Геополитика "Таможня переходит на доверие"




Таможня переходит на доверие

 

 

Вадим МАЦКЕВИЧ,
к. э. н., доцент Белорусского государственного технологического университета

 

 

Проведение встреч между представителями белорусского таможенного ведомства и субъектами хозяйствования, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, в формате обмена мнениями за круглым столом стало доброй традицией. Тема очередного обсуждения – направления совершенствования таможенной сферы в Республике Беларусь на национальном и интернациональном уровнях. К новшествам национального уровня следует отнести внедрение упрощений при осуществлении таможенных процедур, формирование нового порядка таможенных правоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на доверительной основе и использование информационных и электронных технологий, способствующих разделению товародвижения от документооборота. Интернациональный уровень проявляется посредством формирования законодательной базы Таможенного союза в рамках интеграционного объединения ЕврАзЭС с созданием единой таможенной территории и использованием Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также заключения международных договоров по отдельным аспектам таможенного дела (например, таможенного транзита товаров).

 

Предварительное информирование таможенных органов и внедрение электронного декларирования для экспорта товаров из Беларуси в ЕС (введено в национальную практику ВЭД с 1 января 2010 г.). Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза и введение в действие единого таможенного тарифа. Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля в Таможенном союзе в части реализации соглашения о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами России и Беларуси от 29 июня 2007 г., с одной стороны, и решения по переносу отдельных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза – с другой. Эти и другие вопросы во время разговора между представителями Государственного таможенного комитета республики и субъектов хозяйствования с иностранным уставным капиталом пересекались, поскольку затрагивали как национальный, так и интернациональный уровень развития таможенного дела Республики Беларусь.

 

 

Возможность есть, условия – проблемны


Согласно постановлению белорусского таможенного ведомства от 4 сентября 2007 г. № 95 порядок предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу страны, носит добровольный характер. По этой причине за два года действия положений документа практического опыта в организации информационного обмена между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами оказалось не много.


Участники ВЭД получили возможность упрощенного таможенного оформления в случае предоставления предварительной информации таможенному органу. Однако некоторые условия для реализации этой возможности оказались проблемными. В частности, перечень сведений в предварительной информации содержит 53 пункта. Представители европейских компаний практически потеряли интерес к дальнейшему рассмотрению данного вопроса, сопоставив объем сведений предварительного уведомления в Республике Беларусь и Европейском союзе, где, например, для таможенного транзита достаточно представить сведения по 15 пунктам независимо от выбранной системы транзита.
Принятые технические условия для представления предварительной информации в электронном виде, структура, формат и объем сведений, а также время (не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу) снизили привлекательность информационного взаимодействия сторон.


Как бы там ни было, перспективы внедрения предварительного информирования в практику таможенного дела очевидны, что нашло подтверждение в материалах по таможенному законодательству Таможенного союза трех стран. Предусмотрены случаи обязательного представления таможенным органам предварительной информации, порядок и объем ее представления и использования для таможенных целей.
В этой связи представляются актуальными и перспективы унификации объема сведений для предварительной информации в Беларуси и Евросоюзе. Решение задачи зависит от направления унификации, которое будет выбрано: уменьшение сведений в белорусском сообщении или увеличение сведений в европейском. И, конечно, унификация формата, технического стандарта и др. По мнению начальника управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Николая Бурша, национальные таможенные органы пока не готовы к снижению объема сведений, но в перспективе в процессе формирования Таможенного союза объем сведений будет снижаться.

 

 

Под статусом «Добросовестный участник ВЭД»


Электронное декларирование было заявлено ГТК РБ в 2005 г., но только с июня 2008-го приобрело форму эксперимента. Для участия в нем были допущены субъекты хозяйствования, имеющие статус «Добросовестный участник ВЭД».

Для участия в эксперименте субъектов хозяйствования ГТК РБ были обозначены следующие условия:


– иметь статус «Добросовестный участник ВЭД»;

– создать временные зоны таможенного контроля на территории предприятия;

– приобрести и использовать на особых условиях пломбираторы, электронные ключи;

– экспортировать товары, на которые не распространяются меры тарифного и нетарифного регулирования.


В Беларуси почти 500 участников внешнеэкономической деятельности обладают специальным статусом «Добросовестный участник ВЭД», что позволяет воспользоваться следующими упрощениями таможенных процедур:

– при помещении товаров и транспортных средств под таможенную процедуру таможенного транзита не требуется предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

– осуществлять хранение товаров на своем складе в соответствии с таможенной процедурой временного хранения;

– помещать товары под таможенный режим свободного обращения до представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

– использовать на особых условиях и в установленном порядке таможенный пломбиратор, что дает возможность оформлять товар без его предоставления в таможенный орган;

– товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, могут освобождаться от таможенного досмотра, за исключением случаев наличия у таможенных органов информации, позволяющей предполагать о перемещении товаров с нарушениями законодательства;

– внеочередного пропуска автомобильных транспортных средств, перевозящих товары данного лица, в автодорожных пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь.

