МАФ - Регион "«МАФ-Регион»: Всероссийская конференция автотранспортников в Твери"




«МАФ-Регион»: Всероссийская конференция автотранспортников в Твери

 

Олег ВЛАДИМИРОВ
Фото автора

 

 

Шестнадцатого января в Твери в рамках проекта «МАФ - Регион» состоялась конференция, организованная дирекцией Международного автотранспортного форума, НП «Тверской автотранспортный союз», ООО «БалтАвтоЛогистика» при участии проекта «Безопасные дороги» партии «Единая Россия».

 

 

Кто и что будет контролировать риск?

В ее работе приняли участие более 120 представителей автотранспортных компаний и некоммерческих объединений перевозчиков из Тверской области, руководителей некоммерческих объединений  центральной части России и других регионов, а также АСМАПа России, Российского автотранспортного союза, НП ОДП «Белогорье», НО «ЛАТ», НП ОДП «Придонье», НП ОДП «Беломоры», НП ОДП Владимирской области, НП «Средняя Волга», НП «Донской транспортный альянс», АНО «Автотранспортников Южного региона», НП «Паритет», Межрегионального профсоюза водителей - профессионалов, НО «Межрегиональный профессиональный союз работников отрасли автомобильных перевозок «Дальнобойщик».
В начале конференции заместитель генерального директора ООО «МАН Автомобили Россия» Владимир Коробейников и генеральный директор компании «Иларавто» (дилера MAN) Павел Евдокимов вручили учредителю транспортной компании «Кимры-автотранс» В. Юрчакову символический ключ от двух автобусов MAN. Пассажирские автобусы производства Нyundai Motor Company представил участникам конференции менеджер отдела продаж ООО "ХендеКомТранс" Дмитрий Алексеев.


Программу «Цель-Ноль» проекта «Безопасные дороги» партии «Единая Россия» участникам конференции презентовал заместитель руководителя административной группы проекта Владимир Соколов. Он рассказал о первых результатах проекта, цель которого - снижение аварийности на наших российских дорогах. Особое внимание он уделил современным средствам технического контроля и новейшим технологиям безопасности как для водителей, так и пассажиров, которые необходимо внедрять в практику всем участникам дорожного движения. Не случайно, что участниками проекта стали представители ГИБДД, МЧС, Минздрава и других российских министерств и ведомств. За его основу взята наработанная практика европейских стран – с эффективной организацией дорожного движения,  с развитой придорожной инфраструктурой, позволяющей водителям и их пассажирам вовремя поесть, отдохнуть, обслужить автотехнику (безо всего этого крайне сомнительно, что будет хоть какой-нибудь смысл в использовании цифровых тахографов).
Участники конференции «Содружество» знакомились с новой техникой, современными системами технического контроля, обсуждали вопросы подготовки водителей и безопасности дорожного движения.
О готовящемся новом техническом регламенте по техническим средствам контроля на автотранспорте собравшимся рассказали старший научный сотрудник ОАО «НИИАТ» Лена Арбатская и менеджер по продажам компании «СityPoint» Дмитрий Кошкин.

 

 

Автосервис: кадры решают все!


Проблемы подготовки, переподготовки, подбора кадров были подняты в докладе исполнительного директора Тверской ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (ТАПТО) Игорь Савченко.
Опытом создания и развития системы взаимодействия образования и бизнеса в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспорта поделился с собравшимися исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (НАПТО) Б. А. Ласкин.


- НАПТО объединяет региональные ассоциации предприятий технического сервиса транспортных средств в 20 субъектах РФ, - сказал он. - Ассоциация решает задачи по координации и дальнейшей консолидации потенциала предприятий автотехобслуживания и ремонта ТС в целях разработки и применения стандартов и правил предпринимательской деятельности, направленных на совершенствование технологических процессов ремонта ТС, обеспечение качества выполняемых работ по ТО и ремонту ТС и повышение эксплуатационной безопасности автотранспорта. Наша позиция такова, что обслуживание и ремонт конструктивно сложных транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности, должны осуществляться квалифицированным персоналом с использованием современного специализированного оборудования на основе нормативно-технической и технологической документации, разрабатываемой предприятиями-изготовителями ТС.


- Исходя из анализа ситуации в области продажи, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта ТС, а также показателей аварийности на дорогах страны, мы считаем необходимым принять меры по реформированию системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств в Российской Федерации, – продолжил Б. Ласкин. – По данным статистики, на начало 2009 г. в России зарегистрировано более 41,2 млн единиц транспорта. При этом по результатам технического осмотра за 2008 г. было выявлено более 2,6 млн транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. Кроме того, более 5,1 млн водителей было привлечено к административной ответственности за управление ТС с неисправностями, при которых эксплуатация ТС запрещена. Суммарно это порядка 7,8 млн неисправных транспортных средств, которые в ходе эксплуатации подвергали риску жизнь, здоровье и имущество граждан.

