Автоспорт "«Дакар-2010»: российская экспансия на южноамериканский континент"


 



«Дакар-2010»: российская экспансия на южноамериканский континент

 

 

Как бы ни складывались обстоятельства на мировой экономической арене, наступление нового года традиционно сопровождается ожиданием главного международного ралли-рейда «Дакар». И несмотря на то, что на этот раз многие любители грузового зачета марафона жаловались на полное отсутствие интриги, гонка – как всегда – прошла по захватывающему сценарию и вновь заставила весь мир восхищаться профессионализмом российской команды «КАМАЗ-Мастер».

 

 

Александра НОВИЧКОВА

 

Тридцать второй ралли-рейд «Дакар» проходил с 1 по 17 января на территории Аргентины и Чили. Южноамериканский континент второй раз принимает знаменитый марафон, однако теперь организаторы подошли к процессу его подготовки более тщательно, учтя при этом все замечания прошлогодних участников гонки. Изменения в этапах проведения «Дакара» коснулись сразу нескольких аспектов. Во-первых, прислушавшись к просьбам экипажей, компания A.S.O. увеличила количество песчаных и горных этапов, поэтому возросла продолжительность пребывания экипажей в чилийской пустыне Атакама. Поборолись они и с большим количеством пыли, которое было присуще предыдущему соревнованию и вызвало множество нареканий от его участников. Во-вторых, организаторы в большей, чем прежде степени позаботились о безопасности и обеспечении равных условий прохождения участков для всех команд. Так, некоторые этапы были разделены на два маршрута, один из которых (более узкий) предназначался для мотоциклистов и квадроциклистов, а второй – для легковых и грузовых автомобилей.


Стартовав 2 января из Буэнос-Айреса, участники «Дакар-2010» проехали первые этапы по аргентинским просторам. Затем караван, состоящий их участников ралли, пересек Южную Америку и продолжил путь по территории Чили. Достигнув чилийской столицы, он повернул обратно в Аргентину, финишировав там же, где и начал это нелегкое путешествие. Однако полностью выполнить эту петлю длиной более чем 9 тыс. км смогли далеко не все. Более того, в текущем году зафиксировано особенно много сходов с дистанции. Впрочем, и рекордов на «Дакаре» было немало…

 

 

 

 

Генеральная репетиция


Если раньше российская автомобильная общественность буквально жила от «Дакара» до «Дакара», то в прошедшем году на спортивном небосклоне зажглась новая звезда, которую уже окрестили генеральной репетицией к главному ралли-рейду мира. Речь идет о марафоне «Шелковый путь», который дебютировал в 2009 г. и прошел с 5 по 13 сентября по территории трех стран – России, Казахстана и Туркменистана. Официально гонка относится к ралли серии «Дакар», поэтому многие участники этого марафона не преминули воспользоваться столь заманчивой возможностью как следует подготовиться к «Дакару» и приняли участие в «Шелковом пути». Так, на гонке присутствовало более 60 экипажей, выступающих в автомобильном зачете, и 20 – в грузовом. Гонка стартовала в Казани, затем через Оренбургскую область ее участники направились на территорию Казахстана и завершили путешествие в Ашгабаде. Экипажи преодолели около 4500 км по разнообразным трассам: начиная с ровных участков и твердых песчаных дорог и заканчивая верблюжьими тропами, извилистыми трассами и каменистыми склонами.
Проект возглавил бессменный руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов. Ралли проводилось при поддержке трех президентов: России – Дмитрия Медведева, Казахстана – Нурсултана Назарбаева и Туркменистана – Гурбангулы Бердымухаммедова.
Пересеченная местность на каменистых склонах Уральских гор, бескрайние казахские степи, вязкий песок и дюны, встречающиеся в пустыне Каракумы, многочисленные трамплины, овраги, водные преграды – вот далеко не все трудности, которые приходилось преодолевать участникам ралли «Шелковый путь».


Помимо подготовки к «Дакару», некоторые команды ставили перед собой и другие цели. В частности, на этом марафоне впервые проходил обкатку новый грузовик Iveco Trakker с колесной формулой 4х4. Кстати, один из экипажей этой команды под управлением Жерара Де Роя (бронзового призера прошлогоднего «Дакара») стал обладателем второго места на «Шелковом пути». Однако полученная на одном из этапов ралли травма не позволила ему принять участие в нынешнем «Дакаре».


