Безопасность "Люди на дороге: между жизнью и смертью"


 

 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

 

В автодорожных катастрофах, произошедших в мире в 2009 г., погибло 1,2 млн и было ранено около 50 млн человек. В России за этот же период зафиксировано 203603 дорожно-транспортных происшествия, количество погибших и пострадавших снизилось на 12,9 и 5,1 % (до 26 тыс. и 257 тыс. человек) соответственно. По сравнению с 2008 г. показатели, быть может, чуть менее трагичны, но и только…

 

 

Автомобилизация городов России за 20 лет выросла в пять-шесть раз. В настоящий момент она находится на отметке 300 - 400 автомобилей на одну тысячу жителей. В стремлении догнать и перегнать Америку гражданам России есть к чему стремиться. В Нью-Йорке на одну тысячу жителей в 2009 г. приходилось 910 автомобилей, а скорость движения по городу равнялась 24 милям в час (примерно 39 км/ч), в то же время в Москве 350 автомобилей на тысячу жителей, но скорость движения по городу даже ниже - 24 км/ч.


Если еще два года назад считалось, что увеличение числа автомобилей на дорогах повышает уровень смертности, то тенденции сегодняшнего дня показывают, что, несмотря на пополнение подвижного состава, количество ДТП наконец-то пошло на убыль.
Часто жертвами халатности взрослых становятся дети. Практическая деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в России имеет большое значение в работе по обеспечению безопасности дорожного движения. В настоящее время проводятся массовые мероприятия с участием детей, в школах отдельных регионов введена обучающая программа, рассказывающая детям о правилах поведения на проезжей части.
Не уменьшилась любвь автовладельцев к спиртному. В авариях из-за водителей, управлявших автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, за прошедший год погибли 2217 человек и получили ранения 18,2 тыс. Всего по вине нетрезвых водителей произошло 12326 ДТП, при этом их число по сравнению с 2008 г. все же снизилось на 9,4 %.


Несмотря на постоянное строительство и реконструкцию дорог, из-за плохого покрытия дорожного полотна в минувшем году было зарегистрировано 38105 аварий. В мае 2008 г. Владимир Путин подписал Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 гг.»: на строительство и ремонт автомобильных дорог планировалось выделить 4,3 трлн рублей, протяженность магистралей федерального значения за этот период должна увеличиться почти на 6000 км - до 27200 км. Кризис внес коррективы — Минэкономразвития и Минфин предложили срезать расходы на автодороги в 2010 – 2012 гг. с 1,4 трлн до 580 млрд рублей, оставив в среднем по 190 млрд рублей в год (в 2008 г. было потрачено 410 млрд рублей). При этом, по самым скромным оценкам, 25 % средств, выделяемых государством на дорожное строительство, разворовывается.


Не стали люди более внимательными и при переходе улиц: так, 32435 ДТП произошло из-за халатности пешеходов, а 137312 - связаны с нарушением водителями ПДД. По причине технически неисправных автомобилей в 2009 г. было зафиксировано 1389 аварий.
Наибольшее число аварий в ушедшем году произошло в Центральном федеральном округе – 57,4 тыс. происшествий (на 7,2 % меньше, чем в 2008 г.), в которых погибло 7127 и пострадало 72319 человек. Второе место по количеству ДТП занимает Приволжский ФО, в котором за год было зафиксировано более 41 тыс. аварий, а третье – Южный ФО с 25,1 тыс. аварий.


В Архангельской области за 2009 г. произошло 162 ДТП с участием пассажирских автобусов, 81 из них было совершено по вине водителей, погибли 6 человек, 111 пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Получив эти данные, Президент РФ Дмитрий Медведев поручил Правительству России ввести с 1 января 2010 г. обязательное использование ремней безопасности в междугородних и школьных автобусах. Предполагается, что это снизит число пострадавших в авариях. С технической точки зрения оснастить все междугородние автобусы ремнями безопасности не так просто. В автобусах должны быть предусмотрены места для крепления ремней, а в случае их отсутствия необходимо вносить изменения в конструкцию транспортного средства. Причем порядок оснащения такими ремнями автобусов, находящихся в эксплуатации, будет ясен только после принятия Правительством России соответствующего правового акта. Пока же вся ответственность за нарушение требований по оборудованию междугородних автобусов ремнями безопасности будет возложена на перевозчиков, т. е. на владельцев этих пассажирских транспортных средств.


Последние шесть лет наблюдается тенденция к снижению уровня аварийности в Подмосковье. Этому в определенной мере способствует: реализация федеральной и областной целевых программ «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007 - 2010 гг.». Итак, в 2009 г. на автодорогах области зарегистрировано - 11329 ДТП (в сравнении с 2008 г. снижение на 9,5 %), погибших 2005 (-10,8 %) и раненых 14069 (-7,1 %). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,5 % снизилась тяжесть последствий ДТП. Основная часть аварий - 9806 (86,6 %) - произошла по причине нарушения ПДД водителями транспортных средств. В 2009 г. на дорогах Московской области зарегистрировано 920 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 41 юный участник движения погиб и 969 получили травмы различной степени тяжести.
В Омской области в прошедшем году смертность населения вследствие полученных в ДТП травм снизилась на 30 % в сравнении с 2008 г. Этому способствует проводимая в регионе межведомственная работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма, а также своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим. В рамках целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения в Омской области на 2007 - 2012 гг.» осуществляются мероприятия по оснащению современными средствами связи машин скорой медицинской помощи, обучению сотрудников ГИБДД оказанию первой помощи.