Также добросовестный участник ВЭД может осуществлять электронное декларирование с использованием элементов национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД).
Технология электронного декларирования, реализованная в эксперименте, заключается в следующем. Экспортер с помощью программного продукта производит электронную копию грузовой таможенной декларации и документа таможенного транзита, которые архивируются, подписываются электронной цифровой подписью и передаются по Интернету в Минскую центральную таможню, откуда пересылаются в пункт таможенного оформления. Инспектор таможни осуществляет проверку действительности электронной цифровой подписи, декларации и в случае отсутствия ошибок выдает экспортное свидетельство, которое передается в информационную базу АС «Контроль доставки» для получения разрешения на транзит. Свидетельство и разрешение заверяются электронной подписью инспектора и в обратном порядке через Минскую центральную таможню передаются экспортеру. Тот распечатывает на бумажном носителе грузовую таможенную декларацию и передает ее с другими товаросопроводительными документами перевозчику. Товар на склад временного хранения (СВХ) не помещается, а отправляется непосредственно из временной зоны таможенного контроля, т. е. со склада предприятия. Таможня видит товар только в пункте выезда на границе.


Данный эксперимент проводится с целью разработки технологии таможенного декларирования на безбумажной основе. В настоящее время 80 % белорусского экспорта оформляется с использованием электронных таможенных документов при участии 800 предприятий и оформлением в сутки около 1000 электронных деклараций.
С апреля 2009 г. таможенные органы перешли к внедрению пилотной зоны программных комплексов НАСЭД, которая разработана Национальной академией наук Республики Беларусь в рамках государственной программы «Электронная Беларусь». В этой системе предусмотрено участие всех субъектов, имеющих право декларирования товаров и транспортных средств. НАСЭД как централизованная система обеспечивает обработку таможенных документов во взаимосвязи с другими государственными органами, осуществляющими управление внешнеторговой деятельностью в Республике Беларусь. Также наряду с электронными документами система обрабатывает бумажные носители и выдает инспектору таможни один из вариантов решения: выдать разрешение, проверить наличие документов или произвести досмотр.


В целом система и усилия таможенных органов направлены на либерализацию экономики, содействие международной торговле и привлечение инвестиций в Республику Беларусь посредством упрощения таможенных операций, связанных с представлением товаров таможенным органам для таможенного оформления.
Нормативная база электронного декларирования фактически определяется Таможенным кодексом РБ и постановлениями правительства Республики Беларусь, принятыми в развитие положений ТК РБ. Программное обеспечение для электронного декларирования разработано РУП «Белтаможсервис», но в дальнейшем будут представлены необходимые условия и требования к программному продукту для участия других разработчиков.
В настоящее время участвовать в электронном декларировании могут субъекты хозяйствования, имеющие статус добросовестного участника ВЭД, а также другие предприятия, воспользовавшись услугами таможенных агентов, которые имеют данный статус и соответствующий программный продукт. Список таких таможенных агентов ограничен несколькими предприятиями, которые являются владельцами СВХ, где расположены пункты таможенного оформления.


При транзите товаров на основе предварительного информирования в электронном виде в пункты таможенного оформления на границе Республики Беларусь наиболее отработанной представляется технология взаимодействия участников ВЭД с РУП «Белтаможсервис». Для удобства грузоперевозчиков в бюро РУП «Белтаможсервис» на границе размещена информация о порядке предварительного информирования и преимуществах данной операции, в частности внеочередного оформления транзита. Практику предварительного информирования таможенных органов РУП «Белтаможсервис» осуществляет с 2000 г., а с 2005 г. – уведомление таможенных органов о ввозимых товарах стран Европейского союза с целью упрощения условий пересечения таможенной границы транспортными средствами. В 2008 г. объем предварительного информирования составлял до 1000 грузоперевозок в месяц. В настоящее время – такое же количество, но ежедневно.
Предварительное информирование РУП «Белтаможсервис» может быть осуществлено водителем транспортного средства посредством передачи факсимильной связью товаросопроводительных документов, а также экспедитором, который формировал товаросопроводительные документы, посредством электронной почты в различных форматах стран Европейского союза.