Вполне определенные задачи были и у команды «КАМАЗ-Мастер». Во-первых, во время проведения ралли ее участники проверили на прочность обновленный грузовик КАМАЗ 4326, подробности о котором пока держатся в тайне. Во-вторых, ребята выступили в расширенном составе из шести экипажей, благодаря чему у команды появилась возможность испытать молодых пилотов, которые раньше не получали шанса проявить себя в этом амплуа в рамках «Дакара». Речь идет об Айрате Мардееве, Рустаме Минниханове и Эдуарде Николаеве (последнему удалось показать самый достойный среди новичков результат: он смог занять четвертое место, опередив опытных гонщиков-участников «Дакара» Владимира Чагина (шестое место) и Ильгизара Мардеева (пятое место). Победителем «Шелкового пути» стал прошлогодний триумфатор «Дакара» Фирдаус Кабиров, в экипаже которого также ехали штурман Андрей Мокеев и механик Анатолий Танин. Что касается «бронзы», то она досталась экипажу Алеса Лопрайса, который выступал на грузовике Tatra T815-2Z0R4512400 4х4.
– Ралли «Шелковый путь» прежде всего знаменательно тем, что впервые на территории стран СНГ была организована гонка, не уступающая «Дакару» по многим показателям, – сказал С. Якубов на пресс-конференции, посвященной отъезду команды «КАМАЗ-Мастер» на «Дакар-2010». – Причем если до этого подобные марафоны в основном проводили французские компании, то теперь это было сделано российскими специалистами. «Шелковый путь» получил признание и в России, и за рубежом как гонка, по всем параметрам соответствующая ралли «Дакар» и отстающая от него только по протяженности и по числу участников. Но мы и не ставили перед собой такой цели. Что же касается организации, то многие участники признали, что в ряде случаев «Шелковый путь» был организован даже лучше. Например, более качественно было решена проблема размещения экипажей на ночлег.

 

 

На пресс-конференции в Москве в РИА-Новости

На пресс-конференции в Москве в РИА-Новости

 

 

Пока вопрос о том, повторится ли «Шелковый путь» в этом году, остается открытым, но уже есть предпосылки полагать, что она все-таки состоится, и нам бы очень этого хотелось, – заключает он.

 

 

Экипаж Ильгизара Мардеева на ралли «Шелковый путь»

Экипаж Ильгизара Мардеева на ралли «Шелковый путь»

 

 

Царь пустыни снова первый


Когда-то российских спортсменов из Набережных Челнов мировая общественность воспринимала как плохо одетых ребят с Востока, выступающих на странных машинах. По словам представителей команды, до феерических побед на «Дакаре» «КАМАЗ-Мастер» выступала на чемпионатах Европы по кольцевым гонкам на трассах Формулы-1 на грузовиках. Однако, хорошо изучив ее, они поняли, что это соревнование не предназначено для них и что действительно преуспеть они смогут только на тех марафонах, на которых будут иметь возможность продемонстрировать полноприводные КАМАЗы (на тот момент КАМАЗ 4310 был одним из лучших полноприводных автомобилей не только в России, но и за рубежом).
Прошло ровно двадцать лет с того момента, как команда впервые выступила на «Дакаре». Тогда, в 1990 г., она потерпела полное фиаско. И понадобилось долгих десять лет для того, чтобы впервые покорить африканские просторы. С каждым годом команда набиралась опыта и работала над совершенствованием машин. Ведь отличительной особенностью «КАМАЗ-Мастер» является жесткая схема отбора специалистов в команду. Все пилоты, штурманы и механики работают на заводе. Техническая подготовка специалистов серьезно отличается от аналогичного процесса в других командах. Любому участнику экипажа знаком каждый винтик КАМАЗа, на котором он едет. Кроме того, у российского коллектива совершенно иная, чем у других команд, тактика. Выступление «КАМАЗ-Мастер» направлено прежде всего на командный результат.


