Есть проблема "В погоне за деньгами"


 

В погоне за деньгами

 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

 

Хорошего всегда мало. В полной мере эти слова относятся и к той эйфории, которую испытала украинская ГАИ после повышения штрафов в ноябре 2008 г. Всплеск дачи «отступных», пришедшийся на прошлогоднюю зиму, когда постановления о наложении штрафа выписывались направо и налево, быстро миновал. Подкованность водителей в нюансах законодательства существенно повысилась, в результате чего они стали меньше нарушать и гораздо реже давать взятки, предпочитая решать спорные вопросы в суде.
Поэтому для того, чтобы расширить поле для составления протоколов, в Департаменте ГАИ МВД Украины подготовили очередной законопроект со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по повышению безопасности дорожного движения».

 

 

По мнению ГАИ, колоссальный удар по безопасности дорожного движения нанесли изменения в украинские ПДД, принятые минувшей весной. Напомним, тогда было запрещено «коммерческое использование знаков «40», устанавливавшихся до этого направо и налево исключительно для «повышения безопасности дорожного движения». А в довершение всех неприятностей водители сполна стали пользоваться тем, что штраф в Украине может быть наложен только за превышение скорости более чем на 20 км/ч. В результате число водителей, штрафуемых за превышение скорости, существенно сократилось.
Поэтому первый же пункт нового законопроекта предлагает снизить необлагаемую штрафом «льготу» с 20 до 10 км/ч.


Еще одно изменение касается ст. 124, устанавливающей ответственность за ДТП. Увы, в настоящее время ответственность водителей за причинение потерпевшим легких телесных повреждений вследствие нарушения Правил не предусмотрена. За травмы средней степени тяжести грозит уголовная ответственность, а за легкие – никакой. Что, конечно же, противоречит здравому смыслу. А поэтому предложено пополнить ст. 124 словами «или причинило потерпевшему легкие телесные повреждения». (Штраф 1230 - 1535 рублей или лишение прав от шести месяцев до года.)


Но самые радикальные новшества касаются «пьяной» ст. 130. Суть предлагаемых изменений – отменить для водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии, штраф, а также другие виды наказания, не связанные с лишением прав (общественные работы и административный арест). За вторую «пьянку» за год предлагается лишать прав на срок от двух до пяти лет (сейчас два-три года), а за третью – однозначно на десять лет вместо нынешних «до десяти».
Понятное дело, говорить о том, что это делается для безопасности дорожного движения, не приходится (сегодня штраф «за пьянку» составляет 9,2 - 12,3 тыс. рублей). Но с существующей в Украине системой освидетельствования любой водитель может быть признан нетрезвым со всеми вытекающими последствиями. А перспектива однозначно лишиться водительского удостоверения приведет к существенному росту как взяток, так и их размеров. На мой взгляд, санкции за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии можно усиливать только при выполнении следующих условий.


Во-первых, должны быть разработаны четкие критерии нетрезвости и механизм их установления, чего в Украине в настоящее время нет. При этом для исключения фальсификаций все стадии освидетельствования должны фиксироваться видеозаписывающей аппаратурой.


Во-вторых, должна существовать уголовная ответственность инспекторов ГАИ и врачей-наркологов за признание нетрезвым трезвого водителя.


И в-третьих, каждый водитель должен иметь не только задекларированное право, но и реальную возможность пройти независимое освидетельствование в любой лаборатории соответствующего профиля по своему выбору, для чего такие лаборатории должны существовать в достаточном количестве на деле, а не на бумаге.


При одностороннем же ужесточении санкций водители, которых обвинили в употреблении спиртного, практически будут обречены.
Не обошли вниманием творцы данного законопроекта и хозяйственную деятельность. В частности, размещение торговых точек и рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, но главное – решили взять на себя контроль за ведением хозяйственной деятельности без государственной регистрации, предложив за подобное нарушение штрафплощадку. В случае принятия подобных новшеств любой водитель, везущий какой-либо груз (особенно, на грузовом автомобиле), будет подвергнут жесточайшему контролю на предмет происхождения, принадлежности и назначения данного товара. А если инспектор ГАИ сочтет, что имеющиеся документы его не устраивают, машину отправят на штрафплощадку.
Кстати, штрафплощадка – это особо любимая тема Департамента ГАИ. Статью 265-2 Админкодекса, регламентирующую данный вид бизнеса, тоже намечено изменить. Кроме уже упомянутой перспективы для «подпольных предпринимателей», из нее намечено убрать слова «если размещение транспортного средства существенно мешает дорожному движению». (Напомним, сейчас по закону задерживаемое транспортное средство должно блокироваться, а штрафплощадка «светит» ему только в случае существенных помех для движения. При этом будучи полностью уверенными в том, что данные изменения будут приняты, ДГАИ уже умудрился протолкнуть соответствующие изменения в Постановление Кабмина № 1102 от 17.12.2008 г., которые в настоящее время являются противозаконными, так как противоречат Админкодексу.)


Но это еще не все. Самое пикантное заключается в том, что радетели за бюджет штрафплощадок предлагают исключить однозначное право владельца забрать оттуда свой автомобиль не позднее чем через три дня, увеличив предельный срок хранения до …трех месяцев! Можно только догадываться, в какую сумму выльется владельцу это «хранение», учитывая, что заботу о местах на штрафплощадках отныне намечено переложить на коммерческие структуры.
Кроме того, ГАИ хочет перетянуть на себя право вынесения наказаний по тем статьям, которые в настоящее время находятся в юрисдикции судов. В качестве пробного камня предложены статьи 122-4 («Оставление места ДТП») и 122-5 («Нарушения порядка установки и использования спецсигналов»).


Еще одной «оригинальной» идеей является предложение внести изменения в ст. 307 КоАП, которые обяжут водителя …уведомлять об уплате штрафа должностное лицо, вынесшее соответствующее постановление. И дело здесь даже не в том, что это «лицо» может находиться в другом конце Украины. Просто возникает закономерный вопрос: зачем же было тратить огромные деньги на создание соответствующих компьютерных баз данных? Ответ напрашивается сам собой: не хочешь проблем – рассчитывайся на месте!
И, наконец, предложено внести изменения в закон «О милиции», включив в «Основные задачи милиции» не больше и не меньше как государственное регулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта. Одним словом, чувствуется, что ГАИ хочет подмять под себя всю автомобильную отрасль.


В общем, если обобщить предлагаемые новшества, то вполне обоснованным является только введение ответственности за причинение травм пешеходам, тогда как все остальные ужесточения направлены лишь на возможность составления большего количества протоколов за нарушение Правил и на «решение вопросов» хорошо известным способом.
Понятно, что до президентских выборов данный закон вряд ли будет рассмотрен. А в дальнейшем остается только надеяться на здравый смысл депутатов.
Уже сегодня привлекательность Украины как транзитной страны потеряна – прежде всего из-за «коррупционной емкости» этого маршрута. Российские перевозчики, по их словам, предпочитают на пути из Брянска в Италию делать крюк через Беларусь, потому что на территории Украины на каждом рейсе владелец одного автопоезда при совершенно чисто оформленном грузе вынужден терять на взятках гаишникам и таможенникам до тысячи евро. И это – сейчас, когда ГАИ еще не получила абсолютную и безраздельную власть над дорогой и всеми, кто на ней находится…