Актуально "За акции протеста – по камерам!.."


 

 

За акции протеста – по камерам!..

 

 

Олег ЖАРКО
Фото автора

 

 

Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте». Вполне безобидное название, обусловленное стремлением властей обеспечить безопасность на транспорте, не так ли? Так, да не так.

 

 

В соответствии с этим документом, серьезно ужесточается уголовная ответственность за незаконное вмешательство в работу транспорта. Желающие организовать акцию протеста на транспортной магистрали теперь получат не административный штраф в 2,5 тыс. рублей, а до двух лет тюрьмы или штраф до 100 тыс. рублей.
Тоже, казалось бы, граждане должны облегченно вздохнуть: наконец-то беспорядка на дорогах станет меньше. Но мне почему-то вспоминается ситуация, сложившаяся 13 ноября 2009 г. на 19-м километре внутренней стороны МКАД (в районе Братеево): пять грузовых автомашин и пять легковушек перекрыли движение. Стихийная пробка из любопытных образовалась и на внешнем радиусе МКАД. Организовал эту акцию протеста Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов, который объединяет до 10 тыс. членов, в основном владельцев грузовиков и водителей-дальнобойщиков.

Главную московскую дорогу профсоюз дальнобойщиков перекрыл не из-за любви к острым ощущениям и не из-за желания похулиганить:
- Таким образом мы выражаем протест против повышения транспортного налога, - сказал председатель профсоюза Александр Котов. - Это предупредительная забастовка, и если закон о повышении транспортного налога вступит в силу, профсоюз предпримет дальнейшие шаги. Несколько существующих в стране профсоюзов, связанных с перевозками грузов, выступят тогда совместно. Вероятно, тогда будем организовывать забастовки на транспортных магистралях крупнейших российских городов, таких как Воронеж, Краснодар, Новороссийск, - сказал А. Котов.

Спустя десять минут дальнобойщики сами, безо всякого принуждения, прекратили акцию. На ближайшем посту сотрудники милиции задержали и доставили А. Котова в ОВД, где был составлен протокол об административном правонарушении.
Но это произошло до того, как правительство внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте». Что же изменится, если Дума примет эти «изменения»?
Очень сомневаюсь, что разработанный Минтрансом законопроект стал следствием акции протеста дальнобойщиков, скорее всего (если судить по времени), он появился на свет после катастрофы «Невского экспресса». Четвертого декабря вице-премьер Сергей Иванов направил документ на получение заключения от Верховного суда, который уже 11 декабря одобрил его с некоторыми оговорками. Тем не менее на судьбу транспортников, которые в будущем захотят привлекать внимание властей к своим проблемам подобным образом, он повлияет кардинально.


Сегодня статьей 20.18 Кодекса об административных правонарушениях за блокирование дорог предусмотрена ответственность в виде административного штрафа: за это присуждают 2 - 2,5 тыс. рублей или 15 суток ареста. По законопроекту правительства статья о блокировании дорог из КоАП убирается.
В действующем законодательстве статья 267 Уголовного кодекса карает за подобные деяния исключительно в тех случаях, когда это «по неосторожности» оборачивается «причинением тяжкого вреда здоровью человека либо причинением крупного ущерба», «смертью человека», «смертью двух или более лиц». Теперь правительство предлагает наказывать и просто по факту «блокирования транспортных коммуникаций» - даже в том случае, если «блокирование» не приведет ни к каким (тяжким ли, средним или легким) последствиям, любого участника «блокады» можно будет оштрафовать на 100 тыс. рублей или посадить в тюрьму на два года.


Однако правительство решило, что в этой статье УК должна быть первая часть, согласно которой даже без наступления каких-либо плохих последствий нарушителям транспортной безопасности можно будет присуждать штраф до 100 тыс. рублей или два года тюрьмы. Рамки крупного ущерба также установлены исключительно жесткие: достаточно превысить планку в 500 тыс. рублей и предел уголовной ответственности достигнет четырех лет тюрьмы. Или как минимум штраф от 100 до 400 тыс. рублей. А ведь оценить ущерб (при желании стороны, имеющей на это право) очень легко и просто. Например, если бы сотрудники правоохранительных органов «выцепили» из пробки, собравшейся 13 ноября 2009 г. на 19-м километре МКАД, несколько граждан, при желании они легко могли бы договориться о вменении организаторам акции протеста куда более серьезного ущерба: у одного из-за опоздания «прогорела» сделка на несколько миллионов долларов, у другого сорвалась поставка на несколько миллионов рублей. Словом, при сегодняшней правовой ситуации сделать это – проще пареной репы. И – извольте: четыре года тюрьмы.
Кроме того, Уголовный кодекс РФ предполагается дополнить статьей, предусматривающей уголовную ответственность за несоблюдение требований обеспечения безопасности на транспорте теми, кто должен это делать. Если нарушение не повлекло человеческих жертв, то по статье полагается до 80 тыс. рублей штрафа или ограничение свободы до 3 лет с возможной дисквалификацией. Если же нарушение повлекло жертвы, то это грозит лишением свободы сроком до семи лет.


Так что, если этот законопроект будет принят Госдумой, желающим протестовать против того или иного налога, пошлин и проч. придется изыскать для этого иной способ. Потому что теперь их уже гарантированно ждут тюремные нары и баланда.
Шестнадцатого января в Москве на Чистопрудном бульваре прошла акция протеста против ужесточения уголовного наказания за перекрытие транспортных магистралей. Акция под лозунгом «Власть, не бойся народа!».


Участники пикета потребовали от депутатов Госдумы не вносить в Уголовный кодекс поправки, которые позволяют за любое перекрытие автотрасс или железнодорожных путей наказывать в уголовном порядке вплоть до тюремного срока. Организаторы акции считают, что предложенные поправки в Уголовный кодекс являются грубым нарушением прав граждан и приведут к росту социальной напряженности в стране.
…Невольно задумываешься: как удается Франции иметь эффективную экономику, эффективный транспорт в то время, когда там не запрещены и регулярно проходят забастовки работников транспорта? Или Германии, где несколько лет назад к Бранденбургским воротам было стянуто несколько тысяч автопоездов. Или Англии, где авиадиспетчеры при помощи забастовок традиционно отстаивают свои права.
В некоторых комментариях по поводу законопроекта высказывается сожаление по поводу того, что движение трудящихся в России еще не стало социальным. Меня же почему-то охватывает нечто вроде ужаса. Потому что социальным оно уже однажды стало. В октябре 1917 года…


В общем, вопрос простой: имеют ли сегодня в России те же транспортники право хоть на какое-нибудь право? Если законопроект будет принят Госдумой, на него появится и ответ…