В отличие от соперников российского коллектива, которые делают ставку на один экипаж, который едет на победу (второй, если таковой имеется, только ассистирует ему, а третий везет запчасти), в команде «КАМАЗ-Мастер» выступают три равных по возможностям экипажа. В случае возникновения непредвиденной ситуации (как это было, скажем, на «Дакар-2007», когда грузовик Владимира Чагина попал в серьезную аварию и не смог продолжить гонку, экипажу Ильгизара Мардеева все-таки удалось закрепиться в призовой тройке и занять второе место в общем зачете) зарубежные команды практически лишаются возможности добиться высокого результата.
Готовясь к «Дакару», основной соперник камазовцев – команда MAN перестроила свою тактику по образу и подобию командной стратегии «КАМАЗ-Мастер». Однако в последний момент из-за кризиса она была расформирована, потому Ханс Стейси (победитель «Дакара» образца 2007 г.) и другие пилоты немецкой команды не смогли принять участие в марафоне в этом году.


Таким образом, в 2010 г. команда «КАМАЗ-Мастер» лишилась своих главных соперников – Ж. Де Роя и Х. Стейси. Тем не менее достойную конкуренцию российским экипажам могли составить другие коллективы, выступающие на машинах Tatra и Ginaf (например, экипажи Алеса Лопрайса, Томаша Томечека, Андре Де Азеведы, Вульферта Ван Гинкеля и других). Могли, но не составили… По какому-то року судьбы все эти экипажи один за другим либо сходили с гонки, либо теряли слишком много времени при прохождении этапов. Так, на первом же этапе Tatra, управляемая Т. Томечеком, выполняя очередной вираж, легла на бок. После этой аварии соперник российской команды не смог продолжить гонку. Спустя два дня покидает «Дакар-2010» экипаж А. Лопрайса. По официальной информации, у его экипажа возникли технические проблемы. На следующий день сломалась Tatra, управляемая бразильцем А. Де Азеведо, из-за которой к финишу он пришел только спустя почти пять часов после лидера. Следующий инцидент произошел с машиной Iveco под управлением Жозефа Адуа. Она угодила в большую яму и серьезно пострадала.
 Что же касается команды «КАМАЗ-Мастер», то изначально планировалось, что в составе одного из трех экипажей, которые будут участвовать в «Дакар-2010», штурманом поедет сам С. Якубов и тем самым завершит свою спортивную карьеру. Однако диагноз медиков прозвучал как приговор: после травмы, полученной им в аварии на «Дакаре-2007», он до сих пор так и не восстановился.


В этом году команду «КАМАЗ-Мастер» представлял экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Сергей Савостин и механика Эдуарда Николаева; экипаж в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Андрея Мокеева; экипаж в составе Ильгизара Мардеева, штурмана Вячеслава Мизюкаева и механика Андрея Каргинова. Помимо трех спортивных автомобилей в ралли в составе команды «КАМАЗ-Мастер» приняли участие три машины технической помощи.


Словом, с момента прошлого «Дакара» составы российских экипажей остались практически без изменений. Значимых усовершенствований, которые могли бы существенным образом сказаться на технических характеристиках, не претерпела и машина. Напомним, что к прошлогоднему «Дакару» команда «поколдовала» над КАМАЗ 4326. В конструкции машины появилась новая подвеска с облегченными мостами, позволяющими увеличить угол поворота, усовершенствованные амортизаторы, благодаря которым увеличены скоростные характеристики грузовика. По словам С. Якубова, челнинский автомобиль выглядит как минимум не хуже, чем машины соперников. А по ряду параметров он даже превосходит их. Впрочем, по таким характеристикам, как «лишний вес», КАМАЗы все же уступают конкурентам. Достаточно вспомнить досадный сход с дистанции экипажа В. Чагина, который, понимая, что не успевает за своим главным соперником Х. Стейси, старался нагнать его за счет скорости. Но из-за того, что его грузовик был слишком тяжелым, а также сопровождающая движение плохая видимость из-за пыли, он перевернулся.
Однако в этом году КАМАЗы не только не подкачали, но и в очередной раз заставили всех любителей «Дакара» изумляться возможностям российских грузовиков. А выдержать им предстояло множество непростых этапов. Как и в прошлом году, на нынешнем «Дакаре» снова было очень жарко. Причем как в спортивном, так и в климатическом смысле. По словам Ф. Кабирова, периодически ему приходилось серьезно снижать скорость, дабы не дать машине перегреться. А В. Чагин порой и вовсе останавливался на несколько минут перед преодолением сложного подъема. Аргентина встретила участников «Дакара» не только извилистыми и узкими каменистыми участками, но и горными этапами, обрывами, резкими подъемами. Чили же изобиловала песками, дюнами, солончаками. Все это сопровождалось наличием мелкодисперсной пыли. Впрочем, были на «Дакаре» и открытые ровные дороги, позволяющие грузовикам разогнаться на полную мощь.

