Ваше имя


Смотрите также: Все статьи.