 

 

ООО «МАН Автомобили Россия» представило участникам конференции современную технику для перевозки пассажиров

ООО «МАН Автомобили Россия» представило участникам конференции современную технику для перевозки пассажиров

 


С учетом приведенных фактов мы констатируем, что проблема обеспечения эксплуатируемого в России автотранспорта качественным своевременным техническим обслуживанием и ремонтом выходит на критический уровень. При сохранении тенденции роста российского автомобильного парка, в том числе в связи с удлинением сроков эксплуатации транспорта, дефицит предприятий технического сервиса ТС будет неуклонно увеличиваться. Это создаст серьезное инфраструктурное ограничение в развитии российской экономики и поставит под угрозу обеспечение безопасности движения на дорогах страны.
Решение этой проблемы НАПТО видит в организации государственно-частного партнерства, которое предусматривает реализацию федеральной программы развития инфраструктуры технического сервиса ТС, в том числе создание системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на основе законодательного обеспечения развития автотранспортной отрасли.
В качестве еще одной инициативы НАПТО направила свои предложения в адрес Министерства транспорта РФ, которое подготовило ведомственную целевую программу (ВЦП) во исполнение протокола совещания у первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова и протокола заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.


НАПТО предложила внести в проект ВЦП Минтранса РФ мероприятия по развитию инфраструктуры объектов дорожного сервиса (включая предприятия технического сервиса транспортных средств) в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог для решения следующих задач: увеличение доли предприятий малого и среднего бизнеса, оказывающих качественные услуги по ТО и ремонту транспортных средств; повышение эффективности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на рынке автосервисных услуг; повышение безопасности дорожного движения за счет снижения рисков возникновения отказов и неисправностей ТС при эксплуатации; увеличение количества людей, занятых на рынке автосервисных услуг.

 

 

Безопасен ли регламент о безопасности?


С докладом «Саморегулирование в автомобильных перевозках. Получение статуса СРО по ФЗ № 315» на конференции выступил советник по правовым вопросам исполнительного директора СРО НП «Монолит» Р. А. Ковнер.
В прениях, где обсуждались вопросы, связанные с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», проектом закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выступили президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов, председатель профсоюза МПВП Александр Котов, директор АНО «Автотранспортников Южного региона» Валентин Сенько, президент НО «Тверской автотранспортный союз» Евгений Орлов.
Если учесть, что пакет законопроектов, касающихся автомобильного транспорта и автотранспортной деятельности, Госдума собирается принять уже на весенней сессии, а проблем в сфере автоперевозок накопилось немало. К тому же многие из них еще больше обострил мировой финансово-экономический кризис, легко понять, почему прения на тверской конференции были острыми, а эмоции порой перехлестывали через край. Участники конференции овациями приветствовали критику проекта закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая содержалась в выступлении президента НО «Тверской автотранспортный союз» Е. В. Орлова. Законопроект, устанавливающий правовые основы функционирования автотранспорта и регулирующий отношения, возникающие при автотранспортной деятельности и организации дорожного движения, на взгляд участников конференции, изобилует такими не всегда обоснованными штрафными санкциями к автоперевозчикам, которые просто вышвырнут малый бизнес из этого сегмента рынка, отдав его на откуп крупным компаниям.

 

 

Прения на тверской конференции были острыми, и в колонном зале они не заканчивались

Прения на тверской конференции были острыми, и в колонном зале они не заканчивались

 


В сентябре 2010 г. должен вступить в силу технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Спорных вопросов там немало.
В частности, острую дискуссию вызвало положение этого регламента, предусматривающее уменьшение максимально допустимой длины автопоезда до 16,5 м. Сейчас на территории Российской Федерации все автопоезда имеют разрешенную длину 20 м. Ограничение длины до 16,5 м (седельный тягач + полуприцеп) и до 18,75 м (грузовик с прицепом) приведет к необоснованным затратам, необходимым для внесения изменений в конструкции транспортных средств, и, более того, потребует обновить автопарк или вообще уйти с рынка автотранспортных услуг ввиду невозможности работы в сегменте седельный тягач + полуприцеп, поскольку общая длина автопоездов варьируется от 16 м до разрешенных ПДД 20 м. Практически 80 % ввезенных в страну капотных тягачей американского производства, а также российские КАМАЗ, «Урал» и т. д. не попадают в разрешенные 16,5 м. Большей части перевозчиков придется изыскать средства на переделку тягачей, прицепов, полуприцепов. Кроме того, это – еще и изменение в конструкции транспортного средства, которое надо регистрировать в ГИБДД. Все это, считают перевозчики, приведет к простоям техники и необоснованным расходам перевозчика.
Если это положение будет принято, то астрономическое количество автотранспортных средств станет «непроездным» по своей стране. И каким образом автотранспорт сможет выполнять в достаточном объеме свои функции по обеспечению экономики России в перевозках, известно лишь авторам проекта. Представители некоммерческих партнерств и объединений автотранспортников, собравшиеся в Твери, говорили о том, что максимальная длина транспортного средства – автопоезда в составе автомобиля-тягача категории М или N и прицепа (полуприцепа) не должна превышать 20 м; что необходимо выступить с предложением внести изменения в ст. 23.1 и 23.5 Правил дорожного движения РФ по повышению весогабаритных характеристик автопоездов - контейнеровозов до параметров стран ЕС:


23.1.  Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства, но не более: общая масса автопоезда - 44 т; нагрузка на ось - 11 т.
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4,30 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляется в соответствии со специальными правилами.


Возражения вызвал и пункт техрегламента, предусматривающий специальную процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на соответствие требованиям регламента: автомобиль, не имеющий сертификата ОТТС, не сможет ввозиться, продаваться и эксплуатироваться в России. Подача тем же заявителем заявки на оценку соответствия другого транспортного средства, принадлежащего к тому же типу, допускается не ранее чем через 12 месяцев с момента оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Однако этот пункт 60 фактически содержит в себе ограничение ввоза автомобилей частниками или независимыми импортерами, поскольку, получив сертификат соответствия на один автомобиль определенного типа (легковой, грузовой, автобус и пр.), подать заявку для проведения оценки соответствия следующего автомобиля того же типа независимый импортер сможет только через 12 месяцев.


Об опыте сотрудничества с исполнительной властью в Республике Татарстан по урегулированию проблем перевозчиков, связанных с весенними весовыми ограничениями, рассказал генеральный директор компании «АСТС», член НО «ЛАТ» Айрат Каримов. Насколько универсален для российских регионов опыт работы перевозчиков Татарстана, судить сложно: где-то удается найти понимание с властями регионов, где-то – нет. Все-таки формула обеспечения эффективности перевозок грузов в период весенней распутицы должна быть единой – без участия пресловутого человеческого фактора: дорожные службы в период распутицы должны обеспечивать прохождение автотранспортом слабых участков дорог, а не «закрывать» страну на несколько месяцев для грузового транспорта. Выступавшие в прениях на конференции руководители некоммерческих партнерств и объединений автотранспортников были единодушны в том, что давно пришло время отменить ст. 28 и ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», препятствующие осуществлению перевозок автомобильным транспортом на целых три месяца. Кроме того, транспортники считают, что пора сделать абсолютно прозрачной, упростить и упорядочить процедуру взвешивания ТКТС и оплаты за их проезд, прикрыв эту «кормушку» для нечистоплотных дельцов в униформе. А для этого в местах массового скопления грузов - портах, железнодорожных станциях, на терминалах необходимо организовать эффективные и доступные пункты оплаты за превышение параметров, не требующих согласований (превышение нагрузки на ось и высоты).


- 15 апреля 2009 г. состоялось заседание Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации, на котором впервые рассматривались проблемные вопросы в организации весового и габаритного контроля при перевозках тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также сезонных временных ограничений движения автотранспортных средств, - сказал директор автономной некоммерческой организации транспортников Южного региона В. Сенько. – Это было сверхожидаемое сообществом автоперевозчиков мероприятие, и мы небезосновательно возлагали надежды на решения Комитета, поскольку была совершенно очевидна необходимость положительной и скорейшей реализации рекомендаций, направленных Комитетом в Министерство транспорта РФ: они выстраданы последними десятилетиями бесправного существования автотранспортников. Однако вместо решения проблем Министерство транспорта направило в Комитет по транспорту ГД РФ очередную отписку. Между тем только грузовых автомобилей с большой мощностью двигателя в Российской Федерации зарегистрировано 5,5 млн, а если к ним прибавить грузовики малой мощности, автобусы, маршрутные и обычные такси, промышленный и специальный транспорт… В России в этой сфере занято более 20 млн трудоспособного населения. К ним нужно относиться по меньшей мере с уважением…

 

 

В конференции в колонном зале Дома офицеров Тверского гарнизона приняли участие более 120 представителей автотранспортных компаний и некоммерческих объединений перевозчиков из Тверской области и других регионов России, АСМАПа России, РАС

В конференции в колонном зале Дома офицеров Тверского гарнизона приняли участие более 120 представителей автотранспортных компаний и некоммерческих объединений перевозчиков из Тверской области и других регионов России, АСМАПа России, РАС

 

 

Весна грядет – готовьте деньги…

 