По мнению заместителя генерального директора РУП «Белтаможсервис» Алексея Бурдули, предварительное информирование рано или поздно станет обязательным и бесплатным, поскольку данное условие является одним из рамочных стандартов Всемирной таможенной организации, к которым присоединились Беларусь и Россия. Тем более что в ТК Таможенного союза прописано, что любое заинтересованное лицо (декларант, перевозчик, экспедитор и др.) может осуществлять предварительное информирование таможенных органов.
По словам Н. Бурша, в Таможенном союзе представление предварительной информации уполномоченными экономическими операторами (таможенные агенты и брокеры) будет обязательным условием для декларирования товаров. Кроме этого Комиссией Таможенного союза будет оформлен перечень товаров, по которым такое предварительное информирование станет обязательным.

 

 

 

 

На единой таможенной территории


Положения Таможенного кодекса Таможенного союза (ТКТС) открывают перспективу развития таможенного дела на единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России. В связи с этим у участников внешнеэкономической деятельности возникает ряд вопросов. Приведем некоторые из них.
Если таможенная очистка иностранного товара произведена в Беларуси, означает ли это, что этот товар в России будет в свободном обращении без дополнительного таможенного оформления?


Введение таможенного кодекса подразумевает, что после полного вступления его в действие товары, которые прошли таможенную очистку в любом из государств Таможенного союза, смогут передвигаться в рамках Таможенного союза свободно, без каких-либо дополнительных ограничений.


Что означает столь широкая практика применения национальных норм таможенного законодательства в Таможенном союзе?
Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев структуру таможенного законодательства Таможенного союза и уровни компетенции ее элементов: Таможенный кодекс Таможенного союза; международные договоры государств-участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС; решения Комиссии ТС.


Вопросы таможенного регулирования, не урегулированные таможенным законодательством ТС, решаются в соответствии с законодательством государств-участников ТС, которое состоит из нормативных актов национального законодательства государств-участников ТС; международных договоров государства-участника ТС с иностранными государствами и международными организациями; межведомственными международными договорами государств-участников ТС.
Для создания правовой базы Таможенного союза предполагается разработать 69 документов различного уровня.


Многоступенчатая структура таможенного законодательства ТС опирается преимущественно на таможенное законодательство государств-участников ТС, которое в Республике Беларусь имеет следующую структуру:

– Таможенный кодекс и принятые в соответствии с ним законы;

– указы президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;

– постановления правительства республики, принимаемые по вопросам таможенного регулирования;

– нормативные правовые акты республиканского таможенного ведомства.


Такая структура таможенного законодательства Таможенного союза представляется сложной для восприятия и практической реализации положений ТК ТС хозяйствующими субъектами.
Сложность правовых отношений в ТС можно представить на примере формирования рынка таможенных услуг и функционирования институтов уполномоченных представителей и таможенных перевозчиков.
Таможенным законодательством Республики Беларусь устанавливается порядок включения в реестр уполномоченных представителей (ранее – таможенные агенты или брокеры) и исключения из данного реестра, квалификационные требования к работникам уполномоченных представителей и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям.


При этом совершение таможенных операций такими лицами осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, ответственность за несоблюдение его требований – в соответствии с законодательством государств-участников Таможенного союза; общий реестр уполномоченных представителей формирует Комиссия Таможенного союза.
Возникает сложная комбинация правовых отношений в рамках законодательных актов нескольких уровней – национального и союзного.
Хозяйствующий субъект Республики Беларусь, имеющий соответствующую лицензию ГТК РБ на оказание участникам ВЭД услуг в области таможенного дела (декларирование) и внесенный в национальный реестр таможенных агентов (уполномоченных представителей), должен быть внесен дополнительно в общий реестр Комиссии ТС и при этом осуществлять деятельность в соответствии с законодательством ТС, а ответственность нести в соответствии с национальным законодательством.


В Республике Беларусь хозяйствующий субъект может приобрести статус таможенного агента (прототип уполномоченного представителя), выполнив наряду с другими требованиями условие заключения договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму порядка 125 тыс. долларов США.
В Российской Федерации статус таможенного брокера может приобрести юридическое лицо, выполнившее установленные требования и предоставившее обеспечение в размере 50 млн рублей и договор страхования своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн рублей (в совокупности около 2,5 млн долларов США).


Таможенным законодательством Республики Беларусь устанавливается порядок и условия включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения их из данного реестра. При этом статус таможенных перевозчиков подтверждается документом по форме, определенной решением Комиссии Таможенного союза; случаи и условия осуществления перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенным перевозчиком по таможенной территории ТС устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.
ТК ТС устанавливает общие требования к лицу, обладающему статусом таможенного перевозчика, среди которых следует отметить отличительные особенности норм законодательства Беларуси и России.
1. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, определенную законодательством государств-участников ТС.
В Республике Беларусь – посредством поручительства банка, небанковской кредитно-финансовой организации на сумму не менее 15 тыс. базовых величин (около 190 тыс. долларов США). В Российской Федерации – обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму 20 млн рублей (около 700 тыс. долларов США).


