Безопасность "Территория риска"




Территория риска

 

 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

 

Хищение грузов в процессе транспортировки приносит колоссальные материальные убытки. По данным профсоюза «Дальнобойщик», хотя в 2009 году объем перевозок в сравнении с 2008 годом снизился на 20 %, количество краж на автопоездах не уменьшилось. Таким образом, фактически частота нападений на грузовые машины, работающие на российских дорогах, увеличилась на те же 20 %. Какие методы сохранения груза в сложившейся ситуации предлагаются перевозчикам?
 

 

Ох, рано встает охрана


Генеральный директор компании «Безопасность 21 век» Алексей Митрошин полагает, что в сфере грузоперевозок очень важно проявлять осмотрительность, чтобы не стать объектом наживы мошенников. Многие грузоперевозчики пользуются услугами разного рода экспедиторских агентств, поэтому нужно проявлять особую бдительность, если речь идет о перевозках дорогостоящего и ходового товара – мобильных телефонов, компьютеров, комплектующих, оргтехники и т. д.

Генеральный директор компании «Безопасность 21 век» Алексей Митрошин полагает, что в сфере грузоперевозок очень важно проявлять осмотрительность, чтобы не стать объектом наживы мошенников. Многие грузоперевозчики пользуются услугами разного рода экспедиторских агентств, поэтому нужно проявлять особую бдительность, если речь идет о перевозках дорогостоящего и ходового товара – мобильных телефонов, компьютеров, комплектующих, оргтехники и т. д.

- В компании создано подразделение, имеющее допуски и разрешения на оказание данного вида услуг, кроме того, у него имеется парк машин, которые также задействованы в обеспечении безопасности автоперевозки.

Сейчас, по словам А. Митрошина, криминогенная обстановка в стране сильно обострилась, количество хищений на дорогах выросло в разы: криминальные «элементы», которые были обезврежены в 1998 - 2000 гг., в настоящее время «по истечении срока отсидки» выходят на свободу. И выпало оно по стечению обстоятельств вновь на кризис – время мутное и смутное… Поэтому абсолютно безопасных трасс в стране сегодня практически нет. Способы совершения хищений становятся все более изощренными. Хотя не только от них приходится оберегать груз, а еще и от человеческой наглости. Например, когда машина попадает в аварию, груз рассыпается, водитель должен его оберегать, иначе, если его оставить, водители проезжающих машин и жители близлежащих селений уже через час его растащат. Особенно изобретательные мошенники при краже груза, перевозимого контейнерами, цепляются за корпус жесткой сцепкой, и когда груженая фура идет на подъем, сзади пристраивается машина злоумышленников, между автомобилями закладывается трамплин и груз перегружается из одной машины в другую. Самым непредсказуемым видом ограбления фуры считается кража груза, когда машина находится на стоянке. Это случается даже на охраняемых отстойниках. Здесь интересным фактом является то, что охранное предприятие, которое занимается защитой стоянки, не несет ответственности за пропажу груза. Когда возникают подобные вопросы, сторожа отвечают, что водители сами виноваты.
Поэтому, чтобы довезти груз без проблем, надо его или страховать, или использовать вооруженную охрану. По статистике компании «Безопасность 21 век», при сопровождении грузов вооруженной охраной число хищений на трассе сокращается.
Порой происходят и совершенно непонятные на первый взгляд истории: контейнер загружается в порту, пломбируется, приезжает к грузополучателю - пломба целая, а товара не хватает. Бывает, что пломбы срезают, часть товара отгружается во время его перевозки, а пломбы восстанавливаются. Еще один вид хищения, когда при транспортировке груза машина заходит в специально оборудованный бокс, домкратами чуть-чуть разжимаются двери, это позволяет «снимать» часть товара. Такое хищение невозможно заметить сразу - только после того, как контейнер приходит в место разгрузки.

Случается, что в момент прибытия машины на склад обнаруживается повреждение дорогого груза. Повреждение паллеты с товаром находится с той стороны, которая менее заметна водителю. Такой «неожиданный маневр» планируется заранее: при погрузке водителя намеренно отвлекают, чтобы загрузить разбитый или поврежденный груз. Так как визуально повреждение груза не обнаруживается, то по окончании загрузки водитель отправляется в путь. Грузоотправитель возложил вину за испорченный груз на перевозчика, а при расследовании причин повреждения груза выясняется, что повреждение паллеты с товаром произошло в момент погрузки на складе отправителя, а не при перевозке.
Вероятность обмана возможна и после услуги перевозки – в момент выгрузки товара. Недостача обнаруживается уже на складе получателя вследствие договоренности водителя и грузополучателя. В таком случае вина перекладывается на транспортную компанию и страховщиков.