Не меньшая проблема, с которой сталкиваются перевозчики в период действия весенних ограничений, – размеры оплаты. Участники конференции высказывали предложение о необходимости ввести двухлетний мораторий на действие ст. 12.21.1. («Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов») и ст. 12.21.2. («Нарушение правил перевозки опасных грузов») Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; что необходимо установить экономически обоснованные размеры штрафов на должностных и юридических лиц, определяемые согласно Постановления Правительства РФ от 26.09.1985 г. № 962 «О взимании платы с владельцев АТС, перевозящих тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования»:

– за превышение общего веса автопоезда свыше 44 т - трехкратная ставка платы за ущерб дороге;

– за превышение нагрузки на ось свыше 11 т на одиночную ось - двукратная ставка платы за ущерб дороге;

– за превышение габарита по высоте свыше 4 м 30 см - из расчета 2 рубля за один км пробега.

В выступлениях представителей автотранспортной отрасли прозвучали предложения ускорить передачу функций технического осмотра от ГИБДД негосударственным структурам, для грузовых АТС техосмотр проводить один раз в два года по месту базирования предприятий.
По-прежнему одной из самых болезненных для автотранспортного сообщества остается тема транспортного налога. Накануне 2010 г. Государственная Дума РФ, отреагировав на акции протеста, прокатившиеся по России, не стала повышать транспортный налог – она «умыла руки», переложив ответственность за его повышение на региональные власти. И многие из них уже воспользовались этим своим правом. Представители некоммерческих партнерств и объединений, собравшиеся в середине января в Твери, считают, что для коммерческого автомобильного транспорта предельно посильно применение транспортного налога (на лошадиную силу) для грузовиков с мощностью двигателя свыше 200 и 250 л. с. на уровне федеральной ставки (13 и 17 рублей за л. с.). Причем эту ставку следует сохранить хотя бы в течение 2010 - 2011 гг.


Еще одна болезненная проблема – налог на землю. С одной стороны, государство сегодня предпринимает усилия по «коллективизации» мелких частных перевозчиков, с другой – эта деятельность специфична. Для стоянки и обслуживания транспорта, для проведения квалифицированных предрейсовых техосмотров техники и медосмотров персонала необходимы соответствующие помещения и, соответственно, земля: автотранспортное предприятие в этом плане сильно отличается от экспедитора-«табуреточника», которому нужен лишь телефон да крыша над головой…
Перевозчики считают, что, учитывая специфику автотранспортных предприятий, которая требует больших земельных площадей, необходимо отнести земли, занятые в производственной деятельности транспортных компаний, к ограниченным в обороте (как это и предусмотрено в Земельном кодексе) и распространить в соответствии с этой градацией в Налоговом кодексе РФ (ст. 394) норму налога на землю 0,3 %, как это предусмотрено для других земель, ограниченных в обороте.
Конференция приняла обращение к Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.
Участники конференции поручили председателю МПВП А. В. Котову представлять конференцию «Содружество» в Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, Министерстве транспорта РФ. Отчитаться о проделанной работе он должен на следующей Всероссийской конференции 26 - 27 марта 2010 г. в Белгороде, которая будет проводиться в рамках «МАФ-Регион».

 

Третья Всероссийская конференция в рамках проекта «МАФ-Регион» пройдет 26 - 27 марта 2010 г. в Белгороде

 

Организаторы «МАФ-Регион-Белгород»:
Международный автотранспортный форум
ЛОГО ДЕЛОВОГО КЛУБА МАФ
НП «Белогорье»
ЛОГО НП «БЕЛОГОРЬЕ»

 

История проекта «МАФ-Регион» началась вскоре после завершения работы V Международного автотранспортного форума: 6 - 15 октября 2009 г. стартовал пилотный проект «МАФ-Регион». На этот раз в качестве конференц-зала использовали мобильную площадку - теплоход «Федор Абрамов», который прошел по маршруту Самара - Казань – Нижний Новгород – Ярославль - Тверь.
Во всех городах по берегам Волги, где «Федор Абрамов» делал остановки, проходили заседания конференция объединений автоперевозчиков, профсоюзов, представителей автотранспортного бизнес-сообщества, общественных объединений. В Самаре в работе форума приняли участие перевозчики некоммерческих партнерств (НП) «Белогорье» (отметим особо: это НП приняло участие во всех заседаниях конференции), «Средняя Волга», «Поволжье», в Казани - перевозчики некоммерческого объединения «Логистическая ассоциация Татарстана» (ЛАТ), представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, отдел грузовых перевозок и логистики и Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, специалисты «Студии вождения Михаила Булгакова», кадрового агентства Logistic People Connection, концерна Volvo Truck, в Нижнем Новгороде – перевозчики НП «ОДП Владимирской области», «Трансрегиональное объединение перевозчиков», в Ярославле – перевозчики некоммерческого объединения «Ярославский автотранспортный союз», в Твери - НО «Тверской автотранспортный союз».