2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Размер страховой суммы определяется законодательством государства-участника ТС.
В Республике Беларусь такое требование к таможенным перевозчикам в таможенном законодательстве отсутствует. В Российской Федерации – страховая сумма не может быть меньше 20 млн рублей (700 тыс. долларов США).
Очевидно, что транспортная деятельность белорусских таможенных перевозчиков на единой таможенной территории ТС зависит от уровня финансовых гарантий, который в настоящее время почти в восемь раз ниже уровня гарантий российских перевозчиков с аналогичным статусом. От этого будут зависеть условия получения документа, подтверждающего статус от Комиссии ТС, и условия осуществления перевозки с использованием этого статуса, установленные таможенным законодательством ТС.


Учитывая, что белорусских таможенных перевозчиков, достигших установленный по национальному законодательству уровень обеспечения не так много (около 50), достижение более высокого уровня (например, российского) для большинства предприятий менее вероятно.
Промежуточным решением в вопросе дальнейшего функционирования в ТС институтов уполномоченных представителей, таможенных перевозчиков с участием белорусских хозяйствующих субъектов является повышение уровня обеспечения, для уполномоченных представителей до 1 млн евро с переходным периодом в 12 месяцев, для таможенных агентов – до 200 тыс. евро. После такого повышения обеспечения, которое может быть достигнуто преимущественно депозитом денежных средств или залогом имущества, можно предположить снижение привлекательности для бизнеса услуг в области таможенного дела. 

 

 

 

Взаимно признают…

 


В ст. 5 и 10 Соглашения о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и Республики Беларусь от 29 июня 2007 г., определено, что таможенные органы государств договаривающихся сторон взаимно признают документы, оформленные при выдаче разрешения на транзит и при завершении транзита товаров, а также документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
– является ли данное Соглашение развитием положений ТК ТС или речь идет о двух различных, самостоятельных направлениях в регулировании таможенного транзита?
– когда состоится утверждение в Республике Беларусь российского бланка ГТД/ТД, унифицированного с европейским единым административным документом для транзита товаров?
По информации главного инспектора управления организации таможенного контроля ГТК РБ Андрея Полянского, данное соглашение ратифицировано парламентами обоих государств и в настоящее время положения Соглашения являются действующими. Соглашением предусмотрено взаимное признание сторонами как международных (книжка МДП), так и национальных (ГТД/ТД, ДКД или ДТТ) документов таможенного транзита.
В перспективе предполагается использование единых таможенных документов. Сегодня белорусские таможенные органы оформляют ДТТ, который признается российской стороной, и признают ГТД, оформленную ими.

 

 

В интересах трех государств


Наконец, еще два момента, которые волнуют участников ВЭД. Во-первых, суть решения о переносе согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза в части, касающейся белорусско-российской границы. Во-вторых, сохранятся ли пункты принятия уведомлений на белорусско-российской границе, и если товар следует из ЕС в РФ, то кто на границе ЕС/Беларусь будет оформлять перевозку – российский или белорусский таможенник?
Принятие ТК ТС подразумевает, по утверждению Н. Бурша, поэтапный перенос таможенного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Таможенного союза. Разработан соответствующий план, который подразумевает принятие еще целого ряда различных подзаконных актов для осуществления этого процесса. Такой перенос должен произойти на белорусско-российской границе к июлю 2010 г., а снятие таможенного контроля с российско-казахстанской границы произойдет только в 2011-м.
Контроль на российско-белорусской границе не сводится только к таможенному контролю. Осуществляются транспортный, ветеринарный, фитосанитарный и др. виды контроля, поэтому план переноса контроля предусматривает, чтобы все эти функции перешли на внешнюю границу Таможенного союза. Как заверил Н. Бурш, на внешней границе Таможенного союза транспортное средство будет встречать белорусский таможенник, но он будет действовать в интересах и с соблюдением всех требований, которые действуют в Таможенном союзе, а они будут охватывать различные ограничения Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.

«Мы будем работать в интересах всех трех государств, и все контрольные службы будут выполнять функции в интересах всех трех государств. Те нетарифные ограничения, которые существуют у нас сейчас, при создании Таможенного союза будут унифицированы, и поэтому при переносе контроля к середине 2010 г., возможно, ППУ на российско-белорусской границе будут упразднены», – подчеркнул он.