 

 

На свой страх и риск

Еще одним методом обеспечения безопасности услуг перевозки считается страхование груза. По словам Сергея Лапашина, начальник отдела страхования грузоперевозок «Страховая компания Пари»:

- Страхование груза – это один из самых эффективных способов снижения рисков хищения и повреждения при перевозках. На практике известно, что в таких случаях экономить на страховке не стоит, хотя любое предприятие максимально стремится сократить свои затраты, ведь при повреждении или краже груза финансовый ущерб может быть весьма значительным. Кроме того, если говорить о сопровождении груза (это зачастую требование западных поставщиков), услугами охранных агентств российские перевозчики пользуются только в случае, если стоимость груза очень высока. Например, при транспортировке товара стоимостью от 500 тыс. долларов США большинство поставщиков не рискуют брать ответственность на себя и перекладывают ее на страховщика либо экспедитора. Отмечено, что в 2009 г. имела место тенденция снижения цен на черном рынке, многие из крупных страховщиков даже говорили о том, что это может погубить российскую страховую схему, и в тоже время поставщики сами являются инициаторами этого демпинга.

Страховщики тоже считают сколько потратили, выплатили, по скольким обязательствам пришлось ответить и сколько при этом смогли заработать. Если поставщики взяли на себя обязательств в десятки раз больше среднерыночных показателей, то потом это может подорвать рынок. В России законодательство по несению ответственности перед грузовладельцем хорошо проработано. Но если говорить об ответственности перед автоперевозчиками, то здесь база законов хромает. Сами страховщики выявляют следующие основные проблемы: в международных конвенциях по видам транспорта и линиям перевозок всегда есть ограничение ответственности, в России же перевозчик, который не исполнил свои обязательства по ряду причин, отвечает не своими деньгами, а теми, которые ему предоставляет заказчик груза. Многие грузовладельцы, понимая это, начинают экономить на недогрузах. Экспедиторы вынуждены за свой счет обезопасить свою деятельность, но при этом сэкономить на безопасности.

Но полную ответственность страховые компании нести не могут и предлагают такие услуги очень ограниченно. Мало кто вчитывается в наполнение документации, в то, что стоит за тем договором ответственности, который заключают перевозчики и экспедиторы. Из-за этого возникает огромное количество проблем.
Кризис внес серьезный прорыв в то, что называется надежностью российских страховщиков. Теперь им можно задавать серьезные вопросы, и те, кто имеют отношения со страховщиками, должны соблюдать определенные правила. Несмотря на это, любое страхование грузов рассматриваем как достаточно спорный проект. Если страховая компания не может снизить тариф на страхование грузов, то его выравнивают тарифом по ответственности. Но сегодня тарифы по ответственности приближаются к грузовым: грузовладельцы перекладывают ответственность на перевозчика.

Кризис показал, что, несмотря на демпинг цен страховщиков, несмотря на снижение товародвижения, что уменьшает обороты в страховой сфере, обнажилась еще одна тенденция – разрушились многие устоявшиеся связи, а отношения экспедиторов, перевозчиков, грузовладельцев, логистических компаний реорганизовались и стали более демократичными.

 

 

Ваш груз в ваших руках

Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко не стал отвечать на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?», он просто изложил реальные проблемы, с которыми сталкивается перевозчик:
- Если задаться вопросом, что может произойти с грузом в результате перевозки его автомобильным транспортом, ответ будет очевиден – с грузом может произойти все. Страхование грузов и вооруженная охрана – это прерогатива небольшого сегмента дорогостоящих товаров. Что же касается общегражданских перевозок, мы для себя определили, что наибольший ущерб по количеству и по финансовым показателям заказчики несут в случаях ДТП. На втором месте так называемые мелкие преступные группировки, на третьем - системный бизнес преступных группировок, который целенаправленно работает над хищением определенной категории грузов. Что касается возможных продуктивных мер, которые могут предпринять грузовладельцы, грузоотправители (экспедиторы), то рекомендации насколько просты, настолько в российских реалиях трудновыполнимы.

Итак, касаемо ущерба, нанесенного грузу в результате ДТП. Основная причина ДТП на грузовом транспорте - низкая квалификация водителей и - как бы это банально ни звучало – несоблюдение режимов труда и отдыха водителя. Например, заказали машину из Смоленска до Екатеринбурга (2161 км), груз надо довезти за двое суток. В этом случае заказчик перевозки, который выдвигает такие условия, сразу должен быть готов к тому, что велика вероятность ухода машины в кювет. Водитель или два водителя, возможно, смогут такой путь выдержать один раз, второй, третий, но на четвертый машина наверняка окажется в кювете либо выйдет на встречную полосу: водитель в больнице, груз будет мгновенно «сметен» с дорожного полотна.

Проблема мелких краж, которые случаются помногу и каждый день, информация о них идет каждый день, заключается в следующем: водитель ставит машину на стоянку, за время его отсутствия часть товара похищают (особенно часто такие мелкие мошенничества происходят на трассах Урала, Поволжья, в последнее время появилась информация с Питерской трассы). В таких случаях злоумышленники никого не «выпасают», это происходит с первым попавшимся под руку грузом. Коробки с бытовой техникой, электроникой просто пытаются стащить. Случаи, когда к машине цепляются на подъемах, есть, но они единичны, здесь речь идет о каких-то циркачах. Чаще происходит так: стоит машина на обочине, водитель заночевал, подъезжает микроавтобус, прислоняется чуть сбоку и - до чего «ручки дотянулись», то и «ушло».