 

 

В этом году в чилийской пустыне участники «Дакара» провели несколько дней. Что ж, теперь южноамериканский марафон еще больше напоминает марокканский

В этом году в чилийской пустыне участники «Дакара» провели несколько дней. Что ж, теперь южноамериканский марафон еще больше напоминает марокканский

 

 

Но одной из самых главных трудностей для всех без исключения экипажей стали острые камни, сопровождающие многие участки. Именно они становились непреодолимым препятствием для многих машин. Наверно, не было на ралли ни одной команды, которая хотя бы раз не повредила шину. После многочисленных замен покрышек команды были в замешательстве и не знали, где раздобыть новые. Камазовцам пришлось даже снимать свежие шины со своих техничек. Однако, по словам В. Чагина, этот марафон стал первым в истории команды, на протяжении которого экипажам не приходилось менять покрышки во время прохождения очередного этапа.


В этом году «КАМАЗ-Мастер» установила сразу несколько рекордов. Во-первых, команда выиграла все этапы нынешнего «Дакара», причем в издевательской манере. Экипажи В. Чагина и Ф. Кабирова то и дело сменяли друг друга на финише. Порой разрыв между ними сокращался до нескольких секунд. Девять этапов остались за экипажем В. Чагина, четыре выиграл Ф. Кабиров, а победу в последнем вообще одержала так называемая быстрая техничка под управлением И. Мардеева, которого первые два камазовских экипажа намеренно пропустили вперед, дабы каждый из экипажей хоть раз, но примерил на себя желтую майку лидера. Личный рекорд установил и Царь пустыни (именно так дакаровские завсегдатаи называют В. Чагина). Общее число его побед на «Дакарах» составило 56. Таких результатов не было ни у одного участника марафона за всю его историю. Кто знает, если бы не досадная поломка экипажа И. Мардеева, которая заключалась в том, что в двигателе его КАМАЗа пробило прокладку головки блока цилиндров, к тому же в системе разорвало расширительный бачок (ремонт в полевых условиях занял около пяти часов), возможно, российские экипажи смогли бы занять весь победный пьедестал. Однако и тот результат, который показала команда «КАМАЗ-Мастер», внушает оптимизм. Победителем «Дакар-2010» стал экипаж под управлением В. Чагина (это его седьмая победа), вторым стал экипаж прошлогоднего триумфатора Ф. Кабирова, который уступил лидеру 1 час 13 минут. Третьим стал голландец Мартин Ван Влиет (отставание от В. Чагина – 10 часов и 43 минуты), выступающий на автомобиле Ginaf. За пределами призовой тройки оказался Мартин Масик на LIAZ (+12 часов и 21 минута), а следом – И. Мардеева (+14 часов 59 минут).

 

 

В этом году экипаж Владимира Чагина в очередной раз заставил говорить о себе весь мир

В этом году экипаж Владимира Чагина в очередной раз заставил говорить о себе весь мир

 

 

Назад, в Африку?


Наверно, руководству любого автозавода важно знать, как проявит себя машина, выпускающаяся на предприятии, в форс-мажорных условиях. Относится это и к отдельным узлам и деталям. А где как не на «Дакаре» проверять эти качества? Многие элементы КАМАЗов уже производятся серийно. В частности, узел подкачки, который вызывал нарекания у потребителей серийных автомобилей, был изготовлен с использованием мостов конструкции спортивных КАМАЗов. Другое компоновочное решение – система охлаждения интеркулера, которая также применяется на серийных грузовиках. По словам С. Якубова, представители команды «КАМАЗ-Мастер» рука об руку работают с заводскими конструкторами и помогают им в решении любых проблем. Так что участие в «Дакаре» – это не только престиж страны и бренда КАМАЗ, но и реальная помощь и поиск новых решений для завода из Набережных Челнов.
Что же касается следующего «Дакара», то некоторые его участники располагают информацией о том, что ралли вернется в Африку и что работа в этом направлении уже ведется.

 

 

Очередной триумф команды «КАМАЗ-Мастер». «Дакар» покорен в девятый раз!

Очередной триумф команды «КАМАЗ-Мастер». «Дакар» покорен в девятый раз!

 

 

Редакция журнала «Автоперевозчик» в очередной раз поздравляет команду «КАМАЗ-Мастер» с убедительной победой и желает новых рекордов!