Гораздо больше проблем и больший финансовый ущерб грузовладельцы имеют, тогда когда приходится сталкиваться с высокоорганизованными преступными сообществами, специализирующимися на хищении грузов. Профсоюз «Дальнобойщик», работая с Департаментом уголовного розыска МВД России и с территориальными подразделениями, знает, что группировка в оперативной разработке может находиться до четыре-шесть месяцев: информация есть, а доказательной базы нет.

- Это тот случай, когда нельзя сказать ничего плохого в адрес правоохранительных органов, они действительно работают и отслеживают ситуацию, – говорит В. Войтко. - Но грузовладельцу от такой информации радости нет. Если ведется оперативная разработка на тот груз, который «ушел», остается надеяться только на то, что он был застрахован или за него отвечает охранное предприятие.

На охранные агентства тоже не всегда можно положиться. В прошлом году был случай: машина с дорогостоящим грузом электроники шла с вооруженным сопровождением, заехала на разгрузку. Возле ворот терминала охранник благодарит водителя за хорошую поездку, выпрыгивает из машины и уходит. Машина движется в сторону ворот, перед которыми стоят люди с папочкой, ждут его. Проверяют номер машины, говорят, что склад уже забит, надо переехать на другой терминал, выгрузиться там. Так груз был украден. В том случае департаменту удалось расследовать это дело, и банда злоумышленников понесла наказание.
Количество нападений на водителей большегрузного транспорта осталось на уровне 2008 г., но объемы перевозок упали. Это говорит о том, что существующие организованные группировки продолжают свою деятельность.
В месяц на территории РФ от Урала до Европейской части только по западной сети обезвреживаются три-четыре группировки, занимающиеся хищением грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Бороться с мелкими несистемными мошенниками гораздо сложнее, потому что спрогнозировать их поведение гораздо сложнее.
Кризис заставил грузовладельцев и водителей быть более осторожными. Они стали реже брать «какую попало» машину и начали работать с постоянными транспортными компаниями, которые себя зарекомендовали. Да и страховщики тоже всегда задают вопрос, где вы находите машину перевозчика.

На вопрос: «Какие еще есть технологии, которые могли бы позволить снизить количество грузопотерь?» - попытался ответить руководитель проекта «Рациональная защита» Михаил Кудряков:

- Мы перевозим дорогие грузы, сигареты – это дорогой и криминальный груз, он неизбежно привлекает внимание криминальных структур, использование охранного агентства не решает всех проблем. Мы тоже сталкивались с заменой пломб, снятием дверей с контейнеров, когда вырезали контейнеры и вытаскивали груз. Но охрана при этом ничего не сделала, почему-то в контракте есть некоторые ограничения ответственности. Бывает, что охранное агентство не несет ответственности, если охранник не оказал нужного противодействия или по какой-то причине не смог уберечь груз и погиб. Есть лазейки в законодательной базе, которая разделяет перевозки на железнодорожные, автомобильные, авиационные и морские. Также возникают проблемы со страховыми компаниями, если груз пропадает, например проблемы с пломбами: товар приезжает на склад, пломбы вскрыты, посчитали, какого-то количества груза нет, предъявляются документы в страховую компанию и начинается: этого не хватает, этого тоже нет, почему не пригласили нас посмотреть на это все. Чтобы сделать грузоперевозки более безопасными, мы все машины снабдили приборами спутникового слежения. Машина не имеет права останавливаться на перегонке. Кроме того, используются дополнительные запорно-пломбировочные устройства, которые не позволяют провести махинации с пломбами – они разрушаются. По железной дороге контейнеры перевозятся с креплениями без доступа к дверям, чтобы у криминальных структур не было возможности открыть двери. Больше, в принципе, никаких возможностей сохранить груз мы не видим.

 

 

Новые технологии


Для обеспечения безопасности грузоперевозок транспортные компании используют различные современные технологии защиты. Прежде всего, тщательно проверяются транспортные средства и водители, осуществляющие перевозку. По пути следования сохранность и безопасность груза контролируется с помощью специальных приборов слежения – навигаторов GPS.
Навигатор GPS позволяет определить точные координаты нахождения в любой точке земного шара. Благодаря таким технологиям логисты транспортных компаний ведут круглосуточный мониторинг местонахождения груза и маршрута следования, это позволяет отслеживать перемещение и стоянки транспортных средств во время пути перевозки груза.
Существует так называемый пассивный способ, который в последнее время стал актуальным - система контроля безопасности вождения. Она показывает интенсивность вождения, стиль вождения водителя. Спутниковая система мониторинга позволяет отслеживать ускорение, торможение, разгон транспортного средства, фиксирует время работы ближнего света, стоп-сигналов, в сочетании с пробегом, местом положения, электронными блоками все это в совокупности дает информацию о каждом водителе и о каждой перевозке, насколько качественно она производилась. Считается, что подобные системы имеют смысл, ведь груз должен быть доставлен целым и в срок.
В настоящее время при перевозке грузов часто используются датчики ударов и температурные датчики, которые реагируют при любом изменении. Но все эти системы можно рассматривать только как способы профилактики.